«Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик»
материал

Сиядат Курахмаева

Основной единицей образовательной деятельности выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов

«Технология проектной деятельности в ДОО как основа повышения эффективности развития детей дошкольного возраста»

Воспитатель Маммаева Кристина Руслановна

Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр. Поэтому можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, т. к. он открывает новые возможности для коммуникации.

Первые попытки внедрения проектного обучения в отечественных школах относятся к 20-м годам XX века, в период становления советской школы они получили политическую окраску. Как правило, учащиеся вместе с педагогами проектировали решение какой-либо практической задачи. Тогда возникали такие проекты: «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!» (в рамках которого изучались соответствующие разделы биологии, химии, физики); «Уничтожим кулачество как класс!» (в истории, географии, философии выискивались и находились соответствующие аргументы в пользу «защиты» данного проекта).

Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Станислав Теофилович Шацкий выделяет следующие основные компоненты метода проектов:

1) реальный опыт обучаемого, который должен быть выявлен педагогом;

2) организационный опыт (организованные занятия для учащихся на основании того, что знает педагог об опыте ребенка);

3) соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания);

4) упражнения, дающие для ребенка навыки.

М. В. Крупенина разделяла проект на такие этапы:

1 этап - постановка задачи;

2 этап - разработка самого проекта принятого задания;

3 этап - организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;

4 этап - непосредственная трудовая деятельность;

5 этап - учет проделанной работы.

Метод проектов, по мнению М.В. Крупениной, необходимо реализовывать, учитывая следующие педагогические принципы:

деятельностный подход;

взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой;

сотрудничество детей и взрослых;

актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе;

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

самодеятельность.

Российские ученые классифицировали проекты следующим образом:

по составу участников:

коллективные;

индивидуальные;

по целевой установке:

игровые;

общественно-полезные;

производственные;

по срокам реализации:

большие;

малые.

Однако в 30-х гг. данный метод в России был запрещен, т. к. в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения). Принято считать, что мотивация учеников при использовании метода проектов была высокой, но группировка материала различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов не могла не привести к тому, что школа была не в состоянии обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний. Поэтому в 1931 году в известном постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» этот метод был осужден.

В отечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер) много внимания уделялось проблемному методу, однако он не связывался с методом проектов и не был технологически проработан. В этом не было необходимости, так как образование было ориентировано на такие результаты, как знания, умения и навыки.

Со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть его остается прежней. Он нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Метод проектов активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где приобрел большую популярность по причине рационального сочетания теоретических знании и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности детей.

СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИЙ ПРОЕКТОВ

(по В.Н. Буркову, Д.А. Новикову)

Классификация / принцип классификации

Варианты

Тип проекта

По основным сферам деятельности,

в которых осуществляется проект

• технический;

• организационный;

• экономический;

• социальный;

• образовательный;

• смешанный

Класс проекта

По составу и структуре проекта и его предметной области

• монопроект (отдельный проект

различного типа, вида и масштаба);

• мультипроект (комплексный

проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления);

• мегапроект — целевые программы

развития регионов, отраслей и др., включающие ряд моно-и мультипроектов

Масштаб проекта

По размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир

• мелкие;

• средние;

• крупные;

• очень крупные

Длительность проекта

По продолжительности периода осуществления проекта

• краткосрочные (до 3 лет);

• среднесрочные (от 3 до 5 лет);

• долгосрочные (свыше 5 лет)

Сложность проекта

По степени сложности

• простые;

• сложные;

• очень сложные

Вид проекта

По характеру предметной области проекта

• инвестиционный;

• образовательный;

• научно-исследовательский;

• учебный;

• смешанный

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

(по В.Н. Буркову, Д.А. Новикову)

Этап

Содержание

1. Фаза проектирования

(включает в себя построение модели проекта

и план ее реализации)

Концептуальная стадия

Выявление противоречия

Противоречия в практике. Определение главного звена проблемной ситуации

Формулирование проблемы

Проблема как крупная практическая задача

Определение проблематики

Проблематика как определение последствий разрешения проблемы как среды, надсистем, подсистем

Определение цели

Определение целей проекта как антипода проблемы: без проблемы нет системы. Цель многовариантна, в известной мере устанавливается интуитивно

Выбор критериев

Критерии эффективности проекта устанавливаются самими участниками проекта, возможно, с использованием экспертных оценок, но зачастую на интуитивной основе. Являются «количественными моделями качественных целей»

Стадия моделирования

Построение моделей

Прагматические модели как рабочие представления будущего проекта.

Условия дальнейшей реализации моделей:

• ингерентность (согласованность со средой);

• простота модели;

• адекватность цели критериям.

Методы построения моделей:

• метод сценариев;

• графические методы;

• метод структуризации;

• метод дерева целей;

• морфологический метод;

• деловые игры;

• метод мозгового штурма;

• метод Делфи;

• модель трех вопросов;

• метод синектики и др.

Оптимизация моделей

Нахождение среди множества возможных альтернативных моделей наилучших в заданных условиях. Сокращение альтернатив, проверка отобранных моделей на устойчивость

Выбор модели (принятие решения)

Выбор единственной модели для реализации проектируемой системы.

Методы: экспертизы, оценки качества экспертиз

Стадия конструирования системы

Декомпозиция

Процесс разделения общей цели проекта на отдельные подцели-задачи, охватывающие весь комплекс возникающих задач.

В иерархических системах дальнейшее дробление задач на подзадачи и т. д.

Основной метод — построение дерева целей

Агрегирование

Агрегирование (объединение в целое) как процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой.

Основные методы — определение конфигуратора, использование классификаций

Исследование условий

Исследование мотивационных, кадровых, финансовых и других условий реализации проекта в целом и по каждой его задаче в отдельности

Построение программы

Создание программы реализации проекта как конкретного плана действий в определенных условиях и в установленные сроки. Основные методы: определение основных вех, календарное планирование, сетевое планирование, диаграмма Ганга

2. Технологическая фаза

Реализация модели системы

Опытная работа по реализации проекта. Методы: обучение и воспитание, педагогические (образовательные) технологии; методы оперативного управления; контроль выполнения планов, внесение коррективов, дополнительное ресурсное обеспечение

3. Рефлексивная фаза

Итоговая оценка (самооценка) результатов, рефлексия

Самооценка результатов реализации проекта. Экспертиза с привлечением независимых экспертов.

Рефлексия как способ осознания целостности своей собственной деятельности, ее целей, содержания, форм, способов, средств; как последовательное движение в рефлексивном плане: «остановка», «фиксация», «отстранение», «объективация», «оборачивание»

ВИДЫ И ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРОЕКТОВ В ДОУ

Вид проекта

Примерная тематика

1. Комплексный

• Альбом Мойдодыра

• Волшебная лампа

• Эхо столетий

• Книжкин сон

• День спасибо

2. Межгрупповой

• Осенние мотивы (коллажи)

• Большая сказка из малой коробки

• Игры народов мира

• Путешествие в мир народной песни

3. Творческий

• Приключения лесных зверей

• Синичкина еда

• Фантики

• Новый год шагает по планете

• Чудеса России

• Тайны природы

4. Групповой

• Что делать, чтобы не было пожара

• Рождественские посиделки

• Неделя доброты и ласки

• Проделки морского царя

• Космическая гостья

• Ура, снова мультики

• Праздник со слезами на глазах

• В детский сад хожу без слез

5. Индивидуальный

• Папа рядом, мама рядом, что еще

для счастья надо?

• Я расскажу Вам о себе…

• Бабушкины куклы

• Звезда недели

6. Исследовательский

• Водный мир

• Дом, дома, домишки

• Мастерская здоровья

• Эти удивительные часы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности образовательной деятельности в разных видах культурных практик

Детский сад в современных условиях немыслим без качественного и эффективного образовательного и воспитательного процесса. Этому способствует применение игровых культурных практик и использование интег...

Семинар для педагогов «Формы образовательной деятельности разных видов (вне занятий) и культурных практик »

Культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада....

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик...

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик...

Семинар - практикум "Организация образовательной деятельности разных видов и культурных практик в соответствии с ФОП ДО"

В методической разработке представлен материал по  организации образовательной деятельности в течение дня"...