Сказка как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Создание условий для развития связной речи (диалогической и монологической) посредством русской народной сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka.pptx | 1.59 МБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Методическая литература по развитию речи
Актуальность дети много времени проводят перед телевизором, компьютером и другими гаджетами; беднеет речь; взрослые мало уделяют времени детям; утрачиваются национальные культурные ценности; упраздняются рамки нормы и морали; деградация и бездуховность современного общества.
Теоретическое обоснование Методические приемы по ознакомлению с художественной литературой; Словесный Игровой (практический) Наглядный Формы работы по ознакомлению с художественной литературой: чтение воспитателя по книге или наизусть; рассказывание воспитателя; инсценирование ; заучивание наизусть.
Цель: Создание условий для развития связной речи (диалогической и монологической) посредством русской народной сказки. Задачи: создать развивающую предметно - пространственную среду; воспитывать у детей интерес к книге; расширять представления детей о жанре литературного произведения (сказка); формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок; обогащать и расширять словарный запас детей; приобщать родителей к литературному чтению.
Дидактические игры Настольная игра – пазл «Мои любимые сказки №3» Подборка иллюстраций к некоторым сказкам «Добрые сказки в картинках» Настольная игра – пазл «Мои любимые сказки №4»
Виды театра Театр «Би-ба-бо» Конусный театр Пальчиковый театр
Модуль для инсценировок Модуль ряженья Маски для сюжетно – ролевой игры
Основные приемы, используемые на занятиях по ознакомлению художественной литературой в детском саду Объяснение незнакомых слов - обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Использования иллюстраций - основной принцип, но он не должен нарушать целостного восприятия. Беседа. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Практическая деятельность. Игровая деятельность и др.
Образовательная деятельность с детьми Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема: Составь рассказ по картине. Лепка. Тема: Герои сказки «Колобок» (старшая группа) Читаем русские народные сказки и рассматриваем иллюстрации к ним
Образовательная деятельность Посещение детской центральной библиотеки Просмотр иллюстраций книг «для самых маленьких»
Совместная деятельность Театр на фланелеграфе. Сказка «Маша и медведь» (старшая группа). Пальчиковый театр. Сказка «Колобок» (старшая группа). Индивидуальная работа. Настольная игра – пазл «Мои любимые сказки»
Досуговая деятельность Утренник. Выпускной 2018 года. Тема: Малыш и Карлсон (по мотивам сказки А. Линдгрен) Подвижные игры во время прогулки Репетиция танца с деревянными ложками
Досуговая деятельность Постановка сказки «Курочка ряба» (старшая и подготовительная группа) Постановка совместно с музыкальным руководителем по басни И. А. Крылова «Квартет» (старшая и подготовительная группа)
Взаимодействие с родителями Консультация для родителей «Сказкотерапия в жизни ребенка» Родительское собрания на тему: «Как поддержать интерес к театру». Индивидуальные беседы по запросам родителей на тему : «Список рекомендуемой художественной литературы для средней группы»
Новизна Использована технология - сказкотерапия
Перспектива пополнение развивающей предметно-пространственной среды (изготовление атрибутов, костюмов, масок и. др.); драматизация детьми литературных произведений; активное использование в работе технологии «Сказкотерапия»; укрепления союза «Ребенок – Родитель – Воспитатель»; приобщение к национальным и культурным ценностям;
Литература 1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – С. П. – Детсво-пресс, 2017.- 5-25с. 2. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С. Васильева М. А., От рождения до школы.– 3-е изд. Испр. И доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012, 108-109с.; 3. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., М.А. Васильева, Комплексная оценка результатов освоения программы «от рождения до школы» диагностический журнал. Вторая младшая группа. Автор - составитель Ю. А. Афонькина.- Волгоград: учитель, 2012, 47с. 4. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. М., 1999. 15-17с. 5. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь, 2000. 32-40с. 6. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок .- М. - Мозаика – синтез, 2006. – 148с. 7. Романова И. В Проектирование образовательной деятельности для педагогических работников ДОУ практический материал к лекциям кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования., 2013 г.;
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
1 слайд | Здравствуйте, Жеребцова Елена Игоревна. Я работаю воспитателем в детском саде №7 г.Лысково. Стаж работы: 6 лет Образование: Высшее педагогическое Моё кредо: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать своё настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить и быть весёлым и сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?» А. С. Макаренко |
2 слайд | Тема моей презентации: Сказка как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. |
3 слайд | Для работы над этой темой я использовала следующую литературу, которая представлена на следующим слайде . |
4 слайд | Дошкольный возраст – это уникальный период для приобретения свойств личности и период когда ребёнок быстро и жадно познаёт окружающий мир, впитывает огромное количество информации и впечатлений. Именно в этот период дети начинают активно овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, они получают ключ к познанию окружающего мира природы, вещей человеческих отношений. В настоящее время существует ограниченность речевого общения, а это в свою очередь отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, может вызвать чувство неполноценности). Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Телевизор, компьютер, планшет и другие гаджеты широко вошли в жизнь ребёнка дошкольного возраста. В связи с этим теряется потребность речевого общения. В сказках же заключена мудрость народа. Народная сказка учит сопереживать, помогать друг другу, договариваться, общаться, таким образом, сказка готовит ребенка к будущей жизни в социуме. Народные сказки запечатлевают взаимоотношения людей, высмеивают пороки общества, встают на защиту угнетенных и обездоленных, выражают мечты народа о справедливости, о торжестве добра над злом. В сказках добро всегда побеждает, тем самым положительные герои возвышаются, а негативные осмеиваются. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо. Приобщения ребенка к устному народному творчеству развивается образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Воспитывает любовь к родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом и национальными особенностями.
|
5 слайд | Существуют также методические приемы по ознакомлению с художественной литературой: словесный, игровой (практический), наглядный. И так скажем о каждом приеме отдельно. Словесный прием включает в себя: объяснение незнакомых слов, чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение, беседа по произведению, прослушивание грамзаписи. Наглядный прием – это показ иллюстраций, картинок, игрушек, элементы инсценировки, движение пальцами, руками, схемы, алгоритмы, просмотр видеофильмов, диафильмов, оформление выставки. Игровой (Практический) методический прием - элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, использование разных видов театра, игровая деятельность. |
6 слайд | Целью моей работы является создание условия для развития связной речи (диалогической и монологической) посредством русской народной сказки. Задачи для реализации цели на слайде (не читать); |
7 слайд | На данных слайдах представлено методическое обеспечение, анализ которого поможет нам глубже разобраться по данному направлению. |
8 слайд | |
9 слайд | |
10 слайд | Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов; употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой вопрос к детям о значении слова и др. Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. Основной принцип - показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия. Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю передать текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Необходимо, чтобы иллюстрация следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, отвлекаясь от содержания услышанного. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес детей. |
11 слайд 12 слайд | На занятии мы знакомились с русскими народными сказками, авторскими сказками, лепили из пластилина героев сказки колобок, составляли рассказ по картинки. Также мы ходили в детскую библиотеку, где нам рассказывали какие бывают сказки, читали сказку "Теремок" по ролям. А так же мы смотрели мультик по мотивам русской народной сказки "Петушок золотой гребешок". |
13 слайд 14 слайд 15 слайд | Совместно с музыкальным руководителем ставили русский народный танец с деревянными ложками. Проводили утренник определенной тематике по сказке "Карлосон". Для малышей показывали постановку сказки "Курочка ряба" и "Квартет" по басни Крылова. |
16 слайд | Проведя работу с родителями им понравилось, что они получили ответы на многие интересовавшие их вопросы. Такие как успокоить ребенка с помощью сказки, как создать дома театр и даже как усадить ребенка за обеденный стол по средствам сказки. |
17 слайд | Новизной мы считаем технологию сказкотерапия. Это процесс понимания содержания произведения, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Так же это и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности. |
18 слайд | В перспективе пополнение развивающей предметно-пространственной среды (изготовление атрибутов, костюмов, масок и. др.); чтение и драматизация детьми литературных произведений; активное использование в работе технологии «Сказкотерапия»; укрепления союза «Ребенок – Родитель – Воспитатель»; приобщение к национальным и культурным ценностям |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре...
Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Статья на тему "Театральные игры, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста" поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....
Проект «Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Моделирование представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметови...
Цикл занятий по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
перспективное планирование по развитию связной речи у детей с ЗПР...
МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Проект на тему: «Театрализованная деятельность – как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
АктуальностьРазвитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.(Л. С. Выготский)...
Обобщение опыта работы по теме " Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
обобщение оыта работы по теме " Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...