Технология опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
методическая разработка (подготовительная группа)
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой которые обеспечивают становление любознательной и познавательной мотивации, познавательных действий, становление сознания.
Актуальность технологии:
Детская познавательно- исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_opytno.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой которые обеспечивают становление любознательной и познавательной мотивации, познавательных действий, становление сознания.
Актуальность технологии:
Детская познавательно- исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Цель: исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр- экспериментов (различные емкости).
- Развивать у детей умственные способности: — развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение— формировать способы познания путем сенсорного анализа
- Социально- личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий
Технологию детского экспериментирования в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ с взаимодействия окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.
Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов.
Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.
Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.
Целевые ориентации технологии детского экспериментирования
Направление: познание ребенком объекта в ходе практической деятельности с ним.
Цель: создание условий для осуществления детского экспериментирования.
Задачи:
1.Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.
2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.
3.Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.
4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
5.Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.
6.Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.
Концептуальную основу технологии детского экспериментирования составили следующие теоретические положения:
— Положения и методические подходы к деятельности экспериментирования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей выделяет экспериментирование.
Мотивационная характеристика технологии детского экспериментирования:
• технология детского экспериментирования основана на создании особого вида мотивации – проблемной мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций;
• в основе технологии лежит отбор самых актуальных сущностных задач, интересных для воспитанников, побуждение к самостоятельному осознанию и выдвижению гипотезы эксперимента или опыта;
• в ходе детского экспериментирования происходит построение оптимальной системы реализации эксперимента или опыта, посредством заинтересованного включения детей на каждом этапе;
• в основе технологии лежит личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, которое способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, возникновению желания практически осуществить эксперимент или опыт, с целью получения подтверждения или же опровержения экспериментальной гипотезы.
Такая мотивационная характеристика должна ставить ребенка в положение исследователя-первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт экспериментальной деятельности. Ребенок должен проявить способность к аргументации, необходимости принятого им решения, о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности.
Особую роль в процессе детского экспериментирования дошкольников приобретают:
Первая группа методов — методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности детей, среди которых ведущее место занимают методы, направленные на формирование интереса к познавательной деятельности.
Первая подгруппа -методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов, соответствующие наглядным методам. Это такие приемы как наблюдение и рассматривание, безусловно, широко используемые в процессе экспериментирования
.Вторая группа методов -методы организации и осуществления познавательных действий.
Вторая подгруппа -методы организации и осуществления экспериментальной деятельности детей, соответствующие, в известной мере,словесным методам.
Третья подгруппа — это методы организации и управления практической деятельностью детей с целью формирования у них новых знаний, навыков и умений. Эта подгруппа соответствует практическим методам обучения, которые нашли широкое применение в дошкольной педагогике и которые являются базовой составляющей детского экспериментирования.
Третья группа методов обучения -методы организации контроля и самоконтроля эффективности экспериментальной деятельности детей, разработка которых ведется в дошкольной педагогике.
В ходе реализации данной технологии в условиях ДОУ, ребенок ставится в положение исследователя-первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт экспериментальной деятельности, присваивает опыт этой самой деятельности и овладевает рядом умений.
Чтобы дети занимались исследовательской деятельностью, педагогу необходимо:
—использовать различные приемы воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения);
—создавать проблемные ситуации, вызывающие у детей удивление, недоумение, восхищение;
—четко формулировать проблемы, обнажая противоречия в сознании ребенка; учить видеть и формулировать проблемы, развивая проблемное видение;
—выдвигать гипотезы и обучать этому умению детей, принимая любые их предложения;
— развивать способность к прогнозированию и предвосхищению решений;
—обучать детей обобщенным приемам умственной деятельности — умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомить с различными научными методами исследования;
— создавать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству;
— побуждать к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий;
— подводить детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрять оригинальные решения, умение делать выбор;
— знакомить с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.
Педагогу, организуя исследовательскую деятельность детей, необходимо избегать отрицательной оценки детских идей;
А так же:
— проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения;
— восстанавливать веру ребенка в собственные силы, настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца;
— подводить итоги исследования (при условии, что дети сами называют проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, оценивают свою работу).
— для осуществления процесса исследования важно оптимальное разделение детского коллектива на малые группы (по три-четыре человека). Работа в таком небольшом коллективе способствует развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, доказывать свою точку зрения.
Последовательность деятельности
- Привлечение внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта
- Предоставление возможности детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект (можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получается)
- Формулирование причинно-следственных связей
- Самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка мы создали в детском саду лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы. Это дает возможность педагогу:
- — работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам;
- — использовать материалы, которые часто используются в группе при большом количестве детей;
- — не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»…).
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: с детьми старшего дошкольного возраста 20 минут, с детьми подготовительной к школе группы по 20-25 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом развития и познавательных процессов детей.
Во время занятия проводится один – два эксперимента с детьми среднего дошкольного возраста и два – три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста (в зависимости от сложности).
Структура проведения игры – экспериментировании:
- — постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- — выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- — проверка гипотез;
- — подведение итогов, вывод;
- — фиксация результатов;
- — вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- — внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- — тайна, сюрприз;
- — познавательный мотив (почему так?);
- — ситуация выбора.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения экспериментов со звуком мы создаем с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала.
Дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе.Я считаем, что овладение дошкольниками разными способами знания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Ожидаемый результат. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие воспитания, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Новизна. Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования . И характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками ДОУ.
Основное оборудование в уголке экспериментирования являются:
- — Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- — Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
- — Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.
- — Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.
- — Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.
- — Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
- — Красители: гуашь, акварельные краски и др
При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования:
- — безопасность для жизни и здоровья детей
- — достаточность
- — доступность расположения.
Показатели сформированности исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС.
- — Умение видеть проблему;
- — Умение формулировать и задавать вопросы;
- — Умение выдвигать гипотезы;
- — Умение делать выводы и умозаключения;
- — Умение доказывать и защищать свои идеи;
- — Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
- — Самостоятельность.
- — Полнота и логичность ответа.
- — Правильность выводов и формулировок.
Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать экспериментировать…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование современных технологий в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
В современном мире невозможно устоять на месте, необходимо идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, предъявляют серьезные требования к педагогическим работникам,...
Реализация опытно - экспериментального проекта для детей старшего дошкольного возраста "Планета Динозавров"
Проект доступен и интересен детям.Он повышает интерес детей к окружающей действительности.Тема выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего возраста и объёма информации, которая может быть ...
«Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста»...
Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Педагогические технологии, которые успешно внедрены в образовательный процесс дошкольных учреждений....
«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»
Дорогие коллеги, хочу вам представить свои наблюдения из практики работы с детьми по развитию их творческих навыков и, всвязи с этим, комунникативных способностей воспитанников, в тесной взаимосвязи с...
Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)
Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)...
Опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста «Роль тепла в жизни растений»
quot;Роль тепла в жизни растений"...