Мастер-класс "Развивающие игры В.В. Воскобовича, как средство формирования познавательной активности дошкольников".
проект (подготовительная группа)
«Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича - уникальная, игровая технология для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста и на протяжении всего дошкольного детства. Данная технология способствует реализации одного из главных принципов ФГОС: "Образование должно строиться на адекватных возрасту формах".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 23.47 КБ |
k_master_klassu.pptx | 669.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Галкинский детский сад
Согласовано:
«10» сентября 2024г.
Жердева Е.А_______
ст. воспитатель
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Развивающие игры В.В. Воскобовича, как средство формирования познавательной активности дошкольников»
Выполнила:
Кочнева Т.В.
Воспитатель
высшей категории
с. Галкинское, 2024
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по развивающим играм В.В. Воскобовича.
Задачи:
- познакомить педагогов с развивающими играми В.В. Воскобовича («Геоконт»,«Чудо - крестики»,«Двухцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Игровизор»),их особенностями;обучить приёмам использования данных игр в своей профессиональной деятельности;
- развивать познавательный интерес к развивающим играм В.В.Воскобовича;
- воспитывать желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.
Оборудование:презентация, игровые пособия: «Геоконт»,«Чудо - крестики»,«Двухцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Игровизор».
Ход мастер – класса:
- Теоретическая часть (Актуальность)
Всем известно, что для детей, а особенно для дошкольников, самая лучшая форма обучения - это игра. Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего его мира, используя при этом разнообразные виды развивающих игр. Ценность этих игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка.
«Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича - уникальная, игровая технология для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста и на протяжении всего дошкольного детства. Данная технология способствует реализации одного из главных принципов ФГОС: "Образование должно строиться на адекватных возрасту формах".
Основные принципы заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными, т.к. игра обращается непосредственно к ребёнку.
Особенности развивающих игр Воскобовича:
- Построены на основе сказки. Технология так и называется – «Сказочные лабиринты игры». Инструкции к играм – это сказки «Фиолетового леса», в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания.
- Имеют широкий возрастной диапазон. Это возможно потому, что в играх есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших дошкольников.
- Обладают многофункциональностью. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.
- Создают условия для проявления творчества, стимулируя развитие творческих способностей ребенка.
- Обладают вариативностью. Игровые задания можно корректировать, придумывать свои.
- Способствуют развитию познавательных процессов у детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды.
- Развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
2. Практическая часть
А сейчас я приглашаю вас отправиться в путешествие по сказочным лабиринтам игр Воскобовича.
- Игра – конструктор «Геоконт».
- Вы хотите попасть в сказку? Для этого нам нужен волшебный ключик. А найдём мы его с помощью игрового пособия «Геоконт».
- Положите перед собой «Геоконт», снимите все резиночки. С красной резинкой мы будем работать. Я называю имя гвоздика, а вы последовательно одеваете резиночку на нужные гвоздики. Готовы?
З3 - Б1 (обернуть сверху справа налево) – Ф1 – Ф3 - Б4 – К3 - К1 – Б1 (обернуть сверху) – З2 – Ж2 – Ж3
- Сравните с образцом. У всех получилось? Молодцы!
Этот игровой набор сопровождается методической сказкой «Малыш Гео, ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово геометрия).
Вывод: «Геоконт» вводит детей в мир геометрии, развивает мелкую моторику рук, помогает изучить цвет, величину и форму. С помощью данной игры ребёнок учится моделировать, выкладывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат.
- Игра «Двухцветный квадрат».
- Мы нашли с вами ключ и можем отправляться в путешествие. Но в каком направлении нам идти? Давайте у кого – нибудь спросим. Первый кто встретился нам на пути, оказался ворон Метр. Он согласен нам помочь, если мы создадим его портрет. Возьмите квадрат и попробуйте следуя схеме, составить портрет ворона.
Эта развивающая игра сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра».
Вывод: «Квадрат Воскобовича» является эффективной игрой, которая формирует у ребёнка абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве, развивает креативный потенциал.
- Игра «Прозрачный квадрат».
- Ворон Метр указал нам дорогу в сторону высоких гор, а на пути нам встретилось озеро Айс. А на чудо - острове живёт пчёлка Жужа. Как же нам перебраться через озеро, чтобы попасть к ней в гости? (на кораблике).
- Возьмите прозрачный квадрат, отыщите нужные льдинки и сделайте кораблик в соответствии со схемой. У всех получилось? Молодцы!
Вывод: данная игра развивает логическое мышление, мелкую моторику, конструкторские способности, воображение; знакомит ребят с геометрическими фигурами и их свойствами, с пространственными отношениями.
- Игра «Чудо – крестики».
- Вот мы с вами и добрались до чуда – острова, где живёт пчёлка Жужа. Но как же мы придём в гости с пустыми руками? Во что любят играть девочки? Давайте подарим Жуже куклу.
- Возьми конверты с игрой «Чудо – крестики» и выложите такую же куколку, как на схеме. Все справились? Молодцы!
Вывод:«Чудо- крестики» помогают ребенку освоить цвет, форму, развивают умение сравнивать и анализировать, формируют понятие «часть» и «целое», развивают воображение, фантазию, ловкость рук.
- Игра «Игровизор».
- Любимая игра пчёлки Жужи – «Игровизор». Давайте поиграем. Выберите и обведите по контуру только овалы (квадраты, круги, треугольники).
- Как весело мы провели время. Понравилось вам наше путешествие?
Вывод: В игре развивается точность и координация движений, происходит подготовка руки к письму, совершенствуется внимание, память, мышление, творческое воображение, мелкая моторика рук; ребенок, выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку, что создает у него ситуацию «успеха».
3. Подведение итогов, рефлексия
Развивающие игры Воскобовича можно и нужно применять в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.
И в заключении оцените, пожалуйста, свои впечатления от мастер- класса и от технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича на "Игровизоре" (нарисуйте смайлик).
Хочу вас всех поблагодарить за участие, за творчество и позитивный настрой. Спасибо за внимание!
Радости в играх - успехов в развитии!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А.
Особенности развивающих игр Воскобовича: Построены на основе сказки. Технология так и называется – «Сказочные лабиринты игры». Инструкции к играм – это сказки «Фиолетового леса», в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Имеют широкий возрастной диапазон . Это возможно потому, что в играх есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших дошкольников. Обладают многофункциональностью . С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Создают условия для проявления творчества , стимулируя развитие творческих способностей ребенка. Обладают вариативностью. Игровые задания можно корректировать, придумывать свои. Способствуют развитию познавательных процессов у детей . Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Развивают речь дете й : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Задание 1 игра – конструктор «Геоконт» Детям раннего возраста «Геоконт» поможет: познакомиться с разными геометрическими фигурами, их особенностями; выучить основные цвета, формы и величины; будет учить работать по образцу и по схеме из пособия; придумывая собственные схемы малыш будет развивать воображение; развивать мелкую моторику. Дети более старшего возраста, помимо перечисленного выше, будут: познавать азы моделирования; понимать, что такое система координат и учиться в ней ориентироваться; развивать мышление, в том числе и нестандартное; развивать внимание и память; учиться анализировать; знакомиться с понятиями «симметрия» и «асимметрия»; находить и устанавливать закономерности.
Задание 2 игра «Двухцветный квадрат» «Двухцветный квадрат Воскобовича – игра-головоломка на трансформацию фигур. Что развивает: • Логическое мышление; • Пространственное воображение; • Конструктивные умения; • Счетные навыки; • Мелкую моторику руки. Кроме того, игры с Квадратом Воскобовича развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, ребята знакомятся с геометрическими понятиями: угол, диагональ, сторона, центр.
Задание 3 игра «Прозрачный квадрат» «Прозрачный квадрат» - многовариативный конструктор . А целая картотека (альбом фигурок) позволяет использовать игру в рамках лексической темы (дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы и пр ). Что развивает: • Логическое мышление; Воображение; • Пространственное воображение; • Конструктивные умения; • Мелкую моторику руки; Творческие способности; Знакомит ребят с геометрическими фигурами и их свойствами; Знакомит с пространственными отношениями и величиной.
Задание 4 игра «Чудо - крестики» «Чуд крестики» – развивающая игра-головоломка, с помощью которой решаются образовательных задач: Незаметно для себя малыш осваивает цифры ; Узнает и запоминает цвет или форму; Учится считать, ориентироваться в пространстве; Тренирует мелкую моторику рук; Совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Развивает наблюдательность. Эта игра объединена в комплекты по принципу постепенного и постоянного усложнения «Чудо-крестики 1» для младшего дошкольного возраста, «Чудо -крестики2» для детей 4-5 лет и «Чудо-крестики3» для старшего дошкольного возраста.
Задание 5 игра «Игровизор» «Игровизор» - тренажер, направленный на интеллектуальную деятельность. Дополнения Воскобовича, которые имеют разнообразные образовательные цели: Развитие математических способностей («Лабиринты цифр»); Развитие речи (приложение «Лабиринты букв»); Знакомство с окружающими нас вещами, а также трудом старших («Катя, Рыжик и рыбка»,); Комплексное развитие («Игровой калейдоскоп»); Что развивает: Мелкую моторику руки; Точность и координацию движений; Подготовку руки к письму; Внимание, память, мышление; Творческое воображение; Ребёнок, выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку, что создаёт у него «ситуацию успеха».
Рефлексия С каким настроением вы уходите с этого мастер – класса? Всё понятно, всё понравилось, я доволен. Всё понятно, понравилось, по чего-то не хватило. Ничего не понятно, не понравилось, я не доволен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экспериментирование как средство формирования познавательной активности дошкольников"
Консультация для педагогов...
Педагогическая находка Технология «Путешествие по реке времени», как средство формирования познавательной активности дошкольников
Развитие познавательных интересов посредством совместной поисково - исследовательской деятельности....
Буклет на тему "Мотивация как средство формирования познавательной активности дошкольников"
В буклете "Мотивация как средство формирования познавательной активности дошкольников" представлены цели, задачи, принципы типы мотивации....
Квест-игра, как средство формирования познавательной активности дошкольников
Квест-игра, как средство формирования позновательной активности дошкольников...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Представление педагогического опыта работы на тему: «Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» воспитателя Вострухиной Е.В.
Основная идея опыта заключается в повышении эффективности образовательного процесса, направленного на развитие познавательных способностей дошкольников, путем активного использования игровых технологи...