Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Мудрое слово" старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)

Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Мудрое слово"

Социокультурная категория - МУДРОСТЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mudroe_slovo_vavina.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

проведения занятия с детьми старшей группы

по программе «Социокультурные истоки»

Категория - «Мудрость»

Тема - «Мудрое слово»

Воспитатель: Вавина В.К.

Программное содержание:

1. Первоначальное знакомство с духовно - нравственной категорией «Мудрость».

2. Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга.

3. Формирование потребности в социальном соответствии.

4. Воспитывать уважение к людям старшего поколения, желание следовать их мудрым советам.

5. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

6. Активизация в речи детей народных пословиц о дружбе, труде и уме.

Подготовительная работа

  1. Оформление выставок «Познавательная литература», «Народная мудрость» в пространстве группы.
  2. Разучивание русской народной игры «У дедушки Трифона» (вариант - «У бабушки Ларисы»).
  3. Прослушивание аудиозаписи «Заповеди Владимира Маномаха детям».
  4. Подборка детских книг с поучительными сказками.
  5. Беседа с детьми о том, чему учат люди старшего поколения.

Материал к занятию

  1. Выставка литературы по разделам «Познавательная литература», «Народная мудрость», «Мудрые сказки».
  2. Аудиозапись «Заповеди Владимира Маномаха детям».
  3. На отдельных карточках напечатаны ключевые слова «Дружба», «Труд», «Ум» и пословицы народа по этим темам.

Этапы работы

  1. Подготовительный этап

Присоединение к теме

Работа с выставкой познавательной литературы:

В группе оформлена выставка «умных книг» (энциклопедии, детские познавательные журналы, словари русского языка, энциклопедия «Мудрость великих» и др.)

Воспитатель:

- Как называются эти книги? (Энциклопедии, словари). Что мы можем узнать из этих книг? (Разговор может идти как по каждой конкретной книге отдельно, так и в целом по «умным книгам»). Как называется книга, которую я держу в руках? (Словарь, энциклопедия). Какая книга называется словарем? (Книга, в которой толкуются объяснения слов). Сейчас я вам прочитаю, как раскрывается в словаре слово «Мудрость». (Чтение воспитателем краткой информации из словаря С.И.Ожегова «Словарь русского языка»). Сегодня на занятии мы будем говорить с вами о мудрости и мудрых словах. Как вы уже услышали из толкового словаря «мудрость – это ум». А где мы можем «почерпнуть» ум и знания? (Ответы детей)

Можем ли мы назвать крылатые слова мудрыми и почему? (В них есть и ум, и жизненный опыт)

Работа с выставкой «Народная мудрость»

(Сборники русских народных сказок, пословиц, загадок)

Что такое народная мудрость? Где мы можем встретиться с ней? Чем ценна для нас народная мудрость? Почему народное слово мы можем назвать мудрым?

Дидактическая игра «Мудрость народа» 

Задание:

Распределить пословицы по темам: «Дружба», «Труд», «Ум».

На экране выведены ключевые слова «Дружба», «Труд», «Ум»

О дружбе:

- Старый друг лучше новых двух.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.

О труде:

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Терпение и труд все перетрут.

- Дело мастера боится.

Об уме:

- Одна голова хорошо, а две лучше.

- С умным разговаривать, что меду напиться.

- Век живи, век учись.

Мудрое поучительное слово мы можем встретить и в сказках, и в пословицах, и в загадках, в играх. Вы хотите поиграть в русские народные игры?

Русская народная игра «У дедушки Трифона»

Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в середину круга и говорит:

 «Ну сынки мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте, смотрите внимательно.»

«- У дедушки Трифона семеро детей. (3 раза)

Они не пили, и не ели,

Все на дедушку глядели,

И все делали вот так!

И все делали вот так!»

Дедушка Трифон показывает движения, имитирующие мужской труд (Рубили дрова, копали землю, косили траву, стругали рубанком, приколачивали доски, пилили дрова и т.д.).  При каждом новом движении надо повторять слова: «И все делали вот так!»

Дети, повторившие движения за ведущим наиболее точно, становятся при повторении игры дедушкой Трифоном.

Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы»

Эта игра похожа на игру «Как у дедушки Трифона». Все играющие становятся в круг, один из них – водящий – становится в центре круга. Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы

Было семеро детей

Они не пили, не ели

Все на бабушку глядели

Разом делали вот так…

И все делали вот так!

Бабушка Лариса показывает движения, имитирующие труд женщин (Стирка, полоскание белья, вышивание, укладывание младенца, приготовление пищи, раскладывание ее по мискам и т.д.)

Формирование детьми и воспитателем выставки «Крылатые слова»

Воспитатель:

- Дети, мудрость – это не только ум и знания, но и жизненный опыт. Сейчас я предлагаю вам самим организовать выставку, которая называется «Крылатые слова».

Какие слова называются «крылатыми»? (Пословицы, поговорки, «меткие фразы и изречения»)

Сейчас я вам буду зачитывать крылатые фразы, а вы вспомните из каких литературных произведений эти изречения. Попробуйте самостоятельно истолковать их:

- «Не в свои сани – не садись» (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

- «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» (А.Невский «Богатырская застава»)

- «Как аукнется, так и откликнется» (Сказка «Лиса и журавль» в пересказе К.Д.Ушинского)

- «Вместе тесно, а врозь скучно» (Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» К.Д.Ушинский)

- «Трудится как пчелка» (Русская народная сказка «Снегурочка»)

Дети оформляют выставку книг с крылатыми изречениями

Воспитатель:

- У нас получилась замечательная выставка книг, слова и выражения из которых стали крылатыми.

2. Основной этап

Ресурсный круг «Какие слова можно назвать мудрыми?

Присоединение детей с целью настраивания их на тему разговора.

Воспитатель:

- Нет жизни без слова, слова исходят из уст, но идут от разума и от сердца. Слова бывают разные: вежливые, добрые, ласковые, слова прощения и утешения, мудрые слова. Мудрые слова мы можем слышать от взрослых, встречаем в сказках и сказах, былинах и рассказах, пословицах и поговорках. Давайте поговорим о том, какие слова можно назвать мудрыми? 

(Разговор в круге по часовой стрелке). В заключение воспитатель обобщает все высказывания детей.

3. Рефлексия

Воспитатель:

- Кто из близких людей говорил вам мудрые слова?

(Высказывания по желанию детей)

О мудрых людях, которые говорят вам много мудрых слов, мы поразмышляем еще на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активное занятие с родителями воспитанников подготовительной группы «Семейные традиции»

Занятие проводится на основе книги № 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции», "Истоковедение"....

"Социокультурные истоки" Активное занятие с родителями воспитанников старшей группы «Семейные традиции»

Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё: вдохновение, игра, радость, творчество, умение, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и ...

Конспект активного занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Имя моего ребенка»

Занятие проводится на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть первая)        Задачи:1.     Познакомить с программой «И...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»

Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников младшей группы «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»

Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...

Конспект активного занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Имя моего ребенка»

Конспект активного занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки»Тема: «Имя моего ребенка»...

Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группы «Дружная семья» по программе «Социокультурные истоки»

Цель: Показать родителям ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.Задачи:-  Продолжать знакомить родителей с программ...