Мастер-класс "Развивающие игры В.В. Воскобовича, как средство формирования познавательной активности дошкольников".
проект (подготовительная группа)

Кочнева Татьяна Викторовна

«Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича - уникальная, игровая технология для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста и на протяжении всего дошкольного детства. Данная технология способствует реализации одного из главных принципов ФГОС: "Образование должно строиться на адекватных возрасту формах".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx23.47 КБ
Файл k_master_klassu.pptx669.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Галкинский детский сад

Согласовано:        

«10» сентября 2024г.

Жердева Е.А_______

ст. воспитатель

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Развивающие игры В.В. Воскобовича, как средство формирования познавательной активности дошкольников»

Выполнила:

                                                                                                          Кочнева Т.В.

Воспитатель

высшей категории

с. Галкинское, 2024

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по развивающим играм В.В. Воскобовича.

 Задачи:

  • познакомить педагогов с  развивающими играми В.В. Воскобовича («Геоконт»,«Чудо - крестики»,«Двухцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Игровизор»),их особенностями;обучить приёмам использования данных игр в своей профессиональной деятельности;
  • развивать познавательный интерес к развивающим играм В.В.Воскобовича;
  • воспитывать желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.

Оборудование:презентация, игровые пособия: «Геоконт»,«Чудо - крестики»,«Двухцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Игровизор».

Ход мастер – класса:

  1. Теоретическая часть (Актуальность)

Всем известно, что для детей, а особенно для дошкольников, самая лучшая форма обучения - это игра. Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего его мира, используя при этом разнообразные виды развивающих игр. Ценность этих игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка.

«Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича - уникальная, игровая технология для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста и на протяжении всего дошкольного детства. Данная технология способствует реализации одного из главных принципов ФГОС: "Образование должно строиться на адекватных возрасту формах".

Основные принципы заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными, т.к. игра обращается непосредственно к ребёнку.

Особенности развивающих игр Воскобовича:

  • Построены на основе сказки.  Технология так и называется – «Сказочные лабиринты игры». Инструкции к играм – это сказки «Фиолетового леса», в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания.
  • Имеют широкий возрастной диапазон. Это возможно потому, что в играх есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших дошкольников.
  • Обладают многофункциональностью. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.
  • Создают условия для проявления творчества, стимулируя развитие творческих способностей ребенка.
  • Обладают вариативностью. Игровые задания можно корректировать, придумывать свои.
  • Способствуют развитию познавательных процессов у детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды.
  • Развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

2. Практическая часть

А сейчас я приглашаю вас отправиться в путешествие по сказочным лабиринтам игр Воскобовича.

  1. Игра – конструктор «Геоконт».

- Вы хотите попасть в сказку? Для этого нам нужен волшебный ключик. А найдём мы его с помощью игрового пособия «Геоконт».

- Положите перед собой «Геоконт», снимите все резиночки. С красной резинкой мы будем работать. Я называю имя гвоздика, а вы последовательно одеваете резиночку на нужные гвоздики. Готовы?

З3 - Б1 (обернуть сверху справа налево) – Ф1 – Ф3 -  Б4 – К3 -  К1 – Б1 (обернуть сверху) – З2 – Ж2 – Ж3

- Сравните с образцом. У всех получилось? Молодцы!

Этот игровой набор сопровождается методической сказкой «Малыш Гео, ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово геометрия).

Вывод: «Геоконт» вводит детей в мир геометрии, развивает мелкую моторику рук,  помогает изучить цвет, величину и форму. С помощью данной игры ребёнок учится моделировать, выкладывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат.

  1. Игра «Двухцветный квадрат».

- Мы нашли с вами ключ и можем отправляться в путешествие. Но в каком направлении нам идти? Давайте у кого – нибудь спросим. Первый кто встретился нам  на пути, оказался  ворон Метр. Он согласен нам помочь, если мы создадим его портрет. Возьмите квадрат и попробуйте следуя схеме, составить портрет ворона.

Эта развивающая игра сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра».

Вывод: «Квадрат Воскобовича» является эффективной игрой, которая формирует у ребёнка абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве, развивает креативный потенциал.

  1. Игра «Прозрачный квадрат».

- Ворон Метр указал нам дорогу в сторону высоких гор,  а на пути нам встретилось озеро Айс. А на чудо - острове живёт пчёлка Жужа. Как же нам перебраться через озеро, чтобы попасть к ней в гости? (на кораблике).

- Возьмите прозрачный квадрат, отыщите нужные льдинки и сделайте кораблик в соответствии со схемой. У всех получилось? Молодцы!

Вывод: данная игра развивает логическое мышление, мелкую моторику, конструкторские способности, воображение; знакомит ребят с геометрическими фигурами и их свойствами, с пространственными отношениями.

  1. Игра «Чудо – крестики».

- Вот мы с вами и добрались до чуда – острова, где живёт пчёлка Жужа. Но как же мы придём в гости с пустыми руками? Во что любят играть девочки? Давайте подарим Жуже куклу.  

- Возьми конверты с игрой «Чудо – крестики» и выложите такую же куколку, как на схеме. Все справились? Молодцы!

Вывод:«Чудо- крестики» помогают ребенку освоить цвет, форму, развивают умение сравнивать и анализировать, формируют понятие «часть» и «целое», развивают воображение, фантазию, ловкость рук.

  1. Игра «Игровизор».

- Любимая игра пчёлки Жужи – «Игровизор». Давайте поиграем. Выберите и обведите по контуру только овалы (квадраты, круги, треугольники).

- Как весело мы провели время. Понравилось вам наше путешествие?

Вывод: В игре развивается точность и координация движений, происходит подготовка руки к письму, совершенствуется внимание, память, мышление, творческое воображение, мелкая  моторика  рук; ребенок, выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку, что создает у него ситуацию «успеха». 

3. Подведение итогов, рефлексия

Развивающие игры Воскобовича можно и нужно применять в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.

И в заключении оцените, пожалуйста, свои впечатления от мастер- класса и от  технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича на "Игровизоре" (нарисуйте смайлик).

Хочу вас всех поблагодарить за участие, за творчество и позитивный настрой. Спасибо за внимание!

                  Радости в играх -  успехов в развитии!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развивающие игры В.В. Воскобовича, как средство формирования познавательной активности дошкольников» Воспитатель МКДОУ Галкинского детского сада: Кочнева Татьяна Викторовна

Слайд 2

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А.

Слайд 3

Особенности развивающих игр Воскобовича: Построены на основе сказки. Технология так и называется – «Сказочные лабиринты игры». Инструкции к играм – это сказки «Фиолетового леса», в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Имеют широкий возрастной диапазон . Это возможно потому, что в играх есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших дошкольников. Обладают многофункциональностью . С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Создают условия для проявления творчества , стимулируя развитие творческих способностей ребенка. Обладают вариативностью. Игровые задания можно корректировать, придумывать свои. Способствуют развитию познавательных процессов у детей . Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Развивают речь дете й : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Слайд 4

Задание 1 игра – конструктор «Геоконт» Детям раннего возраста «Геоконт» поможет: познакомиться с разными геометрическими фигурами, их особенностями; выучить основные цвета, формы и величины; будет учить работать по образцу и по схеме из пособия; придумывая собственные схемы малыш будет развивать воображение; развивать мелкую моторику. Дети более старшего возраста, помимо перечисленного выше, будут: познавать азы моделирования; понимать, что такое система координат и учиться в ней ориентироваться; развивать мышление, в том числе и нестандартное; развивать внимание и память; учиться анализировать; знакомиться с понятиями «симметрия» и «асимметрия»; находить и устанавливать закономерности.

Слайд 5

Задание 2 игра «Двухцветный квадрат» «Двухцветный квадрат Воскобовича – игра-головоломка на трансформацию фигур. Что развивает: • Логическое мышление; • Пространственное воображение; • Конструктивные умения; • Счетные навыки; • Мелкую моторику руки. Кроме того, игры с Квадратом Воскобовича развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, ребята знакомятся с геометрическими понятиями: угол, диагональ, сторона, центр.

Слайд 6

Задание 3 игра «Прозрачный квадрат» «Прозрачный квадрат» - многовариативный конструктор . А целая картотека (альбом фигурок) позволяет использовать игру в рамках лексической темы (дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы и пр ). Что развивает: • Логическое мышление; Воображение; • Пространственное воображение; • Конструктивные умения; • Мелкую моторику руки; Творческие способности; Знакомит ребят с геометрическими фигурами и их свойствами; Знакомит с пространственными отношениями и величиной.

Слайд 7

Задание 4 игра «Чудо - крестики» «Чуд крестики» – развивающая игра-головоломка, с помощью которой решаются образовательных задач: Незаметно для себя малыш осваивает цифры ; Узнает и запоминает цвет или форму; Учится считать, ориентироваться в пространстве; Тренирует мелкую моторику рук; Совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Развивает наблюдательность. Эта игра объединена в комплекты по принципу постепенного и постоянного усложнения «Чудо-крестики 1» для младшего дошкольного возраста, «Чудо -крестики2» для детей 4-5 лет и «Чудо-крестики3» для старшего дошкольного возраста.

Слайд 8

Задание 5 игра «Игровизор» «Игровизор» - тренажер, направленный на интеллектуальную деятельность. Дополнения Воскобовича, которые имеют разнообразные образовательные цели: Развитие математических способностей («Лабиринты цифр»); Развитие речи (приложение «Лабиринты букв»); Знакомство с окружающими нас вещами, а также трудом старших («Катя, Рыжик и рыбка»,); Комплексное развитие («Игровой калейдоскоп»); Что развивает: Мелкую моторику руки; Точность и координацию движений; Подготовку руки к письму; Внимание, память, мышление; Творческое воображение; Ребёнок, выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку, что создаёт у него «ситуацию успеха».

Слайд 9

Рефлексия С каким настроением вы уходите с этого мастер – класса? Всё понятно, всё понравилось, я доволен. Всё понятно, понравилось, по чего-то не хватило. Ничего не понятно, не понравилось, я не доволен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка Технология «Путешествие по реке времени», как средство формирования познавательной активности дошкольников

Развитие познавательных интересов посредством совместной поисково - исследовательской деятельности....

Буклет на тему "Мотивация как средство формирования познавательной активности дошкольников"

В буклете  "Мотивация как средство формирования познавательной активности дошкольников" представлены цели, задачи, принципы типы мотивации....

Квест-игра, как средство формирования познавательной активности дошкольников

Квест-игра, как средство формирования позновательной активности дошкольников...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Представление педагогического опыта работы на тему: «Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» воспитателя Вострухиной Е.В.

Основная идея опыта заключается в повышении эффективности образовательного процесса, направленного на развитие познавательных способностей дошкольников, путем активного использования игровых технологи...