Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Основные принципы и приёмы работы в ДОУ по патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotizm.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы в нашей стране происходят огромные изменения. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Ныне, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является сегодня очень актуальной и одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
«…Патриотизм. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В. В. Путин
Целью дошкольного учреждения является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников определяет круг задач, стоящих перед педагогическим коллективом детского сада по формированию у юного гражданина:
- любви к семье, дому, детскому саду, городу, области, стране в целом;
- бережного отношения к истории;
- понимания культурных традиций;
- гордости за спортивные и культурные успехи представителей своего народа;
- уважения к национальным особенностям своего народа; толерантного отношения к другим людям;
Содержание программы Н.Е.Вераксы «От рождения до школы» предусматривает распределение работы по нравственно-патриотическому воспитанию по нескольким блокам.
Ф. Бэкон, английский философ-материалист, писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они своих бабушек и дедушек, каковы их заслуги, за что дедушка и бабушка получили благодарственные письма, грамоты, медали, ордена? А каковы заслуги их родителей, папы и мамы? Важно для воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников показать через малое большое, через семью – судьбу общества, народа.
Поэтому патриотическое воспитание и начинается блоком «Мой дом – моя семья».
«Мой дом – моя семья»;
«Детский сад»;
«Родной город»;
«Природа родного края»;
«Родная страна»;
«Наша Армия».
Темы в каждом блоке связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России. Каждая из тем повторяется в каждой возрастной группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала, сложность.
Основные принципы работы с дошкольниками:
- От близкого к отдаленному (мой дом - моя улица – мой город - моя страна – моя планета).
- От частного к общему (где каждое частное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего).
- Опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, городе, стране.
- Взаимодействие с семьей.
- Систематичность. (Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.)
В возрасте 5-7 лет у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшем дошкольном возрасте используют такие приёмы патриотического воспитания:
- этические беседы о городе, родной стране, мире;
- экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
- рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран;
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края одно из средств воспитания патриота нашей страны. Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний и представлений об окружающем мире. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов, и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота без любви к родной природе просто невозможно.
- чтение стихов, потешек, сказок.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
- знакомство с элементами национальной культуры;
- обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.
- знакомство с российской символикой;
- рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;
- придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;
- праздники и развлечения (Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.)
Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, “Защитников Отечества”. Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник – день Защитника Отечества - считается всенародным. Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству” и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С.Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.
Исходя из перечня используемых методов и приемов работы с детьми видно, что очень ярко прослеживается принцип интеграции основных видов деятельности: коммуникативной, игровой, двигательной, музыкальной, восприятие художественной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по ...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»
В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...
Консультация для педагогов дошкольного образования НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В консультции предстлены нормативные основы ноавственно -патриотического воспитания, задачи которые решаеи педагог в ходе достижения его целей....