Организация активного досуга в ДОУ
статья (средняя группа)
Данный материал поможет воспитателям организовать активный досуг детей в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_organizatsiya_aktivnogo_dosuga_v_dou.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация активного досуга в ДОУ»
Аннотация: В данной статье говорится о методах и приемах организации активного досуга детей в ДОУ. Представлен опыт воспитателя и динамика его реализации.
Ключевые слова: активный досуг, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, физическое воспитание, здоровьесбережение, дети.
Современному дошкольному образованию отведена важная роль в единой образовательной системе: с раннего детства дошкольная образовательная организация закладывает в малышей так называемые зерна, в виде представлений о мире, навыков, развития личных качеств, которые в последствие заложат фундамент характера личности будущих граждан нашей родной страны.
Одним из документов, регламентирующих дошкольное образование является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Реализация основной образовательной программы ДОО в соответствие с ФГОС ДО – приоритетная задача современного компетентного педагога. Согласно пункту 1.6.1. одной из задач, на решение которой ориентирован Стандарт является «укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». В нашем детском саду задача здоровьесбережения – одна из приоритетных. Исходя из этого, мною было принято решение разработать и реализовать систему работы по организации активного досуга дошкольников в детском саду с целью укрепления здоровья и развитию у детей навыков здорового образа жизни.
Мониторинг уровня заболеваемости воспитанников показал, что в среднем на одного ребенка приходится 3 дня пропусков в месяц по причине болезни. Я поставила перед собой задачу – создать условия для снижения уровня заболеваемости в группе посредством организации активного досуга детей в ДОУ. Данные мониторинга были получены параллельно с тем, что дети три раза в неделю занимались физической культурой с инструктором по ФИЗО и реализовали систему закаливающих мероприятий (босохождение, умывание прохладной водой).
Еще одна причина, почему я решила реализовать данный вид досуга – отсутствие у детей навыков самостоятельной организации полезного времяпровождения. Под словосочетание «полезное времяпровождение» я подразумеваю ту деятельность, которая способствует не только эмоциональному подъему и расслаблению детей, но и вместе с тем детскому развитию.
Если с детского возраста воспитатели и родители приложат усилия и привьют детям любовь к спорту и навыки здорового образа жизни, то физически и психически крепкое будущее поколение будет тому результатом.
Ведущая форма деятельности детей - это игра. Отталкиваясь от этого, мною было принято решение разработать и реализовать серию подвижных игр для детей вместе с ними. Что это значит? Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования – один из принципов дошкольного образования согласно Стандарту (п.1.4.2). Привлекая ребенка к разработке содержания игр, выбору их тематики – дети чувствуют повышенный интерес к деятельности, у них развивается самостоятельность и инициативность. В совместно разработанных играх воспитанники по ходу апробировали и совершенствовали придуманные правила, с особым вниманием их придерживались.
Как происходит создание игры детско-взрослым коллективом в нашей группе? Например, изучая домашних животных, дети выступают с предложением придумать подвижную игру с использованием роли домашнего животного или этим инициатором выступает педагог. Тогда мы приступаем к обсуждению: какой будет наша игра по степени подвижности: высокой, средней или малой подвижности. Далее решаем, кто из домашних животных будет в ней участвовать: кролики или коровы, курицы или собаки и т.д. Когда определена интенсивность игры и ее участники, мы переходим к обсуждению сюжета (например, повар догоняет кур, для того, чтобы приготовить обед или коты ловят солнечные лучики теплым летним днем и т.д.). Далее идет обсуждение на предмет того, все ли мнения учтены, вносятся коррективы. Игра апробируется, после чего вновь проходит обсуждение, в котором дается заключение – все ли задуманное удалось исполнить. После апробации игра может модернизироваться на усмотрение детей: придумываются слова героев, дополнительные условия, варианты усложнения и пр.
Со временем, когда количество игр выросло, совместно с детьми был организован активный досуг для дошкольников средней группы под названием «Вечер подвижных игр «Нам будет весело!». В рамках данного мероприятия были организованы такие авторские игры как «Непослушные планеты», «Павлин и попугаи», «Жители цветного рифа», направленные на развитие двигательной активности детей. Повышенный интерес у всех воспитанников вызвала игра «Веселый осьминожка», в которой веселый осьминожка-водящий в костюме-юбке из лап осьминога после пробуждения по сигналу искал грустных рыб и под музыку показывать им танцевальные движения, которые грустные рыбы должны были повторить. Затем в морских глубинах наступала ночь, осьминожка засыпал. Те рыбы, которых накануне осьминожка развеселил и научил танцевальным движениям оставались веселыми, а остальные – грустными; и по сигналу после пробуждения осьминожка учил танцевать уже их. Дети получили колоссальный эмоциональный подъем от того, что смогли поделиться личным опытом с товарищами. Данное мероприятие стало дебютом в серии активных досугов. С периодичностью раз в три недели были проведены такие активные досуговые детско-взрослые мероприятия, как «Эстафета с необычными предметами», квест-игра «В поисках времени», день спорта, праздник здоровья, сюжетно-ролевые игры «Олимпийские игры», «В олимпийском городке», «Повара «здоровой» кухни», викторина «На страже здоровья», детско-родительский спортивный мастер-класс «Фитнесинки» (серия из пяти мастер-классов).
К реализации данных мероприятий были привлечены родители, как полноправные участники образовательного процесса детского сада. Они приняли активное участие в подготовке досуговых мероприятий, ставших к концу года традицией в нашей группе. Родители повысили уровень компетенции в вопросе организации детско-взрослой досуговой деятельности с целью укрепления здоровья своих детей.
На конец учебного года повторный мониторинг заболеваемости показал положительную динамику - уровень заболеваемости на одного ребенка в месяц снизился на один случай и составил 2 пропуска по болезни на одного ребенка в месяц.
В процессе реализации описанной педагогической деятельности я повысила уровень своей профессиональной компетенции в вопросе организации активной досуговой деятельности воспитанников. Но самым ценным я считаю то, что у детей развились навыки здорового образа жизни, организации активного досуга, двигательная активность и укрепилось здоровье. Когда дети растут в условиях качественно организованного досуга, то взрослому поколению не придется беспокоиться о поведенческих проблемах в подростковом возрасте.
Список используемой литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
2. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева ОМ. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. Методические рекомендации для работников дошкольных учреждений. Сценарии. — М.: АРКТИ, 1999.
3. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация активного досуга в ДОУ
статья организация активного досуга в доу...
Мероприятие по организации активного досуга детей старшего дошкольного возраста на прогулке
Сценарий мероприятия "Да здравствует игра" (подвижные игры с правилами)...
Организация взаимодействия детского сада и семьи в организации культурного досуга детей.
Консультация для педагогов о формах организации детского досуга....
«Организация активного досуга в ДОУ»
В данной статье говорится о методах и приемах организации активного досуга в доу...
Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ посредством организации активного сотрудничества педагогов, детей и родителей
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными о...
Консультация для воспитателей «Организация активного отдыха в детском саду» Физкультурный досуг.
Материал будет полезен для педагогов и родителей....
Активный отдых в детском саду. Организация спортивных досугов, дней здоровья, туристических походов
Активный отдых в детском саду. Организация спортивных досугов, дней здоровья, туристических походов...