Краткосрочный проект "Безопасность на железной дороге"
материал (средняя группа)
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста, а также их родителей навыков безопасного поведения на железной дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткосрочный проект о безопасности на железной дороге | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект «Безопасность на железной дороге»
Автор: Воспитатель МАДОУ №22 «Город Детства» группы №25
Булдакова С.Н.
Описание: Данный проект рассчитан на детей средней группы возраста 4-5 лет.
Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой.
Тип проекта: социальный, творческий.
Сроки реализации проекта: Краткосрочный, она неделя.
Участники проекта: Дети средней группы, педагоги, родители.
Актуальность проекта.
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста, а также их родителей навыков безопасного поведения на железной дороге. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на проблемную ситуацию, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на железнодорожном транспорте и вблизи железнодорожных объектов. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на железной дороге реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Актуальность проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.
Проблема:
Ежегодно в мире случаются тысячи аварий и катастроф, в которых гибнут люди.
Какой вид транспорта считается наиболее безопасным для передвижения? Трудно сказать. И самолеты часто падают, и машины сталкиваются, и даже велосипедисты попадают в ДТП. Опасность подстерегает человека на каждом шагу, и железная дорога тому не исключение. Мы пользуемся этим видом транспорта очень часто, значит, считаем его гарантом безопасности. А безопасность, как известно, есть защита от опасности.
Цель:
1. Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на железной дороге.
2. Развивать память, мышление, умение логически правильно излагать свои мысли, умение действовать по инструкции, внимание.
3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство осторожности.
Задачи:
1. Формировать у детей среднего дошкольного возраста потребности усвоения правил безопасного поведения на железной дороге.
2. Прививать детям практические навыки ориентирования в опасной ситуации через информативно-поисковую деятельность
3. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах безопасного поведения на железной дороге.
4. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
5. Развивать познавательный интерес, умение детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими детьми приобретенным опытом.
Этапы реализации проекта:
• Подготовительный (аналитический);
• Основной (реализация намеченных планов)
• Заключительный (развлечение).
С детьми средней группы были проведены следующие мероприятия:
I. Подготовительный этап.
1) Разработка и накопление методических материалов;
2) Создание необходимых условий для реализации проекта;
3) Создание развивающей среды;
4) Подбор необходимой художественной литературы по теме проекта.
II. Основной этап.
1) Беседа с детьми на тему «Правила поведения на железной дороге»;
2) Чтение сказок о правилах поведения на железной дороге;
3) Загадки;
4) Подвижные игры;
5) Памятка для родителей «Безопасность на железной дороге».
III. Заключительный этап.
Развлечение на тему «Познавательное путешествие на поезде».
Приложение № 1
Беседа: «Правила безопасности детей на железной дороге».
Цель: систематизировать знания детей о железной дороге; познакомить со зданием вокзала, внутренним устройством; расширять знания и представление детей о профессиях железнодорожников; познакомить детей с основными причинами несчастных случаев на железной дороге; учить детей уважать и соблюдать нормы поведения, обусловленные правилами безопасности на железнодорожном транспорте.
Оборудование: набор иллюстраций о железной дороге, о профессиях железнодорожников; картинки для коллажа; пл-акаты с опасными ситуациями на железной дороге; круги красного и зеленого цветов для игры. Целью беседы являлось формирование культуры безопасности поведения у детей на железной дороге.
В процессе беседы мы обсудили главные аспекты правил поведения и узнали, что нельзя делать на железной дороге:
Воспитатель: Беседу хочу свою начать с загадки, если вы ее отгадаете, то поймете, о чем пойдет речь, и так слушайте:
Эта лестница лежит,
А паровоз по ней бежит.
(железная дорога)
Дети: Железная дорога, рельсы.
Воспитатель: Совершенно верно, железная дорога. И сегодня мы поговорим с вами именно о железной дороге, о профессиях железнодорожников, и о тех опасностях, которые несет железная дорога.
А начнем мы нашу беседу с истории создания первого паровоза и железной дороги.
Первый в истории России паровоз появился в 1834г. Над созданием этого паровоза трудились отец и сын Черепановы. Паровоз перевозил небольшое количество грузов и двигался с очень маленькой скоростью, да и дорога была не железная, а деревянная. Она была не удобна в эксплуатации, и со временем ее заменили на чугунную, но и чугунная дорога тоже была не прочной. Под воздействием погодных условий рельсы часто лопались, что приводило к авариям на железной дороге. Но не прошло и года, как они построили второй паровоз, он был более мощный. Мог перевозить в три раза больше грузов, чем первый. Рельсы заменили на железные. А уже через несколько десятилетий железнодорожный транспорт стал в России основным видом транспорта. Тысячи километров железных дорог было построено на территории нашей страны. По ним перевозили торговые и промышленные грузы. Люди получили возможность быстро переезжать из одного города в другой. Строительство железных дорог и железнодорожного транспорта стало стремительно развиваться и вот уже в настоящее время железнодорожный транспорт является одним из ведущих в России. Появились более современные и высокоскоростные поезда - «Сапсаны».
Главное здание на железной дороге - это вокзал.
Нам открывается страна с вокзального порога.
Откроешь дверь, и вот она - железная дорога.
Зелёный, красный свет горит и каждый миг сигналом
Вокзал с дорогой говорит и поезда с вокзалом.
У всех вокзалов есть два выхода: один в город, на привокзальную площадь, а другой на перрон - к железной дороге. В вокзале есть самый главный зал. Он называется - зал ожидания. Так же в вокзале есть билетные кассы, комната «Матери и ребенка», буфет, отделение связи, справочная, камера хранения. Ребята, а как вы думаете, зачем на станции нужен вокзал?
Ответы детей: Для обслуживания пассажиров, для управления движением поездов.
Воспитатель: Да, в вокзале находится диспетчерская - в которой диспетчер управляет поездами, следит за безопасностью на железной дороге. Обслуживанием и содержанием железной дороги и железнодорожного транспорта занимаются монтеры и обходчики путей железной дороги. Обо всех неисправностях на дороге они сообщают в диспетчерскую. Главным человеком, который управляет поездом, является машинист. Он следит за приборами, управляет поездом, за ситуациями на железной дороге.
В вагоне, хозяйкой является проводница. Она обслуживает пассажиров вагона, выдает им постельное белье, следит за посадкой и высадкой пассажиров из вагона.
Железная дорога - это очень удобный вид транспорта, которым люди пользуются каждый день. С одной стороны он решил много проблем: уменьшил время пребывания пассажиров в пути, быстрее доставляются грузы, и в то же время он породил массу опасностей для человека. Основными причинами травм детей на железной дороге является незнание и нарушение правил безопасности.
Предлагаю вспомнить правила поведения на железной дороге:
Правила эти железнодорожные -
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно.
В жизни помогут они обязательно.
Дети рассматривают плакаты с опасными ситуациями на железной дороге.
1. На перроне оживленье,
Собирается народ- Суета и не терпенье,
Скоро поезд подойдет!
2. Мы не скачем, не играем,
Мы идем себе, гуляем,
По мячу ногой не бьем
И спокойно поезд ждем!
3. Всем нужно запомнить и Правило знать, - у края платформы Опасно стоять!
4. Слева и справа идут поезда - Прыгать с платформы Нельзя никогда!
5. Электричка быстро мчится Трудно ей остановится. От нее ужасный ветер, Близко к ней не стойте, дети!
6. В поездах разрешено Открывать в жару окно. Но высовываться, дети, из окна запрещено!
7. Что случилось вдруг с руками? Кто-то бросил в поезд камень! Стыдно нам за них друзья, - Делать этого нельзя!
8. Этот выход не из лучших! Вы боитесь опоздать? Перед поездом идущим Не спешим перебегать!
9. Мяч на рельсы укатился И теперь раздавлен он Чтоб плохого не случилось, Не подлазьте под вагон!
10. Рельсы новее блестят, Так и манят всех ребят, Постоять на них ногами, Посчитать длину шагами Скажем прямо вам, друзья - Делать этого нельзя!
11. На рельсы положен Какой - то предмет - Опасная штука Много наделает бед!
12. Через рельсы нас ведет Пешеходный переход И поэтому народ Здесь уверенно идет!
13. По ступенькам выше, выше, Вот видны вагонов крыши. Перейдем легко и просто Через пешеходный мостик!
Дети вместе с воспитателем рассматривают и объясняют каждую ситуацию.
Для закрепления правил поведения на железной дороге проводится детская игра «Опасно-безопасно». Детям раздаются два кружка: красный и зеленый. Воспитатель называет ситуации, а дети поднимают кружок - если опасные - красный, если безопасные - зеленый.
Ситуации:
1. Ребята, ожидая прихода поезда, играют в мяч на перроне.
2. Витя и Коля, играя в прятки, прячутся под вагонами.
3. Андрей с Машей переходят железнодорожные пути по пешеходному мостику.
4. Женя с мамой ожидают прибытие поезда в зале ожидания.
5. Дети, проходя мимо рельсов, положили на них камень.
6. Вася и Петя бросали камни в проходящий поезд.
7. Витя отел прокатиться на подножке поезда.
В конце игры воспитатель подводит итог, отмечает, что дети хорошо запомнили правила безопасного поведения на железной дороге.
Подведем теперь итоги,
Убедимся лишний раз:
Безопасность на дороге -
Это главное для нас!
Железная дорога - не место для игры.
Вы правило усвоили как себя вести.
Правила запомнил - В тайне не держи Всем друзьям, знакомым Знаешь - расскажи!
На этом наша беседа подошла к концу. Всем спасибо, и всем счастливого пути!
Приложение№2
Сказки о правилах поведения на железной дороге
1. Хотела Зебра срезать путь,
«Я махом тут пройду уж как-нибудь»
И через рельсы путь свой проложила
О чем всю жизнь потом себя корила.
Помяты ушки и короче хвостик-
А мог спасти ее на переходе мостик.
Ходите только по специальному настилу
И все проблемы потеряют силу!
Переходить железную дорогу нужно только в специально отведенном месте – там, где есть специальный настил.
2. Слоненок Бимбо — непоседа,
Он по перрону лихо бегал,
Слониха-мама сбилась с ног:
«Куда девался мой сынок?»
А рядом поезд проходил,
Он хвост слоненку придавил.
Страдает сын и мама плачет,
А все могло бы быть иначе.
Учите правила, ребятки-
Они просты и очень кратки.
Стоять на краю платформы очень опасно - может затянуть под проходящий поезд.
3. Есть на дороге семафор
Он чуть похож на светофор:
Два глаза красных у него
Сейчас расскажем для чего:
Семафор мигает красным?
Это очень, друг, опасно.
Сперва поезд пропусти,
А потом переходи.
Если ты переходишь дорогу там, где нет шлагбаума, нужно обратить внимание на семафор. Семафор очень похож на светофор, только у него не три цветовых сигнала, а два.
Приложение№3
Загадки о железной дороге
Нужно здесь купить билет –
И объедешь целый свет.
Коль багаж на целый пуд,
Ждет носильщик, тут как тут.
И повсюду – слева, справа
Пассажирские составы.
(вокзал)
Эта лесенка лежит,
А паровоз по ней бежит.
(железная дорога)
Ходят шумно поезда
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их…
(машинисты)
Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница.
(поезд)
Он на вокзале есть всегда
К нему приходят поезда.
Двойное «р» содержит он
И называется …
(перрон)
Эта женщина в вагоне,
Как хозяйка в доме:
И в купе тебя проводит,
И чайком напоит.
(проводница)
Приложение№4
Подвижные игры
«Поезд»
Цель игры: Учить детей ходить и бегать друг за другом. Сначала держась друг за друга, затем не держась;
Описание игры: Дети становятся друг за другом. Каждый ребенок изображают вагон, а впереди стоящий паровоз (взрослый). Паровоз гудит, и поезд начинает двигаться – сначала медленно, потом быстрее. Приближаясь к станции (заранее отмеченное место, поезд замедляет ход, останавливается. Затем паровоз даёт гудок, и движение возобновляется. Через некоторое время в эту игру можно ввести ряд добавлений. Например, кто-нибудь может быть семафором, ему дают два флажка –красный и зеленый: при поднятии красного флага поезд останавливается, при поднятии зеленого флага продолжает движение. (эту роль дети выполняют по очереди.
Правила игры: Нельзя толкать и обгонять друг - друга;
Примечание: Изображая поезд, каждый ребенок может свободно вращать руками, гудеть, говорить «чух, чух, чух!».
«Паровозик с именем»
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие самоконтроля.
Описание игры:
Дети сидят на стульчиках, расположенных в один ряд. Выбирают ребенка, который будет первым “паровозиком”. Он “едет”, работая локтями попеременно, а дети вслух повторяют его имя. Сделав круг, “паровозик” останавливается возле одного из ребят и произносит его имя.
Названный по имени становятся новым “паровозиком” и встает впереди первого, а прежний “паровозик” делается “вагончиком”. Теперь они вдвоем “едут” по кругу, объезжая различные препятствия, выбирают себе следующий “паровозик”. Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит паровозик.
Примечание: препятствиями могут служить стулья, различные крупные игрушки, расставленные по комнате. Можно включить для сопровождения игры веселую музыку. Но когда поезд получится очень длинным, нужно следить за тем, чтобы первый ребенок двигался потише для того, чтобы остальные “вагончики” не отцепились.
Приложение№5
Памятка для родителей «Безопасность на железной дороге»
Железная дорога – удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются люди каждый день. Но опасностей на ней хватает, поэтому дети должны крепко-накрепко усвоить, что железная дорога – не место для игр. Нельзя кататься по платформе на велосипеде, скейтборде, роликах – ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Нужно опасаться края платформы, нельзя стоять на линии, обозначающей опасность! Оступившись, можно упасть на рельсы под приближающийся поезд. Взрослые обязаны помнить: дети на вокзале должны находиться под наблюдением, маленьких детей следует держать за руки.
Выучите с вашими детьми эти правила и будьте для них примером!
• Не переходите через железнодорожные пути в неустановленных местах, не перебегайте перед проходящим поездом. Помните, что поезд сразу остановить нельзя.
• Для перехода через железнодорожные пути пользуйтесь переходными мостами, пешеходными настилами и переездами, обращайте внимание на указатели, прислушивайтесь к подаваемым звуковым сигналам.
• Проезд на крышах и подножках вагонов, переходных площадках и в тамбурах вагонов, а также на грузовых поездах категорически запрещен.
• Не выходите на междупутье сразу после проследования поезда, убедитесь в отсутствии поезда встречного направления.
• Не подлезайте под вагоны.
• Не устраивайте игр и других развлечений (фото, видеосъемка) на железнодорожных сооружениях.
• Во избежание поражения электрическим током не влезайте на крыши вагонов.
При пользовании железнодорожным транспортом соблюдайте правила поведения на вокзалах и в поездах:
• не садитесь и не выходите на ходу поезда;
• входите в вагон и выходите из вагона при полной остановке поезда и только на сторону, имеющую посадочную платформу;
• находиться на железнодорожных путях в состоянии алкогольного опьянения опасно для жизни.
На железной дороге запрещено:
• Ходить по железнодорожным путям.
• Переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров.
• Переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.
• На станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь.
• Проходить вдоль, железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.
• Проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, не оборудованным дорожками для прохода пешеходов.
• Проезжать в поездах в нетрезвом состоянии.
• Оставлять детей без присмотра на посадочных платформах и в вагонах.
• Выходить из вагона на междупутье и стоять там при проходе встречного поезда.
• Прыгать с платформы на железнодорожные пути.
• Устраивать на платформе различные подвижные игры.
• Курить в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородных поездов, в не установленных для курения местах в поездах местного и дальнего сообщения.
• Бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.
Железная дорога не место для игр, а зона повышенной опасности!
Берегите вашу жизнь и жизнь ваших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по железной дороге" с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой. (5-6лет)
Уточнение представлений детей о профессиях железнодорожников, активизация речи детей, воспитание уважения к труду взрослых, взаимосвязи профессий на железной дороге....
краткосрочный проект "Безопасность на железной дороге"
В ЧДОУ "Детский сад № 198 ОАО "РЖД" , Ленинградская, 38 большое внимание уделяется разделу "Безопасность на железной дороге"...
краткосрочный проект "Безопасность на железной дороге"
В ЧДОУ "Детский сад № 198 ОАО "РЖД" , Ленинградская, 38 большое внимание уделяется разделу "Безопасность на железной дороге"...
Краткосрочный проект "Безопасность на железной дороге"
Цель: 1. Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на железной дороге.2. Развивать память, мышление, умение действовать по инструкции. Задачи: 1.систематизиров...
КОНСПЕКТ игра-занятие по профориентации на железнодорожной дороге с детьми младшего дошкольного возраста Тема «Детям о профессии работника железной дороги»
Познакомить ребенка с профессиями работника железнодорожного транспортом.Формировать знания и представления детей о таком виде транспорта, как поезд, вокзал, их составляющие; особенно...
Детям - безопасную железную дорогу (полезные ссылки на видеоматериалы и мультипликационные фильмы по безопасному поведению на железной дороге).
quot;Детям - безопасную железную дорогу"Ссылки на видео:1. https://yadi.sk/d/kKisI53Mn3cIow./На%20пути%20железнодорожном%20будь%20предельно%20осторожен%202010г...
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "УСТУПИ ДОРОГУ ПОЕЗДАМ"!!!!! https://безопасность-на-железной-дороге.рф/
Просветительская работа...
- Мне нравится (1)