Колокольная история
план-конспект занятия (подготовительная группа)
НОД по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Колокольная история»
Цель:Познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси. Показать, какое значение имеют колокола в русской истории и культуре.
Задачи:
- формировать чувство причастности к жизни своего народа, желания быть продолжателем русских традиций;
- познакомить с основными колокольными звонами, строением колокола;
-развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов (изображений колоколов, русских храмов, Царь-колокола и др.).
- воспитывать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа.
Оборудование: изображения: деревянное и металлическое била, первый колокол; презентация современных колоколов и колоколен, изображения православных праздников, свадьбы, пожара; деревянная и металлическая доски и колотушки; разрезная картинка «Колокол»; запись колокольных звонов (благовест, набат, «красный»).
Ход занятия.
Звучит в записи колокольный звон. На экране изображение цветка колокольчика.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о чудесном предмете с удивительным голосом. Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, что за предмет находится в шкатулке.
Из рода в род передавая,
Хранит народная молва
О тех творениях Валдая
Сказаний ясные слова.
Их звон как будто издалече
Черезвеков седую даль
Доносит гул грозовый веча
И песен нежную печаль. (Н. Коновалова. «Колокола»)
Воспитатель. Так что это за предмет? (Колокольчик).
Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. А вы знаете, что обозначает слово колокол? (Слово колокол обозначает созывать, оглашать.) Кого созывать? (Людей, народ.) О чем оглашать? (О радости, о беде.) Скажите, где можно увидеть колокола? (в церкви, в храме). Как вы думаете, для чего нужны колокола? (Ответы детей)
Главное в колоколе- голос. Люди любили колокольный звон и относились к колоколам как к живым. Даже части колокола называли как части человека: язык, губа, ушко, плечо.
В древние времена на Руси не было ни радио, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья – приближались враги или возникал пожар, - и нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски. Священник держал такую доску в руках и бил по ней колотушкой (показывает картинку), созывая людей собираться возле церкви. В российских селениях дома находились далеко друг от друга, а звук ударов был негромкий, поэтому священнику приходилось ходить по селу. Эту деревянную доску называли било. Слово «било» произошло от слова «бить».
(показывает детям деревянную доску с деревянной колотушкой, бьет колотушкой о доску, демонстрируя звук била, затем предлагает детям самим попробовать ударить).
Воспитатель. Затем появилось металлическое било- это металлическая доска. Ее вешали на башне или на столбе и также били по ней колотушкой. Священнику уже не надо было ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на большом расстоянии. ( предлагает детям ударить по металлической доске молоточком.)
Слышите, какой громкий звук? Далеко его слышно. Кто же придумал колокол? Существует легенда. Давным-давно одному священнику приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: «Динь-дан-дон!». Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появился колокол (показывает картинку, который подвешивали на перекладину на столбе). Давайте посмотрим на колокол и сравним его с цветком колокольчиком. Похожи они по форме? (Ответы детей).
Воспитатель. А сейчас мы посмотрим, из каких частей состоит колокол. Покажите мне ваши ушки (дети показывают). Вот и у колокола есть «уши» (показывает). За «уши» колокол подвешивают на перекладину. Давайте посмотрим на ваши языки. (Дети показывают). У колокола тоже есть вот такой длинный «язык». Покажите ваши плечи. (Дети показывают на плечи.) Также у колокола есть «плечи» (показывает). А теперь покажите ваше туловище. (Дети показывают). А у колокола вот такое туловище, которое называют «тулово» (показывает). «Плечи» и «тулово» являются основой колокола. У колокола есть еще два «пояса»- верхний и нижний (показывает). Чтобы вы запомнили строение колокола, мы поиграем в игру.
Игра «Составь колокол»
Детям раздаются разрезные карточки, составляющие колокол. Дети, повторяя названия основных частей колокола, выкладывают самостоятельно из частей целое.
Воспитатель. Среди «предков» колоколов были и бубенцы. Ковали их уважаемые в селениях люди- кузнецы. Ох, и любит народ бубенцы! Бубенцы вешают домашним животным, чтобы они не заблудились, собакам и кошкам, чтобы нечистая сила не прокралась в дом, а лошадям – в праздники, чтобы веселее было. (Показ слайдов.)
Ребенок.
Слышишь? Сани мчатся в ряд-
То бубенчики звенят.
Серебристым, легким звоном
Слух наш радостно томят.
Ой, как звонко! Ах, как звонко!
Точно звучный смех ребенка. (Э. По. «Колокола и колокольчики»)
Воспитатель. В наше время у колоколов есть свое место. Если вы ходили в храм, то могли видеть, где они находятся. Где же? (Ответы детей).
Правильно, они находятся на колокольне, откуда он поет всю свою жизнь. По всей Руси стоят колокольни с колоколами (Показ слайдов).
Гордость нашей страны – колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. На ней восемь больших колоколов много малых.
Рядом с колокольней Ивана Великого стоит самый большой колокол- Царь-колокол. (слайд)
Одни колокола созывали на молитву, другие стояли на берегу моря и своим звуком подавали сигнал морякам об опасности, третьи помогали путнику в дороге, не давая ему заблудиться. (слайды) Ребята, как вы думаете, когда звонят колокола в церкви? (Ответы детей).
Воспитатель. Колокола звонят на большие церковные праздники. В такие праздники в храмах проходят службы, поэтому и звон очень торжественный. Производится медленными протяжными ударами и называется благовест. А называется он так потому, что этим звоном возвещается благая, добрая весть о богослужении. Послушайте (дети слушают аудиозапись).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kolokola.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Колокольная история»
Цель: Познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси. Показать, какое значение имеют колокола в русской истории и культуре.
Задачи:
- формировать чувство причастности к жизни своего народа, желания быть продолжателем русских традиций;
- познакомить с основными колокольными звонами, строением колокола;
-развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов (изображений колоколов, русских храмов, Царь-колокола и др.).
- воспитывать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа.
Оборудование: изображения: деревянное и металлическое била, первый колокол; презентация современных колоколов и колоколен, изображения православных праздников, свадьбы, пожара; деревянная и металлическая доски и колотушки; разрезная картинка «Колокол»; запись колокольных звонов (благовест, набат, «красный»).
Ход занятия.
Звучит в записи колокольный звон. На экране изображение цветка колокольчика.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о чудесном предмете с удивительным голосом. Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, что за предмет находится в шкатулке.
Из рода в род передавая,
Хранит народная молва
О тех творениях Валдая
Сказаний ясные слова.
Их звон как будто издалече
Через веков седую даль
Доносит гул грозовый веча
И песен нежную печаль. (Н. Коновалова. «Колокола»)
Воспитатель. Так что это за предмет? (Колокольчик).
Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. А вы знаете, что обозначает слово колокол? (Слово колокол обозначает созывать, оглашать.) Кого созывать? (Людей, народ.) О чем оглашать? (О радости, о беде.) Скажите, где можно увидеть колокола? (в церкви, в храме). Как вы думаете, для чего нужны колокола? (Ответы детей)
Главное в колоколе- голос. Люди любили колокольный звон и относились к колоколам как к живым. Даже части колокола называли как части человека: язык, губа, ушко, плечо.
В древние времена на Руси не было ни радио, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья – приближались враги или возникал пожар, - и нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски. Священник держал такую доску в руках и бил по ней колотушкой (показывает картинку), созывая людей собираться возле церкви. В российских селениях дома находились далеко друг от друга, а звук ударов был негромкий, поэтому священнику приходилось ходить по селу. Эту деревянную доску называли било. Слово «било» произошло от слова «бить».
( показывает детям деревянную доску с деревянной колотушкой, бьет колотушкой о доску, демонстрируя звук била, затем предлагает детям самим попробовать ударить).
Воспитатель. Затем появилось металлическое било- это металлическая доска. Ее вешали на башне или на столбе и также били по ней колотушкой. Священнику уже не надо было ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на большом расстоянии. ( предлагает детям ударить по металлической доске молоточком.)
Слышите, какой громкий звук? Далеко его слышно. Кто же придумал колокол? Существует легенда. Давным-давно одному священнику приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: «Динь-дан-дон!». Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появился колокол (показывает картинку, который подвешивали на перекладину на столбе). Давайте посмотрим на колокол и сравним его с цветком колокольчиком. Похожи они по форме? (Ответы детей).
Воспитатель. А сейчас мы посмотрим, из каких частей состоит колокол. Покажите мне ваши ушки (дети показывают). Вот и у колокола есть «уши» (показывает). За «уши» колокол подвешивают на перекладину. Давайте посмотрим на ваши языки. (Дети показывают). У колокола тоже есть вот такой длинный «язык». Покажите ваши плечи. (Дети показывают на плечи.) Также у колокола есть «плечи» (показывает). А теперь покажите ваше туловище. (Дети показывают). А у колокола вот такое туловище, которое называют «тулово» (показывает). «Плечи» и «тулово» являются основой колокола. У колокола есть еще два «пояса»- верхний и нижний (показывает). Чтобы вы запомнили строение колокола, мы поиграем в игру.
Игра «Составь колокол»
Детям раздаются разрезные карточки, составляющие колокол. Дети, повторяя названия основных частей колокола, выкладывают самостоятельно из частей целое.
Воспитатель. Среди «предков» колоколов были и бубенцы. Ковали их уважаемые в селениях люди- кузнецы. Ох, и любит народ бубенцы! Бубенцы вешают домашним животным, чтобы они не заблудились, собакам и кошкам, чтобы нечистая сила не прокралась в дом, а лошадям – в праздники, чтобы веселее было. (Показ слайдов.)
Ребенок.
Слышишь? Сани мчатся в ряд-
То бубенчики звенят.
Серебристым, легким звоном
Слух наш радостно томят.
Ой, как звонко! Ах, как звонко!
Точно звучный смех ребенка. (Э. По. «Колокола и колокольчики»)
Воспитатель. В наше время у колоколов есть свое место. Если вы ходили в храм, то могли видеть, где они находятся. Где же? (Ответы детей).
Правильно, они находятся на колокольне, откуда он поет всю свою жизнь. По всей Руси стоят колокольни с колоколами (Показ слайдов).
Гордость нашей страны – колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. На ней восемь больших колоколов много малых.
Рядом с колокольней Ивана Великого стоит самый большой колокол- Царь-колокол. (слайд)
Одни колокола созывали на молитву, другие стояли на берегу моря и своим звуком подавали сигнал морякам об опасности, третьи помогали путнику в дороге, не давая ему заблудиться. (слайды) Ребята, как вы думаете, когда звонят колокола в церкви? (Ответы детей).
Воспитатель. Колокола звонят на большие церковные праздники. В такие праздники в храмах проходят службы, поэтому и звон очень торжественный. Производится медленными протяжными ударами и называется благовест. А называется он так потому, что этим звоном возвещается благая, добрая весть о богослужении. Послушайте (дети слушают аудиозапись).
Если где-то случился пожар, то колокола звонят тревожно, совершаются частые удары. Такой звон называется набат. Он является символом тревоги. Вот, послушайте. (Слушают аудиозапись).
А когда у людей случаются радостные события, например, свадьба, звонят во все колокола, и называется такой звон красным.
Музыкальная физкультминутка «Колокольчики» (под звуки колокольчиков)
Колокольчик в руке (поднимают руки вверх)
Колокольчик на дуге (смыкают руки над головой)
Колокольчик в море (делают руками плавательные движения)
Колокольчик в школе (складывают руки полочкой)
И рыбак на удочку (делают движения, будто закидывают удочку)
Нацепил не дудочку (имитируют движения игры на дудочке)
Колокольчик-бубенец наступил игре конец (хлопают в ладоши)
Большие колокола поют низким раскатистым голосом, у малых колоколов голос высокий, радостный, переливчатый- перезвон или трезвон. Давайте послушаем (слушают аудиозапись). Запомнили? А сейчас поиграем.
Проводится игра «Угадай колокольный звон».
Каждому ребенку муз. рук. дает три картинки: с изображениями свадьбы, праздника Рождества и пожара. Дети слушают звоны и показывают картинки, которые соответствуют этому звону.
Воспитатель. Люди, играющие на колоколах, называются звонарями. (Показ слайдов)
Ну-ка дружно за канаты!
Вознесем его в простор,
В царство звуков под богатый
Голубых небес шатер.
Взяли! Разом! В ход!
Тронулся! Идет!
Пусть раздастся громче, шире
Первый звон его о мире.
(Ф. Шиллер. «Песнь о колоколе»)
Колокольчики изготавливали не только из металла. На Руси были такие мастера стеклодувы, которые изготавливали свои колокольчики из стекла и хрусталя.
Воспитатель. А сейчас мы украсим колокольчики русскими узорами и подарим их нашим гостям.
Пальчиковая гимнастика «Громко колокол звонил».
Громко колокол звонил, (дети хлопают в ладоши)
Всех людей он разбудил.
Просыпайтесь, одевайтесь,
Возле храма собирайтесь! (разжимают и сжимают пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять, (поочередно зажимают пальцы)
Будем праздник отмечать. (разжимают и сжимают «замок»)
(Дети изготавливают колокольчики- открытки).
Воспитатель. Что же мы узнали нового сегодня?
- Как в старину созывали людей в церковь?
- Что появилось потом?
- Где вешали первый колокол?
- Где сейчас звонят колокола?
- С какими колокольными звонами мы познакомились?
В конце занятия дети изготавливают подарки для гостей: на бумажные колокольчики наносят русские узоры акварелью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Колокольная история" для детей подготовительной группы
В процессе занятия дети знакомятся с историей создания колоколов, с видами колоколов, читают стихи о колоколах....
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Колокольная история» Составила воспитатель Рябкова Наталья Витальевна
Цель: формировать представления детей о духовных ценностях русского народа, расширить знания о колоколах и колокольных звонах, воспитывать чувства патриотизма и уважения к символам Русской право...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе: «Колокольная история».
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе: «Колокольная история»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Колокольная история» для детей подготовительной группы.
Конспектнепосредственной образовательной деятельности по познавательному развитиюна тему: «Колокольная история»для детей подготовительной группы....
"Коспект по познавательному развитию "Колокольная история"
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры...
Конспект интегрированного занятия «Колокольная история»
Цель: Формирование базовой культуры личности воспитанников на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.Задачи.Образовательные задачи:- расширить представления детей о храмов...
Конспект образовательного события по духовно - нравственному воспитанию в подготовительной группе "Колокольная история"
Цель: формирование базовой культуры личности воспитанников на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей....