Семинар для педагогов «Формы образовательной деятельности разных видов (вне занятий) и культурных практик »
статья
Культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_kulturnye_praktiki.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов
«Формы образовательной деятельности разных видов
(вне занятий) и культурных практик »
Старший воспитатель: Тарасова А.Р.
В соответствии с ФГОС ДО, в содержательном разделе программы должны быть отражены способы и направления поддержки детской инициативы. Инициатива – внутреннее побуждение к самостоятельной деятельности.
Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который становится фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации.
С этих позиций особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада.
Но культурные практики не могут возникнуть сами по себе.
Носителями культурных норм и эталонов в образовании как сфере общественной жизни выступают педагоги.
Как определяется понятие культурные практики?
Культурные практики — это обычные для ребенка (привычные, повседневные) способы деятельности, а также апробация (постоянных и единичных) новых способов и форм деятельности (то есть творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов в процессе взаимодействия со взрослыми.
Проще говоря – это разнообразные виды самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности, основанные на текущих и перспективных индивидуальных интересах воспитанников.
Культурные практики ребенка охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие
социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.
Рассмотрим подробнее формы образовательной деятельности в режимных моментах
Формы образовательной деятельности в режимных моментах | |
Коммуникативная практика | - ситуации общения воспитателя с детьми и накопление положительного социально-эмоционального опыта; - беседы и разговоры с детьми по их интересам; - игры- драматизации |
Культурные практики здорового образа жизни | - физическое развитие; - воспитание культурно-гигиенических навыков; - подвижные игры |
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр | Индивидуальные и совместные игры воспитателя и детей: - сюжетно-ролевые игры; - режиссерская; - игра- драматизация; - строительно-конструктивные игры - театрализованные игры |
Познавательная и исследовательская деятельность | - сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг; - опыты, эксперименты (в том числе экологической направленности); - наблюдение за природой (на прогулке) |
Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка | - музыкально-театральная гостиная; - творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам); - чтение художественной литературы; |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | - трудовые поручения (индивидуальные и подгрупповые, совместный труд);
|
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод. Формы образовательной деятельности в режимных моментах и есть культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
которые мы осуществляем ежедневно:
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые игры;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- рассматривание;
- свободная изодеятельность;
- строительные игры.
Существуют культурные практики на основе инициатив самих детей.
Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.
Остановимся подробнее на культурных практиках, инициируемых, организуемых и направляемых взрослыми.
Прежде всего педагогам необходимо вытроить новые взаимоотношения с детьми.
Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время целенаправленно воспитывать и развивать. Но в условиях культурных практик воспитатель занимает по отношению к детям позицию партнера. Как только позиция педагога перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучающей», естественность культурных практик сразу же нарушается.
Так, позиция воспитателя в рамках игровой практики основывается на общих принципах игры (самоценности, внеутилитарности, добровольности, игровом равенстве и др.) и предполагает овладение внутриигровым языком, выраженным в слове, жесте, мимике, пластике. Игровая позиция воспитателя включает в себя:
- ярко выраженный интерес педагога к играм детей;
- рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
- «инфантилизацию» как способность на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети, устанавливать доверительные отношения с ними;
- эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
- креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.
Сформированная игровая позиция воспитателя (позиция «партнера», «режиссера», «со-игрока», «координатора») обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет изнутри игровой практики оказывать позитивное влияние на ее развитие.
Игровая позиция значима не только для развития игровой деятельности детей. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком, — делился секретами своего успеха в педагогической работе В.А. Сухомлинский. — Только при этом условии дети не будут смотреть на вас, как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира». Таким образом, игровая позиция воспитателя — одна из верных тропинок
достижения близости с дошкольниками, проникновения в их внутренний мир.
Как же связать культурные практики с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса и направить на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.
При их проектировании педагогу важно ответить на следующие вопросы:
— Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи?
— Какие деятельностные умения осваивают дети?
— Какие творческие умения осваивают дети?
— Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?
— Какие чувства и эмоции развиваются у детей?
— Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?
К примеру, педагог проводит отдельные дни необычно, в рамках единой темы.
Например тема недели «Космос», в рамках данной недели педагог организует «День космических путешествий». В такой день разные виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным единым тематическим замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический корабль и снаряжение, едят космический завтрак, расшифровывают послания инопланетян, отправляются в путешествие по незнакомой планете, разгадывают таинственные знаки и рисунки инопланетян, рисуют фантастические космические пейзажи и сюжеты, делают из подручных материалов (коробочек, пластиковых трубочек, футляров от «киндер-сюрпризов») роботов, проводят экспериментирование с водой и магнитами, слушают космическую музыку,
стихи, загадки о космосе и пр. Во время космического путешествия дети проявляют заботу друг о друге, оказывают помощь в случае опасности, учатся общаться с инопланетянами.
При такой организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных практик, инициированных педагогом и детьми.
Проектирование культурных практик предъявляет особые требования к содержанию и организации образовательного процесса, взаимодействию взрослых и детей, конструированию предметно-развивающей среды.
В основе культурной практики – проблема, сформулированная как вопрос.
Вопрос побуждает не к прямому ответу, а к поиску - к деятельности.
Рассмотрим еще один пример
Тема образовательной деятельности | Реальный и возможный круг детских интересов по теме - проблемы |
Пример: «Осень» | Текущие интересы детей: Почему осенние листики не тонут в воде? Почему осенью я замерзаю? А разве у огурчика бывает хвостик? |
Предполагаемый результат решения проблемы | Ребенок устанавливает элементарные причинно-следственные связи между строением объекта и его свойствами. Проявляет интерес к экспериментированию и коллекционированию |
Способ решения проблемы | 1. Организация экспериментирования с листиками, вырезанными из разных видов бумаги и ткани – тонут или нет? 2. Организация элементарного опыта – рассматривание разных объектов в микроскоп, формулирование предположения о том, что защищает лит от воды. 3. Экспериментирование с закрашиванием поверхности материалов восковыми мелками – формулирование вывода |
Культурно-смысловой контекст | Составление коллекции предметов и материалов, у которых есть защита от воды |
Следующая форма - организация творческой мастерской предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
Проблемный подход к культурным практикам ребенка показывает, что наиболее целесообразный путь их организации проектный. Исходным пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы проектов в зависимости от интересов детей и задач развития затрагивают разные сферы действительности и культурные практики. К примеру, проекты «Зеленая аптека», «Страна Витаминия», «Азбука здоровья» имеют валеологическое направление и ориентируют детей на культурные практики здоровьясбережения.
Проекты «Моя семья», «Книга друзей», «Вместе весело шагать» связаны с социально-нравственным развитием детей и культурными практиками общения, дружеского взаимодействия и гуманистически направленной деятельности. Проекты «Волшебный мир природы», «Загадки воды», «Мои любимые домашние питомцы», «Царство Снежной королевы» связаны с познанием природы и культурными практиками познавательно-исследовательской деятельности. Литературно-художественное направление и соответствующие культурные практики преобладают в проектах «Моя любимая сказка», «Литературное лукошко», «Книжкина неделя».
Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта. Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации, эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется интегративная сущность культурных практик.
Результаты проектной деятельности детей, в зависимости от темы проекта, могут быть представлены в виде выставки детских работ, разнообразных поделок, макетов, карт путешествий, настольных игр, рисунков, фотоальбомов, эмблем, детских сочинений (стихов, сказок, загадок), концертов, театральных постановок, самодельных книг и пр. В каждом проекте презентация результатов организуется с учетом детских предложений и инициатив, так чтобы у детей возникало чувство удовлетворения от интересной совместной деятельности, радость сотрудничества, творчества, взаимной поддержки, создавалось ощущение единой, дружной семьи.
Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают также насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, в том числе этнической народной направленности, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п. Это и участие дошкольников в традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада и возрастной группы, поздравление педагогов и сотрудников, праздник детского театра, праздники «Проводы зимы», «День птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.
Культурные практики являются естественной частью повседневной жизнедеятельности ребенка. Процесс освоения культурных практик связан с возможностью ребенка самостоятельно и активно реализовывать свои интересы, замыслы, осуществлять свободный выбор в образовательной среде.
Зачем нужны культурные практики?
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности образовательной деятельности разных видов. Культурные практики"
консультация для воспитателей...
Специфика сопровождения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и проблемы подготовки педагогов к данной работе.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для всестороннего развития и успешного обучения ребенка....
Мастер - класс с педагогами " Формы образовательной деятельности с дошкольниками в развитии личности"
Мастер - класс с педагогами " Формы образовательной деятельности с дошкольниками в развитии личности"...
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик...
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик...
Семинар - практикум "Организация образовательной деятельности разных видов и культурных практик в соответствии с ФОП ДО"
В методической разработке представлен материал по организации образовательной деятельности в течение дня"...
«Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик»
Основной единицей образовательной деятельности выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педа...