«Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»
консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»
Сообщение из опыта работы Офицеровой Е.В.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Проблема развития познавательной активности детей в настоящее время актуальна, т.к. от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение самостоятельно добывать эти знания и оперировать ими. Дошкольники стремятся к активной деятельности по своей природе и чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем она более значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие. Развивает ребёнка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период
Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающему ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Развитие активности связано с овладением разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными нормами и правилами поведения.
Т.к. познавательная активность ребенка напрямую зависит от насыщенности и информированности окружающей его среды, используя технологию исследовательской деятельности в группе создана развивающая предметно-игровая среда: работает «лаборатория», в которой использовали моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); трудовые поручения, действия. Опыты «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; экспериментирования) с фиксацией результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности); Коллекционирование; «Путешествие по карте» (представления о пространстве мира); «Путешествие по «реке времени» – представления об историческом времени – от прошлого к настоящему) и постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях, подбирали содержание доступное их пониманию, создавали проблемные ситуации с постановкой и решением вопросов проблемного характера - преднамеренного столкновения жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта; преднамеренного побуждения детей к решению новых задач старыми способами; побуждения детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения.
Также создана педагогическая среда, в которой формируются навыки работы с разного рода проблемами, навыки сбора и обработки информации, проведения мысленных экспериментов, необходимые для анализа проблем и синтеза решений (решение проблем коммуникации с другими людьми в процессе совместной деятельности).
Начали работу в данном направлении с простых игр и упражнений: "На что похожи?", "Волшебные картинки". Анализируя детские работы, было видно, что знакомые уже детям геометрические фигуры они видят по-разному (квадрат мог стать домом, вагончиком). Кроме того по-разному дети объясняют результаты своей деятельности. Любой ответ считали правильным, принимали и признавали. Дети, даже те, которые раньше были замкнутыми, почувствовали уверенность в себе, желание проявить себя еще где-то. Затем для детей была приготовлена волшебная копилка, в которой они в повседневной деятельности могли найти образцы или чистые листы с половиной изображения. У них стала проявляться творческая смекалка.
Следующий этап - знакомство детей с играми "Хорошо-плохо", "Наоборот". Такие игры использовались в работе с детьми, начиная со среднего возраста. В них дети учились находить множество противоположных значений у предметов и явлений. Рассматривая объекты или явления, предусмотренные тематикой занятия, много неожиданных заключений было услышано от детей.
Отправляясь с детьми в "Мир загадок" мы продолжали развивать творческое воображение: предлагалось детям рассмотреть части различных предметов, функции предметов, противоречия, составляли таблицы и придумывали свои неординарные, индивидуальные загадки. На занятиях по теме "По дороге сказок" дети воспроизводили содержание сказок, высказывали свое отношение к их героям, перемешивая и соединяя вместе добрых и злых героев в разных ситуациях. Очень интересен прием «Салат из сказок», где дети придумывали новую сказку на основе знакомых.
Часто использовали прием «Узнай информацию из книг» как предварительную работу к занятиям - вносили для рассматривания книги на определенную тему.
- дидактические игры «Хорошо-плохо», «Наоборот» (на противоречия), «Поиск общего», «Цепочка слов» (на сравнивание предметов), «Да - Нет» (на умение задавать вопрос), «Ассоциации», «Что лишнее?» (на классификацию предметов).,
Лэпбуки самодельная интерактивная папка - заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения темы. В нашей группе создана копилка «умных книжек самоделок», это и индивидуальные созданные родителями и детьми лэпбуки, и групповые. мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, имеется много развивающих дидактических игр; глобус и физическая карта, путешествие по которым – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков земли, узнать как живут там люди, чем занимаются; настенные часы и календари для знакомства с понятием время. В группе имеются полочки умных книг, которые постоянно пополняется новыми книгами познавательного характера (энциклопедии, картинки, иллюстрации и т.п.). Мы старались показать воспитанникам, как много они уже знают и умеют через интеллектуальные игры: «Самый умный», викторины, и др. При обследовании предметов использовали схему: посмотреть, погладить, подумать, провести эксперимент, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору (видеофильм).
В познавательных беседах «Сейчас узнаем» читали или рассказывали детям отрывки из книг, энциклопедий, сообщали им интересные сведения, например, почему идет дождь, почему лягушки зеленые, как делают бумагу и т.д. Дети высказывали свои пожелания, о чем бы они хотели узнать в следующий раз.
С целью развития умений делать выводы, умозаключения, развития внимания, мышления проводили наблюдения – длительные (наблюдали за деревьями в разное время года, фиксировали изменения в дневнике наблюдений) и кратковременные («Освободим бусинку из ледяного плена» - наблюдали за таянием льда).
Во время экскурсий в природу, в городской музей, в школу, по достопримечательностям города, расширяли и углубляли представление детей об объектах, явлениях природы, событиях окружающей действительности, умение задать вопросы, развивать любознательность. После экскурсий беседовали с детьми о том, что увидели, запомнили, что было самым интересным.
Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательной активности, является метод проектной деятельности. В своей практике использовали: исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); Информационные практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
Применяя технологию проектной деятельности в рамках работы ДОУ, были реализованы следующие проекты:
- «Кладовая Урала. Удивительный мир камней»
- «Ложечка точёная – ручка золочёная»
- «Хочу быть здоровым!»
- «История моего родного края.
- «Уральская кухня»
Работу над проектом строим в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимают участие в изготовлении умных книжек-самоделок, макетов, плакатов, коллажей, выпуске газет. С их помощью центр экспериментирования в группе пополняется новыми материалами и оборудованием, познавательной литературой для детей.
Анализ результатов проведенной работы показал, что уровень развития познавательной активности у детей значительно возрос, познавательные интересы стали более устойчивыми. Дошкольники научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца. Они стали чаще обращаться с вопросами в процессе освоения материала, быстро и точно выполнять задания, проявляя при этом самостоятельность в поиске ответов на вопросы и навыки самоконтроля. окончательный результат проявится значительно позже, когда дошкольники станут школьниками. Но уже сегодня можно утверждать, что у большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. Их самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождаясь исключительно положительными эмоциями.
Хотелось бы, чтобы педагоги и родители следовали мудрому совету
В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника
Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника...
Консультация для воспитателей.Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника
Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника...
Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»
Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»...
«Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников»
laquo;Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников»...
Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»
Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...
Консультация "Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников"
Консультация расскрывает понятие "педагогическая технология" и знакомит с современными технологиями, направленными на познавательное развитие дошкольников....
Презентация на тему: «Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников" ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ "Знаешь ли ты?"
ЗАДАЧИ:1. Развивать умение самостоятельно выбирать художественные материалы для работы в технике живопись.2. Воспитывать ценностное отношение к продукту своей творческой деятельности(образовательная о...