Обобщение опыта по теме: “Метод экспериментирования в развитии познавательно – исследовательской деятельности дошкольника”
опыты и эксперименты (старшая группа)
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.»
К.Е. Тимирязев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_opyt.docx | 164.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Канашская средняя общеобразовательная школа
Шадринского района Курганской области"
Мезенцева Елена Леонидовна
Воспитатель 1 квалификационная категория
Обобщение опыта по теме:
“Метод экспериментирования в развитии познавательно – исследовательской деятельности дошкольника”
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.»
К.Е. Тимирязев
Актуальность опыта.
На современном этапе государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька общего образования уже представляют каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода к исследовательской деятельности – к экспериментированию.
Научно-методическое обоснование опыта:
Экспериментирование, при формировании основ естественно-научных, можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Такие педагоги – классики, как Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие ратовали за использования этого метода в обучении. Ведь знания при этом добываются самостоятельно и осознанно, и поэтому являются более ценными и прочными.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, А.В. Леонтьева, И.Э. Куликовской, О.В. Афанасьевой и др.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы и дополняется парциальными программами (1.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет 2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста).
Некоторые думают, что опыты проводятся только в лаборатории учеными. Но мы знаем, что все немного ждут чуда, и взрослые, и дети. Но дети ждут его особенно, ведь они совершенно по-другому смотрят на мир в отличие от нас. Дети – это прирожденные исследователи: они любознательны, все хотят сделать сами. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?».
Отметим, что Педагогический эксперимент проводился на базе «МКОУ Канашская СОШ» структурное подразделение «Детский сад».
Цель моего опыта работы: Развитие у детей дошкольного возраста познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи опыта:
- Развивать познавательный интерес детей с помощью экспериментирования.
- Развивать воображение и творческую активность.
- Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы.
Методические приемы:
Наблюдения.
Создание проблемных ситуаций.
Экспериментирование.
Формы работы:
Индивидуальная работа
Малые группы
Самостоятельная деятельность детей
Описание опыта:
Перед началом работы с детьми, мною был проведен мониторинг в результате которого было выявлено, что дети затрудняются грамотно и четко сформулировать свои мысли в заданной ситуации, а также плохо владеют анализом. Низкий уровень– 68%, средний – 32%, высокий уровень – 0%.
Работа над проектом началась с предметно-развивающей среды. Были оформлены стенды с консультациями, папками-передвижками для детей и родителей, картотека, познавательный материал. В группе была создана мини-лаборатория с самым необходимым для экспериментирования оборудованием, природным и бросовым материалом, коллекцией камней, ракушек, семян. На подоконнике разработан мини-огород с посадочным материалом для наблюдений и опытов.
Материал в лаборатории:
- Безопасен
- Разнообразен
- Доступен и прост в использовании
- Экологически чистый
С правилами поведения при проведении опытов дети ознакомлены.
Рабочий план реализации проекта:
1 этап подготовительный
Составление графика работы;
Организация предметно-пространственной среды;
Изучение литературы;
Анкеты для родителей
2 этап практический
Экспериментальная деятельность с детьми;
Работа с родителями;
Работа с педагогами ДОУ
3 этап заключительный
Обобщение материалов и распространение
творческого опыта;
Информирование о результатах проделанной работы
родителей и коллектив ДОУ;
- Презентация проекта
Отметим, что даже самые элементарные опыты могут присутствовать в любой деятельности: НОД, трудовой, игровой, коммуникативной и самостоятельной.
Так, например, на прогулке юные экспериментаторы решают важные проблемы: почему на улице зимой вода преобразуется в лед, а в помещении лед снова превращается в воду? Как сделать самим цветные льдинки в группе или радугу в стакане. Дети с удовольствием играют с водой, познавая ее свойства; пробуют создать облако в банке и надуть воздушный шарик, используя свойство воды к расширению.
Эксперимент по выращивания лука показал нам влияние света, воды и тепла на рост растений.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность пронизывает все сферы детской жизни. Игра в исследовании часто перерастает в творчество. Поэтому в работе с детьми используются различные игры: «Кто спрятался в домике?», «Что это на вкус?», «Это кто меня зовет?» и другие.
Игры с песком помогают найти ответы на вопросы: в чем сходство и различие песка; почему из мокрого песка можно лепить, а из сухого нельзя. Вопросы эти заставляют детей задумываться, сопоставлять, делать выводы и даже решать проблемные ситуации.
Я считаю, что планируемые результаты опытно – экспериментальной деятельности были достигнуты. К концу года показатель высокого уровня развития экспериментирования вырос до 90%.
Так, наши воспитанники-победители различных конкурсов всероссийского уровня: «Берегите планету», «Эти забавные животные», Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Творчество и интеллект» (г.Москва), «Космическое путешествие», Узнавай-Ка» и другие.
Работа с родителями: Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в форме выставок: «Как познавательно я провел лето», «Осенние фантазии» и др. Акций: «Принеси и посади росточек-получишь цветочек», «Наш труд» и др. Проведены родительские собрания, индивидуальные и групповые консультаций, оформление наглядной информации для родителей .
Результат опыта: Таким образом, проделанная работа показала успехи детей. У них отметились положительные изменения в формировании нравственных качеств личности. Ребята стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. Больше помогать друг другу, жалеть своих друзей, стараться сделать всем приятное.
Список используемой литературы
- Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова Основная образовательная программа «От рождения до школы». Мозайка-синтез, Москва 2016г.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по
организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. –
М,: ТЦ Сфера, 2005.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ
Сфера, 2002.
Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты
для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском
саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – эксперимен-
тальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование,
рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар: Ун-т «МЭГУ Краснодар», 1997
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.
– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
- Интернет - ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...
Экспериментирование - одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности дошкольников
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Дети, по природе своей, исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...
Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность детей.Образовательная деятельно...
Деловая игра для воспитателей и педагогов "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности и детского экспериментирования"
Конспект мероприятия представляет собой вопросы и задания для воспитателей детского сада по проблеме...
Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...