План самообразования « Нетрадиционные техники рисования для детей старшего возраста »
методическая разработка (старшая группа)
« Истоки способностей и дарование детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад комбинированного вида » №4 г. Сосновоборска
План самообразования
Тема: « Нетрадиционные техники рисования для детей старшего возраста »
Подготовила воспитатель
высшей педагогической категории
Потапенко Виктория Владимировна
«Истоки способностей и дарование детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок »
В.А.Сухомлинский
Актуальность:
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, рисование без кисточки и карандаша расковывает ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя ребёнок учиться наблюдать, фантазировать, думать.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность одна из самых интересных..
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Цель:
Создание условий для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, через различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке;
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
- Развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Формы проведения:
- подгрупповая и индивидуальная деятельность;
- дидактические игры;
- театрализация;
- выставки рисунков и поделок;
- беседа;
- художественное экспериментирование;
- рассматривание иллюстраций;
- решение проблемных ситуаций.
Методы проведения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Приемы проведения:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент
- музыкальное сопровождение;
- создание игровой ситуации;
- показ воспитателя;
- использование движения руки;
- сравнение двух техник;
- проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
- доступность отбираемого материала;
- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- индивидуальный подход к детям.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание Оборудование | Оборудование | ||||||
СЕНТЯБРЬ | ||||||||||
1. 2. 3. | Изучение методической литературы 1.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 2 .А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки» 3.И.А.Лыкова «Цветные ладошки» «Поляна с цветами» «Осеннее дерево» | Рисование мятой бумагой
Кляксография трубочкой | Знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе. Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности. Познакомить с новым приёмом рисования - Кляксография трубочкой. Развивать творчество, воображение. | Листы бумаги, гуашь, кисточки, вода. Листы белой бумаги, гуашь, котельные трубочки. | ||||||
ОКТЯБРЬ | ||||||||||
1. | «Лебедь на озере» | Тычок жёстко Тычок жёсткой полусухой кистью | Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о перелётных птицах. Закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, творчество, умение самостоятельно придумывать сюжет. Воспитывать заботу и любовь, и бережное отношение к природе. | Листы бумаги голубого цвета, белая гуашь, две кисти, банка с водой, салфетки. | ||||||
2. | «Гроздь рябины» | Рисование ватными палочками (Пуантилизм) | Учить детей рисовать кисть рябинки методом тычка ватной палочкой. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе. Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке. | Гроздь рябины (картинка или настоящая), краска красного цвета (гуашь), шаблоны с изображением веточки, тряпочки, белая бумага формата А3, игрушка - птичка. | ||||||
НОЯБРЬ | ||||||||||
1. | «Волшебные кляксы» | Кляксография | Познакомить с нетрадиционной техникой Кляксография. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. | Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. | ||||||
2. | «Дикие животные наших лесов» | Печать по трафарету поролоном | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - печать по трафарету с использованием поролона. Развивать творчество и фантазию у детей. Учить правильно, располагать детали композиции. | Белая бумага, трафареты диких животных, баночка под воду, поролон, кисти №2 белка и щетина №4, гуашь (белая, чёрная, коричневая, зелёная, оранжевая, серая). | ||||||
ДЕКАБРЬ | ||||||||||
1. | «Зимний лес» | Рисование цветной солью | Учить рисовать зимний пейзаж цветной солью. Побуждать детей придумывать свои сюжеты, замыслы и передавать в своих рисунках красоту зимней природы используя свои личные впечатления. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов. | Тонированная бумага синего и голубого цвета, цветная соль, клей ПВА иллюстрации по теме зима. | ||||||
2. | «Новогодняя ночь» | Набрызг | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей. Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение. Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. | Картон, гуашь, зубные щетки, карандаш. | ||||||
ЯНВАРЬ | ||||||||||
1. | «Новогодняя ёлочка» | Пластилинография | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Пластилинография». Развивать творческие способности и воображение. Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни. Продолжать воспитывать самостоятельность в работе. | Набор пластилина, основа, доска, стеки, картон. | ||||||
2. | «Новогоднее волшебство» | Рисование цветными мыльными пузырями | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей. Преображать спонтанно полученный рисунок. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте. | Мыльные пузыри (цветной мыльный раствор), альбомные листы, клеёнка на стол, фартуки, влажные салфетки, музыкальное сопровождение. | ||||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||||||
1. | «Зимующие птицы» | Аппликация из рваной бумаги | Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости. Развивать фантазию и творчество. Развивать зрительную наблюдательность. | Шаблоны зимующих птиц. Разные по размеру кусочки цветной бумаги ,клей, влажные тряпочки для рук. | ||||||
2. | «С Днем Защитника Отечества» | Цветной граттаж | Развивать творческое воображение. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж. Учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет. Учить оценивать качество работ своих товарищей. | Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. | ||||||
МАРТ | ||||||||||
1. | «Цветы для мамы» | Кляксография, рисование одноразовой вилкой и коктейльной трубочкой. | Учить детей нетрадиционному способу рисования при помощи трубочки и одноразовой вилки. Развивать познавательную и исследовательскую деятельность, цветовосприятие и чувство композиции, мышление и воображение. Развивать дыхательную систему. Совершенствовать речь как средство общения. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к маме, желание доставить ей радость. | Листы бумаги, кисточки, иллюстрации весенних цветов, образец букета тюльпанов, гуашь разного цвета, баночки под гуашь, стаканчики под воду, коктейльные трубочки, одноразовые вилки и тарелки, салфетки, листы бумаги формата А-4. | ||||||
2. | «Весна» | Монотипия | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. | ||||||
АПРЕЛЬ | ||||||||||
1. | «Космос» | «Печать поролоном по трафарету; набрызг» | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Трафареты и принадлежности для рисования. | ||||||
2. | «Подводный мир» | Рисование цветными мыльными пузырями | Закреплять работу с детьми по нетрадиционной технике рисования с помощью мыльных пузырей. Преображать спонтанно полученный рисунок. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте. | Мыльные пузыри (цветной мыльный раствор), альбомные листы, клеёнка на стол, фартуки, влажные салфетки, музыкальное сопровождение. | ||||||
МАЙ | ||||||||||
2. | «Праздничный салют» | Рисование втулками (метод «штампования») | Познакомить с техникой рисования, закрепить основные цвета. Развивать у детей методом штамповки рисовать композицию, располагая в определённых местах огни салюта, используя разные цвета красок. Рассматривание иллюстраций с изображением салюта. | Листы бумаги, гуашь, втулки от туалетной бумаги, одноразовые тарелочки. |
Используемая литература:
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
- Никитина А.В. «Рисование в детском саду».
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.
- Ильина А. Рисование нетрадиционными способами.
- Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.
- Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание 2004 №2
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей старшего возраста.
В прошлом году, работая на старшей группе я познакомила ребят с навой техникой рисования - "НАБРЫЗГИ" Нам так понравилось работать, используя эту технику, что потренеровавшись 5 занятий, решили ...
Нетрадиционная техника рисования для детей старшего возраста
Нетрадиционная техника рисования для детей старшего возраста...
План самообразования "Нетрадиционные техники рисования для детей с растройством аутистического спектра"
quot;Нетрадиционные техники рисования для детей с РАС"...
План самообразования Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста
Актуальность темы:В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.Дошко...
Рисование «Салют над городом в честь праздника» с использованием нетрадиционной техники рисования для детей старшего возраста . Подготовили воспитатели Жукова
Данное занятие способствует развиию следующих навыков у детей: Развитие художественного творчества с использованием нетрадиционной техники рисования. Учить отражать в рисунке впечатление о...
План самообразования "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста"
МАДОУ детский сад «Теремок» с.Красная БашкирияАбзелиловский район Республики Башкортостан План по самообразования:«Нетрадиц...