Творческий проект" Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников, на основе ознакомления с творческими профессиями"
проект

Рузанкина Оксана Александровна

Ознакомление детей дошкольного возраста с преобразующим видом труда, в основе которого лежит творческий процесс представляет особую сложность, поскольку сам творческий процесс сложно представить детям наглядно, наглядным является лишь результат труда, в связи с этим дети затрудняются установить связь между проявлением творчества и качеством результата труда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_proekt_sr_igry_s_doshkolnikami.doc272 КБ

Предварительный просмотр:

Отделение социальной реабилитации ГБУСОН РО «СРЦ Сальского района»

Творческий проект

«Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Разработчик:

Рузанкина Оксана Александровна, воспитатель

2021 год

Долгосрочный творческий проект

Начало проекта: сентябрь 2021 г.

Окончание проекта: май 2022г.

Вид проекта: долгосрочный.

Актуальность. Ознакомление детей дошкольного возраста с преобразующим видом труда, в основе которого лежит творческий процесс представляет особую сложность, поскольку сам творческий процесс сложно представить детям наглядно, наглядным является лишь результат труда, в связи с этим дети затрудняются установить связь между проявлением творчества и качеством результата труда. Большую роль в этом играют сюжетно-ролевые игры, но многие воспитатели подходят к этому вопросу лишь формально, используя в своей работе только традиционно-распространенные сюжетно-ролевые игры, такие как «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья». Такой подход не дает детям возможности проявить свое творчество и фантазию. Творчество - это свойственная человеку деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности и предполагающая создание чего-то нового, ранее не существовавшего в опыте человека.   Результатом творчества может быть как материальный продукт (механизм, изобретение), так и идеальный (решение задачи, выход из ситуации, мысленное преобразование действительности). Творческий процесс начинается с проблемы, возникновения потребности в ее разрешении, характеризуется активным поиском способов решения.

Основными характеристиками творческого процесса являются: активность, быстрая адаптация и ориентировка в новых условиях, критичность, оригинальность, гибкость мышления, стремление к поиску нового решения проблемы.

Исходя из понимания творческой деятельности, мы можем заключить, что в основу ознакомления дошкольников с творческими профессиями должен быть положен анализ результата деятельности как нового, оригинального, не существующего ранее продукта, а так же сам процесс творческой деятельности взрослого, направленный на поиск нового решения проблемы. Необходимо показать дошкольнику  творческое начало в личности человека, которое заключается в проявлении инициативы, самостоятельности, неординарности решений, живого воображения, профессиональной умелости.

В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.  На сегодняшний день нет системы работы по ознакомлению детей с творческими профессиями, лишь представлены отдельные конспекты занятий, методические рекомендации, дидактические игры. Эти положения доказывают актуальность нашего проекта.

Цель: поиск эффективных педагогических условий для развития сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с творческими профессиями.

Гипотеза: развитие сюжетно-ролевой игры на основе ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творческими профессиями будет эффективным, если будут созданы следующие педагогические условия:

  1. содержание работы, направленной на развитие сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления с творческими профессиями будет доступно освоению детьми старшего дошкольного возраста;
  2. будет разработана система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творческими профессиями;
  3. ребенок проявит себя как активный субъект в игровой деятельности.

Цель и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач:

  1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта;
  2. выявить особенности представлений детей дошкольного возраста  о творческих профессиях и умений отражать полученные представления в игровой деятельности;

3)разработать систему работы, направленную на развитие сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления с творческими профессиями;

4)выявить эффективные педагогические условия, направленные на развитие сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления детей дошкольного возраста с творческими профессиями.

Участники проекта: Воспитатели, дети.

Основные формы реализации проекта:

-Разработка этапов проекта:

-Разработка перспективного планирования включения сюжетно-ролевых игр в деятельность детей;

-Ознакомление детей с творческими профессиями;

-Внедрение данного опыта в работу.

Ход работы над проектом

1-й этап: подготовительный

  • разработка этапов проектной деятельности;
  • разработка диагностики:

-выявить особенности проявления интереса детей к творческим профессиями;

-выявить особенности представлений детей о творческих профессиях;

-выявить особенности умений детей отражать представления о творческих профессиях в игровой деятельности;

  • разработка перспективного планирования сюжетно-ролевых игр;
  • разработка системы работы по ознакомлению детей с творческими профессиями;
  • создание предметно-развивающей среды.

2-й этап: основной

  • два раза в год проводится диагностика, где прослеживается динамика детей.
  • проводятся занятия и экскурсии, на которых дети знакомятся с различными профессиями;
  • создана предметно-развивающая среда (изготовлены дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм).

3-й этап: итоговый

  • разработана и поведена диагностика уровня представлений детей о творческих профессиях и умений отражать умения в игровой деятельности, что показало положительную динамику;
  • разработаны примерные конспекты игр и экскурсий;
  • создана предметно-развивающая среда.

Результаты работы

Создана система работы по развитию сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления с творческими профессиями.

Проводятся занятия с детьми, на которых дети знакомятся с людьми разных профессий, узнают особенности каждой профессии.

Проводится четкая система ознакомления детей с сюжетно-ролевыми играми с разнообразным содержанием.

Данная система включает работу с различными видами игр: дидактической, сюжетно-ролевой, словесной. И ребятам очень интересно играть в данные игры.

Большую работу проводим в творческой деятельности, организуя фотовыставки, конкурсы, например «Оригинальный костюм для сюжетно-ролевой игры «Цирк».

Для обеспечения комплексного подхода по ознакомлению детей с творческими профессиями, я взаимодействую с учреждениями дополнительного образования: детская библиотека, музыкальная и спортивная школа, Городской дом культуры. В данных учреждениях проводится ряд мероприятий: концерты, спектакли, беседы, выставки, экскурсии. Всё это расширяет представление детей о людях различных профессий.

Для осуществления проекта создана предметно – развивающая среда:

  • изготовлены дидактические игры, ведь игра – основной вид деятельности ребёнка. Подобраны атрибуты к сюжетно ролевым играм.
  • подобрана художественная литература по ознакомлению детей с различными профессиями (стихи, рассказы, пословицы и поговорки и так далее).
  • собраны альбомы с фотографиями «Творческие профессии».

Форма презентаций

1.Выступление для педагогов на педагогическом совете по теме: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями».

2.Подготовлены фотовыставки, публикации на странице ВКонтакте учреждения.

Педагогические рекомендации при организации с дошкольниками сюжетно-ролевых игр.

  1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
  2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
  3. Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
  4. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
  5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
  6. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Реализация системы работы осуществлялась поэтапно:

Первый этап – подготовительный.

Цель: вызвать интерес детей к творческим профессиям.

Второй этап – основной.

Цель: знакомство детей с творческими профессиями: архитектор, фито-дизайнер, модельер, парикмахер.  Развивать умения проявлять полученные представления в практических видах деятельности.

Третий этап – заключительный.

Цель: развивать у детей самостоятельность и активность в умении проявлять полученные знания в различных видах деятельности.

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста

1.Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Задачи: углублять знания о труде работников аптеки, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет

Роли

Ролевые действия

Провизор-аптекарь

Принимает рецепт и заказ от покупателей. даёт справку и дозе приёма того или иного лекарства; упаковывает лекарства4 выдаёт лекарства по рецепту

Фармацевт

Изготавливает лекарство; упаковывает изготовленные лекарства в пакетики, пузырёчки; подписывает упакованные лекарства

Покупатель

Покупает лекарство, расплачивается; просит дать справку о применении того или иного лекарства; показывает рецепт, ждёт пока изготовляют лекарства

Кассир

Получает деньги от покупателя, выдаёт чек.

Шофёры

Привозит лекарство

Зав. аптекой

Звонит и заказывает новую партию лекарств; выдаёт зарплату; контролирует работу сотрудников

Построение ролевого диалога

Заведующая

Покупатель

Провизор-апеткарь

Шофёр

Кассир

Провизор-аптекарь

Контролирует качество работы.
Выдаёт зарплату.

Покупает лекарство.
Просит объяснить, как принимать лекарство.

Выполняют совместную работу.
Общаются.

Подвозит лекарства

Выдаёт чек, получает деньги в соответствии с ценой названной провизором.

Фармацевт

Даёт указания по изготовлению лекарств.
Выдаёт зарплату

Просит изготовить то или иное лекарство по рецепту выданному врачом

Общаются

Подвозит компоненты для изготовления лекарств по рецептам

Покупатель

Общаются.
Регулирует спорные вопросы

Занимает очередь.
Общаются.

Выдаёт лекарство, объясняет как его нужно принимать

Получает деньги, выдаёт чек.

Шофёр

Выдаёт зарплату.
Отправляет за новыми лекарствами

Кассир

Контролирует работу.
Выдаёт зарплату.

Платит деньги за лекарство

Получает зарплату

2.Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Задачи: развивать интерес и уважение к благородной профессии врача. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре.

Роли

Ролевые действия

Главный врач

Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными.

Врач-специалист

Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист.

Медсестра

Выполняет назначения врача. Беседует с больными. Моет инструменты.

Санитарка

Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль)

Регистратор

Записывает больных на приём. Выдаёт талон на приём и медицинскую карту.

Пациент

Приходит на приём к врачу с талоном и мед. картой. Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения врача.

Построение ролевого диалога

Главный врач

Медсестра

Пациент

Врач-специалист

Организует работу.
Контролирует.
Снабжает медикаментами и оборудованием

Выполняет указания, назначения врача.
Помогает врачу.

Приходит на приём с жалобами.
Просит назначить лечение. Благодарит.

Санитарка

Контролирует работу.

Организует работу

Принимает улов.
Раскладывает улов в ящики, упаковывает.
Контролирует работу рыбаков

Регистратор

Организует работу.
Контролирует

Приносит мед. карты больных из регистратуры

Записывается на приём к врачу.

Шофёр

Даёт указания о доставке медикаментов и оборудования.
Контролирует.

Ездит помогать больным в домашних условиях

3.Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли

Ролевые действия

Доктор

Ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт.

Медсестра

Выполняет назначение врача, делает уколы, ставят банки, горчичники.

Пациент

Приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

Регистратор

Заполняет карту больного, даёт талончик.

Медсестра процедурного кабинета

Делает уколы, прививки, ингаляции, прогревание.

Продавец в аптечном киоске

Отпускает лекарства по рецепту врача

Построение ролевого диалога

Медсестра

Процедурная медсестра

Работник аптечного киоска

Доктор

Выполняет указания врача, помогает вести приём больных

По направлению, выданному доктором, производит соответствующие процедуры

Пациент

Выписывает направления на обследование

Делает уколы, берёт анализы, делает ингаляции

Выкупает лекарства по рецепту

Регистратор

Берёт карту больного, относит её к доктору

Шофёр (скорой помощи)

Выезжает к больным на дом

Даёт указания на доставку медикаментов в аптечный киоск

4.Сюжетно—ролевая игра «Детский сад»

Возраст и количество игроков не ограничиваются. Используются различные мягкие игрушки, детская посуда, кроватки и коляски для кукол.
Девочки распределяют роли "воспитателей" и "нянь", а кто-то будет "музыкальным работником".
Кукол озвучивают сами дети. Завтрак, прогулка, разучивание считалочек – все идет по порядку. Игра развивает дисциплинированность, ответственность, доброжелательность.
События развиваются как в обычном садике:
1. Утром зарядка или танцы под веселую музыку.
2. Завтрак.
3. Занятия (веселый счет, рисование, разукрашивание и т. п.).
4. Прогулка.
5. Обед.
6. Тихий час (для кукол). Девочки исполняют колыбельные песенки, рассказывают сказки.
7. Подготовка к полднику – куклам необходимо сделать прически, нарядить.
8. Полдник.
9. Различные игры в комнате или на уличной площадке.
Хорошо, когда в игре принимают участие взрослые (в роли методиста или старшего повара).

5.Сюжетно-ролевая игра «Цирк, цирк, цирк»

Дети приносят из дома плюшевую игрушку (кошку, собаку, слона, панду) и придумывают с ней цирковой номер. Перед каждым номером необходимо про игрушку рассказать, придумать ее историю: откуда она родом, как зовут, что за номер будут показывать. И хоть игрушка плюшевая, а в течение дня ее надо и покормить, и вывести на прогулку, и потрепать за холку, и отрепетировать премьерный номер. Афиша и билеты – на совести преподавателя по рисованию. Перед представлением отводим импровизированное место под кассу, назначаем кассира, концертмейстера и… представление начинается!

6.Сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод»

Задачи: помогать детям устанавливать взаимоотношения и действия в процессе игры, развивать его сюжет. Уточнить представления о труде работников пекарни.

Роли

Ролевые действия

Директор хлебозавода

Организует работу сотрудников хлебозавода.
Обеспечивает распределение готовой продукции.
Занимается вопросами закупки сырья для изготовления хлеба.
Контролирует качество работы сотрудников.

Пекарь

Выпекает хлебобулочные изделия разных сортов и разного размера;
группируют готовую продукцию по сортам и размерам.

Оператор

Следит за работой транспортёра, по которому подаются изделия, подсчитывают их количество

Контролёр

Определяет ассортимент, качество и количество хлебобулочных изделий, контролирует правильность их раскладки, проверяет готовность изделий

Шофёры

Развозят хлебобулочные изделия по магазинам и ларькам, предварительно определив их количество и размеры

Грузчики

Грузят готовый товар в машины со склада

Построение ролевого диалога

Директор хлебозавода

Пекарь

Грузчики

Пекарь

Организует работу
Контролирует правильность и аккуратность работы

Распределяют работу между собой.
Советуются.
Общаются

Оператор

Организует работу.
Проверяет точность выполнения работы, сортировку

Принимает хлеб.
Подсчитывает количество отправленного хлеба в печь.
Сообщает о готовности хлеба.

Контролёр

Контролирует работу.
Беседует о качестве продукции.
Обновляет ассортимент хлебобулочных изделий.

Проверяет качество готовой продукции.
Рассматривает выпеченные изделия.
Отмечает количество выпеченного хлеба за смену.

Грузчик

Организует и контролирует работу

Помогают друг другу.
Распределяют работу между собой.
Общаются

Шофёр

Даёт указание о доставке хлеба.
Подписывает путевой лист.
Контролирует.

Подаёт (грузит) лотки с хлебом.
Проверяет количество лотков

7.Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Задачи: развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Роли

Ролевые действия

Заведующая

Организует и контролирует работу персонала; устраняет конфликты; делает заявки на приобретение новых книг; готовит выставки и встречи с читателями.

Библиотекарь

Выписывает формуляры, выдаёт и принимает книги; помогает подобрать необходимые книги, беседует с читателями о прочитанном; участвует в работе выставок и встреч с читателями.

Читатели

Берут и сдают книги; расписываются в формулярах; участвуют в организованных для них встречах

Продавец в книжном магазине

Выдаёт книги из магазина; разгружает их

Шофёры

Привозит книги из магазина; разгружает их.

Построение ролевого диалога

Заведующая

Библиотекарь

Читатели

Шофёр

Продавец в книжном магазине

Заведующая

Рассказывает о пожеланиях читателей.
Совместно готовят выставки и встречи

Дают советы по работе библиотеки
Принимают участие в выставках и встречах

Принимает накладную.
Отчитывается за товар по накладной

Рекламирует свой товар (по телефону)

Библиотекарь

Распределяет и контролирует работу.
Разрешает конфликты

Общаются.
Готовят выставки и встречи.
Заботятся о книжном фонде.

Расписываются в формулярах.
Просят подобрать литературу.
Благодарят за помощь.

Читатели

Организует выставки, встречи.
Беседует о том, как им нравится обслуживание.

Выписывает формуляр.
Выдаёт книги, записывает в формуляр.
Беседует о прочитанном.
Помогает подобрать нужную литературу.

Общаются, беседуют о прочитанном.
Участвуют в выставках, встречах.

Шофёр

Выписывает накладную.
Проверяет привезённую литературу по накладной.

Набирает литературу по накладной.
Упаковывает

Продавец в магазине

Договариваются о необходимой литературе по телефону.

Предъявляет накладную.
Загружает и разгружает товар.

8.Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; помочь развернуть сюжет.

Роли

Ролевые действия

Капитан судна

Ведёт судно, обнаруживает в бинокль косяки рыб, бросает якорь. отдаёт команды рыбакам.

Рыбаки

Раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу. раскладывают в ящики по сортам и видам.

Водитель-экспедитор

Подъезжает к кораблю, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин.

Продавец

Принимает рыбу у экспедитора, выкладывает её на полки магазина, продаёт покупателям

Построение ролевого диалога

Диспетчер

Помощник капитана

Рыбаки (бригадир)

Капитан судна

Даёт указания об отплытии судна.
Выдаёт маршрутный лист.
Осуществляет контроль

Отдаёт команды помощнику.
Крутит штурвал.

Отдаёт команды бригадиру

Рыбаки

Рыбаки обращаются с просьбой ещё раз бросить якорь (выловили не всю рыбу и т.п.)

Принимает улов.
Раскладывает улов в ящики, упаковывает.
Контролирует работу рыбаков

Водитель-экспедитор

Выдаёт путёвку.
Посылает на разгрузку в нужный магазин

Сдаёт улов, берёт квитанцию.
Водитель-экспедитор осматривает груз, проверяет качество упаковки.

Продавец

Звонит в магазин и узнаёт, доставили ли рыбу.

9.Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет. Развивать интерес и уважение к профессии продавца

Роли

Ролевые действия

Заведующий магазином

Организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, беседует с покупателями

Покупатели

Перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются «деньгами», получают чек от кассира, по чеку получают товар

Продавец

Выдаёт товар по чеку, сверяет по чеку количество товаров, внимателен к покупателям

Кассир

Спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, пробивает чек (рисует на чеке соответствующее количество палочек), выдаёт чек, сдаёт сдачу.

Шофёры

Доставляют определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от заведующего магазинов

Рабочие

Сгружают полученный товар на склад, разносят по отделам

Построение ролевого диалога

Заведующий магазином

Покупатель

Рабочий

Продавец

Организует работу; Контролирует правильность и аккуратность работы

Предъявляет чек, делает заказ; Получает товары; Проверяет количество

Приносит товар со склада

Покупатели

Беседуют с покупателями (нравится ли им магазин, какие покупки хотят сделать и т.д.)

Устанавливают очередь Общаются Соблюдают правила поведения в общественном месте

Рабочий

Организует работу; Контролирует

Кассир

Организует и контролирует работу; Проверяет отчётность

Просит выдать чек; Называет, что хочет купить и сколько; Платит деньги; Получает чек

Шофёр

Даёт указание о доставке определённых товаров; Подписывает путевой лист; Контролирует.

Сгружает привезённый товар; Общаются.

10.Сюжетно-ролевая игра «Универсам»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли

Ролевые действия

Зав. магазином

Подбирает товары для магазина (продовольственные и промышленные); руководит разгрузкой и погрузкой товара, выдаёт товар в разные отделы продавцам.

Водитель

Ведёт машину, соблюдая все правила дорожного движения, получает товар от товароведа, загружает и разгружает его.

Продавцы продтоваров и промтоваров

Получает товар по своему профилю, раскладывает на витрине, обслуживает покупателя (берёт деньги, выдаёт сдачу, чек, товар)

Покупатели

Покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах.

Построение ролевого диалога

Товаровед

Охранник

Продавцы

Заведующий магазином

Заказывает по телефону товар, берёт накладную

Приветствует.
Оказывает помощь

Распределяет товар по отделам, выдаёт зарплату.

Продавцы

Обращается с просьбой охранять товар во время обеденного перерыва

Общаются между собой о количестве проданных товаров, их качестве

Водитель

Получает и выдаёт товар, заказанный заведующей, считает его и записывает в накладной

Покупатели

Следит за общественным порядком, делает замечания, проверяет содержимое больших сумок.

Рассказывает о качестве предлагаемых товаров, рекламируют их, советуют что купить

11.Парикмахерская «Златовласка»

Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера. Знакомство с правилами поведения в парикмахерской.

Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли.

Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Роли

Ролевые действия

Парикмахер

Получает заказ клиента; Делает прическу.

Маникюрша

Получает заказ клиента; Делает маникюр.

Кассир

Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге.

Уборщица

Убирает основной зал, меняет полотенца, моет инструменты.

Клиент

Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его.

Директор

Набирает парикмахеров, маникюрш, кассира, уборщицу; Организует работу, заказывает товар, оборудование; Беседует с клиентами.

Построение ролевого диалога

Директор парикмахерской

Клиент

Кассир

Парикмахер

Организует работу; Контролирует

Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются

 

Маникюрша

Организует работу; Контролирует

Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются

 

Кассир

Организует работу; Контролирует

Расплачивается за услугу; Получает сдачу; Общаются

 

Уборщица

Организует работу; Контролирует

 

 

Клиент

Беседует с клиентом; (нравится ли обслуживание)

Устанавливают очередь; Соблюдают правила поведения в общественных местах. Общаются

Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу; Записывает в журнал

Шофёр

Даёт указание о доставке определённого товара; Подписывает путевой лист, Контролирует

 

Расплачивается за привезённый товар

12.Сюжетно-ролевая игра

«Парикмахерская»

Задачи: Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и умению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Роли

Ролевые действия

Парикмахер

Делает причёски, моют голову, сушат феном, подстригают; Выписывают талон на определённую сумму для оплаты; Беседует с клиентом, даёт советы.

Продавец в магазине

Выдаёт товар по заявке, упаковывает товар; Выписывает чек.

Кассир

Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге.

Шофёр

Доставляет косметические средства из магазина в парикмахерскую, получает товар в магазине

Клиент

Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его.
Благодарят за работу.

Заведующая

Организует работу сотрудников, распределяет кадры; Устраняет конфликты; Делает заявки на приобретение косметических средств

Построение ролевого диалога

 

Заведующая

Парикмахеры

Клиенты

Кассир

Шофёр

Продавец

З
а
в

 

Передают пожелания клиентов

Благодарят за хорошо организованную работу.

Сдаёт отчёты за определённый промежуток времени.

Сдаёт товар; Передаёт чек из магазина

Общается (по телефону); Информирует о поступлении новых товаров, рекламирует их.

П
а
р
и
к

Организует и контролирует работу; Устраняет конфликты; Даёт советы в процессе работы

Обсуждают новые прически, стрижки; Общаются

Объясняют, какую стрижку или причёску хотят от мастера; Проверяют работу (довольны или нет); Благодарят.

Принимает чеки от парикмахера.

 

 

К
л
и
е
н
т
ы

Беседуют о том, как им нравится обслуживание; Устраняет конфликты

Беседуют с клиентом о предстоящей стрижке, причёске, дают советы; Дают советы по уходу за волосами; Общаются; Выписывают чек для оплаты кассиру.

Устанавливают очередь; Общаются

Принимает деньги по чеку.

 

 

К
а
с
с
и
р

Организует и контролирует работу; Проверяет отчётность

 

Предъявляют чек для оплаты; Платят за работу мастера.

 

 

 

Ш
о
ф
ё
р

Даёт задания и заявку на приобретение товаров в магазине

 

 

 

 

Общается; Упаковывает товар; Выписывает чек

П
р
о
д
а
в
е
ц

Договариваются о том, сколько и каких товаров необходимо, что есть в наличии на данный момент (по телефону)

 

 

 

Общается; Передаёт заявку на товар; Получает товар и грузит; Берёт чек.

 

13.Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли

Ролевые действия

Почтальон

Берёт на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик

Клиент

Отправляет посылки; покупает конверты, газеты и открытки; занимает очередь; отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь.

Оператор

Принимает посылки, денежные переводы; продаёт газеты и журналы; сортирует письма, газеты, журналы

Шофёр

Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки; привозит посылки и бандероли; забирает посылки и бандероли, отвозит их на железную дорогу.

Зав. почтой

Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание; благодарит служащих почты за хорошую работу

Построение ролевого диалога

Заведующая

Клиенты

Оператор

Шофёр

Почтальон

Даёт указания о выполнении работы.
Контролирует работу почтальона.
Выдаёт зарплату.

Получает письма, газеты, журналы, открытки.
Передаёт письма, открытки для отправки.

Выдаёт газеты, журналы, письма, открытки

Подвозит почтальона

Оператор

Даёт указания о работе с клиентами.
Контролирует работу.
Выдаёт зарплату.

Отправляет посылки, бандероли, письма.
Покупает газеты, журналы, открытки.
Отправляет денежные переводы

Помогает в отправлении посылок, бандеролей

Привозит посылки, бандероли, корреспонденцию

Клиент

Общаются.

Занимает очередь.
Общаются.

Принимает посылки, бандероли. Упаковывает их.
Принимает письма, денежные переводы

Шофёр

Выдаёт зарплату.
Даёт указания по перевозкам

Отдаёт посылки и бандероли для дальнейшей пересылки

14.Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли

Ролевые действия

Шофёр

Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их.

Пассажир

Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит.

Бензозаправщик

Заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек

Милиционер

Регулирует движение, штрафует водителя за нарушение, делает замечания шофёру, пассажиру

Водитель др. машины

Перевозит груз, рулит, ведёт машину.

Построение ролевого диалога

диспетчер

Шофёр другой машины

Пассажир

Шофёр

Даёт указания об отправлении машины.
Объявляет маршрут.
Контролирует

Оказывает взаимопомощь.
Берёт на буксир.

Спрашивает о том, на какой остановке выйти.
Просит остановить машину

Пассажир

Посылает контролёров

Пересаживает на другую машину.

Беседует о поездке.
Уступают место.
Общаются.

Бензозаправщик

Устанавливает очередь.
Оказывает помощь в заправке.

Милиционер

Выполняет указания работников милиции.
Платит штраф

Соблюдает правила дорожного движения, поведения.
Подчиняется указаниям

15.Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли

Ролевые действия

Капитан

Ведёт корабль, даёт указания другим членам команды

Боцман

Командует матросами, следит за тем, как они выполняют работу.

Штурман

Следит за маршрутом плавания

Радист

Выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу.

Врач

Лечит заболевших во время плавания

Пассажиры

Покупают билеты, садятся на корабль, соблюдают правила поведения в общественном транспорте

Кассир

Продаёт билеты, проверяет их

Построение ролевого диалога

диспетчер

Капитан другого корабля

Пассажир

Капитан

Даёт указания об отправлении корабля.
Объявляет маршрут.
Контролирует

Приветствует.
Оказывает помощь

Спрашивает капитана о времени прибытия корабля в порт

Радист

Передаёт сводку погоды.
Передаёт радиограммы

Отправляет сигнал или какое-то послание

Отправляет телеграмму домой

Врач

Оказывает помощь членам команды другого корабля

Лечит заболевших

Пассажир

Отправляет контролёров проверить пассажирские билеты

Пересаживается на другой корабль

Беседуют.
Гуляют по палубе, общаются

Боцман

Даёт указания матросам помочь другому кораблю

16.Сюжетно-ролевая игра «Лётчики»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Роли

Ролевые действия

1 Пилот

Командир экипажа управляет самолётом во время полёта, руководит действиями членов экипажа

2 пилот

Дублирует действия 1 пилота

Штурман

Следит за навигационной обстановкой, работает с картой

Пассажир

Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения во время полёта, сидит.

Бортмеханик

Обслуживает системы самолёта и двигателя

Стюардесса

Обслуживает пассажиров и экипаж (подаёт воду, чай, кофе). Следит за состоянием пассажиров

17.Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Задачи: Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными.

Роли

Ролевые действия

Учитель

Ведёт урок; спрашивает детей; пишет на доске; проверяет тетради, ставит оценки.

Ученики

Сидят за партой; пишут в тетрадях, на доске; отвечают на вопросы; поднимают руку.

Директор

Даёт распоряжения учителям; направляет на уроки; пишет расписание уроков; распределяет учеников по классам.

Охранник

Охраняет школу от хулиганов; следит за дисциплиной на переменах; проверяет сменную обувь.

Построение ролевого диалога

 

Ученик

Родитель

Учитель другого класса

Учитель

Отвечает на уроке; Выполняет поручения; Пишет под диктовку; Слушает учителя

Интересуется успехами своего ребёнка; Провожает в класс; Приходит на родительское собрание

Дают советы; Беседуют о работе

Ученик

Общаются на переменах; Делятся информацией; Берёт на «буксир»

Спрашивает об успеваемости; Помогает учить уроки; Даёт советы

Обращается с просьбой; Делает замечания

Директор

Выполняет поручения, полученные учителем

Просит перевести в другой класс; Узнаёт о зачислении в школу; Общаются

Жалуется на отдельных учеников; Подчиняется указаниям.

Охранник

Показывает ученический билет при входе; Соблюдает правила поведения в школе

Сообщает по какому вопросу он пришёл

Просит пропустить кого-либо; Беседуют.

Перспективный план второго этапа проекта

Этап

 работы

Тема

занятия

Программное

содержание

Ход работы

Последующая

 работа

Словарь

Подготовительный

«Все работы хороши – выбирай на вкус!»

Закрепить знания детей о различных профессиях, об орудиях труда. Вызвать интерес детей к знакомству с творческими профессиями

1. Чтение В. Маяковского «Кем быть»

2. Чтение Дж.Родарри «Чем пахнут ремесла?»

3. Беседа по произведениям и сравнительный анализ профессий о которых рассказывают авторы произведений.

4. Игра «загадки о профессиях»

5. Подведение итогов занятия.

Настольно-печатные игры: «Кем быть?»,

«Все работы хороши».

Профессии бывают разные

Все они очень важные

Повар, плотник и шофер,

Педагог, маляр, монтер,

Все профессии важны

Все профессии нужны!

Основной этап

1 блок «Архитектор»

Экскурсия по городу

Вызвать эмоциональный отклик на результаты труда архитектора, интерес детей к профессии.

Экскурсию проводит архитектор. Экскурсия по городу к зданию пожарной части, центральной библиотеке. Рассматривание особенностей фасадов зданий.

Дидактические игры: «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Кому, что нужно?», «Кто что делает», Загадки».

Архитектор, фасад, колонны, балконы, парадные, арки, капители, сооружение

Встреча – беседа с архитек-тором

Сформировать у детей представления о профессии архитектора, особенностях его труда, творческом подходе к деятельности

Рассматривание иллюстраций различных построек.

Знакомство с орудиями труда архитектора.

Выделение профессионально-значимых качеств личности архитектора.

Определение творческого процесса при чертеже нового здания на примере детского сада.

Создание эскизов различных зданий

Архитектор, фасад, колонны, балконы, парадные, арки, капители, сооружение, эскиз, план, чертеж, пульман, готовальня.

Рассматри-вание

иллюстраций

Продолжать знакомить детей с профессией архитектора, с результатами труда различных архитекторов. Развивать умения детей строить связное высказывание в соответствии с композиционной структурой монолога.

Рассматривание иллюстраций с различными постройками, подведение  к выводу о том, что архитекторы строят не только красивые дома, чтобы украшать город, но и удобные для проживания и работы.

Составление рассказа детьми по понравившейся иллюстрации.

Рисование на тему «Мой город»

Архитектор, фасад, колонны, балконы, парадные, арки, капители, сооружение, эскиз, план, чертеж, пульман, готовальня.

Организация в группе «Мастерской архитектора»

Продолжать знакомить детей с профессией архитектора, с процессом воплощения результата труда.

Воспитывать желание детей быть архитекторами.

1. Организация мастерской: внесение атрибутов конструкторов (бросового, напольного, лего), чертежных инструментов (бумага, карандаши, ластики, линейки, шаблоны)

2. Проведение занятия по изодеятельности.

Мэрия города объявила конкурс на самое лучшее здание.

3. Занятие по конструированию различных сооружений.

4. Организация самостоятельной деятельности детей в мастерской.

Сюжетно-ролевая игра «Архитектор».

Конкурс рисунков

Конструирование сооружений по замыслу

Настольно-печатная игра «Строим вместе»

Архитектор, фасад, колонны, балконы, парадные, арки, капители, сооружение, эскиз, план, чертеж, пульман, готовальня.

2 блок  «Фито – дизайнер»

Основной этап

Экскурсия

в

оранжерею

Знакомить детей с различными растениями и особенностями их выращивания.

Вызвать эмоциональный отклик на результаты труда фито-дизайнера, интерес детей к профессии.

Знакомство детей с оранжереей и её сотрудниками.

Подведение к тому, что труд этих людей направлен на эстетическое наслаждение других людей.

Рассматривание различных букетов для разных торжеств.

Дидактические игры: «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Кому, что нужно?», «Кто что делает», Загадки».

Фито-дизайнер, букет, композиция, тюльпаны, герберы, хризантемы, гибискус, розы, лилии, ирисы, каллы, фольга, гафрированная бумага, украшения

Встреча – беседа с

фито-дизайнером

Сформировать у детей представления о профессии фито-дизайнера, особенностях его труда, творческом подходе к деятельности

Рассматривание иллюстраций различных букетов, клумб.

Знакомство с орудиями труда фито-дизайнера.

Выделение профессионально-значимых качеств личности фито-дизайнера.

Определение творческого процесса при компоновке букета для разных праздников.

Дидактические игры: «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Кому, что нужно?», «Составь букет», «Укрась клумбу».

Фито-дизайнер ,букет, композиция, тюльпаны, герберы, хризантемы, гибискус, розы, лилии, ирисы, каллы, фольга, гафрированная бумага, украшения

Занятие по художественному труду

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых (фито-дизайнер).

Воспитывать художественный, эстетический вкус, чувство прекрасного, гуманность,  доброту.

Учить  детей доставлять радость людям своим трудом.

Рисование на выбор «Букет для мамы», «Красивая

клумба».

Составление цветочной композиции «Украсим группу».

Составление цветочной композиции «Украсим группу».

Букет, композиция, тюльпаны, герберы, хризантемы, гибискус, розы, лилии, ирисы, каллы, фольга, гафрированная бумага, украшения

Работа в уголке природы

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых (фито-дизайнер).

Воспитывать художественный, эстетический вкус, чувство прекрасного, гуманность,  доброту.

Учить  детей доставлять радость людям своим трудом.

Уход за комнатными растениями группы.

Украшение уголка природы.

Украшение цветочных горшков и поддонов

Букет, композиция, аспарагус, традесканция, хлорофитум, бегония, драцена, монстера, дифенбахия, спатифитум, ракушки

Развлечение

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых (фито-дизайнер).

Воспитывать художественный, эстетический вкус, чувство прекрасного, гуманность,  доброту.

Учить  детей доставлять радость людям своим трудом.

Составление цветочной композиции из растений в группе

Оригами «Наш букет»

3 блок «Модельер»

Основной этап

Занятие

«История одежды»

Вызвать эмоциональный отклик на результаты труда модельера, интерес детей к профессии.

Чтение детям «История одежды»

О.В. Дыбина «Что было до…» М., Сфера, 1999

Чтение произведения «Как рождается костюм»

Дидактические игры: «Собираемся на бал», «Краски», «Кто как называется – тот так и одевается»

Модельер, эскиз, выкройка, ситец, бархат, порча, шелк, детали одежды

Экскурсия в ателье

Сформировать у детей представления о профессии модельера, особенностях его труда, творческом подходе к деятельности

Познакомить детей с материалами и инструментами, с которыми работает художник–модельер.

Знакомство детей с ателье и художником – модельером.

Рассматривание эскизов, зарисовок одежды и уже готовых их воплощений.

Определение творческого характера труда модельера, особая атмосфера, которая его окружает.  

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

 Дидактические игры: «Собираемся на бал», «Краски», «Кто как называется – тот так и одевается»

Модельер, эскиз, выкройка, ситец, бархат, порча, шелк, детали одежды, лекало, модель, манекен, примерка, примерочная, оверлог, швейная машина, гладильный пресс

Рассматривание альбомов, видео с модными показами

Показать детям особенности творческого решения разных художников–модельеров

Обращать внимание детей на различные элементы одежды: обувь, головные уборы.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

 Дидактические игры: «Собираемся на новогодний бал», «Подбери ткань», «Кто как одевается – тот так и называется»

Модельер, эскиз, выкройка,  модель, манекенщица, шляпа, берет, платок, поля, сапоги, полусапожки, ботиночки, балетки, деловой костюм, спортивный костюм, вечерний наряд, атрибуты

Организация мастерской модельера

Систематизировать знания детей о профессии художника–модельера, особенностях его творческой деятельности

Способствовать формированию умения отражать представления о профессии модельера в самостоятельной изодеятельности

Проведение занятия  по изодеятельности «Собираемся на бал».

Обогащение предметно-развивающей среды.

Организация дидактических игр «Перешиваем старое платье», «Укрась одежду», «Золушка и фея», «Придумай новый костюм».

Модельер, эскиз, выкройка,  модель, манекенщица, шляпа, берет, платок, поля, сапоги, полусапожки, ботиночки, балетки, деловой костюм, спортивный костюм, вечерний наряд, атрибуты

4 блок «Парикмахер»

Занятие

«История прически»

Познакомить детей с прическами в различные исторические периоды

Вызвать эмоциональный отклик на результаты труда парикмахера, интерес детей к профессии.

Рассматривание и беседа по иллюстрациям книги «История парикмахерского искусства».

Определение того, насколько изменился подход к созданию мужских и женских причесок. Как прическа украшает человека.

Дидактические игры: «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Кому, что нужно?», «Кто что делает», Загадки».

Прическа, цирюльник, шиньон, кок, локоны, кудри, стрижка, коса, колосок, хвост, парик

Основной этап

Экскурсия в парикмахерскую

Сформировать у детей представления о профессии парикмахера, особенностях его труда, творческом подходе к деятельности

Познакомить детей с материалами и инструментами, с которыми работает парикмахер.

Знакомство детей с парикмахерской и ее оборудованием.

Обратить внимание на то, что выбор прически индивидуален для каждого клиента и к каждому клиенту нужен свой подход.

Украшение причесок детей.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Дидактические игры: «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Кому, что нужно?», «Кто что делает», Загадки».

Организация парикмахерской

Систематизировать знания детей о профессии парикмахера, особенностях его творческой деятельности. Способствовать формированию умения отражать представления о профессии парикмахера в самостоятельной игровой деятельности

Организация сюжетно-ролевой игры.

Обогащение предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевой игры.

Прическа, цирюльник, шиньон, кок, локоны, кудри, стрижка, коса, колосок, хвост, парик, шпильки, невидимки, фен, ножницы, филировочные ножницы, машинка, спецодежда, средства для укладки волос

Конкурс

причесок

Способствовать формированию умения отражать представления о профессии деятельности

Проведение конкурса причесок

1. рисунков

2. причесок

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Заключительный этап

Итоговая

  работа

Закрепить и систематизировать знания детей о творческих профессиях, способствовать  развитию умений отражать полученные знания в самостоятельной практической и игровой деятельности

1. Организация работы в созданных мастерских «Архитектора», «Фито-дизайнера», «Модельера», «Парикмахера».

2.Организация сюжетно-ролевых игр.

3. Выставка детских работ по итогам ознакомления детей с творческими профессиями.

4. проведение итогового занятия «Интересные профессии»

Организация работы в созданных мастерских «Архитектора», «Фито-дизайнера», «Модельера», «Парикмахера».

Организация сюжетно-ролевых игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

Проект творческий игровой «Сюжетно-ролевые игры во второй группе раннего возраста»

Проект творческий игровой «Сюжетно-ролевые игры во второй группе раннего возраста»Воспитатель:Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность проекта: сюжетно - ролевая игра, как и любая другая человеческая д...

Творческий проект «Сюжетно-ролевая игра «Семья» для детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проекта. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, ...

Картотека сюжетно-ролевых игр для знакомства дошкольников с железной дорогой и ее профессиями

laquo;Увлекательное путешествие»Цель: развитие умения играть со сверстниками, игрового замысла, активизация двигательной активности, словарного запаса, введение новых слов в активный слов...

Проект творческий игровой «Сюжетно-ролевые игры в первой младшей группе»

ull;ЦельФормирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную игру детей, получать положительные эмоции от продуктивной деятельности.••ЗадачиПознакомить детей с такими профессиями , ...

Консультации для воспитателей. Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр.

Консультации для воспитателей.Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр....