Юмор как средство борьбы с дурными привычками
методическая разработка
Очень важно научить детей понимать и ценить юмор, использовать его в процессе взаимодействия друг с другом, смеяться над тем, что смешно, и не обижаться.
Почему это так важно?
Известно, что от характера межличностных отношений детей, от социального статуса каждого ребенка зависит, насколько комфортно чувствуют себя наши воспитанники. Обычно в каждой группе есть конфликтные, жадные, капризные, драчливые дети. Как решить проблемы, связанные с этим? Как помочь детям избавиться от этих черт? Ведь они не только мешают установлению благополучного климата в группе, но и могут стать проблемой для самого ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Юмор как средство борьбы с дурными привычками
Очень важно научить детей понимать и ценить юмор, использовать его в процессе взаимодействия друг с другом, смеяться над тем, что смешно, и не обижаться.
Почему это так важно?
Известно, что от характера межличностных отношений детей, от социального статуса каждого ребенка зависит, насколько комфортно чувствуют себя наши воспитанники. Обычно в каждой группе есть конфликтные, жадные, капризные, драчливые дети. Как решить проблемы, связанные с этим? Как помочь детям избавиться от этих черт? Ведь они не только мешают установлению благополучного климата в группе, но и могут стать проблемой для самого ребенка.
Некоторые родители определенным образом настраивают детей на те, или иные способы взаимодействия и общения:
- Дай сдачу!
- Обзови, скажи так же…
- Машинку никому не давай, а то сломают…
Проблема остается нерешенной и в таких случаях единственно эффективным способом является юмор.
Юмор дает нам, воспитателям, возможность помочь ребенку самому, без долгих бесед на этические темы и заучивания правил хорошего поведения, расстаться с привычками, мешающими ему и другим, осознать свои поведенческие проблемы и изменить восприятие себя.
Для достижения этой цели можно использовать следующие методы и приёмы:
1. Конструирование и разыгрывание иронических сценок, сценок-импровизаций. Например «Сказка про капризы» Е. Серовой, «Котик Васька жадный», разыгрываемые в младших группах, помогают детям осознать, что капризы и жадность мешают им самим. При возникновении конфликтных ситуаций в старших группах воспитатели вместе с детьми могут сами сочинить юмореску и разыграть её, не называя имён, а дети узнают себя и попытаются справиться со своими вредными привычками.
2. Использование юмористического художественного слова при возникновении конфликтных и проблемных ситуаций. Например, мальчики, не поделив игрушку, выясняют отношения. Воспитатель начинает декламировать:
«Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!
Подралися петухи,
Ой, что я говорю!
Петухи ли это?
Нет, это наши добрые мальчики!
Ах, не надо!
Ах, не надо
Ссориться по пустякам…».
Спокойный, немного ироничный тон воспитателя, скорее всего, заставит детишек улыбнуться и на юмористической нотке исчерпать конфликт.
При возникновении проблемных ситуаций можно использовать строки из стихотворений «Жадина», «Девочка чумазая», Девочка-ревушка».
У детей среднего и старшего возраста заметен интерес к юмористическим произведениям, таких как рассказы Пантелеева, «Про белочку и Тамарочку» М. Зощенко, «Денискины рассказы» Драгунского, «Трудолюбивые старушки» Ю. Мориц. Эти и другие произведения лучше всяких нравоучений излечивают от лени, упрямства, капризов, эгоизма.
При работе с детьми младшего возраста можно использовать уговорушки Нины Пикулевой.
3. Размещение в группе карикатур на «отрицательных героев», приход в гости к детям кукол Грязнуль, Забияк, Жадин. Дети не хотят быть похожими на таких героев.
В младшей и средней группах хорошо использовать такой игровой приём: воспитатель вносит в группу двух кукол, которые спорят между собой: с кем из них, дети захотят дружить? Одна кукла в красивом платье, с большим бантом, другая – растрепанная и непричесанная Грязнуля. Кукла Грязнуля выбирает себе друзей среди детей, которые забыли причесаться, умыться, поправить одежду. Если ребенок отказывается дружить с Грязнулей, то воспитатель приглашает его к зеркалу вместе с куклой. Ребенок старается привести себя в порядок, чтобы не быть похожим на куклу.
4. Использование игры «Кнопка – стоп» при возникновении проблем взаимодействия.
Можно предложить детям представить, что у них много кнопочек: кнопка-улыбка, кнопка-страх, кнопка-гнев, кнопка-стоп… и порассуждать: «А кто же нажимает эти кнопки? После беседы с детьми о том, что мы сами способны нажимать свои кнопки, предложить детям в необходимый момент выбрать нужную кнопку.
5. Оборудование в группах «кабинетов смеха», юмора, в которых есть различные маски (в ясельной и младшей – «Капризка», «Веселый клоун», в средней - «обезьянки», маски, выражающие различные эмоции). В этом кабинете находятся дружеские шаржи, нелепицы из журналов, материал для показа фокусов и др.
6. «Издание» детских альбомов-книг, газет, которые включают небылицы, дружеские шаржи, эпиграммы, нарисованные и сочиненные детьми, их родителями и воспитателями. Например, книжки «Гнев – это плохое чувство», «Вредные привычки», альбом «Чувство юмора имей, не обижайся на друзей. Друзья помогут вредные привычки изжить, тебе легче станет жить». Газета «Фантазеры», в которой можно поместить небылицы, нелепицы. Эпиграммы заставляют улыбнуться, воспитывают у детей и взрослых потребность мирно решать конфликты, расставаться с вредными привычками, регулировать свое эмоциональное состояние. Дружеские шаржи, эпиграммы дети могут сочинять не только друг на друга, но и на воспитателей и родителей.
7. Организация клубов «Добряков – Весельчаков» с участием родителей. Участники клуба определяют правила взаимоотношений: члены клуба «Добряков – Весельчаков» не должны никого обижать, должны прощать обиды другим; Каждый день делать друг другу маленькие подарки, комплименты, приятные вещи. Ра в неделю подводить итог, кто был самым веселым, жизнерадостным, добрым.
В клубе дети, их родители, педагоги учатся говорить добрые слова друг другу, сообщать о негативных качествах необидным тоном, используя и пантомимику. Это необходимо не только для воспитания доброго юмора. В раскованной обстановке ребенок учится с улыбкой прислушиваться к самому себе, к своим близким, к сверстникам.
8. Проведение «минуток смеха». В утренние часы это игры детей в «смешные» слова, разучивание скороговорок, сочинение небылиц. Воспитатель начинает:
Дело было вечером,
Делать было нечего,
Коля пел, Олег играл,
А Сашенька ногой качал.
И сказала я ребятам просто так:
Плывет заяц по реке,
С рыбами играет,
А зайчиха на песке загорает…
А у вас?
Дети придумывают свои небылицы.
9. Беседы с детьми на темы: «Смех, какой ты?», «Какого цвета смех?», «Есть ли запах у смеха?».
10. Сочинение стихов, рисование, оформление детских книжек-альбомов на тему «Смех, какой ты, где живешь?», «Смех, какой ты, по каким дорожкам ходишь?»
11. Игра «Дразнилки» - модифицированный вариант игры в «догонялки». Ребенок, для которого предназначалась» дразнилка» догоняет, дразнящий ребенок убегает. В конце игры дети обнимаются, доказывая, что обиды друг на друга не держат.
12. Празднование Дня смеха – 1 апреля.
Дети вместе с родителями, воспитателями подбирают или придумывают сами смешные стихи, небылицы, шутки, загадки-шутки, фокусы, выпускают газету. На празднике звучат «дразнилки», юмористические рекламы, подарки для всех – «вагон смеха», огромная «ложка смеха».
Таким образом, юмор помогает вырастить детей доброжелательными, здоровыми, развивает их эмоциональную сферу, помогает чувствовать себя комфортно.
Если мы хотим вырастить мыслящих людей, а не заторможенных исполнителей чужих распоряжений, то мы никак не должны лишать детей такого «витамина роста», как игровые стихи с юмором, парадоксами, небывальщиной. (см. Приложение)
Насмешка часто разрешает важные задачи лучше и сильнее, чем строго обличительная речь. Гораций.
Ничего более не боится человек так, как смеха. Боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы ни удержала его никакая сила. Н.В. Гоголь
Где нет желчи и смеха, там нет надежды на обновление. Где нет сарказмов, там нет и настоящей любви к человечеству. Д.И. Писарев
Смех есть веселость ума, улыбка – веселость сердца. Э.Ж. Гонкур
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Не закрепляйте у детей дурных привычек.
Не закрепляйте у детей дурных привычек.Советы родителям.С привычками не рождаются. Привычки, и хорошие, и дурные, создаются условиями жизни и воспитания. Воспитание и обучение направлены в первую очер...
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями»
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями»...
«Борьба с дурными наклонностями»
quot;Вот немного подрастет - думают они - тогда сам поймет, что это плохо и сам исправится. .. " Поэтому они оставляют без внимания дурные наклонности ребенка и не пытаются с ними бороться....
Борьба с дурными наклонностями у детей дошкольного возраста
Борьба с дурными наклонностями у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями»
Консультация для родителейпо духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями»...
Статья:"Борьба с дурными наклонностями".
Уважаемые родители! Сегодня начиная консультацию, хочется привести слова Священного Евангелия «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень...
консультация для родителей "Борьба с дурными наклонностями"
содержание прилагается к файлу...