Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Мудрое слово" старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)
Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Мудрое слово"
Социокультурная категория - МУДРОСТЬ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mudroe_slovo_vavina.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
проведения занятия с детьми старшей группы
по программе «Социокультурные истоки»
Категория - «Мудрость»
Тема - «Мудрое слово»
Воспитатель: Вавина В.К.
Программное содержание:
1. Первоначальное знакомство с духовно - нравственной категорией «Мудрость».
2. Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга.
3. Формирование потребности в социальном соответствии.
4. Воспитывать уважение к людям старшего поколения, желание следовать их мудрым советам.
5. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
6. Активизация в речи детей народных пословиц о дружбе, труде и уме.
Подготовительная работа
- Оформление выставок «Познавательная литература», «Народная мудрость» в пространстве группы.
- Разучивание русской народной игры «У дедушки Трифона» (вариант - «У бабушки Ларисы»).
- Прослушивание аудиозаписи «Заповеди Владимира Маномаха детям».
- Подборка детских книг с поучительными сказками.
- Беседа с детьми о том, чему учат люди старшего поколения.
Материал к занятию
- Выставка литературы по разделам «Познавательная литература», «Народная мудрость», «Мудрые сказки».
- Аудиозапись «Заповеди Владимира Маномаха детям».
- На отдельных карточках напечатаны ключевые слова «Дружба», «Труд», «Ум» и пословицы народа по этим темам.
Этапы работы
- Подготовительный этап
Присоединение к теме
Работа с выставкой познавательной литературы:
В группе оформлена выставка «умных книг» (энциклопедии, детские познавательные журналы, словари русского языка, энциклопедия «Мудрость великих» и др.)
Воспитатель:
- Как называются эти книги? (Энциклопедии, словари). Что мы можем узнать из этих книг? (Разговор может идти как по каждой конкретной книге отдельно, так и в целом по «умным книгам»). Как называется книга, которую я держу в руках? (Словарь, энциклопедия). Какая книга называется словарем? (Книга, в которой толкуются объяснения слов). Сейчас я вам прочитаю, как раскрывается в словаре слово «Мудрость». (Чтение воспитателем краткой информации из словаря С.И.Ожегова «Словарь русского языка»). Сегодня на занятии мы будем говорить с вами о мудрости и мудрых словах. Как вы уже услышали из толкового словаря «мудрость – это ум». А где мы можем «почерпнуть» ум и знания? (Ответы детей)
Можем ли мы назвать крылатые слова мудрыми и почему? (В них есть и ум, и жизненный опыт)
Работа с выставкой «Народная мудрость»
(Сборники русских народных сказок, пословиц, загадок)
Что такое народная мудрость? Где мы можем встретиться с ней? Чем ценна для нас народная мудрость? Почему народное слово мы можем назвать мудрым?
Дидактическая игра «Мудрость народа»
Задание:
Распределить пословицы по темам: «Дружба», «Труд», «Ум».
На экране выведены ключевые слова «Дружба», «Труд», «Ум»
О дружбе:
- Старый друг лучше новых двух.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.
О труде:
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Терпение и труд все перетрут.
- Дело мастера боится.
Об уме:
- Одна голова хорошо, а две лучше.
- С умным разговаривать, что меду напиться.
- Век живи, век учись.
Мудрое поучительное слово мы можем встретить и в сказках, и в пословицах, и в загадках, в играх. Вы хотите поиграть в русские народные игры?
Русская народная игра «У дедушки Трифона»
Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в середину круга и говорит:
«Ну сынки мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте, смотрите внимательно.»
«- У дедушки Трифона семеро детей. (3 раза)
Они не пили, и не ели,
Все на дедушку глядели,
И все делали вот так!
И все делали вот так!»
Дедушка Трифон показывает движения, имитирующие мужской труд (Рубили дрова, копали землю, косили траву, стругали рубанком, приколачивали доски, пилили дрова и т.д.). При каждом новом движении надо повторять слова: «И все делали вот так!»
Дети, повторившие движения за ведущим наиболее точно, становятся при повторении игры дедушкой Трифоном.
Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы»
Эта игра похожа на игру «Как у дедушки Трифона». Все играющие становятся в круг, один из них – водящий – становится в центре круга. Играющие идут по кругу со словами:
Как у бабушки Ларисы
Было семеро детей
Они не пили, не ели
Все на бабушку глядели
Разом делали вот так…
И все делали вот так!
Бабушка Лариса показывает движения, имитирующие труд женщин (Стирка, полоскание белья, вышивание, укладывание младенца, приготовление пищи, раскладывание ее по мискам и т.д.)
Формирование детьми и воспитателем выставки «Крылатые слова»
Воспитатель:
- Дети, мудрость – это не только ум и знания, но и жизненный опыт. Сейчас я предлагаю вам самим организовать выставку, которая называется «Крылатые слова».
Какие слова называются «крылатыми»? (Пословицы, поговорки, «меткие фразы и изречения»)
Сейчас я вам буду зачитывать крылатые фразы, а вы вспомните из каких литературных произведений эти изречения. Попробуйте самостоятельно истолковать их:
- «Не в свои сани – не садись» (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» (А.Невский «Богатырская застава»)
- «Как аукнется, так и откликнется» (Сказка «Лиса и журавль» в пересказе К.Д.Ушинского)
- «Вместе тесно, а врозь скучно» (Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» К.Д.Ушинский)
- «Трудится как пчелка» (Русская народная сказка «Снегурочка»)
Дети оформляют выставку книг с крылатыми изречениями
Воспитатель:
- У нас получилась замечательная выставка книг, слова и выражения из которых стали крылатыми.
2. Основной этап
Ресурсный круг «Какие слова можно назвать мудрыми?
Присоединение детей с целью настраивания их на тему разговора.
Воспитатель:
- Нет жизни без слова, слова исходят из уст, но идут от разума и от сердца. Слова бывают разные: вежливые, добрые, ласковые, слова прощения и утешения, мудрые слова. Мудрые слова мы можем слышать от взрослых, встречаем в сказках и сказах, былинах и рассказах, пословицах и поговорках. Давайте поговорим о том, какие слова можно назвать мудрыми?
(Разговор в круге по часовой стрелке). В заключение воспитатель обобщает все высказывания детей.
3. Рефлексия
Воспитатель:
- Кто из близких людей говорил вам мудрые слова?
(Высказывания по желанию детей)
О мудрых людях, которые говорят вам много мудрых слов, мы поразмышляем еще на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активное занятие с родителями воспитанников подготовительной группы «Семейные традиции»
Занятие проводится на основе книги № 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции», "Истоковедение"....
"Социокультурные истоки" Активное занятие с родителями воспитанников старшей группы «Семейные традиции»
Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё: вдохновение, игра, радость, творчество, умение, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и ...
Конспект активного занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Имя моего ребенка»
Занятие проводится на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть первая) Задачи:1. Познакомить с программой «И...
Конспект активного занятия с родителями воспитанников старшей группы «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки»
Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...
Конспект активного занятия с родителями воспитанников младшей группы «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»
Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...
Конспект активного занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Имя моего ребенка»
Конспект активного занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки»Тема: «Имя моего ребенка»...
Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группы «Дружная семья» по программе «Социокультурные истоки»
Цель: Показать родителям ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.Задачи:- Продолжать знакомить родителей с программ...