Беседа на тему "Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия (средняя группа)
Враги ломились в город наш свободный,
Крошились камни городских ворот...
Но вышел на проспект Международный
Вооружённый трудовой народ.
Он шёл с бессмертным
возгласом в груди:
- Умрём, но Красный Питер
не сдадим!..
( О. Берггольц)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_leningrada.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №89 «Журавлёнок»
Конспект занятия
«Блокада Ленинграда»
в средней группе
Выполнил:
Дамбаева Н.Р.
г. Улан-Удэ
январь, 2020г.
Цель: Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга, развитие словарного запаса, воспитание патриотических чувств).
Задачи:
Обучающие:
1. познакомить с историей нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга);
2. формировать умение внимательно слушать и анализировать услышанное;
Развивающие:
1. развивать речь, пополнять словарный запас;
2. развивать интерес к музыкальным произведениям.
Воспитывающие:
1. испытывать гордость за свой народ, свою Родину;
2. воспитывать уважение к военным и людям старшего поколения;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания.
Материалы и оборудование: фотографии военных лет, карточки с изображением военной техники, слайды «Ленинград до войны», «Блокада Ленинграда», «Современный Санкт-Петербург», небольшой кусок серого хлеба, запись симфонии № 7 (Ленинградская) Д. Шостаковича,
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Дорогие ребята, когда мамы и папы ваших дедушек и бабушек были совсем маленькие, наша Родина, страна, в которой мы живем, называлась Советский Союз. В нашей стране жили мирные люди, которые трудились, растили детей, радовались жизни. Но на нашу страну напали враги – фашисты. Это были злые люди, которые хотели захватить наши земли. Советские солдаты стали бороться с врагом. Началась война. Дети, посмотрите на эти фотографии военных лет, что вы видите?
Ответы детей (много солдат стреляют из ружья, взрыв, люди грустные, людям страшно, а этот солдат не боится, это наш солдат)
Воспитатель: Ребята, почему война – это плохо?
Ответы детей Люди воюют, они уничтожают всё, а дети плачут…
Воспитатель: Война – это плохо. Когда на нашу Родину напали враги, им больше всего не нравился город Ленинград. Это был очень красивый город, там жило много людей. Посмотрите на фотографии этого города до войны. Нравится вам этот город?
Ответы детей (Город красивый, в нем большие высокие здания, веселые люди, дети смеются)
Воспитатель: Фашисты решили его уничтожить – разбомбить. Наши солдаты не давали фашистам занять город Ленинград. Тогда враги окружили город плотным кольцом и каждый день с самолетов бомбили его. Это называется блокадой. Блокада, это когда, окружены и не могут выйти. В городе совсем не осталось еды. Люди стали голодать. Каждому человеку в день давали вот по такому кусочку хлеба. (Показать детям небольшой кусок серого хлеба). Ребята, как вы думаете, хватит этого хлеба человеку на целый день?
Ответы детей (Этого очень мало, если съесть только этот кусочек утром, потом опять станешь голодный, а есть больше нечего, а я вообще черный хлеб не люблю)
Воспитатель: Да, ребята, кроме маленького кусочка хлеба ничего больше не было и люди голодали. Когда на небе появлялись вражеские самолеты, объявляли воздушную тревогу по радио. Все люди прятались в бомбоубежища и сидели там, пока самолеты не улетали. Было очень страшно.
(Прослушать воздушную тревогу)
Одной девочке по имени Валя в то время было четыре года. Но она хорошо запомнила войну. Когда эта девочка выросла, то написала книгу о блокаде Ленинграда. Я прочитаю вам отрывок из этой книги.
Это воспоминания девочки Вали, которой шёл четвёртый год, когда началась война. Её папа ушёл на фронт сражаться с фашистами, был зенитчиком. Мама устроилась работать на Кировский завод, ремонтировала танки, делала снаряды. Валя оставалась дома одна на целый день, пока мама была на работе.
Валентина Семенцева
Лист фикуса (в сокращении)
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашисты быстро подошли к Ленинграду (Санкт-Петербургу) и окружили его. Большую часть заводов и людей эвакуировали в тыл, то есть вывезли вглубь страны. Часть людей не смогла, или не захотела покинуть город. Немецкая артиллерия каждый день обстреливала город. С самолётов сбрасывали бомбы, которые вызывали разрушения и пожары. По радио объявляли: «Воздушная тревога!» Люди прятались в подвалы или специальные бомбоубежища до отбоя воздушной тревоги. Но это не всегда спасало. Было много убитых и раненых.
Осенью 1941 года сгорели склады с запасами продовольствия, и над окружённым фашистами городом нависла опасность голода. Продукты стали продаваться только по карточкам, то есть талончикам, в строго ограниченном количестве. Норма отпуска продуктов постоянно сокращалась. Люди стали умирать от голода. 900 дней продолжалась блокада Ленинграда.
В начале войны мы жили в двухэтажном многоквартирном доме в Огородном переулке около Кировского завода. У нас в комнате рос в кадке большой фикус. Мама закрывала меня в комнате и уходила на работу. У меня было много игрушек, я целый день играла с ними. Немного еды, что оставляла мне мама, я быстро съедала. А есть потом снова хотелось. Однажды с фикуса упал лист. Он был большой, кожистый, зелёный. На его черешке появилась белая капелька, как молоко. Я лизнула её, но она оказалась горькой. Я стала играть с листом, но от него исходил такой вкусный запах зелени…
Вы видели, как грызут корм хомяки, кролики. Передними зубами они откусывают маленькие кусочки и не жуют их. Вот так и я сгрызла лист фикуса и почти наелась. Через некоторое время я уже сама оторвала лист и тоже сгрызла его. Усталая мама, вернувшись вечером с работы, ничего не заметила. А я ничего ей не рассказала, побоялась, что меня накажут. Как вы догадываетесь, на следующий день я сгрызла ещё два листа, потом ещё… Наконец наступил день, когда листья остались только на верхушке фикуса, достать их я никак не могла. Это меня очень огорчило.
Как-то мама, видно отдохнув немного, обратила внимание на голый фикус. Никаких листьев внизу не было. Я ей честно призналась, что съела их. Мама перепугалась, схватила меня в охапку и побежала к врачу в поликлинику. Там меня осмотрели, послушали, никаких болячек не обнаружили и решили, что всё обошлось для меня благополучно.
Может быть, потому я и стала в будущем биологом, что съела фикус? Вы, ребята, моему примеру не следуйте, ведь тогда была война, голод.
Воспитатель: Вот такой грустный рассказ о маленькой девочке Вале. Вам ее жалко? Почему?
Ответы детей (она была голодная, она была одна дома, без мамы и папы, она от голода ела горький лист)
Воспитатель: А почему нельзя есть листья фикуса?
Ответы детей (Листья горькие, ядовитые)
Воспитатель: Почему Валина мама повела Валю к врачу?
Ответы детей (Она боялась, что Валя отравиться, что у нее заболит живот, что она может даже умереть)
Воспитатель: Два с половиной года длилась Блокада Ленинграда. Но наши войска все – таки выгнали фашистов с родной земли. Для этого понадобилось много военной техники. Посмотрите на картинки. Какую военную технику вы можете назвать?
Ответы детей (Танки, самолеты, пушки)
Воспитатель: И всем этим управляли наши солдаты. Какие должны быть солдаты?
Ответы детей (смелые, сильные, быстрые)
Воспитатель: Правильно! А еще дисциплинированные. Солдаты должны уметь маршировать, выполнять команды смирно и вольно, уметь ходить строем. Представьте, что мы с вами – солдаты.
Физкультминутка «Мы – солдаты»
Встанем ровненько, ребята
Пошагаем, как солдаты
Влево, вправо повернись
На носочках потянись.
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом
Левой - раз, левой – раз
Посмотрите все на нас.
Чтобы поддержать дух советских людей, во время тяжелых дней блокады, композитор Дмитрий Шостакович сочинил музыку – симфонию Ленинградскую. Послушаем отрывок из этой симфонии.
(Звучит отрывок из симфонии)
Воспитатель: Ребята, какая это музыка?
Ответы детей (громкая, грустная, под нее хочется идти, военная, она делает смелее)
Воспитатель: Люди слушали эту музыку и им хотелось стать смелее, им хотелось выжить и победить фашистов.
Воспитатель: После Великой Отечественной войны прошло много лет. Солдаты, которые воевали с врагом, стали пожилые, совсем старенькие, многих уже нет. Но они подарили нам прекрасную жизнь. Посмотрите на фотографии современного города Ленинграда. Сейчас этот город называют: Санкт – Петербург. Нравится вам город Санкт – Петербург?
Ответы детей (Он очень красивый, люди опять довольные и веселые)
Воспитатель: Почему, мы должны уважать пожилых людей?
Ответы детей (Они воевали за нас, чтобы мы могли расти, чтобы у нас было много еды и мы не были голодные)
Воспитатель: Ребята, а почему нельзя баловаться хлебом и другой едой?
Ответы детей (Без еды можно умереть с голоду, хлеб нужно уважать)
Воспитатель: Правильно, дети. Почему мы не хотим войны?
Ответы детей (Война – это плохо, это страшно, умирают люди и дети тоже)
Воспитатель: Почему мы должны любить и защищать свою Родину?
Ответы детей: Чтобы на нас не напали враги, мы хотим жить в мире.
Воспитатель: Правильно, мир – это хорошо, а война – плохо. Нужно сделать все возможное, чтоб над нашей Родиной, над нашей Россией светило мирное небо. Возьмите на память вот эти красные флажки. Под красными флагами наши солдаты в Великую Отечественную войну защищали нашу Родину от врага. А это флаги России. У каждого из вас будет и такой флажок. Вы вырастете и тоже станете защитниками Отечества. И ни один враг не посмеет напасть на нашу страну Россию!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа на тему "Блокада Ленинграда"
Военно-патриотическое воспитание детей....
Беседа на тему "Блокада города Ленинграда"
Беседа для старших и подготовительных групп...
Беседа посвященная «Снятию блокады Ленинграда»
Цель. Воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны....
Беседа с детьми средней группы на тему: «Блокада Ленинграда
Беседа с детьми средней группы на тему: «Блокада Ленинграда...
Беседа с детьми средней группы на тему: «Блокада Ленинграда»
Цель: продолжать расширять знания детей о ВОВ...
Беседа с детьми средней группы на тему: «Блокада Ленинграда»
Беседа с детьми средней группы на тему: «Блокада Ленинграда»...
Беседа с детьми на тему: «Блокада Ленинграда»
Беседа с детьми на тему:«Блокада Ленинграда»...