Развивающие игры В.В.Воскобовича - как средство развития познавательной деятельности у дошкольников.
консультация
Игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов. Она помогает ребёнку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработки определенных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry_voskobovicha.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №81»
ЭМР Саратовская область
Развивающие игры В.В. Воскобовича –
как средство развития познавательной
деятельности у дошкольников
Воспитатель:
Терехова Надежда Алексеевна
.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Игровые педагогические технологии - это различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат. Развивающие игры - помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. Одной из таких технологий являются игры Вячеслава Валерьевича Воскобовича.
Отличие игр В. В. Воскобовича:
Оригинальность и самобытность игр, с которыми дети знакомятся, заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интересует его, мобилизует внимание.
Авторская методика В.В.Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители малышей. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
Широкий возрастной диапазон игр достигается за счет того, что каждая игра является комплексной и содержит множество задач, которые доступны как двухлетним малышам, так и дошкольникам. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.
Игры В.В.Воскобовича также учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач.
Характеристика развивающих игр В.В. Воскобовича:
1. Многофункциональность
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка»
Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
4. Творческий потенциал
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
5. Конструктивные элементы
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью.
Основные принципы технологии:
- Игра плюс сказка
Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
- Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей.
- Творчество
Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
- Развивающая среда - Фиолетовый лес
Предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует и выполняет требования к среде ФГОС ДО: насыщенность предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает игровую, позновательную, исследовательскую, творческую активность детей,в том числе двигательную (развитие мелкой и крупной моторики), дает возможность для самовыражения детей, их эмоционального благополучия.
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи.
«Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат») или "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами32 жестких треугольника наклеены на гибкую основу с двух сторон. Квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.
Дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.
Квадрат позволяет поиграть, развить внимание, память, пространственное воображение и тонкую моторику, а также знакомит с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, является счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
Геоконт в народе называется просто — дощечка с гвоздиками. Через гвоздики протянута разноцветная резинка таким образом, что получаются контуры геометрических фигур. Задания различаются в зависимости от возраста детей:
- маленькие просто выдумывают свою геометрическую фигуру,
- дошкольники постарше – «натягивают» фигуру по шаблону.
Правда, от слова геометрия веет какой-то серьезностью, поэтому для детей – это сказка про Малыша Гео, Ворона Метра и Дольку.
Игру можно превратить и в настоящую викторину: если ребенок правильно ответит на вопрос, то препятствие (натянутая на поле резинка) исчезает и открывает путь для дальнейшей игры.
Во время занятий с детьми по играм Воскобовича педагогам надо обратить внимание на следующее:
Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».
Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для малыша. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.
Литература:
1. Вотинова О.М «Развивающие игры Воскобовича В.В.» Санкт-Петербург 2016г.
2.Воскобович В. В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты». СПб.: НИИ «Гириконд», 2000.
3.Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В. Воскобовича Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж- ИП Лакоценин Н. А. 2012-190с.
4. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/ Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128с. – (Библиотека Воспитателя).
5.Харько Т. Г., Воскобович «Сказочные лабиринты игры» Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. Производитель: Развивающие игры Воскобовича, 110с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры В.В.Воскобовича как средство развития образного мышления у детей подготовительной к школе группы
Разработка и реализация проектно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы ДОО с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича, способствующая развитию у них образно...
Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство развития образного мышления у детей подготовительной к школе группы ДОО.
Дошкольное детство - это важнейший этап в развитии человека, сензитивный период для становления многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анал...
Развивающие игры В.В.Воскобовича как средство развития детей раннего дошкольного возраста
В данной статьи описываються игры В.В.Воскобовича, играя в которые у детей раннего возраста формируються сенсорные и позновательные представления обокружающем мире....
Буклет по теме: " Развивающие игры Воскобовича как средство развития познавательной деятельности дошкольников"
Буклет по теме: " Развивающие игры Воскобовича как средство развития познавательной деятельности дошкольников"...
Развивающие игры В.В. Воскобовича как средство познавательного развития дошкольников.
Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и в...
Развивающие игры В.В. Воскобовича как средство познавательного развития дошкольников
Игры Воскобовича - это многофункциональные развивающие игры для детей, формирующие творческий потенциал ребенка, развивающие его сенсорику и основные познавательные процессы....
Представление педагогического опыта работы на тему: «Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» воспитателя Вострухиной Е.В.
Основная идея опыта заключается в повышении эффективности образовательного процесса, направленного на развитие познавательных способностей дошкольников, путем активного использования игровых технологи...