Проект "Юные математики"
проект (подготовительная группа)
Проектно-исследовательская деятельность "Юные математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_matematike.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 163 ОАО «РЖД»
Кружок
«Юные математики»
Пояснительная записка
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать воспитательно-образовательный процесс более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Взрослыми преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Но зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат?
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно организовать совместную деятельность ребёнка со взрослым (непосредственную образовательную деятельность), корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
Актуальность.
В последнее время идёт становление новой системы дошкольного образования, которая ориентирована не на развитие у детей конкретных знаний, умений и навыков, а на развитие интегративных качеств ребёнка. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность соответствия заявленным в ФГОС принципам, в частности принципу развивающего образования, целью которого является развитие воспитанника.
В связи с этим появилась необходимость заняться поисками новых форм, средств и методов, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка. Необходимо активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Огромную роль в развитии математических, интеллектуальных способностей играют интеллектуальные игры. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность.
Сюжетность совместной игровой деятельности и специально подобранные игры-задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. При реализации программы активно используются логические и арифметические задачи, загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Цель:
Развитие интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
-Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
-гармонично сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начало;
-развивать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
-формировать базисные математические представления, речевые умения;
-формировать внутреннюю учебную мотивацию, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения;
воспитывать чувство ответственности и коллективизма.
Направления работы:
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
Работа с детьми:
Дидактические игры
Математические игры и задачи
Развлечения
Дидактические игры
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различии, выделении, названии множеств, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей. Дидактические игры и игровые упражнения способствуют развитию любознательности и умственных способностей( задачи-шутки, загадки. головоломки)
Развитию любознательности и умственных способностей у детей способствуют игры на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур.
Математические игры и задачи
Математические задачи учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов .Слушая условия задачи, ребенок должен быть очень внимательным , чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач закрепляются не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т.д.
Математические развлечения
Все дети любят праздники и развлечения. Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребенка, сплачивают детей, создают бодрое настроение. Развлечение строится на понятийном багаже, который уже сложился у детей. Сюжет строится на вовлечении детей в происходящее, на возможности проявления детьми эрудиции и находчивости и , конечно же, признания и достижений.
Математический уголок « Заниматика»
Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно- пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов. Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
“Уголок” - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Работа с родителями
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом, они создают оптимальные условия, для вхождения маленького человека в большой мир. Задача педагога по данной проблеме донести до родителей, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы, а развитие логического мышления происходит в большей мере посредством игры. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Работа в данном направлении осуществляется через следующие формы взаимодействия.
-Консультации;
-родительские собрания;
-оформление папок- передвижек;
-презентации;
-математическая игротека;
-дни открытых дверей.
Работа с педагогами
Создание картотеки математических игр
Участив в педсоветах, метод объединениях, семинарах
Проведение открытых занятий.
Ожидаемый результат:
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей (дни недели, времена года, месяцы, понятия «вчера», «сегодня», «завтра», решение математических примеров, задач, знание геометрических фигур, ориентировка в пространстве, на местности. и т.д.) , но и на развитие умственных возможностей и способностей , чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению, занятие в данном кружке расширит общий кругозор ребенка, круг общения. Создаст ситуацию успеха.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на 1 год и предусмотрена для детей подготовительной группы.
1 час в неделю (32 часа)
Длительность занятий – 25-30 минут
Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение | Магнитофон, компьютер, DVD- проигрыватель, проектор. |
Дидактико-методическое оснащение | Дидактические и настольные игры, подборка литературы со стихами, загадками, сказками, наборы геометрических фигур, счётного материала, карточек-схем, цветные карандаши и т.д.. |
Формы организации кружковой деятельности | Математическая игра, игры-путешествия, интеллектуальные и дидактические игры, игры-развлечения, эстафеты, ринг, КВН, досуг, викторина, олимпиада |
Методы и приёмы обучения | Практический метод, игровой метод, наглядный метод, ситуационный метод, дидактический рассказ, дискуссия, беседа, дидактические упражнения. |
Содержание программного материала
Сентябрь
Тема
Дидактическая игра
«Собери урожай»
Цель
Развивать интерес к играм, в процессе игры упражнять в количественном счёте, учить детей делить предметы поровну, прививать любовь к математике.
Тема
Математическая игра
«Во саду ли, в огороде»
Цель
Познакомить детей с техникой выполнения графического диктанта, закреплять умение соотносить число с количеством предмета, учить решать логические задачи, воспитывать у детей интерес к изучению математики через нестандартные виды деятельности.
Октябрь
Тема
Математическое путешествие
«В гости к рябинке»
Цель
Учить детей соревноваться в процессе игры, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолевать трудности .
Тема
Игра-путешествие
«Математический поезд»
Цель
Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания, формировать навыки коллективной работы.
Тема
Математическое развлечение
«Осень в гости к нам пришла»
Цель
Учить детей составлять, решать математические задачи, упражнять в решении примеров, пользоваться знаками – символами, развивать интерес к играм, творчество, воображение.
Тема
Интеллектуальная игра
«Большая игра»
Цель
Познакомить детей с интеллектуальной игрой, развивающей математические способности, продолжать учить сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по признакам, развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию, любознательность.
Тема
Игровая беседа
«Сутки»
Цель
Поговорить с детьми о времени – «сутки», «части суток», продолжать учить устанавливать различные временные отношения, помочь детям овладеть учебным материалом.
Ноябрь
Тема
Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
Цель
Учить детей на основе сказки видеть равенство и неравенство количества предметов разного цвета, продолжать закреплять навыки счёта, учить ориентироваться в пространстве, воспитывать интерес к познанию, стремление преодолеть трудности.
Тема
Дидактическая игра
«Сегодня, завтра и вчера»
Цель
Закрепить понятия «сегодня», «завтра», «вчера», соотношение чисел с днями недели, определять части суток сегодняшнего дня, развивать умение планировать свою деятельность в трёхдневный отрезок времени.
Тема
Игра
«Весёлая неделя»
Цель
Познакомить с понятием «дни недели», учить детей видеть красивые краски «недели», воспитывать эстетические чувства, внимание, память, мышление, увеличивать словарный запас детей.
Тема
Игра
«По тропинкам осени»
Цель
Учить порядковому и количественному счёту, развивать навыки выполнения графического диктанта, закреплять простейшие математические понятия «слева», «справа», «впереди», «сзади», воспитывать любознательность, развивать смелость, инициативность.
Декабрь
Тема
Игра-развлечение
«Мы играем, мы считаем»
Цель
Закрепить умение ориентироваться на листе с клетчатой разлиновкой, соотносить число с количеством предметов, составлять и решать простые арифметические задачи, умение различать геометрические фигуры по двум признакам, воспитывать у детей интерес к изучению математики через нестандартные виды деятельности.
Тема
Игровая беседа
«Месяцы»
Цель
Познакомить детей с месяцами года, сохранить систему, определяющую последовательность месяцев в году, дать детям знания о порядке следования месяцев друг за другом, об их длительности, рассказать, что длится дольше месяц или год, месяц или неделя, какие изменения происходят в природе, расширять словарь детей, воспитывать эстетические чувства.
Тема
Математическая эстафета
«В мире животных»
Цель
Закрепить приобретённые знания, умения, навыки, развивать познавательную деятельность ребёнка и психические процессы: внимание, память, мышление, воспитывать интерес к математике через интеграцию с другими видами деятельности.
Тема
Новогоднее математическое развлечение «Украшаем ёлку»
Цель
Учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворённости, стремление преодолеть трудности.
Январь
Тема
Математический ринг
Цель
Упражнять в порядковом счёте, учить составлять примеры и задачи на установление равенства и неравенства, повторить знания о геометрических фигурах, развивать умственные способности, удовлетворение от проделанной работы.
Тема
Задачи в стихах
Проблемные ситуации
Цель
Учить детей решать задачи в стихотворной форме, развивать внимание, мышление, творчество, умственные способности, воспитывать интерес к литературе, учить детей находить выход из проблемных ситуаций.
Тема
Логические задачи.
Проблемные ситуации
Цель
Упражнять в решении логических задач, развивать внимание, мышление, любознательность, учить детей выходить из проблемных ситуаций.
Тема
Путешествие в страну
«Математика»
Цель
Закрепить представления детей о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления, развивать познавательную активность ребёнка и психические процессы: внимание, логическое мышление, память.
Февраль
Тема
Математический досуг
«Колобок»
Цель
Развивать творческую активность, используя сюжетно-дидактические игры, уточнить знания детей о цифрах и числах, геометрических фигурах, воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Тема
Математический КВН
Цель
Учить детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, закрепить навыки счёта, учить составлять и решать математические задачи, продолжать формировать геометрические представления.
Тема
Занимательная геометрия
Цель
Познакомить с новыми геометрическими фигурами, а также закрепить имеющиеся знания детей по данной теме. Развивать умственные способности через решение нестандартных игровых задач, развивать чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать стремление преодолевать трудности.
Март
Тема
Математическая игра
«Рисуем маме»
Цель
Закрепить навыки выполнения графического диктанта, развивать внимание, логическое мышление, умственные способности, воспитывать любовь к ближнему.
Тема
Игровая беседа
«Времена года»
Цель
Обратить внимание детей на то, как меняется природа в разное время года, как одеваются люди, во что играют дети, как меняется поведение животных, продолжительность дня, в зависимости от сезона, воспитывать в детях эстетические чувства.
Тема
Интеллектуальная игра
«Юный математик»
Цель
Проверить умение детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, закрепить навыки счёта, учить составлять и решать математические задачи, продолжать формировать геометрические представления.
Тема
Математическая игра
«Подари подарок»
Цель
Упражнять детей в решение задач на логическое мышление, умение разгадывать лабиринты, создавать радостное настроение, чувство уверенности в своих знаниях, стремление сделать приятное близким путём решения математических ситуаций.
Апрель
Тема
Игра-развлечение
«Рыбалка»
Цель
Упражнять в решении примеров, арифметических и логических задач, в разгадывании кроссвордов, ребусов, лабиринтов, выполнении графических диктантов, создавать радостное настроение.
Тема
Игра-викторина
«Полёт к Марсу»
Цель
Закрепить знания о геометрических формах, величине предметов, упражнять в прямом и обратном счёте, развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.
Тема
Весна пришла. Дидактическая игра
«Когда деревья надевают этот наряд»
Цель
Учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять знания о геометрических фигурах, развивать интерес к дидактическим играм, развивать логическое мышление.
Тема
Мы сажаем.
Проблемные ситуации
Цель
Учить детей выходить из проблемных ситуаций, закрепить умение раскладывать предметы в порядке возрастания, употреблять слова: самый большой, маленький, меньше, больше, развивать внимание, память, любознательность.
Май
Тема
Путешествие в удивительный мир математики
Цель
Продолжать формирование мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация), развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Тема
Математическая олимпиада
Цель
Выявить итоговые результаты освоения программы кружка дополнительного образования. «Весёлая математика»
Список литературы.
1. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей» , 2009
2. Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 200
3. Т.А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
4 Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 6-7 лет. С. – Пб,1996
5 Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
6 Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
7 Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»
Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
конспект по математике " Юный математик"
Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...
Конспект занятия по математике. "Путешествие в страну МАТЕМАТИКА".
В помощь воспитателям....
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.
Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам "Королевы математики"...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...