Картотека подвижных игр
картотека
Предварительный просмотр:
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: площадка на улице.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: воспитывать целеустремлённость и настойчивость.
Игроки строятся в круг и берутся за руки, в центре круга большой снежный ком – «гора». По сигналу дети начинают «тянуть» друг друга к горе, стараясь столкнуть туда своего товарища. Игрок, который коснётся кома туловищем или ногой, выбывает из игры.
🗹 Если игроков много, то в центре круга можно разместить несколько снежных комьев.
Подвижные игры и игровые упражнения малой интенсивности для детей раннего и дошкольного возраста
«Кружочек»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: познакомить детей друг с другом.
Дети строятся в круг, держатся за руки и говорят:
Круг – кружочек! Где ты, наш дружочек?
Идут по кругу.
Раз, два, три! Покажись, Оксана, ты!
Останавливаются.
Названный ребёнок выходит в центр круга и кружится.
🗹 В кругу должны побывать все дети.
«Зайка серый умывается»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
Игроки строятся в круг, в центре круга водящий – «зайка». Все игроки держатся за руки, идут по кругу и говорят:
Зайка серый умывается, видно, в гости собирается,
Вымыл глазки, вымыл носик,
Вымыл ротик, вымыл ухо, вытер сухо.
Водящий в кругу выполняет движения в соответствии с текстом, затем выбирается новый водящий.
🗹 Следить за чётким произношением всех слов детьми.
«По ровненькой дорожке»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: учить детей ходить в колонне по одному, формировать чувство ритма.
Игроки идут под звуки бубна в колонне по одному за педагогом и говорят:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки – раз-два, раз-два,
По камушкам, по камушкам.
Идут широким шагом.
В яму – бух!
Приседают.
🗹 Чётко произносить текст, не нарушать строй.
«Ходим, ходим хороводом»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: учить детей выполнять простейшие двигательные задания без показа педагога.
Игроки с педагогом строятся в круг, берутся за руки, идут по кругу и говорят: «Ходи, ходи хороводом перед всем честным народом. Раз, два, три – присели!» Последнее слово говорит педагог, а дети останавливаются и выполняют то, что он сказал. Отмечаются игроки, которые правильно выполнили задание. С каждым повторением задание меняется и усложняется (потопали, похлопали, пошли в приседе и др.)
🗹 Для повышения эмоционального фона занятия педагог может придумать шуточное задание. Например, похрюкали, поквакали и др.
«Катушка с нитками»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь: катушка с нитками.
Цель игры: учить детей действовать согласованно, формировать наглядно-образное мышление.
Педагог показывает детям катушку, объясняет, как на неё наматывают нитки. Затем он предлагает детям это показать. Игроки берутся за руки в шеренге так, чтобы получилась «ниточка». Первый ребёнок – «катушка» - стоит на месте. Педагог берёт за руку последнего игрока и ведёт всю нитку по кругу до тех пор, пока она не намотается на катушку. Потом ниточка разматывается – дети идут назад.
🗹 Нужно учить детей не отпускать руки, чтобы не разорвалась ниточка.
«Осенние листочки»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: площадка на улице.
Инвентарь: по 2 листа на ребёнка.
Цель игры: учить детей строится в круг.
Игроки стоят свободно на площадке с листьями в руках, говорят слова и выполняют движения в соответствии с текстом:
Мы - осенние листочки, мы на веточках висим, (поднимают руки вверх)
Ветер дунул – полетели, (выпускают листья из рук)
Мы летим, летим, летим, мы летим, куда хотим, (взмахивают руками вверх-вниз)
Перестал дуть ветерок, мы собрались все в кружок. (строятся в круг)
🗹 Чётко произносить текст и выполнять все движения.
«Мы топаем ногами»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, закреплять бег по кругу, взявшись за руки.
Игроки строятся в круг и выполняют все движения в соответствии с текстом: Мы топаем ногами. Мы хлопаем руками.
Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем.
Киваем головой. Мы руки подаём,
И бегаем кругом, и бегаем кругом. (берутся за руки и бегут по кругу)
🗹 Во время бега по кругу не размыкать рук. Упражнения можно выполнять в парах.
«Великаны и гномы»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: закреплять ходьбу в колонне по одному, воспитывать внимание.
Игроки шагают в колонне по одному. По команде: «Великаны!» поднимают руки вверх и идут на носках. По команде: «Гномы!» передвигаются в приседе, руки на коленях. Отмечаются внимательные дети.
🗹 Выполнение упражнений чередовать с обычной ходьбой, можно придумать другие упражнения.
«Колобок и лиса»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь: мяч среднего диаметра и мягкая игрушка - лиса.
Цель игры: учить детей передавать предметы друг другу.
Дети строятся в круг. Одному игроку дают мяч – «колобок», а другому игроку, стоящему напротив – мягкую игрушку «лису». По сигналу дети передают предметы по кругу. Колобок старается «убежать», а лиса – догнать его. Если лиса догонит колобка, то игра продолжается в обратном направлении.
🗹 Колобка и лису нужно передавать аккуратно, не бросать и стараться не уронить.
«В гости к мишке мы идём»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь: 8-10 кеглей.
Цель игры: формировать точность ориентировки в пространстве.
На площадке в свободном порядке расставлены кегли – «деревья». Дети шагают врассыпную по залу и говорят:
В гости к мишке мы идём, все деревья обойдём,
Поиграем и попляшем, а потом домой пойдём.
В процессе ходьбы дети обходят кегли, стараясь их не задеть. Отмечаются игроки, которые справились с заданием.
🗹 Упавшую кеглю нужно поставить на место; можно предлагать детям разновидности ходьбы – на носках, на пятках и др.
«Пузырь»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь:не требуется.
Цель игры: укреплять дыхательную мускулатуру.
Игроки берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Все вместе говорят слова:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Игроки выполняют дыхательные упражнения и отходят назад. По команде: «Лопнул пузырь!» дети хлопают в ладоши и приседают.
🗹 Вдох выполнять через нос, выдох через рот; во втором варианте игры дети после слов «лопнул пузырь» двигаются к центру круга, держась за руки, произносят звук «ш-ш-ш» - воздух выходит.
«На зарядку»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: формировать чувство ритма, закреплять ходьбу в колонне по одному.
Игроки строятся в колонну по одному, шагают под звуки бубна и говорят в такт движению:
На зарядку утром рано, мы выходим с барабаном,
Он гремит, гремит, гремит, в ногу всем шагать велит!
Отмечаются игроки, которые чётко и ритмично шагают.
🗹 В колонне не перегонять и не отставать, не топать.
«Цветочек»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: физкультурный зал.
Инвентарь: 1 обруч большого диаметра.
Цель игры: расслабление после физической нагрузки.
Дети ложатся на пол вокруг обруча. И.п. – лёжа на спине, руки за головой, ноги прямые, пятки касаются обруча. По команде: «Цветочек закрылся!» выполняют наклон вперёд, стараясь коснуться ладонями стоп. По команде: «Цветочек раскрылся!» принимают и.п.
🗹 Движения выполнять медленно, плавно; ноги в коленях не сгибать.
«Мишка»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: повышать активность слухового анализатора.
Игроки находятся на одной стороне площадки, водящий – «мишка» на другой стороне. Дети медленно идут в сторону водящего и говорят:
Мишка, ты живёшь в лесу, мы зовём тебя: «Ау».
Ты глаза не открывай, кто позвал тебя, узнай!
Педагог указывает на одного из игроков, который говорит: «Мишка, ау!» Водящий угадывает, кто его позвал.
🗹 Если водящий затрудняется с ответом, то можно ему подсказать.
«Угадай предмет»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь: большая коробка с мелкими предметами.
Цель игры: развивать тактильную чувствительность.
Дети сидят на скамейке ил на стульях. Педагог подходит к каждому из них с большой коробкой, наполненной мелкими предметами (кубики, маленькие игрушки, карандаши и др.) и накрытой платком. Ребёнок под платком берёт в руку любой предмет и старается угадать, что это такое. В случае неудачной попытки нужно дать ребёнку ещё одну.
🗹 Можно сделать коробку полностью закрытой с небольшим круглым отверстием для руки сбоку или сверху.
«Найди, где спрятано»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь: маленькая игрушка.
Цель игры: отдых после физической нагрузки.
Игроки закрывают глаза, а педагог в это время на площадке прячет небольшой предмет. По сигналу дети открывают глаза, спокойно ходят по площадке и ищут предмет. Тот, кто нашёл, поднимает его вверх, игра повторяется снова.
🗹 Во время игры нельзя бегать.
«Береги предмет»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь: кубики или погремушки по количеству детей.
Цель игры: развивать зрительно-моторную реакцию.
Игроки строятся в круг и кладут на пол перед собой кубик или погремушку. Водящий – педагог находится в центре круга. Водящий передвигается внутри круга в разных направлениях и старается коснуться руками предмета. Игроки прячут свой предмет, приседая и закрывая его ладонями.
🗹 При проведении игры с детьми 3-4 лет на роль водящего можно выбрать одного из детей.
«Трамвай и троллейбус»
Возраст: 2-4 года.
Место проведения: любое.
Инвентарь: 2 шнура (4-5 м).
Цель игры: формировать согласованность двигательных действий.
Игроки строятся в колонну по одному, педагог стоит в начале колонны. В правой и левой руке дети держат шнуры, которые «соединяют» колонну. По команде: «Трамвай» дети шагают в колонне с ускорением и замедлением темпа. По команде: «Троллейбус» дети поднимают руки вверх и идут на носках.
🗹 Действовать согласованно, не отставать, не выходить в сторону.
«Отгадай, чей голосок»
Возраст: 3-5 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: повышать активность слухового анализатора.
Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят:
Мы немножко поиграли, а теперь в кружок мы встали,
Ты загадку отгадай, голосок чей угадай.
Педагог выбирает одного из игроков, который произносит любое слово, стараясь сделать так, чтобы его голос не узнал водящий. Водящий открывает глаза и угадывает имя того, кто подал голос. Если водящий не узнал голос, то подавший его выбирается водящим.
🗹 Можно произносить не только слова, но и имитировать звуки животных.
«Паучки»
Возраст: 3-5 лет.
Место проведения: физкультурный зал.
Инвентарь:1-2 обруча с натянутой по диаметру в разных направлениях резинкой.
Цель игры: закреплять перелезание через предметы.
Педагог удерживает вертикально на полу обруч – «паутинку». Дети – «паучки» по очереди проползают через паутинку, стараясь не запутаться. По окончании игры отмечаются самые ловкие паучки.
🗹 Чтобы увеличить моторную плотность игры, можно разделить детей на 2 подгруппы.
«Найди свой цвет»
Возраст: 3-5 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:разноцветные ленты по количеству детей 3-4 цветов, 3-4 разноцветных флажка, 3-4 обруча.
Цель игры: развивать пространственную и зрительную ориентацию.
Игроки находятся на площадке с разноцветными лентами в руках. В разных частях площадки на полу лежат 4 обруча с флажками в центре, цвета которых соответствуют цветам лент. По команде: «Шагом марш!» дети шагают по площадке врассыпную, а по команде: «Найди свой цвет!» строятся в круг у обруча с флажками своего цвета. Игра повторяется 3-4 раза, педагог изменяет местоположение флажков и отмечает внимательных игроков.
🗹 Можно предлагать детям разновидности ходьбы – на носках, на пятках, с высоким подниманием колен.
«След в след»
Возраст: 3-5 лет.
Место проведения: площадка на улице.
Инвентарь:не требуется.
Цель игры: формировать точность двигательных действий.
Дети строятся в колонну за педагогом, который идёт по снегу, оставляя за собой чёткие следы. Дети шагают по следам педагога, стараясь не выходить за их границы.
🗹 В процессе игры педагог изменяет ширину шагов и направление движения.
«Шишка - камешек»
Возраст: 3-5 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:шишка, камешек.
Цель игры: учить поворачиваться кругом в колонне, воспитывать внимание.
Дети шагают в колонне по одному. Направляющий держит в руках шишку, а замыкающий колонну – камешек. По команде: «Камешек» игроки поворачиваются кругом и шагают в обратном направлении, по команде: «Шишка» снова шагают за направляющим. Если колонна шагает за направляющим и даётся команда «Шишка», то нужно продолжать движение без поворотов.
🗹 В процессе игры можно менять направляющего и замыкающего колонну на другого игрока.
«Дрозд»
Возраст: 3-5 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:не требуется.
Цель игры: воспитывать дружелюбные и товарищеские взаимоотношения.
Дети строятся парами лицом друг к другу, говорят слова и в соответствии с текстом указывают на себя и на партнера:
Я дрозд – ты дрозд, у меня нос – у тебя нос,
У меня сладкие – у тебя сладкие(губы),
У меня гладкие – у тебя гладкие(щёки),
Я твой друг, и ты мой друг.
С последними словами дети обнимаются, затем меняются парами, и игра продолжается.
🗹 Партнёра дети выбирают самостоятельно.
«Слушай сигнал»
Возраст: 3-5 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:не требуется.
Цель игры: воспитывать внимание и организованность.
Игроки шагают в колонне по одному. На быстрые удары в бубен (хлопки в ладоши или музыкальное сопровождение) выполняют ходьбу короткими семенящими шагами, на медленные удары – широкие свободные шаги.
🗹 Игру можно изменить и выполнять ходьбу врассыпную или ходьбу в парах.
«Затейники»
Возраст: 3-5 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:не требуется.
Цель игры: формировать творческие способности.
Игроки строятся в круг, берутся за руки, в центре круга – водящий. Дети идут по кругу и говорят:
Ровным кругом, друг за другом мы идём за шагом шаг,
Стой на месте! (останавливаются)
Дружно, вместе сделаем вот так!
Водящий показывает любое движение, а дети его повторяют. Затем выбирается новый водящий.
🗹 В младших группах роль водящего выполняет педагог; движения не должны повторятся.
«Ударь по мячу»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:2 мяча среднего диаметра.
Цель игры: развивать ориентацию в пространстве.
Участвуют 2 игрока. Напротив каждого на расстоянии 2-3 м лежит мяч. Игрокам завязывают глаза и раскручивают 2-3 раза. После этого им нужно подойти к своему мячу и ударить по нему ногой. Отмечаются игроки, которым удалось это сделать.
🗹 Можно помочь игроку, который не может найти свой мяч.
«Море волнуется»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:не требуется.
Цель игры: формировать творческое воображение.
Игроки стоят на площадке и говорят:
Море волнуется – раз, море волнуется – два,
Море волнуется – три, морская фигура на месте замри.
В такт словам дети взмахивают руками. С последними словами останавливаются и замирают, приняв различные позы. Отмечаются самые интересные фигуры.
🗹 Фигура обязательно должна быть морская; игру можно усложнить, предложив детям придумать фигуру в парах или в тройках.
«Горячая картошка»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:1 мяч среднего диаметра.
Цель игры: закреплять передачу мяча по кругу.
Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под музыку или звуки бубна дети передают мяч друг другу по кругу. Как только музыка остановится, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 игрока – победителя.
🗹 При передаче мяча не бросать его; игроки, уронившие мяч, выбывают из игры.
«Светофор»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:3 круга или кольца красного, зелёного и жёлтого цвета.
Цель игры: воспитывать внимание.
Игроки строятся в шеренгу или сидят на скамейке. Педагог поочерёдно поднимает вверх круги в разной последовательности. На красный цвет дети молчат, на жёлтый – хлопают, на зелёный - топают. Отмечаются самые внимательные игроки.
🗹 Можно придумать другие упражнения.
«Запрещённое движение»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:не требуется.
Цель игры: развивать внимание и моторную память.
Игроки строятся в круг, в центре круга - педагог. Педагог выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещенное. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого. Игроки, которые повторили запрещённое движение, получают штрафные очки. Отмечаются игроки, которые не получили штрафных очков.
🗹 Запрещённое движение надо менять через 4-5 повторений.
«Тихо - громко»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:маленький предмет.
Цель игры: развивать внимание и сообразительность.
Дети строятся в круг, в центре круга – водящий с закрытыми глазами. Педагог даёт одному из игроков предмет, который нужно спрятать. Все дети, кроме водящего, знают, у кого находится предмет. Водящий открывает глаза и старается определить ребёнка с предметом. Если водящий приближается к игроку с предметом, то дети громко хлопают, когда удаляется – хлопают тише.
🗹 Игра продолжается пока водящий не найдёт предмет. Можно говорить водящему «горячо – холодно»
«Съедобное - несъедобное »
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:мяч.
Цель игры: развивать сообразительность быстроту реакции.
Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с мячом в руках. Водящий поочерёдно бросает мяч каждому игроку и произносит в момент броска любое слово (дерево, яблоко, стол, пуговица и др.) Если слово означает съедобное понятие (конфета, молоко, каша и др.), то игрок ловит мяч, если же слово означает несъедобное понятие (банка, ботинок, ложка и др.) – игрок отталкивает мяч. Тот, кто ошибается, получает штрафное очко. Нового водящего выбирают среди самых внимательных игроков.
🗹 Если детей много, то можно ввести в игру двух водящих.
«Летает – не летает»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:не требуется.
Цель игры: развивать внимание и сообразительность.
Игроки шагают в колонне по одному, а педагог называет предметы. Если будут названы летающие предметы, например, самолёт, птица, бабочка и т.д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи руками.
🗹 Можно построить игроков в шеренгу или круг.
«Фигуры»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:не требуется.
Цель игры: развивать творческие способности.
Игроки строятся в круг, водящий – в центре круга. Под музыку или звуки бубна игроки шагают по кругу в колонне, а по сигналу останавливаются и не двигаются, приняв различные позы. Водящий выбирает того, чья фигура понравилась ему больше, и меняется с ним местами.
🗹 Игра продолжается 4-5 раз. Отмечаются наиболее интересные фигуры.
«Паровозик, копна, гусеница»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: физкультурный зал.
Инвентарь:не требуется.
Цель игры: закреплять передвижения и перестроения в сцеплении.
Игроки шагают в колонне по одному. По команде: «Паровозик!» кладут руки на плечи впередистоящему и передвигаются в сцеплении на пятках; по команде: «Копна!» перестраиваются в круг, держась за руки, идут к центру и поднимают руки вверх; по команде: «Гусеница!» перестраиваются в колонну по одному, принимают упор на коленях и передвигаются в сцеплении, положив руки на голени впередистоящего.
🗹 Не разрывать сцепления, чётко выполнять команды.
«Кто ушёл»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:не требуется.
Цель игры: развивать наблюдательность и внимание.
Игроки строятся в круг, водящий – в центре круга. Водящий запоминает детей и закрывает глаза. Один игрок уходит из зала. Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из детей ушёл. Если он отгадает, то сам выбирает водящего, если нет, то водящего выбирает педагог.
🗹 Детям нельзя подсказывать водящему.
«У кого колечко»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:шнур с колечком.
Цель игры: развивать внимание и сообразительность.
На длинный шнур надевают колечко, концы шнура соединяют. Игроки строятся в круг, удерживая шнур двумя руками внизу, в центре круга – водящи с закрытыми глазами. Дети руками передвигают кольцо по шнуру, а по команде: «Стой!» водящий открывает глаза и пытается отгадать, у кого в руке спрятано кольцо.
🗹 Подсказывать водящему нельзя.
«Узнай товарища»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:не требуется.
Цель игры: повышать активность сенсорных систем.
Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с завязанными глазами. К водящему подходит один из детей, водящий на ощупь должен узнать своего товарища. Игра продолжается 5-6 раз, каждый раз выбирается новый водящий.
🗹 Не подсказывать, отмечаются самые внимательные игроки.
«Рыбы, птицы, звери»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: расширять кругозор, развивать сообразительность.
Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с мячом в руках. Водящий бросает мяч поочерёдно игрокам и говорит одно из трёх слов: «Зверь», «Рыба» или «Птица». Поймавший мяч должен быстро назвать любое животное, рыбу или птицу и бросить мяч обратно водящему. Игрок, который ошибся или не ответил, получает штрафное очко.
🗹 По окончании игры отмечаются дети, которые не получили штрафных очков.
«Тишина»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: тренировать статическое равновесие.
Игроки шагают в колонне и говорят:
Тишина у пруда, не колышется вода,
Не шумит камыш. Засыпайте малыши.
С последними словами дети останавливаются и принимают любую статическую позу. В таком положении они находятся до тех пор, пока педагог не досчитает вслух до десяти. Игроки, которые пошевелились или не удержали равновесия, считаются проигравшими. Игра повторяется 3-4 раза.
🗹 Проигравшие игроки временно выбывают из игры.
«У тебя порядок строгий»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: учить находить своё место в игре, воспитывать организован-ность и развивать внимание.
Игроки строятся в 3-4 круга в разных частях площадки, берутся за руки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:
У тебя порядок строгий, знают все свои места.
Ну, трубите веселее: Тра-та-та, тра-та-та!
С последними словами дети строятся в круги. Отмечаются круги, которые быстро и без ошибок построились.
🗹 Можно строиться в колонны или шеренги.
«Быстро шагай»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: улучшать быстроту реакции на сигнал.
Игроки строятся в шеренгу на линии старта на одной стороне площадки, на другой стороне – водящий, который стоит спиной к игрокам на линии финиша. Водящий громко говорит: « Быстро шагай, смотри не зевай, стой!» В это время игроки шагают вперёд, а на последнем слове останавливаются. Водящий быстро оглядывается, и тот игрок, который не успел остановиться, делает шаг назад. Затем водящий снова произносит текст, а дети продолжают движение. Игрок, который первым пересечёт линию финиша, становится водящим.
🗹 Нельзя бежать, шагать быстро и ритмично в соответствии с текстом.
«Смена мест»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: воспитывать самоорганизацию.
Игроки 2 команд строятся в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки. По команде: «Разойтись!» расходятся свободно по площадке, а по команде: «Смена мест!» строятся в шеренгу на стороне другой команды. Отмечается команда, которая быстрее и без ошибок построилась.
🗹 Очерёдность игроков при построении можно не соблюдать.
«Фонарики»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: физкультурный зал.
Инвентарь: офтальмотренажёр.
Цель игры: профилактика близорукости, расслабление после физической или умственной нагрузки.
В помещении к потолку или стене крепится офтальмотренажёр. Дети в любом удобном исходном положении (лёжа на спине, сидя, стоя и др.) отслеживают глазами движение поочерёдно загорающихся цветных ламп.
🗹 Головой и туловищем двигать нельзя.
«Фантазёры»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: формировать творческое воображение.
Игроки шагают в колонне по одному, педагог громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т.д.) Дети останавливаются и позой, мимикой, жестами пытаются изобразить то, что назвал педагог. Отмечается самый интересный образ.
🗹 Каждый игрок старается придумать свою фигуру.
«Шмель»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: физкультурный зал.
Инвентарь: мяч среднего диаметра.
Цель игры: формировать точность двигательных действий.
Игроки строятся в круг и садятся на пол, согнув ноги скрёстно. Один из игроков держит в руках мяч. Дети руками прокатывают мяч по полу, стараясь «ужалить» - попасть в ноги другому игроку. Ужаленный игрок поворачивается спиной в круг и не принимает участие в игре до тех пор, пока не «ужалят» следующего.
🗹 Дети не дают себя «ужалить», задерживая мяч руками.
«Кто внимательный»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: развивать внимание и воспитывать организованность.
Дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу. Один удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на двух ногах на месте. Отмечаются самые внимательные игроки.
🗹 Педагог подаёт сигналы в разной последовательности, после каждого сигнала дети продолжают ходьбу в колонне. Можно придумать другие упражнения.
«Два и три»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: закреплять ходьбу врассыпную с перестроением в пары и тройки по сигналу.
Дети шагают по площадке в разных направлениях. По сигналу: «Два!» образуют пары и становятся лицом друг к другу, взявшись за руки. По сигналу: «Три!» образуют тройки.
🗹 Отмечаются пары и тройки, быстро выполнившие задание.
«Козлики на мостике»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: физкультурный зал.
Инвентарь: гимнастическая скамейка.
Цель игры: тренировать равновесие, воспитывать взаимопомощь и товарищество.
Игроки – «козлики» делятся на 2 подгруппы и строятся в колонны – одна напротив другой. Между ними стоит «мостик» - гимнастическая скамейка. 2 козлика из разных команд идут навстречу друг другу по скамейке. Встретившись, они расходятся, стараясь не упасть в «канаву». Когда пара освободит скамейку – идут следующие игроки. Игроки помогают друг другу сохранять равновесие. Отмечаются самые дружные пары.
🗹 Под скамейку положить мат.
«Парашют»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:круг с ручками, сшитый из прочного материала, диаметром 2,5-3м, мяч среднего диаметра.
Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.
Игроки строятся в круг и берут «парашют» за ручки. Они идут по кругу, взмахивая руками вверх-вниз, поднимая и опуская парашют. По сигналу педагога поворачиваются, берут ручку парашюта другой рукой и идут в обратную сторону. Затем по сигналу снова останавливаются, поворачиваются лицом в круг и берут парашют двумя руками. На середину парашюта кладут мяч. Дети подбрасывают мяч, поднимая и опуская парашют, стараясь не уронить мяч на пол.
🗹 В процессе игры можно выполнять дыхательные упражнения.
«Перекаты»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: физкультурный зал.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.
Игроки строятся в шеренгу и ложатся на пол, на живот, вплотную друг к другу. По сигналу крайний игрок перекатывается с живота на спину по спинам лежащих детей. За ним перекатывается следующий игрок. Докатившись до конца колонны, игроки ложатся на живот. Затем «брёвнышки» катятся в обратном направлении.
🗹 Игра продолжается 2-3 минуты.
«Эхо»
Возраст: 4-6 лет.
Место проведения: физкультурный зал.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.
Игроки принимают и.п. – лёжа на спине, руки за головой. Педагог произносит короткие предложения, а дети отвечают, как эхо, протягивая последнее слово. Например: педагог говорит «Кто там?», а дети отвечают «Та-а-ам»
🗹 В игру можно включать статические дыхательные упражнения или звуковую гимнастику с протягиванием различных звуков и слогов на выходе.
«Пять шагов»
Возраст: 5-7 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: развивать сообразительность и быстроту мышления.
Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и а каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя ( женское или мужское в зависимости от задания). Отмечаются игроки которые справились с заданием.
🗹 Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, например, зверей, птиц, рыб и т.д.
«У кого мяч»
Возраст: 5-7 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь: мяч малого диаметра.
Цель игры: развивать внимание и сообразительность.
Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В ентре круга – водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча за спиной. По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч. Если водящий угадал, то он становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра повторяется 3-4 раза.
🗹 Игрок, уронивший мяч при передаче, временно выбывает из игры.
«Мяч соседу»
Возраст: 5-7 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь: 2 мяча среднего диаметра.
Цель игры: закреплять быструю передачу мяча по кругу.
Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга,- по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра повторяется 4-5 раз, после чего отмечаются игроки, которые хорошо передавали мяч.
🗹 Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.
«Поймай палку»
Возраст: 5-7 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь:гимнастическая палка.
Цель игры: тренировать быстроту реакции на сигнал.
Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий, который руками удерживает гимнастическую палку на полу вертикально за верхний конец. Водящий называет по имени одного из игроков, отпускает палку, а названный игрок должен поймать палку не давая ей упасть.
🗹 В средней группе роль водящего выполняет педагог, диаметр круга можно увеличивать.
«Воротца»
Возраст: 5-7 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: закреплять ходьбу парами, воспитывать организованность и коллективизм.
Игроки шагают по площадке в колонне по два. По команде: «Стоп!» останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами, становится последней, говоря: «Готово!». По этому сигналу дети опускают руки и продолжают ходьбу.
🗹 Игру можно усложнить, изменив направление движения колонны.
«Летучий мяч»
Возраст: 5-7 лет.
Место проведения: любое.
Инвентарь: мяч среднего диаметра.
Цель игры: закреплять перебрасывание и ловлю мяча.
Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий. По сигналу игроки перебрасывают мяч через центр круга, а водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то водящий становится в круг, а игрок, которому выполнялась передача, становится водящим.
🗹 Диаметр круга 4-5 м, мяч бросать одной рукой от плеча.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)
Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...
КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....
Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:
Подвижные игры с использованием математических задач...
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"
Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....
Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)
В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....
Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)
В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....