Методическая разработка « С радостью в школу»
методическая разработка
Предлагаемые в пособии разработки игр помогут педагогам и родителям интересно и эффективно организовать развивающую работу с будущими первоклассниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_s_radostyu_v_shkolu.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
« С радостью в школу»
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ№ 37
г. Ачинска
Красноярского края
Юсупова М.М.
«Преподавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».
Сократ
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остаётся актуальной. От того, как подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребёнка. Важно, чтобы в этот период родители, педагоги и психолог детского сада объединили свои усилия, направленные на обучение, воспитание и развитие будущего школьника.
Игровая методика является условием и средством развития и обучения детей дошкольного возраста. Правильно подобранные игры, будут не только интересны детям, но и полезны для него, его психика постепенно будет устойчивой и будет развиваться в правильном направлении.
Пособие содержит интересные, увлекательные, развивающие игры, с помощью которых можно помочь будущему школьнику развивать память, внимание, мышление, речь, логику и другие психические процессы, без которых формирование личности и успешное обучение в школе невозможно.
Игры подобраны для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Кроме того, в предложенные игры можно поиграть как с группой детей, так и с отдельным ребёнком. Игры будут интересны не только педагогам и психологам дошкольных учреждений, но и родителям старших дошкольников.
Хочется верить, что предлагаемые в пособии разработки игр помогут педагогам и родителям интересно и эффективно организовать развивающую работу с будущими первоклассниками.
Игры на развитие внимания, памяти.
Игра «Смотри на руки»
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: грамзапись марша Р. Паулса «Красные цветы»
Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные
движения рук, оказанные взрослым или «командиром».
Инструкция: « сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир - сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».
Игра « Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.
Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» - руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперёд, «воздух» - поднять руки вверх, «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Игра «Будь внимателен!»
Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции
Оборудование: запись С. Прокофьева « Марш».
Описание. Каждый ребёнок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» - прыгать; « лошадки» - ударять «копытом об пол»; «раки» – пятиться; « птицы» – бегать, раскинув руки; « аист» - стоять на одной ноге. Кто ошибается – выходит из игры.
Игра « Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: бубен.
Описание. Держась за руки, дети двигаются под музыку по кругу. По сигналу взрослого (взрослый бьёт в бубен), нужно остановиться, хлопнуть в ладоши четыре раза и, повернувшись кругом (в противоположную сторону), продолжить движение. Совершивший ошибку – «зевака» выходит из игры. Когда все «зеваки» выйдут из игры, останутся самые внимательные – они победители.
Игра « Съедобное – несъедобное»
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами
предметов.
Обрудование: мяч, мел.
Описание. «Я буду называть предметы (например, яблоко стул, и т.д.).
Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошеный мяч и передвинуться вперёд на одну клетку нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперёд на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный) играющий остаётся в прежнем классе. Тот ребёнок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим».
Игра « Квартет»
Цель: развитие внимания, закрепление умения собирать из
частей целое.
Оборудование: 13 открыток (размер 10Х14) с разными сюжетами (причем двух одинаковых среди них не должно быть), каждая из которых разрезана на четыре равные части. Несколько столов, обьединённых в один общий стол; стул для каждого ребёнка.
Описание: В этой игре мы будем использовать открытки, разрезанные на 4 равные части. Все части открыток перемешиваются и раздатся по кругу (по 5 частей на каждого игрока) так, чтобы играющие не видели рисунка. Оставшиеся части складываются в стопку рисунком вниз для дальнейшего разыгрывания. Все игроки должны внимательно рассмотреть полученные части. Среди игроков с помощью считалки устанавливается очерёдность. Первый играющий показывает всем одну часть открытки. Остальные же игроки отдают показавшему, если у них есть среди своих карточек, все карточки – части открытки к той 1-ой, которую показал 1-ый игрок. Если же частей открытки к показанной очередным ни у кого из играющих не оказалось в данный момент, то очередной берёт одну карточку из стопки «кона». И если взятая карточка оказалась 4-й к трём имеющимся частям одной открытки, у очередного образуется «квартет» - целая открытка. В случае получения «квартета» играющий имеет право дополнительного хода. В противном случае уже следующий имеет право дополнительного хода. В противном случае уже следующий игрок показывает свою часть открытки всем играющим. Игра продолжается до тех пор, пока на «кону» ничего не останется, а из частей открыток не образуются все открытки. Выигрывает тот, кто больше всех соберёт « квартетов».
Игра «Назови животное»
Цель: развитие внимания, слуховой памяти.
Описание: взрослый читает стихотворение, а ребёнок внимательно слушает. После того, как он услышит в стихотворении слово, обозначающее животное, он должен хлопнуть в ладоши. По окончании стихотворения ребёнок должен назвать животных, которые, ему запомнились. Можно играть
Со стихами на разные темы, но в них должно присутствовать не менее пяти названий предметов, иначе игра будет простой и неинтересной.
Материал для игры.
К нам пришёл медведь,
Слон и муравей.
Прискакал зайчонок,
Волк и поросёнок.
Забежала кошка,
Прыгнула в лукошко,
Прилетели птицы:
Голуби, синицы….
А гиппопотам
Бабочку поймал….
Белая акула
Под водой нырнула.
Тётушка сова
Спать домой ушла.
Маленький мышонок
Сгрыз зелёный провод.
Юркие ужи
В норке уползли.
Игра « Запретные слова»
Цель: развитие внимания, речи и мышления.
Описание: взрослый и ребёнок заранее договариваются о том, какие слова на определённую тему произносить нельзя. Например, на тему «времена года» нельзя произносить слова «холод», «жара», «снегопад», «листопад». Затем взрослый задаёт разные вопросы на выбранную тему. Задача ребёнка - ответить на вопросы, не используя указанные слова. Вопросов должно быть много. Примерные вопросы:
- Вспомни название всех времён года.
- Чем лето отличается от зимы?
- Какая погода преобладает осенью?
- Чем характеризуется весна?
- Почему многие птицы улетают зимой в тёплые края?
- Зачем белки запасают грибы и шишки на зиму?
- Почему весной тает лёд?
Игра «Какое слово сказала корова?»
Цель: развитие внимания, речи, логического мышления.
Описание: в игре принимают участие не менее 3 детей. Они садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз. А левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. Взрослый произносит следующие фразы:
-Летела корова, сказала слово.
-Какое слово сказала корова?
Затем первый игрок называет любое слово, например «гриб», а его сосед (второй игрок) называет только первый звук этого слова - звук «г» - и хлопает третьему игроку по ладони. Третий игрок называет следующий звук из слова – «р» - и хлопает по ладони следующему игроку. Так игра продолжается по цепочке, пока все звуки из слова не будут названы. Задача последнего игрока – успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
Игра « Цифры»
Цель: закрепление прямого и обратного счёта, развитие внимания,
памяти и мышления.
Материал: карточки с цифрами от 1 до 10 (или от 1 до 20, если дети с порядком счёта до 20).
Описание: взрослый раскладывает перед ребёнком в произвольном
порядке карточки с цифрами. Задача ребёнка – как можно быстрее
сложить цифры по порядку. Для усложнения игры сначала карточки
можно разложить в порядке возрастания, а затем в порядке
убывания.
Игра « Как спасти принцессу»
Цель: развитие внимания, памяти, графических навыков.
Материал: рисунок с изображением замка злой феи и
местонахождения принца, карандаш, рисунок – карта нужного маршрута.
Описание: на клетчатом листе бумаги нарисовать два кружочка, сверху и снизу. Кружочек снизу символизирует местонахождение принца, который должен пасть в королевство злой феи – второй кружочек сверху,- и спасти принцессу. Однако злая фея заколдовала дорогу к своему замку, и попасть туда можно только по особенному маршруту. Поэтому взрослый предлагает ребёнку посмотреть карту маршрута и запомнить её. После этого ребёнок берёт карандаш и, не подсматривая в карту (её лучше убрать), рисует маршрут на предоставленном листе бумаги с кружочками.
Маршрут должен быть несложным и состоять из двух-трёх этапов, которые будут иметь разные обозначения ( кружочки, крестики, косые линии и. т. д.).
Важно, чтобы в результате ребёнок научился мысленно ориентироваться в «клеточном» поле.
Игра «Поставь пальчик»
Цель: развитие внимания.
Материал: 16 картинок с изображением различных видов транспорта или бытовых электроприборов» фишки; коврики (по количеству детей).
Описание: коврики, на которых будут сидеть дети, располагаются в виде лепестков цветка. В центре «цветка» выкладываются 16 картинок изображением вверх так, чтобы они не касались друг друга. Дети занимают свои места. Звучит команда «Внимание!», затем называется какая-то из картинок, например: «Самолёт». Тот, кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Тот, кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Игра продолжается. Выигрывает ребёнок, набравший большее количество фишек.
Игра « Нарисуй и зачеркни»
Цель: развитие слухового внимания, памяти.
Материал: лист бумаги и простой карандаш на каждого ребёнка.
Описание: взрослый предлагает детям:
1) нарисовать три треугольника, один круг, два овала и зачеркнуть четвёртую фигуру;
2) нарисовать два овала, два прямоугольника, два квадрата и зачеркнуть третью фигуру;
3)нарисовать три круга, три овала, один прямоугольник и зачеркнуть шестую фигуру.
Игра «Пчёлы на цветочках»
Цель: развитие внимания, памяти.
Обрудование: лист бумаги с нарисованными 7-9 цветами, желтые бусины.
Описание: на нарисованные цветы взрослый кладёт 7-9 желтых бусин, которые будут символизировать пчёл. Далее взрослый даёт возможность запомнить расположение бусин, спрашивая, сколько « пчёл сидит» на цветочках, как называются эти цветочки и. т. д. Затем взрослый говорит, что внезапно подул сильный ветер и пчёлы улетели. Ребёнок вместе с взрослым дуют на бусины так, чтобы они сдвигались. После этого ребёнок должен вернуть бусины на те места, где они располагались в начале игры. Для усложнения игры можно использовать разные бусины. При этом бусины одного цвета должны находиться на цветах противоположного цвета.
Игры на развитие мышления.
Игра «Подбери слово»
Цель: развитие мышления, речи.
Описание: нужно подобрать слова и продолжить ряд:
Лев – тигр – слон - ……;
Кошка – собака- свинья - ….;
Огурец – помидор – лук - ….;
Диван – стол – стул - ……….
Рубашка – платье – стул - ….;
Вишня – слива – яблоко -…..;
Панамка – кепка – шапка- ….;
Сандалии- ботинки – сапоги -…;
Роза- ромашка – гвоздика - ….;
Лопата – грабли – лейка - ….;
Молоток – ножовка – гвоздь - …;
Стакан – тарелка – ложка -…;
Игра «Что каким бывает?»
Цель: развитие мышления, навыков сравнения, обобщения.
Описание: дети садятся в один ряд. Взрослый задаёт им вопросы, а они по очереди отвечают. Что бывает высоким (низким)?
- Что бывает узким (широким)?
- Что бывает глубоким (мелким)?
- Что бывает круглым (квадратным)?
- Что бывает горячим (холодным)?
- Что бывает тяжёлым (лёгким)?
- Что бывает длинным (коротким)?
Игра «Что лишнее?»
Цель: развитие наглядно-образного, логического мышления.
Материал: 15 карточек с предметными картинками (стул, стол, кровать, дверь, диван, собака, кот, корова, мышь, лошадь; платье, юбка, туфли, варежки, шляпка).
Описание: взрослый выкладывает комбинацию из 15 карточек, предлагая детям обьединить карточки по тематике «Домашние животные», « Одежда для девочки», «Мебель» и найти одну лишнюю. Дети должны найти и показать её, а так же ответить, почему именно эта карточка лишняя.
Игра « Геометрические фигуры»
Цель: развитие логического мышления, представления о геометрических фигурах.
Материал: геометрические фигуры, изготовленные заранее из плотного картона, желательно разного цвета.
Описание: показать детям геометрическую фигуру и назвать её. Дети по очереди называют предметы, которые похожи на эту фигуру, причём сначала называют то, что съедобно, а когда запас детских знаний на данную тему исчерпан, то они могут использовать несъедобные предметы.
После того как с одной фигурой игра закончена, взрослый должен показать другую и назвать её. Далее задача детей будет такой же, как и первоначально. В итоге взрослый должен назвать столько победителей, сколько геометрических фигур продемонстрировано.
Игра «Отвечай быстро»
Цель: развитие логического мышления, способности к обобщениям.
Материал: мяч
Описание: играющие встают в круг. Взрослый называет какой-либо
признак, например цвет, и бросает мяч одному из детей. Он длжен назвать предмет, имеющий этот признак, назвать своё слово – признак и перебросить мяч другому ребёнку. Например: «Зелёный»,- говорит воспитатель и бросает мяч. «Лягушка», - отвечает ребёнок и, сказав «Красный», бросает мяч другому ребёнку, тот называет «Яблоко», говорит своё слово и сова бросает мяч. В качестве признака могут быть использованы: форма (круглый – мяч, солнце, яблоко и.т.д; квадратный – окно, платок; и.т.д.), качество (деревянный, каменный, стеклянный и.т.д.).
Игра «Охотник»
Цепь: развитие логического мышления, речи.
Описание: в одном конце площадки (или комнаты) стоит группа играющих. Это дом ( граница дома отмечена чертой). На расстоянии нескольких шагов от дома положена метка или проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник – один из играющих. Стоя на метке дом, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за….» - делает шаг вперёд и говорит: «…зайцем»; делает второй шаг: «…медведем»; делает третий шаг: «..волком» и.т.д. При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя называть одного зверя дважды. Если охотник пошёл охотиться на зверей, нельзя называть одного зверя дважды. Если охотник пошёл охотиться на зверей, нельзя называть птиц, домашних животных. Победителем считается тот, кто дошёл до леса, при каждом шаге называя нового зверя. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов».
Игры на развитие воображения.
Игра «Волшебное животное»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Материал: картинки с изображениями животных и растений; белый лист бумаги, клей, ножницы.
Описание: взрослый, используя несколько картинок с изображениями животных и растений, складывает их в одну стопку и разрезает на несколько частей. Задача ребёнка заключается в том, чтобы, используя белый лист бумаги и клей, склеить из получившихся деталей какое- либо невероятное животное, дать ему имя и придумать про него историю.
Игра « Клякса»
Цель: развивать воображение, образное мышление, логику.
Материал: бумага, гуашь.
Описание: взрослый разбрызгивает гуашь при помощи кисточки на листе бумаги, при этом кляксы приветствуются. Желательно использовать для такого рисунка яркие краски и избегать их сочетания с тёмными тонами. Далее взрослый просит детей пофантазировать над получившимся рисунком и сказать, на что похож. При этом дети должны прокомментировать свои ответы. Например, если, по мнению ребёнка, рисунок похож на кошку, то ребёнок должен показать, где у неё лапы, туловище, голова.
Игра «Превращения фигур»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Материал: образцы фигур – круг, прямоугольник, треугольник, трапеция; карандаши, лист бумаги.
Описание: перед детьми образцы данных фигур. Используя только эти фигуры, дети должны нарисовать: человечка, собаку, домик. При выполнении задания фигуры можно увеличивать и уменьшать, использовать в любом количестве.
Игра «Волшебный дождь»
Цель: развитие творческого воображения.
Описание: детям предлагается представить, что пошёл волшебный дождь: конфетный, земляничный, грибной, рукавичный, каменный, смешиночный, цветочный. Дети должны показать с помощью различных движений и мимики, как они будут себя вести при таком дожде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария выпуска в школу "Наш первый выпускной"
Сценарий выпуска в школу "Наш первый выпускной" предназначен для детей подготовительной группы и представляет собой театрализованное игровое представление с участием выпускников и творческой гру...
Методическая разработка КВН "Скоро в школу"
Методическая разработка КВН "Скоро в школу"...
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Школа" в подготовительной группе
Сюжетно-ролевая игра "Школа" в подготовительной группе обучает детей связной монологической и диалогической речи в процессе игровой деятельности; расширяет представления детей о школ...
Методическая разработка: "Подготовка ребенка к школе через игру"
В современном обществе, многие из родителей считают, что если ребенок посещает детский сад – то и, ответственность за подготовку к школе можно переложить на педагогов дошкольного учреждения. Но ...
Методическая разработка "На пороге к школе"
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок от...
Методическая разработка: «Готовность ребенка к школе».
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Значит быть готовым всему этому научиться» (Л.А. Венгер)....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Момент радости в первой младшей группе «Разноцветные круги на снегу»
Методическая разработка, направленная на тренеровку способности у детей: порадоваться, посмеяться, расслабиться, отдохнуть, улучшить настроение....