Взаимодействие педагогов ДОО и родителей по вопросам экологического воспитания в детском саду и дома
консультация (старшая группа)

О работе педагогов ДОО с родителями воспитанников по экологическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                 

Взаимодействие педагогов ДОО и родителей

по вопросам экологического воспитания

 в детском саду и дома.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры населения должны закладываться нами , дошкольными работниками.                                                                                                                    Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Общаясь с природой, ребенок делает множество различных открытий. Каждое существо, увиденное ребенком неповторимо. Разнообразны и природные материалы (глина, песок, вода, снег, солома, корни деревьев, и так далее),с которыми дети так любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.                                                                    На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет огромный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда укрепляется здоровье ребенка, укрепляется психика.

Знания, представления о природе помогают малышу правильно ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому родителям и педагогом  важно сформировать у ребенка систему элементарных представлений о природе, которая включает представления об её объектах и явлениях, а также связях и отношениях между ними.

Таким образом, природа играет существенную роль в экологическом образовании дошкольников.

Одной из задач воспитания и образования в ДОО является формирование основ экологической культуры.                                                                            Экологическая культура – это совокупность знаний о природе, умений и навыков взаимоотношения с природой, проявление бережного отношения к ней. Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями.  Именно семья создает ту нравственную атмосферу, которая помогает воспитать бережное отношение к природе. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении ребенка. Как основы трудолюбия, навыки поведения, уважение к людям, так и любовь к природе, в семье должны воспитываться с раннего детства. Подрастая, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы их поведения. Если мотивы ему понятны, то ребёнок начинает руководствоваться ими, стремясь поступать, как родители. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей по отношению к природе не уменьшаются. Они становятся всё значительнее. Вот поэтому в процессе экологического воспитания дошкольников важную роль играет отношение взрослых, а в первую очередь родителей к природе и интересам детей.                                                                     Одна из главных задач воспитания в семье – формирование элементарных экологических представлений о здоровом образе жизни, развитие основ экологического мышления и поведения своего ребенка. Родителям необходимо с раннего возраста учить малыша охранять и укреплять свое здоровье, правильно взаимодействуя с природой. Именно в семье, в сотрудничестве с детским садом , должны воспитываться отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им.    Важно совершенствовать  работу ДОО с семьей по экологическому воспитанию дошкольников.                                                                                                         Для выяснения  отношения  родителей к  экологическому воспитанию можно провести анкетирование семей по вопросам:

- Что такое природа? И от кого ее надо беречь?

- Нужно ли экологическое образование в ДОО?

- Как вы проводите это направление в семье?

- Что вы ждете от детского сада?

- Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытое занятие, посещение семей воспитателями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОО?

         Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования.

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности.  Эта работа сложна и многогранна. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта. Для решения данной задачи необходимо, чтобы родители были методически «подкованы», имели определённые знания в вопросах экологического воспитания дошкольников, т.к семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.  

 Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в экологическом воспитании детей. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями: родительских собраний, бесед, консультаций, и т. д. можно  привлечь родителей к различным видам совместной деятельности с  детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий; участия в   совместные праздниках, развлечениях, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками.                                         Для приобретения опыта воспитания ребенка полезна организация дней открытых дверей для родителей: это научит их наблюдать вместе с ребенком за окружающим, с последующим отражением увиденного в рисунках. Родители сидят за одним столом с ребенком и активно участвуют в занятиях, реализуя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Эффективной формой работы с родителями  является ведение папки                        «Я расту».                                                                                                                                          Цель ее – дети вместе с родителями проводят эпизодические и длительные наблюдения, результатом которых является практическая деятельность: зарисовка объекта или явления и составления рассказа о нём.

Следующей формой работы являются консультации для родителей по следующим темам:

• «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье».                                                                           Цель: помочь родителям в отборе художественной литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с природой.

• «Досуг с ребенком на природе».                                                                         Цель: разнообразить отдых семьи на природе. Предлагаем проведение дидактических игр: «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет?». Рисование с натуры, чтение стихов, загадывание загадок о природных явлениях, пословицы, поговорки. Бережное отношение к природе у детей будет только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе.

«В музей вместе с ребенком».                                                                             Цель: воспитывать познавательный интерес, ориентироваться в мире природы, развивать мышление.

• «Коллекционирование в семье»                                                                                                      (камушки, шишки, семена, мелкие игрушки).                                                                        • «Смотрим вместе с ребенком телепередачи о природе («В мире животных», «Живая природа» и др. )    

Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка со стороны детского сада и семьи, позволяют добиваться лучших результатов в экологическом воспитании. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

    Ну,  а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя.                                Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.  

Всё хорошее в людях – из детства!                                                                             Как истоки добра пробудить?                                                                     Прикоснуться к природе всем сердцем:                                                         Удивиться, узнать, полюбить!                                                                                         Мы хотим, чтоб земля расцветала,                                                                                И росли как цветы малыши.                                                                                       Чтоб для них экология стала                                                                                           Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания по теме: "Экологическое воспитание в детском саду и дома"

КОНСПЕКТ родительского собрания«Экологическое воспитание в детском саду и дома»Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; п...

Доклад " Опыта работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по вопросам экологического воспитания старших дошкольников"

Экологическое воспитание является составляющей экологического образования, а также рассматривается как важное направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальности обозначемой проблемы, со всей ос...

Родительское собрание на тему "Экологическое воспитание в детском саду и дома"

Родительское собрание на тему "Экологическое воспитание в детском саду и дома"...

Анкетирование родителей по вопросам музыкального воспитания в детском саду

Обобщение опыта по анкетированию родителей в дошкольных учреждениях...