Из семинаров. Фландерсовская система определения категорий взаимодействия педагога с детьми.(ответ на вопрос заведующей одного из д-садов)
учебно-методический материал
Помогает определить стиль общения воспитателя и активность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_9.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Фландерсовский анализ категорий взаимодействия педагога с
детьми на занятиях
На занятии речь педагога занимает большую часть времени, она
принизывает все структурные части учебной деятельности, начиная от постановки целей и задач до оценки результатов учебного процесса.
Э. Стоун, анализируя речевое общение педагогов в учебном процессе, пишет о том, что 2/3 деятельности группы посвящено разговору, причем 2/3 этого разговора педагог ведет сам: это объяснение
содержания занятия, замечания, пояснения, указания, разъяснение своих требований и т. д.
Но дело не в том, много или мало он говорит, а в том, что он говорит и когда использует речевые воздействия в процессе занятия.Цельданного исследования: анализ речевых высказываний педагога с точки зрения создания условий на занятии для проявления инициативности, активности детей, их познавательных способностей, креативности,саморегуляции.
Разговор, происходящий на занятии, делится на 10 категорий:
1 7 относятся к речи педагога;∙4, 5, 6, 7 –прямое воздействие на детей,
∙1, 2, 3 -косвенное. Категория под No 4 разделена на две: 4-а –вопросы методически целесообразные и 4-б –вопросы, методически нецелесообразные.
Категория под No 6 тоже разделена на две части: 6-а –, необходимые в данной ситуации, даны они в спокойной форме; 6-б –педагогически нецелесообразные.
8, 9 относятся к речи детей;∙8–ответы детей на вопрос педагога, т. е речь, стимулированная
взрослым, определенная по содержанию и по форме желанием педагога и
сообразностью учебных задач;∙9 –речь, возникающая по собственной инициативе детей, обусловленная их интересами и познавательными потребностями;∙10 -указывает на ситуации, которые трудно понять наблюдателю.
Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятии
Реакция педагога на действия
1. Высказывания, направленные на создание определенного настроя на
занятие: рабочей обстановки, тишины, внимания. Сделаны они в мягкой
форме, доброжелательно, спокойно, не носят характера приказа или
порицания.
2. Похвала или одобрение действий, ответов детей, их поведения.
Одобрительные жесты, восхищение, положительное подкрепление.
3. Принятие и использование представлений, высказываний
детей. Уточнение или разработка высказанных ребенком мыслей, их
дополнение, уточнение. Но как только педагога переходит к изложению
2новой информации, разговор должен быть отнесен к 5 категории.
Собственная инициатива педагога
4. Задание вопросов с целью получения от ребенка ответа.
а)вопросы, методически целесообразные.
б)вопросы, методически нецелесообразные.
Не относятся сюда вопросы, в которых звучит неодобрение (категория
7). Например: «Ну и долго тебя ждать?»
5. Рассказ. Сообщение информации.6. Распоряжения, приказы, указания, которым ребенок должен подчиняться:
а)указания, необходимые в данной ситуации, сделаны они в спокойной
форме;
б)указания нецелесообразные, резкая, категоричная форма.
7. Критические замечания. Цель -пресечь, изменить действия ребенка;
отрицательная оценка его ответов. Язвительные замечания,
недовольные жесты, гневные высказывания.Разговор детей
8.Ответы ребенка педагогуна его вопросы.
9. Высказывание ребенка по собственной инициативе. Ребенок сам
задает вопрос; подводит к новой теме разговора, выходя за рамки
заданной на занятии ситуации; проявляет творчество.
10. Молчание, замешательство, паузы, шум, высказывания, смысл
которых остается неясным наблюдателю.
Способы анализа речевого взаимодействия педагога с детьми на
занятии:
Количественный хронометраж обращений педагога к детям.
Номер категорий взаимодействия1,2,3количество
Количественный анализ проводится в зависимости от целей
наблюдения.
Первый способанализа позволяет выявить, как различные речевые категории сменяются во временной последовательности на занятии. С помощью этого способа анализа очень хорошо просматривается педагогическое мастерство использования речевых категорий педагога.Например,
такое сочетание категорий, как 1,5,4,8,9,2, говорит о
поддержке педагогом детской познавательной активности, о возможностях детей проявлять собственную инициативу на занятиях. У демократически направленного педагога на занятиях 9 категория имеет частое проявление и, самое главное, за ней следует в речи педагога либо 3, либо 2. Если в хронометраже за 9-й категорией появляется 7-я или 6-якатегория, то это означает, что педагог порицает проявление детской
активности, либо старается не замечать ее и уводит разговор детей в другое направление, отвлекает их от инициативы.
Вариант:категории 5, 4, 8 –характеризует формальность,
стереотипность ведения занятия, не стимулируется самостоятельность 3 высказываний детей, педагог ограничивается репродуктивной формой их речевой активности.
Такой способ анализа позволяет выявить типы деятельности детей на занятии, отношение педагога к проявлению детской инициативы.
Второй способ анализа позволяет выявить удельный вес
разговора педагога и детей, то есть определить уровень речевой активности детей на занятии.
Оптимальным уровнем для занятия считается соотношение 2:3 (2-речевая активность педагога, 3-речевая активность детей).
Показательным для проявления познавательной активности детей является 9 категория. Если в процессе занятия она имеет довольно частое проявление, это означает, что педагог создал условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности детей на занятии.
Этот способ анализа позволят оценить мастерство педагога в создании условий для развития детской познавательной активности и инициативности в учебном процессе.
Третий способанализа категорий взаимодействия позволяет оценить деятельность педагога с точки зрения создания мотивационной основы учебной деятельности детей.
Частое использование 6-й и 7-й категорий требует от детей
исполнительности, создает напряженность, страх, ожидание порицания, неуверенность в себе, в своих действиях, полную зависимость от оценки педагога, создает дискомфортное состояние и отрицательно сказывается на развитие мотивационной основы учебной деятельности детей.
Особое внимание при анализе нужно обратить на использование 2-й категории. Распространенным является суждение о необходимости похвалы действий ребенка со стороны взрослых в
Образовательном процессе в целях развития его желания
познавать, проявлять активность
. При поверхностном взгляде это утверждение как будто действительно справедливо. Но возникает вопрос: «А если ребенок привыкнет ждать похвалу и будет активен в образовании
при условии признания его успехов и снизит ее при отсутствии
похвалы со стороны?»В постоянной похвале таится опасность -
развитие зависимости ребенка от взрослого: во-первых, похвала
-это позиция «сверху», во-вторых, она делает человека зависимым от других.Не получив однажды похвалы за что-
нибудь, человек переживает тяжелое чувство неудовлетворенности, станет несчастным. Поэтому 2-я
категория, ее количество и место использования должны стать особым предметом обсуждения при анализе речевых взаимодействий педагога с детьми.Все вместе взятые способы анализа категорий взаимодействия позволяют сделать вывод
о стиле педагогического общения педагога с детьми.
4Для авторитарного стиля общения характерно использование в
основном категорий 4, 5, 6, 7. В речевой активности детей будет
в основном проявляться только 8-я категория.
Для демократического стиля общения характерно использование
педагогом 1, 2, 3, 4, 5 категорий. И особенно важно то, что процент разговора детей (8 и 9 категории) больше, чем разговор педагога.Либерально-попустительский стиль общения характеризуется неустойчивостью использования всех категорий. Кроме того, характерно для такого стиля взаимодействия частое проявление 10-й категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам познавательно - речевого развития детей"
Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: - объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого...
Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей"
Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей....
«Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания в детском саду и дома».
Выступление на педсовете из опыта работы...
Взаимодействие педагогов ДОО и родителей по вопросам экологического воспитания в детском саду и дома
О работе педагогов ДОО с родителями воспитанников по экологическому воспитанию...
Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов детского сада с родителями дошкольников»
Для формирования коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями, знакомства педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной к...
Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...
Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам конструирования"
Привлечение родителей воспитанников к занятиям с детьми по конструированию важно для развития детей и интересно в плане новых форм взаимодействия с семьями.Конструирование относится к продуктивным вид...