Рабочая программа по правилам пожарной безопасности
рабочая программа
Содержание программы
Актуальность темы
1 раздел. Организация работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности в МБДОУ.
1.1. Сущность пожарной безопасности.
1.2. Создание развивающей предметно - пространственной среды по обучению пожарной безопасности.
1.3. План информационного обеспечения групп по обучению пожарной безопасности группы на 2016-2017 учебный год.
1.4. Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе.
1.4.1. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности.
1.4.2. Формы работы с детьми.
1.5. Работа по обучению мерам пожарной безопасности с педагогами.
1.6. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива.
1.6.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива на 2015 -2016 учебный год.
1.6.2. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива на 2016 -2017 учебный год.
1.6.3. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива на 2017 -2018 учебный год.
1.6.4. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива на 2018 -2019 учебный год.
1.6.5. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива на 2020 -2021 учебный год.
1.7. Работа с родителями по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности
1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей на 2015 -2016 учебный год.
1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей на 2016 -2017 учебный год.
1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей на 2017 -2018 учебный год.
1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей на 2018 -2019 учебный год.
1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей на 2020 -2021 учебный год.
2. раздел. Мониторинг навыков пожарной безопасности у детей группы
3. Показатели эффективности программы
Заключение
Актуальность темы
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования, вопросов обеспечения безопасных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины несчастных случаев с детьми и взрослыми, особенно касающиеся пожарной безопасности. Ключевая роль в обеспечении безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Поэтому вопрос обеспечения охраны жизни и здоровья всех участников образовательного процесса является главным для любого дошкольного учреждения.
Обращение к историческим легендам и притчам показывает, что подарив людям огонь, Прометей подарил им возможность подняться над миром животных. Но с тех пор человечество много тысяч лет упорно работает над проблемой пожаробезопасности, но до сих пор отсутствует ее абсолютное решения. Огонь — стихия, с которой человек обязан считаться, которую должен уважать и даже опасаться. Огонь, с одной стороны, источник жизни, тепла, с другой — источник опасности. Потому людям важно научиться использовать огонь, не только удовлетворяя свои потребности в пище, тепле, но и обеспечивая собственную безопасность.
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности всех участников образовательного процесса необходимо не только создание условий, но повышение компетентности сотрудников МБДОУ, родителей и воспитанников в вопросах пожарной безопасности. Поэтому можно считать, что противопожарная безопасность — одна из самых актуальных задач. Она обусловлена:
1. Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих практических умений поведения при пожаре;
2. Отсутствием образовательных программ обучения детей по пожарной безопасности;
3. Отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;
4. Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту; избегания пожароопасных ситуаций;
5. Недостаточной компетентностью родителей в вопросе пожарной безопасности.
6. Недостаточное внимание пожарной безопасности в ходе воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого с детьми дошкольного возраста.
7. Отсутствие четкого распределения программного содержания в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Поэтому на сегодняшний день возникла необходимость формирования у всех участников воспитательно-образовательного процесса осознанного отношения к противопожарной безопасности.
Дошкольный период является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Главная цель Программы: формирование у всех участников воспитательно-образовательного процесса навыков безопасного поведения в быту.
Основные задачи:
- Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;
- Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
- Воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;
- Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
- Формировать компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.
Решение работы по формированию пожарной безопасности со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса мы строим, опираясь на принципы.
Принципы:
1. Принцип целенаправленности – содержание и формы работы должны определяться целью и задачами.
2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.
3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с педагогами и родителями, и при конкретизации целей и задач.
4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.
Данная программа рассчитана пять лет (2015-2016 г.г. -2019-2020 г.г.)
В ней представлено содержание работы со всеми участниками образовательного процесса.
1 раздел. Организация работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности в МБДОУ
1.1. Сущность пожарной безопасности
Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека вовремя его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников.
Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С.Вернадский, М.В.Ломоносов, И.М.Сеченов). Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А.Адлера, Б.Паскаля, З.Фрейда. В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, Д.В.Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Т.Г. Хромцовой, К.Ю.Белой
Сущность пожара, причины
Под пожарной безопасностью объекта понимается такое его состояние, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей
Пожаром называется процесс горения, возникший непроизвольно (или по злому умыслу), который будет развиваться и продолжаться до тех пор, пока не выгорят все горючие вещества и материалы, либо не возникнут условия, приводящие к самопотуханию, либо не будут приняты специальные активные меры по его локализации и тушению.
Горение - химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света.
Под очагом пожара понимают место (участок) наиболее интенсивного горения. Первоначальным очагом пожара может быть небольшой участок или предмет, а по мере развития пожара может стать все помещение, охваченное огнем.
При пожаре происходит:
- Горение с выделением теплоты, света и продукта сгорания;
- Газообмен под воздействием конвенционных потоков горячих и холодных газов, обеспечивающий доставку в зону горения окислителя и отвод из нее продуктов сгорания;
- Передача теплоты из зоны горения в окружающее пространство (опасность загорания рядом стоящих объектов).
Зона горения - занимает часть пространства, в котором протекают процессы термического разложения горючих материалов в объеме диффузионного факела пламени;
Зона задымления - зона, где продукты сгорания поднимаются над зоной горения в виде тепловой струи и образуют в верхней зоне под перекрытием слой дыма.
Классификация пожаров по типу
- Индустриальные (пожары на заводах, фабриках и хранилищах).
- Бытовые пожары (пожары в жилых домах и на объектах культурно-бытового назначения).
- Природные пожары (лесные, степные, трофяные и ландшафтные пожары)
Причины возникновения пожаров
- Неосторожное обращение с огнём;
- Несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических устройств;
- Самовозгорание веществ и материалов;
- Разряды статического электричества;
- Грозовые разряды;
- Поджоги;
- Неправильное пользование газовой плитой
- Солнечный луч, действующий через различные оптические системы
Можно выделить несколько основных свойств пожаров:
Высокая температура пламени, достигающая в наиболее горячей части 1200-14000 С, передача тепла теплоизлучением, конвекции. Например, при пожаре в помещении с закрытой дверью около 40% тепла передаётся посредством излучения пламени на стены, 5% - через проёмы наружу и 50-55% уносится конвективными потоками также наружу через верхнюю часть окон.
Излучение пламени вызывает ожоги и болевые ощущения у людей, находящихся в зоне пожара. Минимальное расстояние от очага пожара, на котором может находиться человек, м: R=1,6H, где H - средняя высота факела пламени. Эту формулу нужно знать и в случае необходимости уметь применить. Люди в возбуждённом состоянии могут не заметить, что обожглись, или заметить это слишком поздно.
Наличие дыма резко снижает видимость внутри зданий и сооружений. Задымление создаёт угрозу для жизни людей, затрудняет спасение пострадавших.
Наличие токсичных газов в дыме (оксид углерода, оксид азота, сернистый газ, фосген) может привести к отравлению и смерти.
Температура дыма также представляет собой большую опасность для жизни людей. Этот факт часто не учитывают. Так, при температуре вдыхаемого дыма 600С (при отсутствии токсичных веществ) может наступить смерть.
Перенос огня на смежные здания и сооружения искрами, излучением, конвекцией.
Возможность взрыва оборудования, аппаратуры на промышленных предприятиях.
1.2. Создание развивающей предметно – пространственной среды по обучению пожарной безопасности
Данные исследователи доказывают, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. (Л.С.Выготский, Н.Т.Гринявичене, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, Н.Н.Поддъков, Е.А.Флерина, С.Л.Новоселова и др.). Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Поэтому в каждой возрастной группе должен быть организован Уголок безопасности, в котором размещены материалы по пожарной безопасности.
Во время формирования Уголка безопасности необходимо опираться на следующие принципы:
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы - должна быть оснащена средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе наглядным, игровым, оборудованием (в соответствии со спецификой Программы).
Это должно обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников;
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Нами учитывались требование:
Свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.
Для решения задач по пожарной безопасности был составлен план информационного обеспечения группы МБДОУ.
1.3. План информационного обеспечения групп по обучению пожарной безопасности группы МБДОУ№139 «Чебурашка»
на 2015-2016 учебный год
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
1 | Создание уголка по пожарной безопасности | В течение года | Воспитатель Гришина Т.М. |
2 | Подбор наглядных пособий (картинки, плакаты, литература, развивающие игры) | В течение года | Воспитатель Гришина Т.М. |
3 | Приобретение литературы | В течение года | Воспитатель Гришина Т.М. |
4 | Оформление стенда по пожарной безопасности: «Чтобы не было беды» | Сентябрь Май | Воспитатель Гришина Т.М. |
1.4. Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе
Анализ произошедших пожаров в стране показал, что 50% происходит по причине незнания и несоблюдения правил пожарной безопасности. Поэтому важным является формирование знаний и практических умений в вопросе пожарной безопасности у воспитанников, их родителей и педагогов МДОУ.
Вся образовательная работа строится по трем направлениям:
- Работа с детьми
- Работа с педагогами
- Работа с родителями
Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется:
- В непосредственно образовательной деятельности воспитателя и ребенка;
- В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- Самостоятельной деятельности детей.
В непосредственно образовательной деятельности - реализуется через организацию различных видов детской деятельности.
В самостоятельной деятельности – реализуется через свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Воспитание у дошкольников безопасного поведения в быту должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
В процессе воспитания детей педагоги детского сада учитывают следующее:
- В детском саду происходит не только знакомство с пожаром и его причинами, но и формирование у детей правильного поведения во время пожара осуществляется воспитание у дошкольников не только навыков безопасного поведения в быту, но и овладение знаниями и умениями при действиях в чрезвычайных ситуациях;
- Формирование знаний по пожарной безопасности проводятся не только по плану, но и при наличии любой возможности (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил;
- Использование интересных и активных форм работы с детьми, как: КВН, викторины, развлечения и досуги, выставки и конкурсы способствуют повышению интереса к пожарной безопасности.
- Используют все доступные формы работы с детьми: рассказы, беседы, игры, мультимедийные презентации, видеофильмы, чтение книг, прогулки, и др. не отдавая предпочтения какой-либо одной;
- В группе должен быть создан Уголок пожарной безопасности, состоящий из макетов с игрушечным транспортом, атрибутами, настольно - печатными играми, значками, эмблемами;
- Должен быть создан информационный стенд для родителей «Осторожно, пожар!».
1.4.1. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности
МБДОУ №139 «Чебурашка»
Возрастной период | ||||
Ранний возраст (2-3г.) | Младший дошкольный возраст (3-4г.) | Средний дошкольный возраст (4-5л.)) | Старший дошкольный возраст (5-6л.) | Старший дошкольный возраст (6-7л.) |
Сентябрь - «Пожар в доме» | ||||
Программное содержание: | ||||
Познакомить детей с тем, что такое пожар. Вести в словарь новые слова. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни. | Сформировать представления о пожаре, причинах его возникновения. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни. | Сформировать представления о пожаре, причинах его возникновения. Учить правильно действовать во время пожара. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни. | Систематизировать знания детей о пожаре и его причинах. Развивать умение правильно действовать во время пожара. Воспитывать чувство самосохранения. | Закрепить с детьми виды пожаров, их причинах. Учить устанавливать зависимость между поведением человека и последствиями. Закрепить умение правильно действовать во время пожара. Воспитывать чувство самосохранения. |
Виды деятельности | ||||
| ||||
Октябрь - «Спички детям - не игрушка» | ||||
Познакомить с тем, что такое спички, дрова, как происходи огонь. Воспитывать интерес к окружающему. | Сформировать представления, что такое спички, их назначение. Развивать знания о роли огня в жизни людей. Воспитывать чувство собственной безопасности. | Познакомить с особенностями применения огня людьми. Сформировать представления о правилах безопасного обращения с огнем. | Формировать у детей представление о том, что спички - это не игрушка. Учить правильно себя вести во время чрезвычайной ситуации. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь. | Закрепить правила обращения с огнем. Систематизировать знания о чрезвычайных ситуациях, возникающих в результате небрежных действий человека с огнем. Воспитывать умение правильно действовать при возникновении пожара. |
Виды деятельности | ||||
| ||||
Ноябрь - «Осторожно-электроприборы» | ||||
Познакомить детей с электроприборами (утюгом, чайником). Сформировать представления о их назначении. Воспитывать правильное обращение с электроприборами. | Познакомить детей с электроприборами (плитой, телевизором, микроволновой печью). Сформировать представления о их назначении и правилах пользования данными электроприборами. Воспитывать правильное обращение с электроприборами. | Сформировать представления детей о роли электроприборов в жизни человека. Познакомить с положительными и отрицательными сторонами пользования электроприборов. Воспитывать умение соблюдать правила безопасного обращения с ними. | Систематизировать представления об электроприборах и их функциях. Обобщить знания о правилах обращения с электроприборами. Воспитывать осознанное отношение к таким предметам. | Закрепить знания детей об основных функциях, назначении и особенностях работы электроприборов. Развивать умения правильно пользоваться ими. Воспитывать интерес к окружающим предметам. |
Виды деятельности | ||||
Продуктивная деятельность –рисование: «Наши помощники»; | ||||
Декабрь - «Огонь-друг или враг?» | ||||
Познакомить детей с тем, что огонь может быть другом, а может быть врагом человеку. Воспитывать интерес к окружающему. | Познакомить детей с тем, что огонь может быть другом, а может быть врагом человеку. Сформировать представления о поведении, которое обусловливает возникновение пожара. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь. | Развивать знания детей о том, что огонь может быть другом, а может быть врагом человеку. Развивать представления о поведении, которое обусловливает возникновение пожара. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь. | Систематизировать представления о функциях огня («огонь – друг; огонь - враг»). Формировать правила соблюдения пожарной безопасности в быту. Познакомить с легковоспламеняющимися предметами. Обобщить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара. | Закрепить знания о правилах соблюдения пожарной безопасности в быту. Систематизировать представления о легковоспламеняющихся предметах. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара. |
Виды деятельности | ||||
| ||||
Январь - «Детские шалости с огнем» | ||||
Познакомить детей с тем, что действия дети могут привести к пожару. Показать, что нельзя так поступать. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь. | Познакомить детей с причинами возникновения пожаров, обусловленными детскими играми с огнем. Показать последствия таких ситуаций, учить делать элементарный анализ, выводы. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей. | Продолжать знакомить детей с причинами возникновения пожаров, обусловленными детскими играми с огнем. Учить анализировать ситуации, делать выводы. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей. | Систематизировать знания о причинах возникновения пожаров, обусловленными детскими играми с огнем. Развивать умение анализировать ситуации, делать выводы. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей. | Закрепить знания детей о том, как детские шалости могут навредить здоровью. Систематизировать правила поведения в быту. Воспитывать правильное поведение. |
Виды деятельности | ||||
| ||||
Февраль - «Кухня-не место для игр» | ||||
Сформировать представления о том, что на кухне нельзя трогать электроприборы, самостоятельно производить действия (наливать чай, включать плиту, чайник). | Познакомить детей с правилами поведения на кухне. Развивать знания об электроприборах, бытовой технике, ее ролью в жизни людей. Сформировать представление о правилах использования бытовой техники и электроприборов. | Развивать знания детей о правилах поведения на кухне. Закрепить знания об электроприборах, бытовой технике, ее роли в жизни людей. Закрепить представление о правилах использования бытовой техники и электроприборов. | Обобщить знания детей о соблюдении правил поведения на кухне. Систематизировать знания о ситуациях, которые могут произойти на кухне. Формировать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить пути решения. Воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности. | Закрепить знания детей о соблюдении правил поведения на кухне. Закрепить знания о ситуациях, которые могут произойти на кухне. Развивать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить пути решения. Воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности. |
Виды деятельности | ||||
| ||||
Март - «Пожар в лесу» | ||||
Познакомить детей с причинами возникновения пожаров в лесу. Расширить словарь детей. Воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности. | Познакомить детей с причинами возникновения пожаров в лесу. Учить устанавливать связь между поведением человека и последствиями в лесу. Познакомить с правилами поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природным объектам. | Познакомить детей с причинами возникновения пожаров в лесу. Развивать умение соблюдать правила поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе. | Расшить представления детей о причинах возникновения пожаров в лесу. Углубить знания о правилах поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе. | Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара в лесу. Учить анализировать поведение человека в лесу, определять последствия его влияния на природу. Развивать мыслительный процессы. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Виды деятельности | ||||
| ||||
Апрель - «Службы спасения» | ||||
Познакомить детей с пожарной службой. Расширить словарь детей. Воспитывать интерес к окружающему. | Познакомить детей со службами спасения. Сформировать представления о их роли в жизни людей. Воспитывать умение ориентироваться в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней. | Развивать знания у детей о службах спасения. Познакомить с их номерами. Воспитывать умение соблюдать правила в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней. | Расширить знания у детей о службах спасения. Продолжать знакомить с их номерами. Воспитывать умение соблюдать правила в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней. | Закрепить знания у детей о службах спасения. Закрепить их номер. Воспитывать умение соблюдать правила в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней. |
Виды деятельности | ||||
| ||||
Май - «Мониторинг» | ||||
Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг |
1.4.2. Формы работы с детьми
Работа по формированию у детей навыков безопасного поведения в быту будет эффективнее, если будут использоваться формы работы
- НОД;
-Развлечение;
-Беседа;
-Спектакль для детей;
-Выставка рисунков;
-Викторина по ПБ;
-Продуктивные виды деятельности: аппликация, лепка, рисование;
-Чтение художественной литературы по данной тематике;
-Целевые прогулки к зданию;
-Просмотр электронных презентаций по ПБ;
-Просмотр мультфильмов по ПБ;
-Дидактическая игра;
-Отгадывание загадок;
-Разбор проблемных ситуаций;
-Опытническая деятельность;
-Отгадывание загадок;
-Разбор проблемных ситуаций;
- Оформление альбомов с рассказами о ПБ.
1.5. Работа по обучению мерам пожарной безопасности с педагогами МБДОУ №139 «Чебурашка»
Известно, что для того, чтобы работа по пожарной безопасности была результативной, необходимо объединение усилий всех педагогов и специалистов. Поэтому был разработан перспективный план работы с педагогами МБДОУ. Это позволит добиться решения некоторых задач, направленных на формирование у всех участников воспитательно-образовательного процесса навыков безопасного поведения в быту.
1.6. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №139 «Чебурашка».
1.6.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №139 «Чебурашка» на 2015 -2016 учебный год
Содержание | Сроки | Ответственный | |
1 | Час пожарной безопасности (Электронная презентация пожарной безопасности): «Откуда ждать беду» | Сентябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
2 | Рекомендации: «Правила поведения во время пожара» | Ноябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
3 | Оформление информационного стенда: «Профилактика пожаров» | Декабрь | Воспитатель Гришина Т.М |
4 | Консультация: «Пожарная безопасность» | Февраль | Воспитатель Гришина Т.М |
5 | Выставка дидактических игр: «Пожарная безопасность» | Март | Воспитатель Гришина Т.М |
6 | Презентация педагогической копилки по пожарной безопасности | В течение года | Воспитатель Гришина Т.М |
7 | Анкетирование: «Пожарная безопасность» | Май, Апрель | Воспитатель Гришина Т.М |
8 | Представление работы по Программе за год. | Май | Воспитатель Гришина Т.М |
1.6.2. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №139 «Чебурашка» на 2016 -2017 учебный год
Содержание | Сроки | Ответственный | |
1 | Час пожарной безопасности: «Профилактика пожаров» | Сентябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
2 | Рекомендации: «Использование наглядного материала в работе с детьми по пожарной безопасности». | Ноябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
3 | Открытая НОД: «Незнайка в гостях у ребят» | Декабрь | Воспитатель Гришина Т.М |
4 | Мастер-класс: «Изготовление книжек-малышек по пожарной безопасности» | Февраль | Воспитатель Гришина Т.М |
5 | Педагогический час: «Использование Икт в работе с детьми по формированию знаний о пожарной безопасности». | Март | Воспитатель Гришина Т.М |
6 | Представление работы по Программе за год. | Май | Воспитатель Гришина Т.М |
1.6.3. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №139 «Чебурашка» на 2017 -2018 учебный год
Содержание | Сроки | Ответственный | |
1 | Час пожарной безопасности (электронная презентация пожарной безопасности): «Детские шалости-причина пожаров» | Сентябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
2 | Рекомендации: «Правила поведения во время пожара в общественном месте» | Ноябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
3 | Оформление информационного стенда: «Профилактика пожаров в лесу» | Декабрь | Воспитатель Гришина Т.М |
4 | Консультация: «Использование мультимедийных презентаций по формированию знаний о пожарной безопасности» | Февраль | Воспитатель Гришина Т.М |
5 | Выставка наглядного материала: «Пожарная безопасность» | Март | Воспитатель Гришина Т.М |
6 | Презентация «Особенности работы с детьми и родителями по формированию представлений о пожарной безопасности» | В течение года | Воспитатель Гришина Т.М |
7 | Буклет: «Детские авторы о пожаре» | Май, Апрель | Воспитатель Гришина Т.М |
8 | Представление работы по Программе за год. | Май | Воспитатель Гришина Т.М |
1.6.4. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №139 «Чебурашка» на 2018 -2019 учебный год
Содержание | Сроки | Ответственный | |
1 | Выставка рисунков: «Осторожно-пожар!» | Сентябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
2 | Рекомендации: «Правила поведения во время пожара в лесу во время пожара». | Ноябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
3 | Оформление информационного стенда: «Что мы знаем о пожаре?» | Декабрь | Воспитатель Гришина Т.М |
4 | Мастер-класс: «Изготовление макетов по пожарной безопасности» | Февраль | Воспитатель Гришина Т.М |
5 | Выставка книжек-малышек, изготовленных совместно с детьми: «Пожарная безопасность» | Март | Воспитатель Гришина Т.М |
6 | Презентация «Формы, методы и приемы работы с детьми по формированию навыков пожарной безопасности»» | В течение года | Воспитатель Гришина Т.М |
7 | Фотовыставка: «Будем бдительны!» | Май, Апрель | Воспитатель Гришина Т.М |
8 | Представление работы по Программе за год. | Май | Воспитатель Гришина Т.М |
1.6.5. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №139 «Чебурашка» на 2019 -2020 учебный год
Содержание | Сроки | Ответственный | |
1 | Выставка поделок: «Работа экстренных служб!» | Сентябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
2 | Открытая НОД: «Осторожно-пожар!» | Ноябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
3 | Викторина: «Школа пожарных наук» | Декабрь | Воспитатель Гришина Т.М |
4 | Мастер-класс: «Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр по пожарной безопасности» | Февраль | Воспитатель Гришина Т.М |
5 | Педагогический час: «Работа с родителями по профилактике пожаров» | Март | Воспитатель Гришина Т.М |
6 | Фотовыставка: «Сохраним лес от пожара» | Май, Апрель | Воспитатель Гришина Т.М |
7 | Представление работы по Программе за год. | Май | Воспитатель Гришина Т.М |
1.7. Работа с родителями по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности
Большое внимание по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых.
Следует учитывать тот факт, что в силу своих возрастных особенностей для детей дошкольного возраста играет большую роль пример родителей. Поэтому родителям необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, не нарушать и своим поведением подчеркивать важность соблюдения правил в быту.
Взрослые должны, общаясь с ребенком постоянно объяснять правила поведения детей дома, во время эксплуатации электроприборов и бытовой техники. Разбирать ситуации, когда происходит пожар, объяснять важность соблюдения правил безопасности и учить вести во время чрезвычайных ситуаций.
В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых занятий, развлечений и досугов), рассказывает об успехах детей в освоении правил пожарной безопасности. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме.
Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами.
Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара.
Использование перспективного плана работы с родителями позволяет эффективнее решать поставленные задачи, добиваться цели.
1.7. 1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ №139 «Чебурашка»
на 2015 -2016 учебный год
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
1 | Оформление наглядной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности: «Школа пожарных наук», «Причины пожаров» (выпуск стенгазет) | Сентябрь, Январь, Апрель | Воспитатель Гришина Т.М |
2 | Консультации: «Экстренные службы». Электронная презентация: «Осторожно-огонь!». | Ноябрь, Январь, март, май | Воспитатель Гришина Т.М |
3 | Деловая игра: «Правила пожарные, знать всем положено!». | Март | Воспитатель Гришина Т.М |
4 | Участие в совместных мероприятиях по правилам пожарной безопасности. | В течение года | Воспитатель Гришина Т.М |
5 | Родительское собрание «Формирование навыков пожарной безопасности у детей дошкольного возраста». | Октябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
1.7.2 . План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ №139 «Чебурашка»
на 2016 -2017 учебный год
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
1 | Оформление наглядной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности: фотогазета: «Правила пользования электроприборами», стенгазета «Детские шалости», «Пожар на кухне». | Сентябрь, Январь, Апрель | Воспитатель Гришина Т.М |
2 | Консультации: «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о пожарной безопасности посредством художественной литературы»». Электронная презентация: «Правила поведения при пожаре». | Ноябрь, Январь, март, май | Воспитатель Гришина Т.М |
3 | Игра «Что? Где? Когда?»: «Что мы знаем о пожаре?»». | Март | Воспитатель Гришина Т.М |
4 | Участие в совместных мероприятиях по правилам пожарной безопасности. | В течение года | Воспитатель Гришина Т.М |
5 | Родительский диалог «Роль личного примера в формирование навыков пожарной безопасности у детей дошкольного возраста». | Октябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
1.7.3. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ №139 «Чебурашка»
на 2017 -2018 учебный год
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
1 | Оформление наглядной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности: стенгазета: «Пожарная служба», «Соблюдаем правила пожарной безопасности» (выпуск стенгазет), «Устами ребенка». | Сентябрь, Январь, Апрель | Воспитатель Гришина Т.М |
2 | Консультации: «Особенности поведения людей в природе»». Электронная презентация: «Огонь-в лесу!». | Ноябрь, Январь, март, май | Воспитатель Гришина Т.М |
3 | Буклет: «Что мы знаем о пожаре?». | Март | Воспитатель Гришина Т.М |
4 | Участие в совместных мероприятиях по правилам пожарной безопасности. | В течение года | Воспитатель Гришина Т.М |
5 | Мастер-класс «Использование книжек-малышек в работе с детьми по формированию навыков пожарной безопасности». | Октябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
1.7.4. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ №139 «Чебурашка»
на 2018 -2019 учебный год
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
1 | Оформление наглядной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности: стенгазета: «Люди и пожар», «Соблюдаем правила пожарной безопасности дома» (выпуск стенгазет), «Экстренные службы». | Сентябрь, Январь, Апрель | Воспитатель Гришина Т.М |
2 | Консультации: «Особенности поведения людей в природе»». Электронная презентация: «Профилактика пожаров». | Ноябрь, Январь, март, май | Воспитатель Гришина Т.М |
3 | Буклет: «Читаем детям». | Март | Воспитатель Гришина Т.М |
4 | Участие в совместных мероприятиях по правилам пожарной безопасности. | В течение года | Воспитатель Гришина Т.М |
5 | Мастер-класс «Использование электронных презентаций в работе с детьми по формированию навыков пожарной безопасности». | Октябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
1.7.5. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ №139 «Чебурашка»
на 2019 -2020учебный год
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
1 | Выставка поделок: «Работа экстренных служб!» | Сентябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
2 | Открытая НОД: «Осторожно-пожар!» | Ноябрь | Воспитатель Гришина Т.М |
3 | Викторина: «Школа пожарных наук» | Декабрь | Воспитатель Гришина Т.М |
4 | Мастер-класс: «Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр по пожарной безопасности, организованных дома» | Февраль | Воспитатель Гришина Т.М |
5 | Педагогический час: «Методы профилактики пожаров» | Март | Воспитатель Гришина Т.М |
7 | Фотовыставка: «Сохраним лес от пожара» | Май, Апрель | Воспитатель Гришина Т.М |
2. раздел. Мониторинг навыков пожарной безопасности у детей группы МБДОУ №139 «Чебурашка»
Основными методами диагностики сформированной компетентности дошкольников в вопросе пожарной безопасности в детском саду является: беседа, дидактические игры, рассматривания картинок, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности и другие.
Результаты оцениваются в трех бальной системе.
3 балла ставится, если ребенок понимает содержание вопроса или картинки, дает полный содержательный ответ, ссылается на ранее полученные им знания, рассуждает, приводя убедительные аргументы, устанавливает связи и зависимости, приводит пример их личного опыта. Знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, дает адекватную оценку конкретной ситуации.
2 балла ставится, если ребенок понимает поставленный вопрос, содержание картинки, но частично дает на него ответ, затрудняется обосновать свой выбор, допускает ошибки в изложении своих мыслей. Понимает сущность ситуации, но не знает либо дает ошибочный ответ, касающийся правил поведения в конкретной ситуации.
1 балл ставится, если ребенок понимает вопрос, но затрудняется на него ответить либо дает неверный ответ, ошибается в своих высказываниях, не понимает сущность ситуации и не может назвать, как необходимо действовать в чрезвычайной ситуации. Ребенок не понимает поставленный вопрос, не понимает содержание картинки, предложенной ситуации.
Результаты исследования представляются в виде трехуровневой шкалы:
Низкий уровень - когда ребенок не справился с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя.
Средний уровень - справляется с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень- ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием.
Мониторинг достижения планируемых навыков пожарной безопасности у детей группы
ФИО | Разделы | ||||||||
«Пожар в доме» | Спички детям-не игрушки | Осторожно-электроприборы» | «Огонь-друг или враг?» | «Детские шалости с огнем» | «Пожар в лесу» | «Службы спасения» | «Кухня-не место для игр» | Итог | |
Итог: |
3. Показатели эффективности программы
Основными показателями можно считать:
- Сформированные у детей знания и умения, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
- Сформированная компетентность педагогов в вопросе пожарной безопасности.
- Сформированная компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.
- Созданная материально-техническая база группы.
Заключение
На сегодняшний день работа по обучению мерам пожарной безопасности является одной из главных в воспитательно-образовательном процессе. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы безопасного поведения детей в быту, дома, детском саду. Очень важно сформировать у дошкольников чувство ответственного отношения за собственную жизнь. А для этого необходимо осуществлять систематическую и планомерную работу по формированию основ пожарной безопасности.
Немаловажную роль в такой работе играют и родители. Ведь именно собственным примером они побуждают детей соблюдать основные правила и нормы безопасного поведения. Преемственность между детским садом и семьей способствует более продуктивному решению этих задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ppb.docx | 74.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 139 «Чебурашка»
ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол № 1 От 02.09.2019г. МБДОУ «Детский сад №139» | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ «Детский сад № 139» ________________Белова Г.И. приказ № 1 от 02 «09» 2019г. |
ПРОГРАММА
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Разработала: Гришина Т.М.
Воспитатель 1 категории
Г. Улан-Удэ
2019г.
Содержание программы
Актуальность темы
1 раздел. Организация работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности в МБДОУ.
1.1. Сущность пожарной безопасности.
1.2. Создание развивающей предметно - пространственной среды по обучению пожарной безопасности.
1.3. План информационного обеспечения групп по обучению пожарной безопасности группы на 2015-2016 учебный год.
1.4. Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе.
1.4.1. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности.
1.4.2. Формы работы с детьми.
1.5. Работа по обучению мерам пожарной безопасности с педагогами.
1.6. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива.
1.6.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива на 2015 -2016 учебный год.
1.6.2. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива на 2016 -2017 учебный год.
1.6.3. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива на 2017 -2018 учебный год.
1.6.4. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива на 2018 -2019 учебный год.
1.6.5. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива на 2020 -2021 учебный год.
1.7. Работа с родителями по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности
1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей на 2015 -2016 учебный год.
1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей на 2016 -2017 учебный год.
1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей на 2017 -2018 учебный год.
1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей на 2018 -2019 учебный год.
1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей на 2020 -2021 учебный год.
2. раздел. Мониторинг навыков пожарной безопасности у детей группы
3. Показатели эффективности программы
Заключение
Актуальность темы
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования, вопросов обеспечения безопасных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины несчастных случаев с детьми и взрослыми, особенно касающиеся пожарной безопасности. Ключевая роль в обеспечении безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Поэтому вопрос обеспечения охраны жизни и здоровья всех участников образовательного процесса является главным для любого дошкольного учреждения.
Обращение к историческим легендам и притчам показывает, что подарив людям огонь, Прометей подарил им возможность подняться над миром животных. Но с тех пор человечество много тысяч лет упорно работает над проблемой пожаробезопасности, но до сих пор отсутствует ее абсолютное решения. Огонь — стихия, с которой человек обязан считаться, которую должен уважать и даже опасаться. Огонь, с одной стороны, источник жизни, тепла, с другой — источник опасности. Потому людям важно научиться использовать огонь, не только удовлетворяя свои потребности в пище, тепле, но и обеспечивая собственную безопасность.
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности всех участников образовательного процесса необходимо не только создание условий, но повышение компетентности сотрудников МБДОУ, родителей и воспитанников в вопросах пожарной безопасности. Поэтому можно считать, что противопожарная безопасность — одна из самых актуальных задач. Она обусловлена:
1. Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих практических умений поведения при пожаре;
2. Отсутствием образовательных программ обучения детей по пожарной безопасности;
3. Отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;
4. Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту; избегания пожароопасных ситуаций;
5. Недостаточной компетентностью родителей в вопросе пожарной безопасности.
6. Недостаточное внимание пожарной безопасности в ходе воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого с детьми дошкольного возраста.
7. Отсутствие четкого распределения программного содержания в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Поэтому на сегодняшний день возникла необходимость формирования у всех участников воспитательно-образовательного процесса осознанного отношения к противопожарной безопасности.
Дошкольный период является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Главная цель Программы: формирование у всех участников воспитательно-образовательного процесса навыков безопасного поведения в быту.
Основные задачи:
- Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;
- Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
- Воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;
- Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
- Формировать компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.
Решение работы по формированию пожарной безопасности со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса мы строим, опираясь на принципы.
Принципы:
1. Принцип целенаправленности – содержание и формы работы должны определяться целью и задачами.
2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.
3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с педагогами и родителями, и при конкретизации целей и задач.
4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.
Данная программа рассчитана пять лет (2015-2016 г.г. -2019-2020 г.г.)
В ней представлено содержание работы со всеми участниками образовательного процесса.
1 раздел. Организация работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности в МБДОУ
1.1. Сущность пожарной безопасности
Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека вовремя его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников.
Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С.Вернадский, М.В.Ломоносов, И.М.Сеченов). Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А.Адлера, Б.Паскаля, З.Фрейда. В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, Д.В.Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Т.Г. Хромцовой, К.Ю.Белой
Сущность пожара, причины
Под пожарной безопасностью объекта понимается такое его состояние, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей
Пожаром называется процесс горения, возникший непроизвольно (или по злому умыслу), который будет развиваться и продолжаться до тех пор, пока не выгорят все горючие вещества и материалы, либо не возникнут условия, приводящие к самопотуханию, либо не будут приняты специальные активные меры по его локализации и тушению.
Горение - химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света.
Под очагом пожара понимают место (участок) наиболее интенсивного горения. Первоначальным очагом пожара может быть небольшой участок или предмет, а по мере развития пожара может стать все помещение, охваченное огнем.
При пожаре происходит:
- Горение с выделением теплоты, света и продукта сгорания;
- Газообмен под воздействием конвенционных потоков горячих и холодных газов, обеспечивающий доставку в зону горения окислителя и отвод из нее продуктов сгорания;
- Передача теплоты из зоны горения в окружающее пространство (опасность загорания рядом стоящих объектов).
Зона горения - занимает часть пространства, в котором протекают процессы термического разложения горючих материалов в объеме диффузионного факела пламени;
Зона задымления - зона, где продукты сгорания поднимаются над зоной горения в виде тепловой струи и образуют в верхней зоне под перекрытием слой дыма.
Классификация пожаров по типу
- Индустриальные (пожары на заводах, фабриках и хранилищах).
- Бытовые пожары (пожары в жилых домах и на объектах культурно-бытового назначения).
- Природные пожары (лесные, степные, трофяные и ландшафтные пожары)
Причины возникновения пожаров
- Неосторожное обращение с огнём;
- Несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических устройств;
- Самовозгорание веществ и материалов;
- Разряды статического электричества;
- Грозовые разряды;
- Поджоги;
- Неправильное пользование газовой плитой
- Солнечный луч, действующий через различные оптические системы
Можно выделить несколько основных свойств пожаров:
Высокая температура пламени, достигающая в наиболее горячей части 1200-14000 С, передача тепла теплоизлучением, конвекции. Например, при пожаре в помещении с закрытой дверью около 40% тепла передаётся посредством излучения пламени на стены, 5% - через проёмы наружу и 50-55% уносится конвективными потоками также наружу через верхнюю часть окон.
Излучение пламени вызывает ожоги и болевые ощущения у людей, находящихся в зоне пожара. Минимальное расстояние от очага пожара, на котором может находиться человек, м: R=1,6H, где H - средняя высота факела пламени. Эту формулу нужно знать и в случае необходимости уметь применить. Люди в возбуждённом состоянии могут не заметить, что обожглись, или заметить это слишком поздно.
Наличие дыма резко снижает видимость внутри зданий и сооружений. Задымление создаёт угрозу для жизни людей, затрудняет спасение пострадавших.
Наличие токсичных газов в дыме (оксид углерода, оксид азота, сернистый газ, фосген) может привести к отравлению и смерти.
Температура дыма также представляет собой большую опасность для жизни людей. Этот факт часто не учитывают. Так, при температуре вдыхаемого дыма 600С (при отсутствии токсичных веществ) может наступить смерть.
Перенос огня на смежные здания и сооружения искрами, излучением, конвекцией.
Возможность взрыва оборудования, аппаратуры на промышленных предприятиях.
1.2. Создание развивающей предметно – пространственной среды по обучению пожарной безопасности
Данные исследователи доказывают, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. (Л.С.Выготский, Н.Т.Гринявичене, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, Н.Н.Поддъков, Е.А.Флерина, С.Л.Новоселова и др.). Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Поэтому в каждой возрастной группе должен быть организован Уголок безопасности, в котором размещены материалы по пожарной безопасности.
Во время формирования Уголка безопасности необходимо опираться на следующие принципы:
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы - должна быть оснащена средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе наглядным, игровым, оборудованием (в соответствии со спецификой Программы).
Это должно обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников;
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Нами учитывались требование:
Свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.
Для решения задач по пожарной безопасности был составлен план информационного обеспечения группы МБДОУ.
1.3. План информационного обеспечения групп по обучению пожарной безопасности группы МБДОУ№139 «Чебурашка»
на 2015-2016 учебный год
1.4. Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе
Анализ произошедших пожаров в стране показал, что 50% происходит по причине незнания и несоблюдения правил пожарной безопасности. Поэтому важным является формирование знаний и практических умений в вопросе пожарной безопасности у воспитанников, их родителей и педагогов МДОУ.
Вся образовательная работа строится по трем направлениям:
- Работа с детьми
- Работа с педагогами
- Работа с родителями
Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется:
- В непосредственно образовательной деятельности воспитателя и ребенка;
- В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- Самостоятельной деятельности детей.
В непосредственно образовательной деятельности - реализуется через организацию различных видов детской деятельности.
В самостоятельной деятельности – реализуется через свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Воспитание у дошкольников безопасного поведения в быту должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
В процессе воспитания детей педагоги детского сада учитывают следующее:
- В детском саду происходит не только знакомство с пожаром и его причинами, но и формирование у детей правильного поведения во время пожара осуществляется воспитание у дошкольников не только навыков безопасного поведения в быту, но и овладение знаниями и умениями при действиях в чрезвычайных ситуациях;
- Формирование знаний по пожарной безопасности проводятся не только по плану, но и при наличии любой возможности (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил;
- Использование интересных и активных форм работы с детьми, как: КВН, викторины, развлечения и досуги, выставки и конкурсы способствуют повышению интереса к пожарной безопасности.
- Используют все доступные формы работы с детьми: рассказы, беседы, игры, мультимедийные презентации, видеофильмы, чтение книг, прогулки, и др. не отдавая предпочтения какой-либо одной;
- В группе должен быть создан Уголок пожарной безопасности, состоящий из макетов с игрушечным транспортом, атрибутами, настольно - печатными играми, значками, эмблемами;
- Должен быть создан информационный стенд для родителей «Осторожно, пожар!».
1.4.1. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности
МБДОУ №139 «Чебурашка»
1.4.2. Формы работы с детьми
Работа по формированию у детей навыков безопасного поведения в быту будет эффективнее, если будут использоваться формы работы
- НОД;
-Развлечение;
-Беседа;
-Спектакль для детей;
-Выставка рисунков;
-Викторина по ПБ;
-Продуктивные виды деятельности: аппликация, лепка, рисование;
-Чтение художественной литературы по данной тематике;
-Целевые прогулки к зданию;
-Просмотр электронных презентаций по ПБ;
-Просмотр мультфильмов по ПБ;
-Дидактическая игра;
-Отгадывание загадок;
-Разбор проблемных ситуаций;
-Опытническая деятельность;
-Отгадывание загадок;
-Разбор проблемных ситуаций;
- Оформление альбомов с рассказами о ПБ.
1.5. Работа по обучению мерам пожарной безопасности с педагогами МБДОУ №139 «Чебурашка»
Известно, что для того, чтобы работа по пожарной безопасности была результативной, необходимо объединение усилий всех педагогов и специалистов. Поэтому был разработан перспективный план работы с педагогами МБДОУ. Это позволит добиться решения некоторых задач, направленных на формирование у всех участников воспитательно-образовательного процесса навыков безопасного поведения в быту.
1.6. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №139 «Чебурашка».
1.6.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №139 «Чебурашка» на 2015 -2016 учебный год
1.6.2. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №139 «Чебурашка» на 2016 -2017 учебный год
1.6.3. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №139 «Чебурашка» на 2017 -2018 учебный год
1.6.4. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №139 «Чебурашка» на 2018 -2019 учебный год
1.6.5. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №139 «Чебурашка» на 2019 -2020 учебный год
1.7. Работа с родителями по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности
Большое внимание по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых.
Следует учитывать тот факт, что в силу своих возрастных особенностей для детей дошкольного возраста играет большую роль пример родителей. Поэтому родителям необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, не нарушать и своим поведением подчеркивать важность соблюдения правил в быту.
Взрослые должны, общаясь с ребенком постоянно объяснять правила поведения детей дома, во время эксплуатации электроприборов и бытовой техники. Разбирать ситуации, когда происходит пожар, объяснять важность соблюдения правил безопасности и учить вести во время чрезвычайных ситуаций.
В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых занятий, развлечений и досугов), рассказывает об успехах детей в освоении правил пожарной безопасности. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме.
Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами.
Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара.
Использование перспективного плана работы с родителями позволяет эффективнее решать поставленные задачи, добиваться цели.
1.7. 1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ №139 «Чебурашка»
на 2015 -2016 учебный год
1.7.2 . План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ №139 «Чебурашка»
на 2016 -2017 учебный год
1.7.3. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ №139 «Чебурашка»
на 2017 -2018 учебный год
1.7.4. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ №139 «Чебурашка»
на 2018 -2019 учебный год
1.7.5. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ №139 «Чебурашка»
на 2019 -2020учебный год
2. раздел. Мониторинг навыков пожарной безопасности у детей группы МБДОУ №139 «Чебурашка»
Основными методами диагностики сформированной компетентности дошкольников в вопросе пожарной безопасности в детском саду является: беседа, дидактические игры, рассматривания картинок, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности и другие.
Результаты оцениваются в трех бальной системе.
3 балла ставится, если ребенок понимает содержание вопроса или картинки, дает полный содержательный ответ, ссылается на ранее полученные им знания, рассуждает, приводя убедительные аргументы, устанавливает связи и зависимости, приводит пример их личного опыта. Знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, дает адекватную оценку конкретной ситуации.
2 балла ставится, если ребенок понимает поставленный вопрос, содержание картинки, но частично дает на него ответ, затрудняется обосновать свой выбор, допускает ошибки в изложении своих мыслей. Понимает сущность ситуации, но не знает либо дает ошибочный ответ, касающийся правил поведения в конкретной ситуации.
1 балл ставится, если ребенок понимает вопрос, но затрудняется на него ответить либо дает неверный ответ, ошибается в своих высказываниях, не понимает сущность ситуации и не может назвать, как необходимо действовать в чрезвычайной ситуации. Ребенок не понимает поставленный вопрос, не понимает содержание картинки, предложенной ситуации.
Результаты исследования представляются в виде трехуровневой шкалы:
Низкий уровень - когда ребенок не справился с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя.
Средний уровень - справляется с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень- ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием.
ФИО | Разделы | ||||||||
«Пожар в доме» | Спички детям-не игрушки | Осторожно-электроприборы» | «Огонь-друг или враг?» | «Детские шалости с огнем» | «Пожар в лесу» | «Службы спасения» | «Кухня-не место для игр» | Итог | |
Итог: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающая презентация по правилам пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности»
Презентация предназначена для использования педагогами, родителями в вопросе повышения знаний противопожарной безопасности, овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара ,о...
Рабочая программа по теме «Пожарная безопасность». для II младшей группы.
Цель программы Формировать у детей навыки безопасного поведения в быту, учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях.Задачи программы:1. формировать у детей самостояте...
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
Программа партнерского взаимодействия с родителями воспитанников по правилам пожарной безопасности на 2016-2017г.г.
Комплекс мероприятий с родителями...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «АЗБУКА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений так как мы живем в современном мире, который постоянно меняется, развивается, который полон неож...
Консультация с элементами тренинга «Организация совместной деятельности с детьми по знакомству с правилами пожарной безопасности, с правилами дорожного движения, с правилами безопасного поведения дома и в природе»
Консультация с элементами тренинга...
Программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к правилам пожарной безопасности «Дружина юных пожарных»
Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность вз...