Методическая разработка
методическая разработка
Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашего города Санкт-Петербурга.
В совершенствовании и закреплении знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка совместной деятельности в старшей группе с использованием макета «Пешеходный переход» «Безопасность на дорогах» и обучение детей правилам дорожного движения
Введение
Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашего города Санкт-Петербурга.
В совершенствовании и закреплении знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Игра с макетами позволяет моделировать опасные и безопасные ситуации на дорогах, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей, создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.
Макет- уменьшенный предметный образец пространства и объектов мира. Макет – результат конструктивно – творческой деятельности детей и педагога. Сделанный руками детей макет приобретает большую значимость, привлекает внимание детей. На всех этапах изготовления макета дети закрепляют правила дорожного движения.
Для практического закрепления навыков у детей по правилам дорожного движения, мною был разработан конспект «Безопасность на дорогах» с использованием макета «Перекресток». Макет «Перекресток» позволяет воспроизводить реальную обстановку дорожного движения в уменьшенном виде, способствует обучению детей умениям правильно ориентироваться на улицах нашего города Санкт-Петербурга.
Основная часть (описание работы)
Совместная деятельность с детьми старшей группы «Безопасность на дорогах» проводилась с использованием макета «Перекресток».
Макет предназначен для непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Макет изготовлен в технике папье-маше из яичных ячеек. Макет представляет собой перекресток с надземным и подземным пешеходным переходом. К макету прилагаются мелкие предметы для обыгрывания, выполненные из папье-маше – светофоры, дорожные знаки, машины, пешеходы, а также мелкие игрушки (машинки, фигурки человечков, животных и т.д.).
Данный макет рассчитан как для решения ряда образовательных, развивающих, воспитательных задач в совместном взаимодействии взрослого и ребенка, так и для самостоятельной деятельности детей.
Макет рассматривается как ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений детей о правилах дорожного движения и правилах поведения на улице, позволяет использовать усвоенные знания и наблюдения в игре, наполняя детей новыми впечатлениями.
Игра с макетом способствует развитию коммуникативного общения: дети взаимодействуют как со взрослым, так и друг с другом в процессе игры, учатся договариваться, избегать конфликтов, согласовывать свои действия сначала с помощью воспитателя, а потом и самостоятельно.
Работа с данным макетом развивает познавательные интересы: закрепляются такие понятия, как пространство, количество, размер, цвет; дети знакомятся с правилами дорожного движения и дорожными знаками; учатся различать виды транспорта и их назначение.
Макет занимает не много места, легко убирается, не требует серьезных финансовых затрат. Для его изготовления можно использовать.
Все объекты не прикреплены к макету, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Таким образом, дошкольникам предоставляется возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание дорожной обстановки.
В ходе совместной деятельности реализовывалась цель: формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах. Для реализации цели решались следующие задачи:
- Научить детей понимать и различать дорожные знаки для пешеходов, закреплять название и назначение дорожных знаков; закреплять понятия «Подземный» и «Надземный» пешеходный переход.
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- Развивать речь, память, мышление, внимание, зрительное восприятие, ориентировку в пространстве.
- Вызвать интерес к соблюдению правил дорожного движения.
- Воспитывать внимательность, дисциплинированность, ответственное отношение к своей безопасности на улице.
- Способствовать формированию положительных эмоций от совместных игр.
Совместная деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, включала интеграцию таких образовательных областей как: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».
С детьми организовывались различные виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, художественно-речевая, продуктивная.
Использовались методы активизация внимания, музыкально-динамическая игра, проблемная ситуация, беседа, уточняющие вопросы, загадки, рассматривание иллюстраций
практическая деятельность, авторские игры, музыкальное сопровождение, ИКТ.
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы воспитателя Адриановой Аллы Алексеевны
Форма проведения совместной деятельности: игра-путешествие с использование учебного оборудования ПО «Зарница».
Тема совместной деятельности: «Безопасность на дорогах».
Место проведения: группа.
Используемое оборудование:
Интеграция образовательных областей: «социально – коммуникативное развитие», «познавательно развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, художественно-речевая, продуктивная.
Цель: формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
- Научить детей понимать и различать дорожные знаки для пешеходов, закреплять название и назначение дорожных знаков; закреплять понятия «Подземный» и «Надземный» пешеходный переход.
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- Развивать речь, память, мышление, внимание, зрительное восприятие, ориентировку в пространстве.
- Вызвать интерес к соблюдению правил дорожного движения.
- Воспитывать внимательность, дисциплинированность, ответственное отношение к своей безопасности на улице.
- Способствовать формированию положительных эмоций от совместных игр.
- Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.
Ход совместной деятельности
- Активизация внимания
- Проблемная ситуация
- Выявление сформированных представлений у детей о правилах дорожного движения
- Формирование практических навыков движения по пешеходному светофору с помощью макета
- Загадки
- Формирование и закрепление практических навыков движения по надземному и подземному пешеходному переходу
- Игра
- Физминутка
- Игра
- Подведение итога
Оборудование: Макет «Пешеходный переход», дорожные знаки, светофоры, фигурки людей.
Предварительная работа: Создание макета «Пешеходный переход» - проезжая часть с наземным, подземным, надземным пешеходными переходами, дорожные знаки, светофоры, фигурки людей, совместно с детьми, используя технику папье-маше. (Ячейки от яиц, клей ПВА, акриловые краски.)
Ход: Вносим макет, проезжей части, дорожные знаки, модели пешеходных переходов, фигурки людей.
Воспитатель: Отгадайте, кто идет?
Ну конечно, пешеход!
Пешеходом станет каждый,
Кто пешком пойдет в поход.
Воспитатель: Что - бы не случилась с нами беда, очень важно знать Правила дорожного движения, и уметь их читать.
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, над головой:
Знаки развешаны над мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Воспитатель: Предлагаю отправиться всем на прогулку на улицы города. Улицы города такие разные – узкие, широкие, длинные, короткие. По ним ездит много машин. Как вы думаете, кто главный на дороге - пешеход или автомобилисты?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Нет главных на дороге. Кому идти, кому стоять, кому ехать определяют ПДД.
Правила дорожные
Не так уж и сложны,
Только в жизни правила
Очень всем нужны!
Воспитатель: Посмотрите (макет проезжей части с перекрестком) – вот проезжая часть. Нам – пешеходам, надо перейти улицу. Все будем соблюдать правила ДД. А нашими помощниками будут …?
Дети: Дорожные знаки!
Воспитатель: Много есть различных знаков-
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать.
Дети рассматривают различные дорожные знаки, называют их. Закрепляют разрешающие (синие) и запрещающие (красные) знаки.
Воспитатель: Кто следит на дороге за соблюдением правил ДД, и отлично знает все дорожные знаки?
Дети: инспектор ГИБДД (постовой).
Воспитатель: Да, инспектор ГИБДД (постовой). Он самый главный на дороге, строго следит за соблюдение правил дорожного движения.
Воспитатель: Предлагаю запомнить стихотворение: «Постовой» (мнемотехника).
Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали, вы видали?
Все машины сразу встали!
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда
Не волнуется народ,
Через улицу идет,
А стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему!
Постовой: Я самый главный на дороге, строго слежу за соблюдением правил дорожного движения. Вот сейчас я проверю, как вы умеете переходить улицу!
Постовой: Задание №1 «Как и где можно перейти улицу?»
Загадаю вам загадку:
Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослый,
На ту сторону ведет
Пешеходный ….
Дети: переход.
Воспитатель: Не переходи дорогу
Там, где в голову взбредет,
Если есть неподалеку
Пешеходный переход!
Постовой: Как еще называют «Пешеходный переход»?
Вот дорожная загадка:
Как зовется та лошадка,
Что легла на переходы
Где шагают пешеходы?
Дети: «Зебра»
Дети: Знает маленький народ
Пешеходный переход-
Знак в полоску белую,
Здесь шагаю смело я!
Дети находят и показывают на макете пешеходный переход.
Постовой: Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе переход!
Постовой: Какой из знаков означает «Пешеходный переход»?
Дети: Знак синий, квадратный, на нем изображен идущий человек.
Дети находят и устанавливают на макете знак «Пешеходный переход»
Воспитатель: Теперь можно переходить улицу?
Постовой: Нельзя!
Воспитатель: Почему нельзя?
Дети: Надо внимательно посмотреть на светофор, какой горит свет
Постовой: Вспомним, на какой свет надо идти, на какой стоять.
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Cвет зеленый - проходи!
Желтый — лучше подожди!
Если свет зажжется красный —
Значит, двигаться опасно!
Дети повторяют, на какой свет можно переходить улицу. Ставят на макете у пешеходного перехода светофор, с помощью фигурок людей переходят улицу на зеленый свет.
Постовой: Молодцы! Первое задание решено правильно.
Следующее задание №2 «Как, и где можно перейти улицу, если нет светофора?»
Воспитатель: Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Как можно перейти дорогу, если нет светофора?
Постовой: Бывают иногда
Дороги небольшие.
Где перехода нет,
А вы пройти решили.
Смотри сначала влево,
На право, посмотри.
Машины нету, рядом?
Теперь переходи!
Воспитатель: Что делать если не успели перейти дорогу до конца?
Дети: Подождать на пятачке безопасности.
Если вдруг через дорогу
Не успел ты перейти.
Можно постоять немного
На полоске впереди.
Прежде чем продолжить путь,
Вправо не забудь взглянуть.
Дети с помощью воспитателя моделируют ситуации на дороге
Дети: Дорогу перейти может помочь инспектор ГИБДД
Постовой: Да я всем помогаю, знаками с помощью жезла указываю – кому идти, а кому стоять и ждать.
Постовой: Молодцы! Второе задание решено правильно.
А сейчас, чтобы отдохнуть, мы поиграем в игру «Верно – не верно». Цель: закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.
Материал: игровое поле, знаки дорожного движения.
Ход игры: Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или не правильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.
Физминутка «Пешеходы»
Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте.)
Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.)
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой.)
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны.)
Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка.)
Приглашает нас идти (Шагаем на месте.)
Вы, машины, не спешите (Хлопки руками.)
Пешехода пропустите! (Прыжки на месте.)
Постовой: Следующее задание №3 «Как, и где можно перейти улицу, если нет светофора и пешеходного перехода - зебры?»
С тротуара вниз ведет
Под дорогу длинный ход.
Нет ни двери, ни ворот-
То…….
Дети: Подземный переход! Там стоит дорожный знак «Подземный переход».
Постовой: Как определить знак среди других знаков?
Дети: Синий квадрат с идущим человеком вниз!
Дети моделируют ситуацию на дороге – ставят подземный переход с двух сторон дороги и дорожный знак «Подземный переход»
Подземный переход
1 ребенок: Для тех, кто в городе живет,
Подземный нужен переход.
Дорогу проще перейти
Нам по подземному пути.
Машинам там нет хода,
Там только пешеходы.
2 ребенок: Есть знак «Подземный переход» -
Ступеньки вниз ведут!
Спускайся смело и иди –
Ведь нет движения тут.
Постовой: Молодцы! Третье задание решено правильно. Следующее задание №4 «Как можно перейти дорогу, если нет светофора, «зебры» - подземного перехода?».
Этот мостик над дорогой
Служит нам большой подмогой.
Через улицу ведет
Нас….
Дети: «Надземный переход», мост над проезжей частью.
Воспитатель: Хоть и мест таких не много,
Есть мосты через дорогу,
По которым, пешеход
Над машинами идет.
И любому сразу ясно,
Что ходить там безопасно.
Постовой: Как определить знак «Надземный переход», среди других знаков?
Дети: Синий квадрат с идущим вверх человеком.
Дети моделируют ситуацию на дороге – ставят надземный переход над проезжей частью и дорожный знак «Надземный переход».
Воспитатель: Детям знать положено
Правила дорожные!
Ты, дружок, доверься им:
Будешь цел и невредим!
Постовой: Молодцы, ребята! Отлично знаете, как переходить улицу. Я надеюсь, что вы не будет нарушать ПДД. Это очень опасно для жизни и здоровья. И если кто-нибудь не знает правила, надеюсь на вас – вы им поможете их узнать.
Очень важная наука-
Правила движения,
И должны их соблюдать
Все без исключения!
Желаю вам – будьте дисциплинированны на улице! Безопасных вам дорог!
Воспитатель: Спасибо вам инспектор за то, что вы помогли детям закрепить правила ПДД. Ждем вас еще раз в гости, когда мы узнаем еще больше о ПДД, ведь это показатель культуры человека.
Заключение.
Проведение совместной деятельности с детьми старшей группа «Безопасность на дорогах» с использованием макета «Перекресток» показало, что воспитанники более эффективно закрепляют правила дорожного движения. В начале игры-путешествия проблемная ситуация вызвала эмоциональный отклик у ребят и желание помочь. Воссозданная реальная ситуация дорожного движения, авторские игры, мульти-медиа презентация, музыкальное сопровождение, все это очень привлекает и активизирует внимание детей, способствует практическому закреплению правил дорожного движения.
Таким образом, в ходе совместной деятельности формировалось представление у детей о надземном и подземном пешеходном переходе, дорожных знаках, о перекрестке, закреплялись знания правил дорожного движения на регулируемом пешеходном переходе, закреплялись знания о назначении и сигналах светофора, формировался практический навык движения по светофору с помощью макета.
Мой опыт показал, что для эффективного изучения и закрепления с детьми ПДД необходимо создать такие условия, при которых воспитанники будут погружены в обстановку, приближенную к реальности. Макет «Перекресток», а также использование современных методов и технологий дошкольного образования, позволяет достичь этой цели.
Список использованных источников:
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М.: АСТ, 1998.
- Голицына Н. С. «ОБЖ для младших дошкольников». Система работы.- М.: «Скрипторий», 2010.
- Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
- Методические рекомендации по организации занятий по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах, ООО «Производственное объединение «Зарница», 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1266613-1602582893.jpg)
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....