МАСТЕР-КЛАСС для родителей на тему: «Готовимся к школе, играя»
консультация

Хазиева Елена Генадьевна

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание - первоклассник. И в связи с этим у вас родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно.

 

 Как же помочь? Будущему первокласснику необходимо

накопить определённый  багаж  знаний,  умений,  навыков,  которые

послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже

занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться

того, чтобы этот  процесс стал  доступным  и  интересным  для

детей.

Существует целый ряд критериев оценки готовности ребёнка к школе.

Сегодня мы поговорим  о  «речевой готовности» вашего ребёнка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

                           МАСТЕР-КЛАСС

 для родителей

на тему:

«Готовимся к школе, играя»

(в рамках городской родительской конференции)

Подготовила и провела:

Елена ГенадьевнаХазиева,

учитель-логопед                                                                    

Цель: Обогатить воспитательный опыт родителейи помочь им овладеть игровыми способами познавательного общения с ребенком в семье для подготовки к школе.

Задачи:

  • Повысить родительскую компетентность по вопросам готовности детей к школе.
  • Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь).

Форма организации: групповая.

Длительность мероприятия: 15-20 минут

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, памятки «Игротека для родителей» на каждого участника, проектор.

План сообщения:

1.Теоретическая часть

  • Актуальность темы. (Слайд №2)
  • Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребенок, поступающий в первый класс. (Слайд №3)
  • Игры на развитие звуковой стороны речи.(Слайд №5-7)
  • Игры на развитие фонематического слуха. (Слайд №8-10)
  • Игры на развитие грамматического строя речи.(Слайд №11-15)
  • Игры на развитие словарного запаса. (Слайд №16-20)
  • Игры на развитие связной речи (Слайд №21-22)

2.Заключение

Вступительное слово:

Здравствуйте, уважаемые родители!

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание - первоклассник. И в связи с этим у вас родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно.

 Как же помочь? Будущему первокласснику необходимо

накопить определённый  багаж  знаний,  умений,  навыков,  которые

послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже

занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться

того, чтобы этот  процесс стал  доступным  и  интересным  для

детей.

Существует целый ряд критериев оценки готовности ребёнка к школе.

Сегодня мы поговорим  о  «речевой готовности» вашего ребёнка к школе.

Рассмотрим речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.


1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит. 


2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.


3. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.


4. Словарь. Ребёнок должен владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.


5. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

Как мы, родители, можем ему помочь? Играть. Игра — наиболее значимая для ребенка деятельность. В игре развиваются качества, без которых обучение невозможно. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них.

С чего же начинать занятия по обучению грамоте? Конечно, с игры! Сегодня мы попробуем с вами поиграть в речевые игры, которые помогут подготовить детей к обучению в школе.

  1. Игры на развитие звуковой культуры речи.

Игра  «Доскажи словечко»

Ход игры:Я буду произносит фразу не договаривая слог в   последнем   слове.    Вы   должны   закончить   это   слово

Ра-ра-ра — начинается иг. . .         ра.

Ры-ры-ры — у мальчика ша.  . .     ры.

Ро-ро-ро — у нас новое вед.  . .    ро.

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг. .       ру.

Игра: «Подбери похожие слова»

Ход игры: Я буду произносить слова, а вы должны подобрать слова близкие по звучанию: кошка — ложка,    удочка - …

                        ушки — пушки,       зайчик -…

                        зуб- …                      миска -…

                        удочка - …               игрушки-…

Взрослый следит, чтобы дети правильно подбирали слова,  произносили их внятно, чисто.

Игра: «Собери слово»

Ход игры: Я буду произносить звуки, а вы должны объединить их и  отгадать слово.

С,Л,О,Н - СЛОН

Начинаем с простых односложных слов: дом, нос, лук, рак. Далее берем слова посложнее состоящие из двух слогов - двусложные: ваза, рама, кошка.

Когда ребенок будет легко справляться с этими словами добавляем трехсложные слова, состоящие из трех слогов: картина, автобус, тарелка и так далее.

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематическое восприятие – это умение слышать, различать и анализировать на слух фонемы. Рассмотрим ряд игр на развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук»

Правила игры: Вначале игры договоримся с каким звуком будем играть, например: «Б». Я буду говорит слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите этот звук в словах.

Булавка   Столбы       суп

Пушка    яблоко     кабан

Баран    барабан  Бабочка    точка

Игра «Где находится звук в слове»

Ход игры: Договариваемся с каким звуком будем играть. Например С, вы должны определяет в начале, в середине или конце находится заданный  звук.

Очень важно называть не букву (мэ, пэ ,сэ ), а именно звук  (м,п,с)

Например: определяем звук с

Санки – в начале слова.

Оса – в середине слова.

Нос – в конце слова.

  1. Игры на развитие грамматического строя речи:

Грамматический стой – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Игра «Один - много»

Ход игры: Я называю слово, вам  нужно изменить его число.

дом – дома,

стул – стулья,

стол –столы,

чашка – чашки.

А также ребенок должен называть множественное число детенышей;

Зайчонок – зайчата,

Медвежонок – медвежата,

Утенок – утята,

Поросенок – поросята,

Вводятся более сложные слова. Кроме того, ребенок запоминает слова, которые не изменяются по числам.

Пальто – пальто,

Какаду – какаду,

Кофе – кофе,

Пианино – пианино,

Брюки – брюки,

Джинсы – джинсы,

Ножницы – ножницы,

Ребенка очень полезно тренировать образование родительного падежа во множественном числе: «У нас был один заяц, а стало много – …зайцев», «У нас было одно стол, стало много – столов» и т. п.

Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?

Правила игры: Я задаю вопрос. Например:Чей хвост? Вы отвечаете, глядя на картинку белки – «беличий».

  1. Игры на развития словарного запаса:

                      Игра «Четвертый лишний»

Правила игры: Перечисляем 3 предмета одной классификации и 1 из другой. Вы должен выделить лишний предмет и объяснить.

Игра «Слова наоборот»

Правила игры: Я называю слова, а вы должны назвать «слово наоборот» или «слово, противоположное по смыслу».

день – ночь;

большой – маленький;

черный – белый;

хороший – плохой;

тяжелый – легкий;

веселый – грустный;

горький – сладкий;

5.Игры на развития связной речи:

Игра «Перескажи»

Правила игры: взрослый читает ребенку текст, ребенку нужно пересказать его как можно ближе к тексту.

Детям сложно пересказать прослушанный текст. Однако они достаточно хорошо пересказывают сказки по иллюстрациям. Используя любую серию сюжетных картинок, расскажите по ним рассказ и попросите малыша пересказать эго. Опора в пересказе на картинки в этом возрасте обязательна.

Чтобы пересказ не был для ребенка утомительным, включите в него немного театральности. Попросите ребенка пересказать текст (сказку): весело, грустно, устрашающе, как кошка, как лев, как король, как робкий человек, как смелый человек, как мудрец и т. д.

Игра «Опиши картинку»  

Правила игры: Ребенку нужно составить рассказ по картинке.

Чтобы составление рассказа вызывало больший интерес, можно устроить с ребенком игру – соревнование. Сначала вы составляете предложение, затем он – так по очереди, кто больше сможет придумать. Следите за тем, чтобы рассказ получался связным, и иногда поддавайтесь малышу.

Составление рассказа будет у ребенка получаться, если он уже достаточно хорошо пересказывает тексты.

Постарайтесь помогать ребенку с помощью наводящих вопросов.

Обратите внимание ребенка, что нужно не просто описывать картинку, но и придумывать, фантазировать, что случилось с героями картинки.

Что случилось раньше? Что случилось потом?

Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

 Над речевым развитием необходимо постоянно работать. Она не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Разговаривайте с вашими детьми, общайтесь с ними везде — на прогулке, в магазине, на кухне. Помогайте детям прослеживать причинно-следственные связи событий и их последовательность. Учите в полном объеме использовать все средства языка.

Успехов вам, уважаемые родители, а речь наших детей пусть будет правильной, красивой и совершенной!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к школе: Игры, развивающие речь.

Консультационный материал для родителей как развивать речь ребенка в игровой форме, как заинтересовать малыша познанием родного слова, научить его грамотной речи......

Семинар- практикум для родителей подготовительной группы "Готовимся к школе -играя"

Семинар-практикум рекомендован педагогам подготовительных групп .В ходе семинара-практикума родители знакомятся с простыми , интересными и познавательными играми , которые необходимы при подготовке...

Готовимся к школе (игры, которые развивают речь)

   Речь – одно из главных отличий человека от животных, средство коммуникации людей в социуме. От того, насколько она развита, зависит круг общения, способность выражать свои мы...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».

Конспект НОД по формированию элементарных  математических представлений для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».Цель: Учить составлять арифметические зад...

Готовимся к школе играя

Обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы; оказание помощи родителям в овладении игровыми способами познавательного общения с...

Консультация для родителей будущих первоклассников. «Готовимся к школе! Играем!» (Подготовительная к школе группа "Звёздочки" - 21.08.2020)

laquo;До школы еще целый год!»- часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при эт...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».

Образовательные:Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.Расширить знания детей понятиям : «условие задачи», «вопрос задачи»Развивающие:Развивать в...