Активное занятие по программе "Социокультурные истоки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Активное занятие "Старание и терпение" направлено на формирование социокультурных ценностей трудолюбия. мастерства, послушания у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatie.docx | 34.82 КБ |
vypiska_iz_protokola_kovalchuk.pdf | 281.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсная методическая работа
Ф.И.О. педагога | Ковальчук Юлия Константиновна |
Должность | педагог-психолог |
педагогический стаж | 24 года |
в том числе стаж по программе «Социокультурные истоки» | 4 года |
квалификационная категория | первая |
образовательная организация | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка» |
форма занятия | подгрупповая |
группа/класс | старший дошкольный возраст |
возраст обучающихся | 6-8 лет |
Тема занятия «Старание и терпение»
Цель для педагога: | Дальнейшее освоение и осмысление социокультурной категории «Традиции дела» через знакомство с примерами из художественной литературы | Цель для обучающихся: | Дальнейшее приобщение ребенка к базовым социокультурным ценностям – ценностям труда и мастерства | |||||
Задачи для педагога: | Образовательные: Формировать нравственные представления о ценности труда, старания и терпения в жизни человека; Продолжать знакомить с социокультурной категорией «Традиции дела» Создавать условия для формирования нравственной основы характера, формирования первоначальных представлений об общечеловеческих ценностях. Формировать умение понятно и грамотно формулировать свои мысли. Развивающие: Развивать предпосылки ценностно – смыслового восприятия народных произведений; Развивать умение поступки, их влияние на эмоциональное состояние других людей. Развитие коммуникативных умений и социальных на навыков общения. Воспитывающие: Воспитывать трудолюбие и ответственность. Воспитывать умение договариваться друг с другом. | Задачи для обучающихся: | Воспроизводить информацию, необходимую для успешного усвоения нового. Получить новый социокультурный опыт. Овладеть умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Осознать себя как участника познавательного, творческого процесса. | |||||
Термины, понятия | Падчерица, хворост, холст, иззябнуть, сжила со свету, рукодельничать | |||||||
Планируемые результаты: | Формируемые компетентности | |||||||
Знать: - Знать, что старание и терпение помогают человеку справиться с любым делом. Уметь: - Работать по правилу, слушать взрослого и выполнять словесные инструкции. Владеть: - Способами познавательной и самостоятельной деятельности. - Навыками работы в паре. -Навыками элементарного самоконтроля | ||||||||
Организация пространства | ||||||||
Межпредметные связи Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие | Формы организации, методы и приемы работы Формы организации: Ресурсный круг, работа в микро группе, индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы и приемы: Словесный метод – живое общение взрослого и детей (рассказ, объяснение, беседа, использование произведений устного народного творчества). Наглядный метод - показ предмета, демонстрация видеофильма Практический метод - упражнение поискового характера Методы повышения познавательной активности – элементарный анализ, сравнение, метод вопросов, метод повторения. Метод повышения эмоциональной активности – элементы творчества и новизны. Методы обучения и развития творчества – эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности, исследование предметов и явлений. | Ресурсы Оборудование: подушки по количеству детей, столы, стулья, карандаши, фломастеры, бумага, книги, памятки Наглядно-демонстрационный материал: ноутбук, мультимедийная система, выставка «Город мастеров», ленты по количеству детей, изображение «Морозко», видео фильм «Мамы – мастерицы» | ||||||
I этап. Целеполагание | ||||||||
Цель этапа: | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Стр.книги | |||||
Установление педагогом и детьми цели и задач предстоящей образовательной деятельности Создание положительного эмоционального настроя и готовности к предстоящей деятельности | Педагог - психолог приглашает детей пройти в группу, где расположена полочки и название выставки «Город мастеров». Педагог: Доброе утро! Ребята, я рада видеть вас таких хороших, красивых, с хорошим настроением! Пусть вам наша встреча принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! Педагог: «Ребята, посмотрите, перед вами стоят полочки для выставки и ее название «Город мастеров». Полочки пустые. Предлагаю вам заполнить их. На столе лежат предметы, которые созданы человеком. Выберите тот, который вам понравился, и разместите на полочке». Педагог: «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся» | Дети встали гурьбой. Здравствуйте! Доброе утро! (дети здороваются) Дети становятся полукругом около полочек. Выбирают понравившийся предмет и помещают на выставке. | Детям предлагаются предметы: матрешка, шкатулка, салфетка, колокольчик и т.д. | |||||
II этап. Актуализация опорных знаний и умений | ||||||||
Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | - Ребята, посмотрите, какая выставка у нас получилась. Предлагаю вам по очереди рассказать о том, какой предмет вы выбрали и почему. Педагог поддерживает, задает наводящие вопросы. - Ребята, как вы думаете, почему наша выставка называется «Город мастеров»? - Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать мастером. Просмотр видео «Мамы – мастерицы» Ресурсный круг Педагог – Предлагаю вам подумать и сказать, подходит ли к ролику пословицы «Без терпения нет умения», «Терпение и труд все перетрут» Педагог – Правильно ребята, с давних времен люди высоко ценили старание и терпение. Эти качества нужны, чтобы достичь мастерства в любом деле. В старину говорили «Старание и терпение рождают умение». -Ребята, приглашаю вас в путешествие по вам по одной русской народной сказке. Это путешествие поможет нам еще больше узнать о таких ценных качествах человека, как старание и терпение. | Дети встают полукругом около выставки. Дети по очереди называют выбранный ими предмет и рассказывают о нем. - Я поставил на полочку матрешку, потому что она красивая и нарядная. - Я положила на полочку туфельки, потому что они праздничные и удобные. И т.д. - Потому что каждый предмет сделал мастер. - Он должен быть трудолюбивым, старательным, усердным. Ресурсный круг по пословицам Предполагаемые ответы детей: - Эта пословицы, про тех, кто старается; про мастера, который может делать все своими руками; про человека, который знает, что он делает; который не боится работы, не ленится. Дети берутся за руки и под музыку двигаются за педагогом. | Russkaya_narodnaya_melodiya_-_Krasnyj_sarafan_(iPleer.fm).mp3 | |||||
III этап. Основной этап | ||||||||
Расширять представления детей о Развивать эмоциональную отзывчивость на выполнение совместной работы. Развивать коммуникативные умения: работа в паре, умение договариваться. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. | Педагог – Ребята, предлагаю вам присесть на пол, на подушки. Действие сказки происходит зимой. Послушайте, как завывает ветер, трещит мороз. А вот и он, один из героев сказки. Кто то? - Обратите внимание, на доске иллюстрация. Из какой она сказки? Беседа по содержанию сказки: - Кто главные герои сказки?
-Почему все люди хвалили старикову дочку?
- Каким вы представляете себе Морозко? - Какие задания давал Морозко девушкам?
- Почему старикова дочка не отказалась выполнять задания Морозко? Правильно ребята, чтобы хорошо выполнить дело за которое берешься, нужно приложить старание и усердие, быть трудолюбивым и усердным. - Можно ли назвать девушку мастерицей? Педагог – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пришла пора немного отдохнуть и пригласить в наш хоровод родителей. Приглашаем к нашей работе родителей. Работа в паре – родитель – ребенок Педагог – Откройте книгу на странице 25. Подумайте и выберите пять важнейших качеств, которые помогли стариковой дочке выполнить задания Морозки. Педагог – Ребята, вы правильно выбрали все качества. Предлагаю вам вместе с мамами выписать их на отдельную страницу и, когда вы приметесь за трудное и важное дело, вспоминать про них. | Дети рассаживаются на пол, на подушки.
Дети обращают внимание на иллюстрацию на доске. - Это «Морозко». Старик, мачеха, старикова дочка, старухина дочка, Морозко. Потому что она не боялась никакой работы, была трудолюбивая, все у нее в руках спорилось. Морозко был строгий, но справедливый, старенький. - Сшить из полотна рубаху и связать рукавицы. Она была послушна, усердна и трудолюбива, потому что дедушка старенький, а старшим надо помогать. Можно, потому что она справилась с задание, выполнила его аккуратно. Дети, вместе с родителями становятся в круг, берут в руки ленточки и двигаются в хороводе, повторяя движения за педагогом. Ребенок в паре с родителем работает с книгой и отмечает качества. Затем каждая пара предлагает одно из выбранных ее качеств и обосновывает свой выбор. Например, мы отметили «уважение», потому что девушка почитала и уважала старших и не посмела, не выполнить просьбу Морозки. Каждой паре предлагается красиво оформленный лист, карандаши, фломастеры, на который они выписывают выбранные качества. | Уральский хоровод - Народные Русские from backingtrackmp3s.com.mp3 Стр.25 книга для детей 6–7 лет «Мастера и рукодельницы» | |||||
IV этап. Итоги занятия. Рефлексия | ||||||||
Подведение итогов ОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование навыков самооценки. | Педагог - Ребята, о каких важных для каждого человека качествах мы сегодня говорили? - Я знаю, что вы любите трудится и помогать своим родителям. В каких делах вам пригодится старание и терпение. - Я желаю вам ребята быть трудолюбивыми, старательными и помнить, что эти качества помогут вам достичь мастерства в любом деле. Я хочу подарить вам на память пословицы о старании и терпении. Не везде сила: где умение, а где и терпение. К большому терпению придет и умение. С терпением в работе не пропадешь. Дело мастера боится. Всякое дело терпением одолеть можно. Без терпения нет и умения. | - О старании и терпении, об усердии и трудолюбии. -Убирать игрушки, что – то мастерить, складывать одежду и.т.д. |
Используемая литература:
- Истоковедение. Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
- Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. - М., 2000.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
- Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
- Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект активного занятия по программе «Истоки» на тему «Верность родной земле»
Данное занятие направлено на первоначальное освоение дошкольниками духовно-нравственной категории «вера»....
Конспект активного занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Мудрое слово».
Данное занятие направлено на первоначальное знакомство с социокультурной категорией "Мудрость"....
Активное занятие по программе «Истоки» с родителями воспитанников средней группы
Присоединение родителей к отечественным традициям. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении категории «Дружная семья». Развитие единого контекста в группе....
Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Сказочное слово"
Конспект занятия "Сказочное слово" для детей подготовительной к школе группе по программе "Истоки"Социокультурная категория - ТРАДИЦИИ СЛОВА...
Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Мудрое слово" старшая группа
Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Мудрое слово"Социокультурная категория - МУДРОСТЬ...
Конспект активного занятия по программе "Истоки" в младшей группе на тему "Образ света"
Цели:-формировать познавательный интерес к малым формам фольклора: потешкам, хороводным играм;развивать коммуникативные умения, обогащать и активизировать словарный запас детей;-воспитывать нравственн...
Конспект активного занятия по программе «Истоки» с средней группе на тему «Дружная семья»
Задачи:Образовательные: помочь освоить и осмыслить социокультурную категорию «Родной очаг», приобщить к семейным ценностям и традициям семьи, формировать понимание необходимости друж...