Социализация детей с ОВЗ, в том числе с РАС, через игру.
статья
В данном сообщении, я рассказываю о социализации детей с Расстройством аутистического спектра, через игру, на примере своего воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_-_novoe.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей с ОВЗ, в том числе с РАС, через игру.
Одной из главных задач при работе с детьми с Ограниченными Возможностями, является их социализация. Если для обычного ребенка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребенку погружение в общество – это кропотливая работа, процесс и результат которой зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. Часто мир для них кажется пугающим и опасным или же наоборот, они слишком доверчивы и наивны.
Социализация детей— это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни, включает себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения.
Наиболее сложно протекают процессы социализации у детей с Расстройством Аутистического Спректра.
Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, необходим комплексный подход к процессу социальной адаптации.
С сентября 2019 года я работаю в группе компенсирующей направленности, для детей со сложным дефектом, имеющие сочетание двух и более диагнозов. Группу посещают 5 детей, 2 из которых имеют диагноз Расстройство аутистического спектра . Перед нами, воспитателями, стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой – стимулировать желание детей находиться в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Проблемы с которыми мы столкнулись сразу: с детьми очень трудно установить зрительный контакт: они смотрят как бы "сквозь" тебя; отсутствие интереса к окружающим людям, нежелание контактировать с окружающими; если происходит смена обстановки, ребёнок пугается и сильно нервничает, плачет; нервозность, крики, в некоторых случаях проявление аутагрессии, при попытке принять участие в игре ребенка; внезапные вспышки агрессии, если что – либо не получается.
На начальном этапе коррекционной работы для нас было важно сформировать у детей готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия по образцу и речевой инструкции.
Организовать игровую деятельность было не так просто. Очень важно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, мы начинаем замечать первые изменения, улучшение состояния ребенка.
Первое с чего мы начали-предметные игры. Они научили детей устанавливать контакт со взрослым для совместной игры.
Это игры по типу «принимаю – отдаю»: катание машинок, перекатывание и перекидывание мяча, бадминтон и прочее. Это такой прообраз диалога, поддержание связи с партнёром, а значит - очень важные игры для нас и наших детей.
Вашему вниманию я представлю видео с индивидуальной коррекционно- развивающей работой с ребенком РАС, но прежде хочу рассказать как мы вышли на взаимодействие. Данный ребенок, начиная посещать нашу группу, не шел на контакт с окружающими, кричал, плакал, не подпускал к себе никого, отказывался принимать пищу и воду. При выходе из группы и передвижении по детскому саду, все время кричал, до возвращения обратно в группу. По группе самостоятельно не передвигался, сидел на стульчике, пока его не пересадишь, не проявлял интереса к игрушкам. Начинал нервничать при появлении нового взрослого в группе. Не смотрел в глаза – отворачивался, при обращении начинал бить себя. Было сложно решить проблему с отказом перемещаться самостоятельно по группе, но решение проблемы нашлось в игре с мячом.
На начальном этапе, я катала мяч и играла рядом с ребенком. В первое время он нервничал, отворачивался. Постепенно начал наблюдать, когда он привык к этому, я подкатила мяч к нему, и протянув руки вслух расстроилась что не достаю. Савелий откатил мне мяч и после этого мы попробовали перекатывать мяч вместе. В первое время совместной игры, я действовала без инструкций, чтобы ребенок не нервничал и не закрывался, озвучивая свои действия- «Я кидаю», «я даю», «я ловлю», «я готова», при этом демонстрируя руками готовность. Таким образом подстраивалась под ребенка, не давая повода нервничать. Смысл был не научить новому способу игры с мячом, а научить взаимодействовать и подстраиваться под партнера. Постепенно мы перешли на перекидывание и когда мяч откатывался немного дальше, чем нужно, чтобы достать его рукой, ребенок вставал со стульчика и доставал мяч, сразу возвращаясь на место. Так постепенно уходя от стула все дальше и дальше, воспитанник почувствовал себя раскованней и стал самостоятельно перемещаться по группе. Следующий этап был- разбросанные мячики в спортзале. Вариации игр были просты и доступны ребенку. Я попробовала предложить вместе собрать мячи в корзину. В результате мы бегали и собирали их на перегонки. После пережитых положительных эмоций в этом помещении, ребенок перестал плакать когда мы заходили в спортзал и впоследствии чувствовал себя свободно и раскованно. При занятиях на познавательные процессы, в режимных моментах, действовала так же, без прямых инструкций, сначала показывала на своем примере что нужно делать, а затем выполнял ребенок.
На данный момент появились значительные улучшения, воспитанник постепенно идет на контакт со взрослыми, интересуется игрушками и книгами, свободно перемещается по группе и вне группы по собственной инициативе, с ним можно установить зрительный контакт, может действовать по инструкции и взаимодействовать с педагогом в игре.
Коррекционно - развивающая работа с детьми с РАС требует большого терпения. Не избежать в ней периодов спада, регрессии. Однако при адекватной коррекционной помощи дети преодолевают свои страхи пред обучением, контактом с окружающим миром, они становятся более открытыми, начинают вступать в общение.
Самые распространенное затруднения состоят в том, что ребенок просто не включается в игровой процесс и не проявляет видимого интереса к нему.
Если ребенок не обращает внимания на игру и не желает принимать в ней участия – ни в коем случае не настаиваем и не навязываемся. Часто бывает, что игра ребенку нравится, но внешне он остается пассивным. Продолжаем выполнять игровые действия, оставаясь в поле зрения ребенка. Даем своему подопечному возможность детально рассмотреть игру «издали», чтобы в дальнейшем включиться в нее.
Также возникают и другие проблемы:
- Ребенок пугается новых ярких сенсорных ощущений. Поэтому предлагать новое следует постепенно и «малыми дозами»;
- требует повторять какое-то игровое действие снова и снова. Стараемся не противиться его просьбам, чтобы он смог полностью прочувствовать элемент игры, но при этом быть начеку, чтобы полезная игра не перешла в очередную бесполезную стереотипию;
- не понимает сюжета игры. Чтобы избежать этого, разрабатываем несложные сюжеты, не занимающие много времени.
В процессе развития игровых сюжетов ребенок может упорно избегать или категорически не воспринимать какой-то из вариантов игры. Следует быть готовым к этому и своевременно менять игровые модели, предлагая новые, более интересные ребенку варианты.
В дальнейшем, в своей работе, планирую разнообразить формы, методы и способы сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями. Итогом системы коррекционно- развивающих работ, будет переход ребенка на новый уровень социального функционирования. А идеале, развитие гибкости социального поведения в разных видах общения с детьми и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру
В статье раскрываеся формирование навыков моделирования взаимоотношений с...
Обобщение опыта по теме: "Ознакомление с окружающим и социализация детей младшего школьного возраста через игру в условиях дома ребёнка".
Представлена работа по ознакомлению с окружающим миром через многоообразие игр....
Консультация для воспитателей и логопедов на тему: ,,Социализация детей через сюжетно - ролевую игру\'\'
Консультация для педагогов...
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ.
Прививать любовь к Отечеству, гордость за его культуру и т. п., то есть определённое отношение к собственной стране, в то время как гражданское воспитание состоит в формировании у ребёнка активной соц...
"ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ИГРУ "
Считаю данную тему актуальной, т. к. в настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Поэтому формирование у детей умений заботиться о своём здоровье - одна из важнейших задач воспит...
Опыт работы по теме «Социализация детей с ОВЗ в том числе детей-инвалидов в условиях ДОУ посредством культурно- досуговой деятельности».
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, что бы ребенок, входящий в этот мир...
опыт работы "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения через игры и игровые ситуации"
Воспитание культуры поведения на улице -актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованность пребывания на улице и дороге, в общественном транспорте необходимо начин...