Презентация "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
проект

Шошорина Нина Геннадьевна

 

Проект «Сказка в системе нравственного воспитания» для детей старшего дошкольного возраста. Разработан в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад “Пчелка» Чувашской Республики воспитателем 1 квалификационной категории Шошориной Нины Геннадьевны.

Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Они в доступной форме повествуют о победе добра над злом. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей, своеобразным «учебником жизни». Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей. Во все времена она способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги и родители.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt2.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Пчёлка»

Козловского района Чувашской Республики

                                       Курсовой проект

на тему: “Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок”

Выполнила: Шошорина Нина Геннадьевна

                                                                                                           

                                           г.  Козловка, 2019                    

Структура проекта

Аннотация…………………………………………………………………………3

Анализ ситуации………………………………………………………………....4

Целенаправленность……………………………………………………………5

Реализация проекта …………………………………………………………….6

Приложение……………………………………………………………………….8

Анкета для родителей «Особенности воспитания детей» ………………..8

Методика диагностики детей………………………………………………….10

Доклад для родителей «Сказка в воспитательном процессе детей»….13

Конспект «Рассказывание р.н.сказки «Гуси-лебеди»...............................16

Конспект Музыкально-фольклорного спектакля «Теремок»……………..17

Список литературы………………………………………………………………28

                                          Аннотация.

Проект «Сказка в системе нравственного воспитания» для детей старшего дошкольного возраста. Разработан в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад “Пчелка» Чувашской Республики воспитателем 1 квалификационной категории Шошориной Нины Геннадьевны.

Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Они в доступной форме повествуют о победе добра над злом. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей, своеобразным «учебником жизни». Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей. Во все времена она способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги и родители.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытии.


Анализ ситуации

В настоящее время часто говорится о падении нравственности в современном обществе. На первое место поставлены материальные ценности, а нравственные уходят на второй план.
То, что люди все реже руководствуются нравственностью, объективно заметно. Это выражается в неуважении друг к другу, в неумении вести себя в обществе, в количестве межличностных конфликтов, в пререканиях со старшими, в небрежном отношении к чужому труду и культурным памятникам и т. д.

Поведение молодежи нередко можно назвать возмутительным. Девушки все меньше соответствуют образу скромности, женственности и кротости, а юноши утрачивают качества, присущие настоящему мужчине. Выживает тот, кто хитер, нагл, может без угрызений совести переступить через интересы других.

В последние годы широкое распространение получила подростковая агрессивность.

Толпа разъяренных подростков способна совершить не меньше зла, чем взрослые. Хотя, казалось бы, откуда в них эта ненависть, когда на них еще не возложены серьезные обязанности, а жизнь должна быть беззаботной и легкой?

Все эти примеры свидетельствуют о том, что нравственность в нашем обществе теряет свое значение. Времена, когда во главе общества стояли доброта, честность, верность, храбрость, уважение к окружающим, а мерилом человеческого достоинства являлись стыд и совесть, уходят в прошлое, а эти понятия становятся лишь воспоминанием о том времени, когда ценились искусство, красота, благородство.

Наше общество, окружающий нас мир, доступ к телевизору, когда дети смотрят передачи без контроля взрослых, оказывает большое значение на формирование личности ребенка. Очень часто детям приходится наблюдать поведение своих родителей, которое противоречит всем моральным нормам человечества.

После наблюдений за детьми в группе была замечена проблема, что Маша И. и Даша А. с неохотой участвуют в коллективном труде, стараются отсидеться в уголке, пока другие дети убирают игрушки, ухаживают за цветами. Даже к дежурству по столовой, что другим очень нравится, относятся без желания и ответственности. Воспитание трудолюбия – это одна из задач по воспитанию нравственных качеств, поэтому я решила, что нравственному воспитанию детей следует уделить большое значение.

                               

Цель проекта:

Способствовать формированию у детей личного отношения к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника. Продолжать формировать доброжелательные взаимоотношение между детьми. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с содержанием русских народных сказок, прививать любовь к русскому народному творчеству.
  2. Учить детей оценивать поступки героев и выявлять нравственную сторону содержание сказки, дать понятие о добре и зле.
  3. Учить детей входить в роль героев сказки развивать артистизм, выразительность речи.
  4. Использовать элементы ТРИЗ в решение различных сказочных ситуаций.
  5. Развивать у детей творчество сочинять собственные сказки о добре и добрых поступках.

Ожидаемый результат:

Увидеть сформированное отношение к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника. Увидеть доброжелательные взаимоотношения между детьми. Заметить в детях такие черты как: скромность, отзывчивость, желание быть справедливыми, сильными и смелыми; умеющими испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Быть трудолюбивыми, с желанием помогать взрослым.

Целенаправленность русских народных сказок в воспитании детей

Цели

Русские народные сказки

Способствовать формированию у детей личного отношения к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый и масленый», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка».

Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

«Репка», «Теремок», «Зимовье зверей».

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным, смелым, учить испытывать чувства стыда за неблаговидный поступок.

«Заяц- хвастун», «Хаврошечка»,

«У страха глаза велики», «Лиса, заяц и петух», «Маша и медведь», «Мужик и медведь»

Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

«Морозко», «Два мороза», «Гуси- лебеди», «Мужик и медведь»

Срок реализации - три месяца

Участники проекта – дети группы, воспитатель. Музыкальный руководитель, родители.  

 Проект не требует специальных материальных затрат, так как весь необходимый материал имеется и будет дополняться при помощи изготовления родителей своими руками.

        

        Реализация проекта

1 этап. Подготовительный

        

  • Изучить методическую литературу по нравственному воспитанию детей
  • Выбрать программу и методику для решения данной проблемы
  • Поставить задачи к реализации проблемы
  • Изучить и подобрать материал для работы с детьми
  • Провести диагностику с детьми
  • Оснастить литературный уголок книгами по теме
  • Подготовить доклад для родителей на тему: «Сказка в нравственном воспитании детей»
  • Подготовить костюмы к драматизации сказок
  • Подготовить декорации к драматизации сказок

                                        2 этап. Основной

                                    Работа с детьми

  • Познакомить детей с содержанием русских народных сказок
  • Рассмотреть иллюстрации к сказкам
  • Провести беседу по содержанию сказок
  • Выявить нравственную тему, которая ярко выражена в сказке
  • Научить детей пересказывать сказки, пересказывать по ролям
  • Использовать метод моделирования при пересказе сказки
  • Провести дидактические игры с элементами ТРИЗ
  • Научить детей давать характеристику героям сказки и его поступкам
  • Просмотреть театрализованное представление студии «Творчество»
  • Научить детей драматизировать сказки

                                Работа с родителями

  • Провести анкетирование по теме: «Нравственное воспитание детей»
  • Познакомить с задачами, которые стоят в программе по данной теме
  • Пригласить на родительскую встречу
  • Дать родителям задание по чтению сказок дома
  • Пригласить родителей принять участие в семинаре практикуме по изготовлению декораций и костюмов к сказкам
  • Организовать «День открытых дверей» для родителей

                             Сотрудничество

  • Привлечь к работе музыкального руководителя
  • Попросить консультацию у психолога
  • Пригласить в гости театральную группу

                             

                               3 этап.  Заключительный

                             Работа воспитателя

  • Пронаблюдать за поведением детей
  • Провести повторную диагностику
  • Провести мониторинг, сравнение и вывод
  • Подготовить сценарий для фольклорного спектакля

                     

        Работа с детьми

  • Создать ситуации для сравнения поведения детей
  • Подготовить фольклорный спектакль

 

                               Работа с родителями

  • Провести повторное анкетирование
  • Провести мониторинг
  • Пригласить на фольклорный спектакль
  • Познакомить с результатами мониторинга с детьми

                                 Приложение

Воспитатель: Шошорина Н.Г. г.Козловка, Чувашская Республика

Анкета «О способах воспитания»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения собрания по нравственному воспитанию дошкольников просим вас искренне ответить на вопросы для изучения вашего отношения к теме собрания.

  1. Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?

А. Да, часто.

Б. Нет, изредка.

В. Никогда.

  1. Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?

А. Да, часто.

Б. Бывает, но в крайних ситуациях.

В. Не знаю о таких ситуациях.

  1. Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

А. Никак не реагирует.

Б. Старается исправить ситуацию.

В. Агрессивно.

  1. Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?

А. Да.

Б. Отчасти.

В. Нет.

  1. Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?

А. Угрозы физического наказания.

Б. Беседы о плохом поведении.

В. Обещание подарков за хорошее поведение.

  1. Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?

А. Физическое наказание.

Б. Воспитание на положительных примерах.

В. Лишение развлечений и подарков.

  1. Выберите утверждение, с которым вы согласны:

А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.

Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста.

В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.

Благодарим за сотрудничество!

Обработка результатов анкетирования.

п/п

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

А

3 балла

1 балл

3 балла

2 балла

1 балл

1 балл

3 балла

Б

2 балла

2 балла

2 балла

1 балл

2 балла

2 балла

2 балла

В

1 балл

3 балла

1 балл

0 баллов

3 балла

3 балла

1 балл

От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный тип воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.

От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально – попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю.

Свои наблюдения за детьми группы обобщаются в  таблице, составленной на основе модификации методики Т.А. Репиной «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников.»


Выделите среди детей группы:

Фамилии, имена детей

1.Самых общительных со взрослыми.
Самых необщительных замкнутых детей.

 

2.Самых общительных с детьми, самых нерешительных, замкнутых

 

3.Вожаков, организаторов в группе, 
выполняющих, в основном, ведущие роли в играх: не проявляющих организаторских способностей 
детей, склонных к подчинению:

 

4.Самых доброжелательных, спокойных детей
самых недружелюбных, часто ссорящихся, дерущихся.

 

5.Самых добрых (делятся игрушками, гостинцами 
с детьми, угощают воспитателя) неохотно делящихся гостинцами и игрушками с другими

 

6.Самых отзывчивых (стараются помочь другому, утешить) равнодушных к огорчению и неудаче другого.

 

7.Самых честных, правдолюбивых детей
детей, которые часто говорят неправду, поступают нечестно
детей, которые могут сказать неправду, не отличаются
честностью

 

8.Самых вежливых детей
невежливых детей, редко 
употребляющих "волшебные слова"

 

9.Самых послушныхпокладистых детей
непослушных, упрямых детей

 

10.Самых самостоятельных детей, несамостоятельных, часто обращающихся за помощью.

 

11.Настойчивых, организованных детей
Детей, не умеющих довести ни одного дела до конца

 

12. Уверенных в себе детей
неуверенных, робких детей.

 

13.Самых трудолюбивых, охотно выполняющих 
трудовые поручения взрослых
ленивых детей, которые не любят трудиться.

 

14.Самых веселых, жизнерадостных детей
детей грустных, угрюмых, плаксивых.

 

Анализируя результаты таблицы, педагог может опираться на следующие рекомендации.
Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.
Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех 
детей, у которых вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально- эмоционального развития этих детей? Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и вопросником для беседы с ребенком, представленными в статье по изучению особенностей семейного воспитания (статья Березиной Т.А., Ворониной О.И.), методиками диагностики взаимоотношений детей со сверстниками (статья Бабаевой Т.И.), используйте и другие знакомые вам методы. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания могли бы помочь решить проблемы этих детей.
Возьмите список детей группы и выпишите 
имена и фамилии тех детей, которых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось – эти дети незаметны, "забыты" взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и преодолевать личностные проблемы.
Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит педагогу увидеть индивидуальные особенности социально-личностного развития детей группы, их сильные стороны и поведенческие проблемы, а также учесть их в ходе дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.
Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводиться индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравственному воспитанию необходимо побеседовать с 6-8 детьми из разных по "благополучию" групп, выделенных на основе первой методики. Для этого используются две методики - "Сюжетные картинки" и "Закончи историю" (для детей старшего дошкольного возраста).

Сказка в воспитательном процессе детей

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценятся: доброта, верность, честность, взаимопомощь, любовь, и отвергаются: цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа, любовь к ближним. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции.

Ценности каждого человека – это целый мир сложный и динамичный, в нем кипит буря противоречий, которые перетягивают его из стороны в сторону. "Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека", - говорил В. А. Сухомлинский.

Из этого всего следует вопрос, а как же воспитать этого самого ценностно-ориентированного человека, что для этого нужно, и когда начинать?

Конечно же, закладка ценностных ориентиров идет с дошкольного возраста, я считаю, что каждый родитель, каждый педагог понимающий сою роль в формировании моральных и нравственных норм у ребенка, хочет выполнить задачу по воспитанию личности, в которой гармонично сочетаются правдивость, доброта, красота и ум.

Ценности личности ребенка - еще только в начале своего формирования, недостаточно устойчивы, гибки, способны к изменениям. Именно поэтому так важна роль образования и воспитания с их глобальной миссией содействия развитию гуманной, нравственной, творческой личности, при условии сохранения биологического и психического здоровья ребенка.

От чего же зависит восприятие ценностей ребенком, прежде всего от ближайшего окружения и социальной среды. Ближайшее социальное окружение - родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) - непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок.

В воспитании ценностных ориентирах так же может помочь и сказка, это хорошо выражается в словах В.А. Сухомлинского «Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

В настоящее время сказка, как и другие ценности культуры, заметно утратили свое предназначение. Этому способствуют современные книги, компьютерные игры, телевиденье, фильмы, мультфильмы с упрощенным стилем пересказа, часто искажающим первоначальный смысл, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их душевности.

За основу по формированию у детей ценностных ориентиров в нашей группе мы взяли русские народные сказки, т.к. сказку доступна для детского мышления, дети вместе с героями сказки переживают все происходящие события; герои сказки понятны и близки детям; сказку можно использовать начиная с раннего возраста, к старшему возрасту дети уже осмыслено прорабатывают сюжет сказки, делают выводы из происходящего.

Сказки для детей лучше отбирать с поучительным сюжетом, также сказка должна быть понятна детям, т.к. цель сказки — не только развлечение, но извлечение урока. В сказках мы можем увидеть отголоски пословиц, вот несколько примеров: «Репка» «Там, где дружат, — живут, не тужат»; «Теремок» «В тесноте, да не в обиде»; «Кот и петух» «Друг познается в беде»; «Маша и медведь» «Глупый киснет, а умный все промыслит»; «Гуси-лебеди» «Придет беда — не купишь ума»; «Два мороза» «С трудом и мороз не страшен», «Труд согревает»; «Морозко» «Как проживешь, так и прослывешь»; «Двенадцать месяцев» «Доброму Бог помогает»; «Заюшкина избушка» «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Умей обождать», «Мир не без добрых людей»; «Сивка-бурка» «За добро добром платят». Для того чтобы ребенок увидел и понял тот самый намек в сказке, надо эту сказку хорошо проработать.

Работу со сказкой мы разделили на несколько этапов: 1) для начала ребенку рассказывается сказка (желательно именно рассказывается, а не читается, воспитатель должен видеть всех детей, должен жестами, мимикой передать эмоции происходящие в сказке). 2) анализ сказки, ответы детей на поставленные вопросы, характеристика героев, дети с воспитателем дают нравственную характеристику героям и их поступкам; так же можно поработать с пиктограммами, чтобы дети отразили те эмоции, которые герое испытывают в определенной ситуации (горе, злость, сомнение, страх, радость, удивление и т.д.), если дети научатся распознавать эмоции, то они научатся сопереживать этим героям. 3) изготовление атрибутов, для дальнейшего использования в обыгрывании сказки. 4) обыгрывание сказки.

Благодаря таким занятиям дети научаются осознавать элементарные ценности, как доброта, красота, ум, любовь и многие другие, которые были выше упомянуты. Это хорошо выражается, когда дети начинают обыгрывать сказку, дети достаточно выразительно изображают героев сказки, адекватно передают их характеристики поведение и отношения, дают полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям, героям. Так же это отражается в сюжетно-ролевых играх, в которые дети играют в группе.

В процессе таких занятий дети стали понимать, причинно следственные связи, почему герои совершают такие поступки. Благодаря такой работе дети стали стремится делать добрые поступки, стали сопереживать своим сверстникам, стали выражать свое негодование к обману, к неподобающим поступкам, таким как драки, ругательство. Все это может говорить об эффективности использования сказки при приобщении детей к моральным ценностям.

Рассказывание русской народной сказки «Гуси - лебеди".

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы

Автор: воспитатель первой


Задачи
- учить детей понимать образное содержание и идею сказки;
- формировать умение оформлять в речи свои впечатления, используя образные слова и выражения из сказки;
- развивать слуховую память;
- воспитывать способность эмоционально реагировать на поступки героев произведения

Направление работы

Содержание занятия

Оборудование

Подготовка организма к сосредоточенной деятельности

Развитие слуховой памяти, умения слушать
развитие умения оформлять в речи впечатления

Моторная координация, снятие мышечного напряжения

 

 

 

Способность эмоционально реагировать на поступки героев произведения

Организационный момент

  1. Релаксационное упражнение "Цыпленок"

Сообщение темы

  1. Рассказывание сказки
  2. Беседа по содержанию

 

Физминутка
"У курочки цыплятки были"

  1. Игры  "Сравни", "Как добраться", "Добрый злой"

 

  1. Частичная драматизация были "Живые картинки"

 

Заключительная часть

  1. Беседа содержанию занятия

 

 

Текст сказки "Гуси - лебеди", иллюстрации

 

 

 

 

 

элементы костюмов

Конспект Музыкально-фольклорного спектакля «Теремок»

Для проведения с детьми старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Шошорина Н.Г.

Музыкальный руководитель: Юлдашева Г.К.

Цель: учить детей драматизировать сказку, вживаться в роль героев.

Вызвать интерес и желание к исполнению народных песен, игр, хороводов, игре на народных музыкальных инструментах.

Развивать выразительную речь, артистизм.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, трудолюбие.

Создать радостное настроение от участия в спектакле.

Предшествующая работа: чтение сказки, заучивание ролей, разучивание фольклорных произведений.

Подготовительная работа: оформление зала, изготовление и подбор костюмов и декораций.

Индивидуальная работа: работа с актерами-героями сказки.

Словарная работа: колода, болтушка, толокно

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня я принесла вам книгу, в ней живут сказки. А вы любите сказки? Эта книга не простая, а волшебная. Если произнести волшебные слова, то можно попасть в сказку. Я предлагаю вам сейчас отправиться в сказочную страну. Давайте скажем вместе волшебные слова: «Книжка, книжка повернись, сказка, сказка покажись».

Марьюшка: Здравствуйте ребята! Я сказочница Марьюшка. Губки сожмите, ручки сложите, сказку посмотрите.

 Посмотрите, какой теремок, он не низок не высок.

 Шла лягушка из болота видит, заперты ворота!

Лягушка: Какой красивый теремок!

                  Он не низок, не высок. Кто, кто в теремочке живет,

                  Кто, кто в невысоком живет?

                  Ква, ква…  Тишина! В теремочке я одна.

                  Хоть кругом не очень сыро, а хорошая квартира.

                  Тут и печь и дрова…  И котел, и сковорода.

                  Печку мигом растоплю, кашу я сейчас сварю.

                 «Маленькое дело, лучше всякого безделья».

Ведущий: Ребята, а вы знаете пословицы о труде?

Марьюшка: Кашу сварила лягушка,

                       Стучится к ней мышка – норушка.

Мышка: Какой красивый теремок

                 Он не низок, не высок. Кто, кто в теремочке живет,

                  Кто, кто в невысоком живет?                                                                                                                                            

Лягушка: Я лягушка – квакушка! А ты кто?

Мышка: А я мышка – норушка. Пусти меня в дом.

                 Пирогов мы напечем, да гостей к нам позовем.

Мышка: Так и быть, пожалуй в дом веселее жить вдвоем.

Песня: «К нам гости пришли»

Лягушка: Ну-ка мышка погляди, звездочки мигают,

                  Нас в кроватку приглашают.

Ведущий: Ребята, а мы споем для них колыбельную.

Песня: «Колыбельная»

Марьюшка: Ночь прошла, проснулись звери.

                       Поутру зерно толкут, да блины в печи пекут.

                       Вдруг стучится на рассвете

                        Петушок – горластый Петя.

Петушок: Какой красивый теремок!

                    Он не низок, не высок.

                     Кто, кто в теремочке живет,

                     Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка: Я Лягушка – квакушка

Мышка: Я Мышка – норушка.

Вместе: А ты кто?

Петушок: А я Петушок – золотой гребешок.

                   Разрешите здесь пожить,

                   Буду честно вам служить!

                   Спать я буду на дворе,

                   Петь я буду на заре. Ку-ка-ре-ку

Мышка: Так и быть, пожалуй в дом, веселее жить втроем.

Петух: Предлагаю поиграть, горох в поле поискать.

Приглашаю всех детей, в круг вставайте поскорей.

Игра «Горошина»

Марьюшка: Не сидят друзья на месте,

                       Делают дела все вместе.

                       Топят печь, зерно толкут,

                        Да блины в печи пекут.

                        Их водой не разольешь.

                        Вдруг стучится серый еж.

Ежик: Какой красивый теремок!

             Он не низок, не высок.

             Кто, кто в теремочке живет,

             Кто, кто в невысоком живет?                                                              

Лягушка: Я Лягушка – квакушка

Мышка: Я Мышка – норушка.

Петушок: Я Петушок – золотой гребешок.

Вместе: А ты кто?

Ежик: А я ежик – не головы, не ножек.

            Пустите меня в дом.          

            По лугу я шел, инструменты нашел.

            А как станете играть, весь народ пойдет плясать.

Петушок: Так и быть, пожалуй, в дом,

                  Веселей жить вчетвером.

Игра на музыкальных инструментах.

Марьюшка: Вот живут они – лягушка,

                        Еж, петух и мышь – норушка.

                        К теремочку скачет Зайка.

                        Зайка – белый побегай-ка.

Зайка: Какой красивый теремок!

              Он не низок, не высок.

              Кто, кто в теремочке живет,

              Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка: Я Лягушка – квакушка

Мышка: Я Мышка – норушка.

Петушок: Я Петушок – золотой гребешок.

Ежик: Я ежик, не головы, не ножек.

Вместе: А ты кто?

Зайка: А я зайка – побегай-ка. Пустите меня в дом.

             С леса зайцев позову и морковку принесу.

Ежик: Так и быть, пожалуй, в дом, веселее впятером.

Марьюшка: С леса зайцы прибегали, свои танцы затевали.

Танец: «Веселые зайчата»

Марьюшка: Вот живут они Лягушка. Еж, Петух,

                       Да Мышь – норушка, Заяц – все они друзья.

                       Да…  Большущая семья!

                       Белка – веселушка по веточкам скакала,

                       С дерева высокого терем увидала.

Белка: Какой красивый теремок!

               Он не низок, не высок.  Кто, кто в теремочке живет,

                Кто, кто в невысоком живет?                                                      

Лягушка: Я Лягушка – квакушка

Мышка: Я Мышка – норушка.

Петушок: Я Петушок – золотой гребешок.

Ежик: Я ежик, не головы, не ножек.

Зайка: Я Зайка – побегай-ка.

Вместе: А ты кто?

Белка: А я Белка – веселушка, которая поет частушки.

             Пустите и меня в дом.

Заяц: Так и быть, пожалуй, в дом,

            Жить мы будем вшестером.

            Белка – веселушка, спой свои частушки!                                

                    «Частушки»

Медведь в малиннике сидел, горстями ягоды он ел.

А белок дружная семья тренировку начала.

Разбойник Волк хотел опять в деревне кур наворовать.

Но петух его клевать! Воришка бросился бежать!

Обязательно лисица утром в зеркало глядится.

Хвост ей нужно причесать, потом уж по делам бежать.

На опушке в ясный день веселиться нам не лень

В пляс пустился весь народ, что в лесной глуши живет.

Пляшут  белки, и лисицы не хотят остановиться

Топают медведи так, Что деревья в пляс хотят.

Марьюшка: Дружно, весело, живут, потешают всех вокруг.

«Небылицы»

Заяц: Тары – бары, небылицы,

            Вам такое не присниться.

Шли бараны по дороге промочили в луже ноги.

Раз, два, три, четыре, пять, стали ноги вытирать.

Кто платочком, кто тряпицей,

Кто, дырявой рукавицей.

Ведущий: Ребята, а вы знаете небылицы?

Марьюшка: Только вдруг из чащи темной

                       Притащился волк бездомный.

                       Постучался у ворот, хриплым голосом орет.

Волк: Это, что за теремок, теремок.

           Из трубы идет дымок. Видно вариться обед.

           Есть тут звери или нет?

           Кто, кто в теремочке живет,

           Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка: Я Лягушка – квакушка

Мышка: Я Мышка – норушка.

Петушок: Я Петушок – золотой гребешок.

Ежик: Я ежик, не головы, не ножек.

Зайка: Я Зайка – побегай-ка.

Белка: А я Белка – веселушка.

Вместе: А ты кто?              

Волк: А я Волк – зубами щелк

Петушок: Уходи зубастый зверь, не царапай нашу дверь.

Ежик: Крепко заперт теремок на засов и на замок.

Марьюшка: Рыщет Волк в густом лесу, ищет кумушку Лису. А лиса ему навстречу: рыжий хвост, глаза как свечи

Волк: Лисовета, Здравствуй!

Лиса: Как дела, зубастый?

Волк: Ничего идут дела, голова еще цела.

            А хочу я Лисовета у тебя спросить совета.

            Видишь в поле теремок?

Лиса: Теремок!

Волк: Он не низок, не высок.

Лиса: Не высок!          

Волк: Зайка там морковку грызет,

            Лягушка пироги печет.

            До чего хорош Петух, ощипать бы только пух!

Лиса: Ах, мой серенький, хвостатенький,

           Как хочу я петушатенки.

Волк: Да и мне поесть охота. Только заперты ворота.

           Может как-нибудь вдвоем, мы калитку отопрем?

Лиса: Ох, слаба я, с голодухи, третий день как пусто в брюхе.

            Как бы встретился нам Мишенька -  медведь,

            Он помог бы нам ворота отпереть.

Марьюшка: А вот и сам медведь идет.

Медведь: Я ищу в лесу колоду, я хочу отведать меду.

                    Или спелого овса, где найти его Лиса?

Лиса с Волком: Видишь Миша теремок?

Медведь: Теремок!

Лиса с Волком: Он не низок, не высок!

Медведь: Не высок!

Волк: Зайка там морковку грызет, Лягушка пироги печет.

Лиса: Пироги печет с капустою, подрумяниные, вкусные

Медведь: Пирогов я съесть бы рад, а вот там нас угостят?

Марьюшка: Вот идут они к соседям –

                        Волк, с приятелем Медведем.

                        Впереди Лиса идет к терему гостей ведет.

Медведь: Эй, хозяева откройте-ка добром,

                    А не то мы вам ворота разнесем.

Мышка: Тише Мишенька в ворота не стучи,

                  Наше тесто опрокинется в печи.

Петух: Ты не суйся в теремок, Ку-ка-ре-ку!

             Или шпорами тебя я засеку!

Медведь: Не хотят меня хозяева пустить,

                    Не хотят меня обедом угостить.

                    Очень хочется мне лисонька поесть,

                    В подворотню я попробую пролезть.

Марьюшка: Изловчился косолапый,

                       В подворотню сунул лапу.

                        Да как видно невпопад,

                        Не идет нога назад. Заорал он во все горло

Медведь: Ой, Лисичка помоги, мне не вытянуть ноги!

Лиса: Ей Волчище – друг пойдем, мы еду себе найдем!

Марьюшка: А Петух кричит с забора

Петух: Эй, держите злого вора!

             Эй, хозяюшка Лягушка,

             Где твоя большая кружка?

             Принеси воды скорей, косолапого облей!

Звери вместе: Ох, проучим мы тебя.

Медведь: Караул, захлебнулся, утонул.

Марьюшка: Изо всех рванул он сил, чуть ворота не свалил.

                       Разом высвободил ногу,

                       И бежать в свою берлогу.

Звери вместе: Мы прогнали злого вора!

                            Друзья познаются в беде!

Марьюшка: И пошло у них веселье, Всех зовут на новоселье.

Ведущий: В круг вставайте, посмелей, да танцуйте веселей!

       «Русский народный танец»

Марьюшка: Вот и сказочке конец,

                       А кто смотрел и слушал настоящий молодец!

                       Эй, кто в теремочке живет?

                  Звери выходят по очереди с поклоном.

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему зверюшкам, удалось прогнать лису, волка и медведя?                     (Дружба)

А вы знаете пословицы о дружбе?         (Пословицы)

 Я вам желаю иметь настоящих друзей и жить дружно!

        

                

                                 Список литературы

1. Федеральные Государственные требования 2010-2020

2. Программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Веракса Н.Е., Комарова Р.С., Васильева М. А.

Москва Мозаика-Синтез, 2010

3. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

Под редакцией Васильева М.В., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.

Москва Мозаика-Синтез, 2009

4. «Программа воспитания ребенка-дошкольника»

Под редакцией Драгуновой О.В. Чебоксары

  1. «Программа приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: Князева О, Л., Маханева М.Д.

Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2006

  1. «Современное общество и нравственность» Кудрявцев Л.Д.
  2. «Русские народные сказки»

Составитель: Нечаев А., Рыбакова Н. Москва, 1994

  1. Хрестоматия по этике Сухомлинский В.А. Москва, 1990

9. Нравственное воспитание в детском саду

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Москва, 2007

10. Эстетические беседы с детьми 4-7 лет

Петрова в.И., Стульник Т.Д. Москва, 2007

11. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду

Казакова Л.В. Москва, 2007

12. Приобщение детей к художественной литературе

Гербова В.В. Москва 2005

13. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 5-7лет

Составитель Гербова В.В., Ильчук Н.П.

Москва. Оникс-21 век, 2005

14. «Детский сад и семья»: методика работы с родителями

Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.

Москва Мозаика-Синтез 2009-2010.

15. «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характер взаимоотношений детей в коллективе сверстников»

Репина Т.А.

                         Список литературы для детей

1. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 5-7лет

Составитель Гербова В.В., Ильчук Н.П. Москва. Оникс-21 век, 2005.

2. Сборник «Русские народные сказки»

Составитель Кузьмин А.С. «Книжный дом» 2010

3. Сборник «Любимые сказки малышам»

Редактор Тетерин С. «Антруаж» 2010

4. Сборник «Добрые сказки»

Составитель Губанова Г. «Родничок» 2010

5. «Русские народные сказки" Составитель Нечаев А. Рыбакова Н.                          

                         Список литературы для родителей

1. Хрестоматия по этике Сухомлинский В.А. Москва, 1990

Нравственное воспитание в детском саду

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Москва, 2007

2. Эстетические беседы с детьми 4-7 лет

Петрова в.И., Стульник Т.Д. Москва, 2007

3. «Детский сад и семья»: методика работы с родителями

Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.

Москва Мозаика-Синтез 2009-2010.

4. «Особенности семейного воспитания» Березина Т.А., Воронина О.И.

5. «Нравственное воспитание дошкольников» Лопатина А. Скребцова М.

М. «Амрита-Русь» 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социально – личностному развитию детей среднего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» Автор проекта: Файзуллина Н.П.Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействиячленов семьи и социальных партнеров...

«Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»

Сказка учит жить! А иначе бы, зачем наши предки тратили  драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только  дети были слушателям...

"Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"

Занятие по театрализованной деятельности в средней группе "Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Занятие для ознакомления детей с понятием "доброта"....

НОД «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» с ИКТ (подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация,  Безопасность, Труд,  Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Образовательная область «Познание...

НОД в подготовительной группе «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» с использованием ИКТ

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация,  Безопасность, Труд,  Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Образовательная область «Познание...

НОД с использованием ИКТ для подготовительной группы «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Интеграция образовательных областей: Образовательная область «Познавательное развитие»:Активизация мыслительной деятельности, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выв...

Конспект нод по ОБЖ "Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок."

Данная работа способствует формированию навыков безопасного поведения детей на поступках сказочных героев....