"Нестандартное оборудование для физического развития детей 2-3 лет"
методическая разработка (младшая группа)
Нестандартное оборудование для физического развития детей 2-3 лет
Актуальность
Нестандартное оборудование используется во всех видах детской деятельности – как в организованной (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и т.д.), так и в самостоятельной, свободной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Они позволяют повысить двигательную активность ребёнка, облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно-образовательного процесса, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний.
Целесообразный подбор и рациональное использование такого оборудования и пособий способствует формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.
Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Создание интереса к физическим упражнениям, обеспечение более дифференцированного подхода к подбору движений, повышению двигательной активности способствует использование нестандартного оборудования.
Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито.
Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Предметное окружение имеет огромное значение для развития двигательной активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
Как заинтересовать малышей в выполнении упражнений, при их небольших двигательных возможностях, посильности и дозволенности упражнений для данного возраста. Малышам недостаточно просто обеспечить определенный набор движений, в данном возрасте ребенку необходимы развивающие движения, которые возможны в условиях разнородной предметной среды. Поэтому наряду с традиционными физкультурными пособиями, внимание педагогов направлено на изготовление нетрадиционных. На занятиях с детьми младшего дошкольного возраста лучше использовать оснащение, которое им наиболее близко и знакомо, а нетрадиционное оборудование наиболее эффективно, так как возможности малышей еще невелики.
Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:
повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
- чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
- повысить моторную плотность физкультурных занятий;
- уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.
В связи с поставленными задачами представляются весьма актуальными вопросы, связанные с поиском оригинальных форм, средств и методов, направленных на всестороннее развитие дошкольников. Опыт работы с детьми показывает, что интегрированные занятия являются эффективными в работе с младшими дошкольниками. Использование данной формы работы дает возможность объединить нескольких направлений обучения, например, двигательную деятельность и сенсорное развитие. Так как ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие, активизация которого возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности, следовательно, использование нетрадиционного оборудования для развития сенсорных и сенсомоторных представлений младших дошкольников в двигательной деятельности является наиболее результативным.
Создавая нестандартное оборудование, придерживались следующих правил.
- Соответствие гигиеническим и техническим требованиям: оборудование легкое, прочное и безопасное. Все детали крепления зачищены, заовалены, стационарное надежно, что подтверждается 1 раза в год актом осмотра физкультурного зала.
- Потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Оборудование обеспечивает в полной мере условия для развития двигательных умений и навыков.
- Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии.
- Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оборудование должно быть ярким, красочным, привлекательным.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале. Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
- обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
- приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
- создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
- приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
- пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Опыт работы позволил подтвердить мнение о том, что использование нетрадиционного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий способствует повышению интереса и увеличивает степень двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. Двигательная активность на занятии – важный показатель его эффективности. Она играет двоякую роль: создает условия для овладения конкретным движением и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении. Таким образом, задача педагогического воздействия на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключении на более спокойную чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.
Название оборудования: «Моталочки»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей через использование игр с предметами, пальчиковых игр.
Задачи:- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать общую двигательную активность;
- содействовать нормализации речевой функции;
- развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Эффективность: они направлены на тренировку мелкой моторики пальцев рук, которая напрямую связана с развитием умственных способностей и речевых навыков.
Применение: "Игры - моталочки" - эти полезные соревновательные игры для детей дошкольного возраста. Они используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений. Игры - моталочки используются как в соревнованиях, так и в индивидуальной работе и в свободной игровой деятельности детей. Пособие может использоваться детьми в самостоятельных играх.
Что может улучшиться: у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики, он стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений; – ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Название оборудования: «Гантели»
Цель: развитие силовых качеств, ловкости, быстроты, двигательных реакций, равновесия, выносливости.
Задачи: - способствовать развитию силовых качеств, ловкости, выносливости;
- укреплять мышцы брюшного пресса, спины, передней поверхности бедра, верхних и нижних конечностей;
- формировать умение выполнять ОРУ с предметом для развития силы рук;
- воспитывать любовь к спорту.
Эффективность: направлена на формирование интереса к физической культуре, развитие скоростно – силовых качеств, воспитывает волю, настойчивость, выносливость.
Применение: упражнения с физкультурным пособием «Гантели» способствуют выработке координации движений, активизирует деятельность анализаторных систем и влияет на речевое и умственное развитие.
Что может улучшиться: выполнение упражнений с гантелями отлично укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, способствуют контролю веса, развивают у детей выносливость.
Название оборудования: «Чудо-трубочки»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей через использование игр с предметами, пальчиковых игр.
Задачи:- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать общую двигательную активность;
- содействовать нормализации речевой функции;
- развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Эффективность: они направлены на тренировку мелкой моторики пальцев рук, которая напрямую связана с развитием умственных способностей и речевых навыков.
Применение: игры"Чудо-трубочки" - эти полезные соревновательные игры для детей дошкольного возраста. Они используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений. Игры –«Чудо-трубочки» используются как в соревнованиях, так и в индивидуальной работе и в свободной игровой деятельности детей. Пособие может использоваться детьми в самостоятельных играх.
Что может улучшиться: у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики, он стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений; – ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Название оборудования:«Ветерок»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Задачи: - улучшить функцию внешнего дыхания;
- увеличить силу дыхательных мышц;
- выработать более глубокий вдох и более длительный выдох;
- формировать сильный направленный ротовой выдох.
Эффективность: дыхательные упражнения эффективны для усиления воздушной струи, развитию целенаправленности воздушной струи, развитие длительности воздушной струи. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких.
Применение: речевое дыхание - является основным источником энергии при образовании звуков речи. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, выдох, напротив, замедлен, прерывист, подчинен произнесению текста. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
Что может улучшиться: развитие речевого дыхания является основой для тренировки длинного выдоха, тренировки и умения рационально расходовать запас воздуха во время речи, и как итог, является хорошей базой для постановки звуков.
Название оборудования: «Кольцеброс»
Цель: развитие глазомера, меткости, координации движений, активизации двигательной активности детей
Задачи: - развитие мелкой моторики
- развитие глазомера
- развитие координации движений
Эффективность: игра развивает глазомер, меткость, координацию движений при выполнении упражнение, активизацию двигательной активности детей.
Применение: эта игра для развития у детей терпеливости и усидчивости, и была не столько азартной, сколько настойчивой. Данную игру можно использовать в группе, на участке, на веранде, в спортивном зале. Игра прекрасно разнообразит спортивные состязания или занятия физкультурой в детском саду. В нее можно и просто поиграть во время летней прогулки на свежем воздухе. Дети будут в восторге!
Что может улучшиться: помогает улучшить крупную моторику и координацию движений, глазомер и точность, а также оказывает благотворное влияние на внимание и умение сосредоточиться. Кроме того, играя с родителями или друзьями, дети учатся быть частью команды.
Название оборудования: «Попади в корзину»
Цель: упражнять в метании вдаль правой и левой рукой, развивать меткость, глазомер. Прививать детям любовь к физкультуре и спорту.
Задачи: - закреплять умение у ребенка бросать предметов цель удерживая равновесие;
- укреплять мелкую мускулатуру кистей рук;
- обогащать эмоциональный опыт детей;
- развивать у детей умение действовать по сигналу.
Эффективность: игра развивает точность и координацию движений, умение кидать мяч в цель.
Применение: пособие для физкультурного уголка. Эта игра отлично подойдет детям в возрасте от двух лет. Игра способствует развитию координации движений.
Что может улучшиться: во время игры ребенок начинает управлять своими руками, помогать себе телом, а также его движения становятся более пластичными, скоординированными и гармоничными.
Название оборудования: «Бильбоке»
Цель :развивать ловкость, координацию движений, согласованность в работе зрительного анализатора и движений рук.
Задачи:
- развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания;
- повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;
- воображение, зрительную память;
- развивать чувство формы и цвета;
Эффективность: развитие ловкости, мышления, координации движений, согласованности в работе зрительного анализатора и движений рук.
Применение: пособие для физкультурного уголка, развлечение, распространённая игра, в которой надо совершать различные трюки с шариком. Можно использовать в свободной игровой деятельности, в соревнованиях.
Что может улучшиться: развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук и синхронизацию движений, а также терпение и аккуратность.
координация, глазомер, ловкость и настойчивость. «Человек, умеющий выпутаться из любого положения».
Название оборудования: «Конусы»
Цель: укрепление здоровья детей, развитие различных физических навыков при проведении подвижных игр и эстафет с конусами.
Задачи: - укреплять здоровье детей;
- развивать ловкость, быстроту, координацию движений;
- вызвать положительный эмоциональный отклик у детей;
- воспитывать любовь к спорту и здоровому образу жизни.
Эффективность: подвижные игры с конусами создают атмосферу радости, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции, укрепляют здоровье детей и развивают их физически.
Применение: данное оборудование имеет широкий спектр применения, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей в группе детского сада или на улице. Подвижные игры с конусами способствуют благотворным физиологическим процессам в организме и улучшению работы всех внутренних органов и систем. Дети быстрее развиваются физически, меньше подвержены сезонным простудным заболеваниям. Они растут более сильными, ловкими и уверенными в своих способностях.
Что может улучшиться: подвижные игры с конусами способствуют развитию большого количества разнообразных движений, а чем разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт.
Название оборудования: «Дартс»
Цель: развивать координацию движений, глазомер и точность броска, меткость.
Задачи: формировать умение метать мячик в вертикальную цель;
-развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, пространственное восприятие, память;
- развивать физические качества у детей, приобщать к здоровому образу жизни.
Эффективность: эта игра развивает у детей силу рук, меткость, координацию движений. Разноцветное игровое поле и безопасные шарики вызывают у малышей положительный эмоциональный отклик.
Применение: Эта игра найдёт применение, как в совместной, так и в самостоятельной игровой деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Так же будет эффективно применение данного игрового оборудования при проведении викторин и конкурсов.
Что может улучшиться: Играя в дартс дети получают положительные эмоции, развивают координацию движений, силу рук, мелкую моторику, глазомер, ловкость.
Название оборудования: «Массажные коврики»
Цель: развитие и укрепление мышц стопы, профилактика плоскостопия, воздействие на биологически активные точки стопы.
Задачи: - развивать координацию движения и равновесия;
- стимулировать работу внутренних органов;
- снимать усталость и напряжение.
Эффективность: улучшение кровообращения, укрепление голеностопного сустава, оказывает тонизирующее, успокаивающее и расслабляющее действие, активизирует восстановительные процессы в мышцах, суставах.
Применение: пособие для физкультурного уголка, точечный массаж стоп ног после дневного сна для активного пробуждения, предназначены для босохождения, исправления и предотвращения плоскостопия, закаливания, профилактика простудных заболеваний.
Что может улучшиться: формируется правильная осанка, укрепляется мышечный корсет, способствует профилактике плоскостопия, повышает интерес к двигательной активности, улучшает качество их выполнения.
Название оборудования: «Ворота для мини-футбола»
Цель: укрепление здоровья детей и повышение двигательной активности посредством игры в мини-футбол.
Задачи: - формировать умение организовывать самостоятельную двигательную деятельность посредством игры в мини-футбол;
- развивать основные физические качества;
- совершенствовать навыки основных видов движений, двигательную реакцию детей, точность воспроизведения;
- укреплять здоровье и воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Эффективность: спортивные игры позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечнососудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект, удовлетворяют биологическую потребность в движениях, воспитывает любовь к спорту.
Применение: на занятиях, на свежем воздухе, в играх, игровых упражнениях, эстафетах, в индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности. Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличение объема двигательной активности, эмоциональный настрой!
Что может улучшиться: развитие общей выносливости и физических качеств, таких как ловкость, быстрота, координация движений, двигательная реакция, ориентация в пространстве, обучение двигательным умениям и навыкам будут способствовать укреплению здоровья детей. Повысится двигательная активность, формируются такие качества, как коллективизм, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность. Воспитание положительных морально-волевых черт характера, воспитание дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.
Название оборудования: «Снежки»
Цель: укреплять физическое и эмоциональное здоровье детей по средствам игр со снежками.
Задачи: - развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
- вызвать положительный эмоциональный отклик и радость у детей;
- формировать представления детей о здоровом образе жизни.
Эффективность: игры со снежками позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечнососудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект, удовлетворяют биологическую потребность в движениях
Применение: дети с большим удовольствием вовлекаются в игры со снежками, как в самостоятельной игровой деятельности, так и при проведении различных игр, эстафет, викторин, спортивных праздников.
Что может улучшиться: во время игр со снежками оказывается всестороннее воздействие на физические возможности детей, развивается ловкость, быстрота реакции, меткость, улучшается общее эмоциональное состояние.
Название пособия: «Мешочки с песком»
Цель: способствовать общему физическому развитию детей через разнообразные игры с мешочками.
Задачи: - развивать мышцы рук;
- использовать также и для разминки перед занятием;
- развивать глазомер, координацию, смекалку.
Эффективность: Данное пособие развивает у ребёнка способность соразмерять свои движения с движением предмета разной формы и веса, совершенствуются зрительно-двигательная координация, развивается сноровка и, в частности, «ручная ловкость».
Применение: Данное пособие имеет широкий спектр применения, как в самостоятельной, так и в совместной игровой деятельности, при проведении эстафет, конкурсов, квестов, на занятиях по общему физическому развитию, при проведению утренней зарядки.
Что может улучшиться: занятия с данным пособием развивает координацию движений, чувство равновесия, ловкость, меткость, глазомер, а также способствует развитию правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Название оборудования: «Дорожка из палочек»
Цель: развитие и укрепление мышц стопы, профилактика плоскостопия, воздействие на биологически активные точки стопы.
Задачи: - развивать координацию движения и равновесия
- стимулировать работу внутренних органов
- снимать усталость и напряжение
Эффективность: улучшение кровообращения, укрепление голеностопного сустава, оказывает тонизирующее, успокаивающее и расслабляющее действие, активизирует восстановительные процессы в мышцах, суставах.
Применение: пособие для физкультурного уголка, точечный массаж стоп ног после дневного сна для активного пробуждения, предназначены для босохождения, исправления и предотвращения плоскостопия, закаливания, профилактика простудных заболеваний.
Что может улучшиться: формируется правильная осанка, укрепляется мышечный корсет, способствует профилактике плоскостопия, повышает интерес к двигательной активности, улучшает качество их выполнения.
Название оборудования: «Дорожка здоровья»
Цель: развитие и укрепление мышц стопы, профилактика плоскостопия, воздействие на биологически активные точки стопы.
Задачи: - развивать координацию движения и равновесия
- стимулировать работу внутренних органов
- снимать усталость и напряжение
Эффективность: улучшение кровообращения, укрепление голеностопного сустава, оказывает тонизирующее, успокаивающее и расслабляющее действие, активизирует восстановительные процессы в мышцах, суставах.
Применение: пособие для физкультурного уголка, точечный массаж стоп ног после дневного сна для активного пробуждения, предназначены для босохождения, исправления и предотвращения плоскостопия, закаливания, профилактика простудных заболеваний.
Что может улучшиться: формируется правильная осанка, укрепляется мышечный корсет, способствует профилактике плоскостопия, повышает интерес к двигательной активности, улучшает качество их выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnoe_oorudovanie_dlya_fizicheskogo_razvitiya.docx | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование нестандартного оборудования в физическом развитии детей"
Нестандартное оборудование– это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвен...
"Использование нестандартного оборудования для физического развития детей"
Материал из опыта работы....
Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы " Изготовление нестандартного оборудования для физического развития детей".
Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы: "Изготовление нестандартного оборудования для физического развития детей"....
" Изготовление нестандартного оборудования для физического развития детей".
Предложенное Вашему вниманию оборудование сделано своими руками для пополнения предметно – развивающей среды. Интерес детей к различным новшествам вызывает у детей положительные эмоции и э...
Нестандартное оборудование для физического развития детей в домашних условиях.
Систематические физкультурные упражнения направлены на то, чтобы научить ребёнка управлять своим телом, помочь ему своевременно жизненно важными видами движениями – ходьбой, бегом, прыжками, мет...
Нестандартное оборудование для физического развития детей.
Мячики для самомассажа.Цель – развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.Задачи:. Способствовать закаливаниюорганизма ребёнка.. Воздействовать на биологически активные т...
Нестандартное оборудование для физического развития детей «Летающие птички»
Данное оборудование по физическому развитию предназначено для детей дошкольного возраста(4 – 7 лет)....