презентация на тему "Применение игровых технологий с детьми раннего возраста"
презентация к уроку (младшая группа)

Тихонова Вера Николаевна

Обучение ребенка происходит постоянно, как в семье, так и дошкольном образовательном учреждении. Участниками образовательного процесса являются родители, педагоги и сам ребенок. В основном, необходимые знания ребенок приобретает через игру, как наиболее доступный для него способ получения информации.

Так что же такое игра с точки зрения участников образовательного процесса?

Для ребенка игра – это получение максимального удовольствия от жизни.

Педагог в игре видит ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, который даёт ребёнку возможность развиваться.

Родители, к сожалению, чаще ассоциируют игру как лишнее беспокойство, хлопоты, беспорядок в комнате.

В данной работе мы говорим о применении игровых технологий.

Так дадим определение игровым технологиям.

Игровые технологии – это определённая последовательность действий педагога по разработке этапов и осуществлению игровой деятельности: отбор, разработка и подготовка игры; включение детей в игру; осуществление самой игры;  подведение итогов и результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 г. Богородска

презентация на тему:

«Применение игровых технологий с детьми раннего возраста».

воспитатель: Тихонова Вера Николаевна

Слайд 2

Обучение ребенка происходит постоянно, как в семье, так и дошкольном образовательном учреждении. Участниками образовательного процесса являются родители, педагоги и сам ребенок. В основном, необходимые знания ребенок приобретает через игру, как наиболее доступный для него способ получения информации.

Так что же такое игра с точки зрения участников образовательного процесса?

Для ребенка игра – это получение максимального удовольствия от жизни.

Педагог в игре видит ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, который даёт ребёнку возможность развиваться.

Родители, к сожалению, чаще ассоциируют игру как лишнее беспокойство, хлопоты, беспорядок в комнате.

В данной работе мы говорим о применении игровых технологий.

Так дадим определение игровым технологиям. 

Игровые технологии – это определённая последовательность действий педагога по разработке этапов и осуществлению игровой деятельности: отбор, разработка и подготовка игры; включение детей в игру; осуществление самой игры;  подведение итогов и результатов.

Слайд 3

Право на игру зафиксировано в конвенции о правах ребенка среди других жизненно важных прав. Статья 31 данной конвенции гласит: «Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».

Вместе с тем, данное право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Детская игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, что весьма печально отражается не только на развитии игры, но и на общем психическом развитии ребенка. Для большинства взрослых раннее обучение представляется более важным и полезным занятием, чем игра. Значение образовательных достижений и приоритет обучающих занятий всё более вытесняет игру из жизни детей.

Слайд 4

На протяжении года я работаю с детьми раннего возраста. В этом возрасте у детей формируется новый вид деятельности – игра. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В этом возрасте ведущей задачей является освоение дошкольниками сенсорного развития.

В организации своей работы я использую различные игровые технологии. Используя игровые технологии, я стараюсь заинтересовать воспитанников в восприятии изучаемого материала, делаю более доступными для них игровые задачи.

На практике я применяю такие приемы игровых технологий как:

  • Игры с сюжетными игрушками
  • Игры-забавы
  • Дидактические игры

Предлагаю рассмотреть каждую отдельно.

Слайд 5

Игры с сюжетными игрушками

Их я подразделила на две:

  • Процессуальные (отобразительные) и
  • театральные игры

Слайд 6

Процессуальные (отобразительные) игры начинаются в самые первые месяцы жизни.

На первом этапе - от рождения до 6 месяцев зарождается игра как предметно-игровая деятельность

Действия с игрушками или другими предметами, носят манипуляционный характер. Мотив задаётся через предмет – игрушку.

От 6 месяцев до 1 года 6 месяцев ребёнок начинает самостоятельно или с помощью взрослого обнаруживать в игрушке некоторые её свойства (мячик катится, он гладкий и упругий). Постепенно дети усваивают способы действия с разными игрушками, связанные с их физическими свойствами. Мотив такой предметно-игровой деятельности заключается в возможном характере результата игрового действия (мячик можно подкинуть или оттолкнуть от себя).

Слайд 7

Во второй половине второго года жизни расширяется сфера взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Нарастает потребность ребёнка в совместной деятельности со взрослым. Наблюдая мир взрослых, ребёнок выделяет их действия. Опыт, приобретённый в действиях с игрушками и в повседневной жизни, даёт ребёнку возможность отображать действия взрослых с предметами в соответствии с принятыми в обществе назначениями (например, процесс кормления, купания, укладывания спать). Теперь действия направляются не на получение результата, а на выполнение понятной условной цели. Таким образом, действие становится условным, а его результат воображаемым.

Слайд 8

На третьем году жизни ребёнок начинает стремиться к реализации игровой цели, действия приобретают определённое значение:  кормит куклу, чтобы накормить её обедом. Действия постепенно обобщаются и становятся условными: ребёнок некоторое время качает куклу и, считая, что она уже спит, переходит к другому игровому действию – укладывает её в кровать. Ребёнок сравнивает свои действия с действиями взрослого. Игры передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх появляется «роль в действии». Ребёнок выполняет функцию персонажа, «играет роль», но при этом, не называет себя в соответствии с этой функцией.

Слайд 9

На представленных слайдах вы можете видеть фотографии, где показаны процессуальные (отобразительные) игры с детьми раннего возраста в нашем детском саду. Слайд 10, 11

Слайд 12

Задачи развития и совершенствования сюжетно-отобразительных игр дошкольников:

  • Удовлетворить потребность детей в разнообразном общении со взрослым.
  • Вводить детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначение.
  • Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой.
  • Выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетом.  
  • Подводить детей к пониманию роли в игре.
  • Формировать начальные навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью.

Слайд 13

Педагог, при проведении сюжетно-отобразительных игр с дошкольниками должен руководствоваться следующим:

  • Должен показать действия с предметами, сопровождая словом, раскрывающим результат действия (перелили воду), его значение (перелили воду в чашку, чтобы пить), дать оценку действия (ловко получилось – воду не пролили).
  • Создавать игровые ситуации с показом новых способов использования сюжетных игрушек, предметов-заместителей.
  • Проигрывать ролевые диалоги с игрушками:
  • воспитатель с игрушкой – ребенок с игрушкой;
  • ребенок с двумя игрушками.
  • Проигрывать жизненные ситуации, эпизоды из книг, мультфильмов с последующим вовлечением в игру детей. В результате чего закладываются предпосылки перехода от предметной игры к сюжетной, а внимание детей переключается с самого предмета на персонаж и сюжет.

Слайд 14

Необходимо перечислить педагогические условия развития процессуальной игры, это:

ПЕРВОЕ Создание предметно-игровой среды, которое включает в себя

  • Внесение и обыгрывание
  • игрушек, предметов воспитателем (старшими детьми);
  • игровых атрибутов;
  • маркеров пространства;
  • предметов оперирования.
  • Создание проблемных ситуаций через игрушки.
  • Создание проблемных ситуаций, направленных на использование предметов заместителей и воображаемых предметов.

ВТОРОЕ Обогащение игрового опыта, что в свою очередь включает:

  • дидактические, подвижные, театрализованные, игры со строительным материалом и др. близкие по персонажам, тематическому содержанию к планируемой сюжетно-отобразительной игре;
  • обучающие сюжетно-отобразительные игры (планируются приемы практического руководства игрой, исходя из возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития ребенка).

ТРЕТЬЕ Обогащение жизненного опыта, это

  • наблюдения, целевые прогулки;
  • рассматривание картин, иллюстраций, фотографий;
  • обследование, экспериментирование с предметами;
  • чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть; свободное общение;
  • прослушивание дисков, аудиозаписей;
  • посильное участие детей в трудовых действиях взрослых;
  • продуктивные виды детской и совместной со взрослым деятельности.

ЧЕТЕРТОЕ Включение игровых персонажей в режимные моменты.

ПЯТОЕ Установление эмоционально-положительного контакта.

Слайд 15

Важную роль в развитие ребенка играют Театрализованные игры

Для развития всех сторон психической деятельности ребенка наиболее доступным материалом является сказка.

Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной, поэтому огромное внимание уделяется театрализованной игре.

С театрализованными представлениями дети раннего возраста могут познакомиться при просмотре спектакля кукольного театра, в повседневной жизни используются разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный) самый любимый детьми способ инсценировки сказки это на фланелеграфе. Привлекая детей к участию в инсценировках, с ними обсуждается увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Для развития театральных игр необходимо:

ПЕРВОЕ Побуждать интерес к игре:

  • путем первого опыта общения с персонажем (короткие инсценировки)

НАПРИМЕР

Воспитатель: К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка.) Что у нее на ножках? (Сапожки.) Давайте попросим Катю поплясать: «Катя, попляши». (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под знакомую мелодию.) Катя: Я – кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка. Я люблю петь. Я спою вам веселую песенку. (Дети слушают песенку.) Воспитатель: Хорошая песенка? Приходи к нам, Катя, еще.

  • через расширение контактов со взрослыми (Бабушка-Забавушка).

ВТОРОЕ Побуждать детей

  • Отзываться на игры-действия со звуками: игры-имитации. («Дует ветер», «Подуть так, чтобы испугать волка»)
  • Подражать движениям животных и птиц: игры-имитации, игры-драматизации. (под музыку, под звучащее слово – малый фольклор) Пошел котик во лесок. Нашел котик поясок. Нарядился, воротился. Стал он люлечку качать: Баю-бай, баю-бай, Ляг, Галинка, скоренько, Встань, Галинка, с зоренькой.

ТРЕТЬЕ Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками: бессловесная игра-импровизация по текстам стихов и прибауток. Заинька, выйди в круг, Серенький, выйди в круг. Скорей-скорей выйди в круг, Скорей-скорей выйди в круг. Заинька, ты пройдись, Серенький, ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись. Заинька, попляши. Серенький, попляши. Да получше попляши, Да получше попляши.

ЧЕТВЕРТОЕ Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений взрослых.

На следующих слайдах вы можете видеть наши театральные игры

 Слайды№№: 16, 17, 18, 19.

Слайд 20

Среди игровых технологий, применяемых нами на практике стоит выделить Игры – забавы

К ним относятся:

  • Игры –потешки
  • Хороводные игры
  • Подвижные игра

Слайд 21

Игры–потешки пришли к нам из русского фольклора. Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

На следующем слайде вы можете видеть, как используются игры-потешки в нашем детском саду. – Слайд 22

Слайд 23

Хороводные игры

Традиционные детские хороводные игры представляют собой единство песни, танца и драматического действия и оказывает целостное влияние на развитие ребенка.

Очень непросто впервые поставить группу малышей в круг, взявшись за руки. А еще и немного пройти в хороводе. Но, используя хоровод на дне рождения кого-то из ребят (традиционный «Каравай», хороводные игры в непрерывной образовательной деятельности, а также на физкультурных занятиях («Пузырь», «Игра с платочком» и др., на прогулке, на музыкальных занятиях систематически, чередуя в хороводе малышей более старших (3 года) с младшими, и конечно, взрослыми, удается во второй половине учебного года добиться более-менее хороших результатов.

Слайд 24

Здесь вы видите примеры использования нами хороводных игр.

Слайд 25

Подвижная игра – это естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов детей. Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. 

Примеры подвижных игр с нашими воспитанниками вы видите на следующих слайдах – Слайды№№: 26, 27, 28

Слайд 29

Перейдем к дидактическим играм, которые включают в себя:

  • Игры с предметами
  • Словесные игры
  • Настольно-печатные

Слайд 30

Рассмотрим игры с предметами

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

На следующих 2 слайдах вы видите игры детей с предметами. – Слайды №№: 31, 32

Слайд 33

Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории.

Слайд 34

В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Слайд 35

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей.

Слайд 36

Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Слайд 37

Как вывод хочу сказать следующие:

Вышеперечисленные игры способствуют развитию общения детей со сверстниками и составляют неотъемлемую часть жизни нашей группы. Они стали привычными и желанными для наших воспитанников. Эти игры мы проводим во время режимных моментов, на прогулке, во в свободной игре детей.

С использованием игровых технологий дети безболезненно привыкают жить и работать в коллективе, сочувствовать, сопереживать сверстникам. В игре также компенсируется дефицит общения ребенка со взрослым.

Думаю, что данный опыт работы может быть интересен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста в любом дошкольном образовательном учреждении.

Спасибо за внимание - Слайд 38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии с детьми раннего возраста с использованием интерактивного оборудования "SMART"

Игровые технологии с детьми раннего возраста с использованием интерактивного оборудования "SMART"...

Использование игровых технологий с детьми раннего возраста.

Используемые в нашей работе игровые технологии направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и...

Консультация для воспитателей «Игровые технологии с детьми раннего возраста».

Работая воспитателем в группе раннего возраста, понимаешь то, что ты должен стать мамой, напарником, защитником, учителем и другом. Уметь тонко почувствовать настроение ребёнка и правильно подобрать м...

Использование игровых технологий с детьми раннего возраста

Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу.Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицате...

«РЕАЛИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ "ПЕРВЫЕ ШАГИ"

Слайд 1Добрый день, уважаемые коллеги! Представляем Вам опыт работы по реализации игровой технологии с детьми раннего возраста, реализованной в соответствии с программой «Первые шаги».Слай...

Игровые технологии с детьми раннего возраста

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр....