Обобщение опыта по теме: “Метод экспериментирования в развитии познавательно – исследовательской деятельности дошкольника”
опыты и эксперименты (старшая группа)

Мезенцева Елена Леонидовна

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.»

                                                         К.Е. Тимирязев

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt.docx164.09 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Канашская средняя общеобразовательная школа

Шадринского района Курганской области"

D:\Рабочийстол\ФОТО НАШИ ОБЩИЕ\Я\IMG_20180903_121902.jpg

Мезенцева Елена Леонидовна

Воспитатель 1 квалификационная категория

Обобщение  опыта по теме:

“Метод экспериментирования в развитии познавательно – исследовательской деятельности дошкольника”

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.»

                                                         К.Е. Тимирязев

Актуальность опыта.

На современном этапе государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.  И дошкольные                              учреждения, как первая ступенька общего образования уже представляют            каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода к исследовательской деятельности – к экспериментированию.

Научно-методическое обоснование опыта:

Экспериментирование, при формировании основ естественно-научных, можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Такие педагоги – классики, как Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие ратовали за использования этого метода в обучении. Ведь знания при этом добываются самостоятельно и осознанно, и поэтому являются более ценными и прочными.

 В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, А.В. Леонтьева,  И.Э. Куликовской, О.В. Афанасьевой и др.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы и дополняется парциальными программами (1.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет                                          2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста).

Некоторые думают, что опыты проводятся только в лаборатории учеными. Но мы знаем, что все немного ждут чуда, и взрослые, и дети. Но дети ждут его особенно, ведь они совершенно по-другому смотрят на мир в отличие от нас. Дети – это прирожденные исследователи: они любознательны, все хотят сделать сами. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?».

Отметим, что Педагогический эксперимент проводился на базе «МКОУ Канашская СОШ» структурное подразделение «Детский сад».

Цель моего опыта работы: Развитие у детей дошкольного возраста познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи опыта:

- Развивать познавательный интерес детей с помощью экспериментирования.

- Развивать воображение и творческую активность.

- Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы.

Методические приемы:

Наблюдения.

Создание проблемных ситуаций.

Экспериментирование.

Формы работы:

Индивидуальная работа

Малые группы

Самостоятельная деятельность детей

Описание опыта:

Перед началом работы с детьми, мною был проведен мониторинг в результате которого было выявлено, что дети затрудняются грамотно и четко сформулировать свои мысли в заданной ситуации, а также плохо владеют анализом. Низкий уровень– 68%, средний – 32%, высокий уровень – 0%.

Работа над проектом началась с предметно-развивающей среды. Были оформлены стенды с консультациями, папками-передвижками для детей и родителей, картотека, познавательный материал. В группе была создана мини-лаборатория с самым необходимым для экспериментирования оборудованием, природным и бросовым материалом, коллекцией камней, ракушек, семян.  На подоконнике разработан мини-огород с посадочным материалом для наблюдений и опытов. 

Материал в лаборатории:

- Безопасен

- Разнообразен

- Доступен и прост в использовании

- Экологически чистый 

С правилами поведения при проведении опытов дети ознакомлены.

Рабочий план реализации проекта:

1 этап подготовительный

Составление графика работы;

Организация предметно-пространственной среды;

Изучение литературы;

Анкеты для родителей

2 этап практический

Экспериментальная деятельность с детьми;

Работа с родителями;

Работа с педагогами ДОУ

3 этап заключительный

Обобщение материалов и распространение

творческого опыта;

Информирование о результатах проделанной работы

родителей и коллектив ДОУ;

- Презентация проекта

Отметим, что даже самые элементарные опыты могут присутствовать в любой деятельности: НОД, трудовой, игровой, коммуникативной и самостоятельной.

Так, например, на прогулке юные экспериментаторы решают важные проблемы: почему на улице зимой вода преобразуется в лед, а в помещении лед снова превращается в воду? Как сделать самим цветные льдинки в группе или радугу в стакане. Дети с удовольствием играют с водой, познавая ее свойства; пробуют создать облако в банке и надуть воздушный шарик, используя свойство воды к расширению.

Эксперимент по выращивания лука показал нам влияние света, воды и тепла на рост растений.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность пронизывает все сферы детской жизни. Игра в исследовании часто перерастает в творчество. Поэтому в работе с детьми используются различные игры: «Кто спрятался в домике?», «Что это на вкус?», «Это кто меня зовет?» и другие.

Игры с песком помогают найти ответы на вопросы: в чем сходство и различие песка; почему из мокрого песка можно лепить, а из сухого нельзя. Вопросы эти заставляют детей задумываться, сопоставлять, делать выводы и даже решать проблемные ситуации.

Я считаю, что планируемые результаты опытно – экспериментальной деятельности были достигнуты. К концу года показатель высокого уровня развития экспериментирования вырос до 90%.

Так, наши воспитанники-победители различных конкурсов всероссийского уровня: «Берегите планету», «Эти забавные животные», Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Творчество и интеллект» (г.Москва), «Космическое путешествие», Узнавай-Ка»  и другие.

Работа с родителями: Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в форме выставок: «Как познавательно я провел лето», «Осенние фантазии» и др. Акций: «Принеси и посади росточек-получишь цветочек», «Наш труд» и др. Проведены родительские собрания, индивидуальные и групповые консультаций, оформление наглядной информации для родителей .

Результат опыта: Таким образом, проделанная работа показала успехи детей. У них отметились положительные изменения в формировании нравственных качеств личности. Ребята стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. Больше помогать друг другу, жалеть своих друзей, стараться сделать всем приятное.

Список используемой литературы

  1. Н. Е. Веракса,  Т. С. Комарова  Основная образовательная программа  «От рождения до школы». Мозайка-синтез,  Москва 2016г.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

  1. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по

организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. –

М,: ТЦ Сфера, 2005.

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ

Сфера, 2002.

  1. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты

для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.

  1. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском

саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  1. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – эксперимен-

тальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование,

рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.

  1. Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар: Ун-т «МЭГУ Краснодар», 1997
  2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.

 – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008

  1. Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...

Экспериментирование - одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности дошкольников

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...