Консультация "Технологии Никитина"
консультация (средняя группа)
Творческие, развивающие (интеллектуальные) игры, разработанные Б.П. и Л.А Никитиными для своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_nikitina.odt | 40.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии Никитина
(Творческие, развивающие (интеллектуальные) игры, разработанные Б.П. и Л.А Никитиными для своих детей.)
Биография
Борис Павлович Никитин. Родился 21 января 1916 года в станицеСуворовская Ставропольского края, сын военного фельдшера по трудовой книжке у Б.П. более десяти профессий.
С 40-50-х годов очень серьезно увлекается идеями А.С. Макаренко. 10 декабря 1957 года, на педагогической конференции в Москве Б.П. встречается с Леной Литвиновой.
Лена Алексеевна Литвинова родилась 31 января 1930 года в подмосковном поселке Болшево под Москвой (ныне г. Королев).
В 1959 году у молодой семьи родился старший сын Алексей. С первых же дней его жизниБ.П. начинает вести дневник наблюдений, куда заносит параметры физического развития, результаты медицинских осмотров, психологические наблюдения.
1960 год – рождается сын Антон, 1962 год – дочь Ольга. Для каждого заводится свой дневник.
Оба продолжали работать по очереди (Борис – утром, Лена – вечером). Опыта обращения с новорожденными у обоих не было. Няню нанимать и в голову не приходило, так оба были потрясены «Чудом, имя которому – Мой Ребенок» (цитата из книги «Мы и наши дети»). Помогать тоже было особенно некому – все родные работали. Действовали по интуиции, внимательно следя за реакциями малышей, радуясь своим открытиям.
Отличный спортсмен и опытный тренер, Б.П. сразу начал обращаться с малышами, как бы тренируя их. Так в доме появились турнички, кольца и другие спортивные снаряды. «Закаливание» и для родителей, и для детей не внедрялось специально, а было образом жизни – вся семья с удовольствием ходила босиком и в легкой одежде. А наблюдение, как легко и быстро учатся всему малыши, привело к появлению кубиков с буквами, географических карт на стенах, доступности настоящих инструментов и т.д. Борис и Лена пытались соответствовать скорости постижения ребенком окружающего мира и организовывали домашнее пространство таким образом, чтобы, без малейшего насилия, максимально помочь ему в этом. Результаты вдохновляли: дети на порядок меньше болели и быстро развивались в интеллектуальном отношении. (В семье не специально создавалась «спартанская» обстановка – просто семья жила на очень скромные средства, считая это вполне нормальным).
В 1964 году родилась Анна, в 1966 – Юлия, в 1969 – Иван, в 1971 – Любовь.
О каждом родители по-прежнему ведут подробнейшие дневники наблюдений. Все выводы о крепком детском здоровье и возможностях быстрого и разностороннего развития детей до школы подтверждаются и дополняются в жизни, не только собственно семьи Никитиных, но и многих, кто начинает следовать их примеру.
С середины 60-х годов Никитиных начали приглашать выступать перед родителями, учителями, врачами. Устанавливаются тесные и теплые контакты со многими учеными, педагогами, медиками, которые находят возможность приехать в дом Никитиных. Пресса все чаще пишет о семье. Имеют успех и первые авторские публикации. С помощью друзей в 1969 году в сборнике научных работ Новосибирского Академгородка была опубликована «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей» Б.П. Никитина.
Игры Никитиных
И сегодня это хороший вариант проводить время вместе с детьми, развивая их память, внимание, воображение, творческие, логические и математические способности, а также проверяя то же самое у родителей :). Более того: используя идеи и опыт Б.П., многие папы и мамы смогут и сами придумать новую «развивающую игру» именно для своего малыша - исходя из его особенностей, склонностей и интересов.
Подробнее о сути игр лучше всего, на наш взгляд, рассказал автор, Б.П. Никитин, в своей книге "Интеллектуальные игры"
КОНСТРУКТОР |
|
|
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НИКИТИНЫХ
В книге «Развивающие игры» Никитиных выделяют 14 основных правил организации игр, технология развивающих игр Никитина:
- Каждая игра должна приносить исключительно радость, как малышу, так и его родителям. Успех ребёнка, является общим достижением, которому необходимо радоваться, ведь это окрыляет малыша, становясь залогом для будущих успехов.
- Нельзя заставлять ребёнка играть, но нужно заинтересовывать. Нельзя допускать пресыщения игрой. Категорически нельзя критиковать и обижать малыша во время игры.
- Развивающие игры, прежде всего, являются творческими, поэтому ребёнок должен выполнять все задания самостоятельно. Никаких подсказок не должно быть, малышу необходимо научиться думать самостоятельно, принимать собственные решения, ошибаться и находить верное решение. Постепенно ребёнок будет справляться с более трудными заданиями, развивая свои творческие способности.
- Прежде чем дать задание ребёнку, необходимо выполнить его самостоятельно, чтобы ощутить его сложность. Желательно записать время, за которое задание было выполнено и попробовать выполнить его быстрее.
- Начинать нужно с довольно простых задач, или с лёгких частей более сложного задания. Обязательным условием является успех в самом начале.
- Даже если ребёнок не справляется с заданием, не нужно подсказывать, делать всё за него и, тем более, ругать его. Дело не в том, что ребёнок не хочет думать, дело в том, что родители переоценили его уровень развития на данный момент. Поэтому, необходимо прерваться на несколько дней, а затем начать с задач попроще. Идеальный вариант, когда малыш сам выбирает задание.
- Порядок игр определяется родителями, однако, Никитин рекомендует начать с заданий «Рамки и вкладыши Монтессори» и «Сложи узор». В этих играх малыш должен различить форму, цвет, а задача родителей, наблюдать за ребёнком и фиксировать его успехи в дневник.
- Дети быстро остывают к играм, но через некоторое время интерес вновь появляется, поэтому, как только ребёнку стала скучна та или иная игра, стоит отложить её на пару месяцев, а затем, аккуратно напомнить о ней, сделав так, будто малыш сам вспомнил об игре.
- Игры должны стоять на видном, но не доступном для малыша месте. Если развивающие игры окажутся вместе с другими игрушками, ребёнок потеряет к ним всякий интерес.
- Играя с малышами до 3 лет, можно оживить процесс какой-нибудь сказкой, придумать совместно с ребёнком имена для моделей, узоров, рисунков и т. д.
- Если ребёнок не проявляет интереса к той или иной игре, есть две основные причины для этого. Либо у малыша не развиты необходимые для конкретного задания качества, либо, родители отбили у него желание играть, заставляя играть или критикуя. Детей необходимо хвалить за успехи и подбадривать в случае неудач.
- Если ребёнок захочет подвигаться, нельзя запрещать ему этого. Это ведь игра и проходить она должна в непринуждённой обстановке. Если ребёнок почувствует принуждение, он расхочет играть раз и навсегда.
- После того, как все готовые задания по складыванию моделей или узоров выполнены, нужно начинать придумывать собственные задания.
- Соревнуйтесь с детьми по скорости выполнения заданий, разумеется, подыгрывая малышам.
Никитиным были разработаны игры как для самых маленьких детишек, так и для подростков. В итоге обучение происходит в непринуждённой обстановке игры, где ребёнок сам выбирает сферу своей деятельности.Развивающие игры Никитиных стимулируют развитие творческих способностей. Задания-ступеньки игр, создают такие условия, при которых опережается развитие способностей. Когда ребёнок самостоятельно решает всё более сложные задачи, развитие происходит наиболее успешно. Игры Никитиных очень разнообразны и создают атмосферу свободного творчества. Также игры Никитиных полезны для родителей, которые постепенно учатся доверять своим делать принятие решений и не делать за них то, что они способны делать самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядный материал для занятий. Кубики Никитина "Сложи узор"
Как известно,кубики "Сложи узор" — одно из самых известных пособий Никитина, мы очень часто используем на занятиях или,как сейчас принято, в совместной организованной деятельности с детьми....
планирование подгрупповых игр-заняний с детьми средней группы по блокам Дьеныша и кубикам Никитина "Сложи узор;
Перспективное планирование на учебный год диактическиз развивающих авторских игр с иллюстрацциями....
Конспект занятия по математике "Путешествие в сказочную страну." (По развивающим играм Никитина Б.П.)
Конспект итогового занятия по математике с коррекционной направленностью для детей с нарушением зрения подготовительной группы....
"Развиваем мышление, память, логику, внимание и моторику. Занимательные игры Никитина"
Данную презентацию можно использовать для консультации как воспитателей, так и родителей с целью ознакомления их с играми Никина, которые способствуют развитию мелкой моторики, внимания, логики. мышле...
Презентация-семинар "Методика Никитиных"
Презентация предназначена для проведения семинара среди воспитателей, а также может использовться для работы с родителями, с целью расширения их кругозора...
Игры Никитиных.
Данные игры очень помогут родителям и воспитателям в развитии памяти, мышления, логики детей....
Развивающие игры Б.П.Никитина
В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным...