Семинар - практикум для педагогов: "Ребенок имеет право на понимание"
методическая разработка
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в отношении детей с ОВЗ; выработка внутренней позиции принятия по отношению к воспитанникам с ОВЗ.
Задачи:
- создать условия для развития эмоциональной готовности педагогов работать с детьми ОВЗ;
- создать условия для формирования профессиональной мотивации педагогов к работе с детьми с ОВЗ;
- расширить представления педагогов о способах и правилах общения с детьми ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_kazhdyy_rebenok_imeet_pravo_na_ponimanie.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР
С ЭЛЕМЕНТАМИ АУТОТРЕНИНГА
«КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ПОНИМАНИЕ»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в отношении детей с ОВЗ; выработка внутренней позиции принятия по отношению к воспитанникам с ОВЗ.
Задачи:
- создать условия для развития эмоциональной готовности педагогов работать с детьми ОВЗ;
- создать условия для формирования профессиональной мотивации педагогов к работе с детьми с ОВЗ;
- расширить представления педагогов о способах и правилах общения с детьми ОВЗ.
Формы и методы работы:
-комплекс упражнений разработан для педагогов. Продолжительность встречи 45-60 минут. Семинар с элементами тренинга предполагает работу со всей группой.
Материалы и оборудование: Экран с проектором, наушники, колонки, ленты, шарф, ручки, листы бумаги, варежки, гимнастические палки, наушники, песочные часы, пазлы, ручки, мелкие бусины, пластиковая бутылка, ленты, магнитная доска.
Ведущий семинара:
Добрый день, уважаемые коллеги. Для выяснения степени ее актуальности,
Как же осуществить воспитание без наказания? Сегодня мы попробуем это сделать.
1. Упражнение «Психологическая зарядка».
Ведущий семинара:
Уважаемые педагоги, предлагаю вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
- Если в вашей группе/классе время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
- Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
- Если вы считаете себя хорошим педагогом - постучите кулачком в грудь.
- Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание с ребенком - моргните правым глазом.
- Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой
- Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
- Если вы делаете все возможное, чтобы ребенку было комфортно в нашей группе - погладьте себя по голове.
2. Упражнение «Мать инвалида»
Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ. Группа участвует, отвечая на вопросы.
Часть тела (завязываются лентами) | Символическое значение |
Глаза | Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду» |
Рот | Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях |
Уши | Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения |
Руки | Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки» |
Сердце | Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа») |
Живот | Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания» |
Бедра | Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии |
Ноги | Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается |
Комментарии ведущего: Как вы себя чувствуете?
Если такой родитель придет на консультацию — что он может сказать? Услышит ли он меня? Это конечно символично.
Но родитель в таком состоянии живет! В такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.
3.Упражнение: «Как проявляются травмы прошлого».
Ведущий семинара:
Травму, которую пережил ребенок, может проявиться в поведении ребенка впоследствии самым неожиданном образом. Сейчас мы при помощи специальных упражнений попробуем увидеть, как это происходит. Сейчас мне нужны будут три пары добровольцев.
Выберите: кто из вас будет ребенком, а кто педагогом.
Сначала мне нужны три добровольца, с которым мы вместе выйдем за дверь. Задание 1 добровольцу. Сейчас вы должны изобразить ребенка, у которого в жизни случилось, что - то страшное, связанное для вас со словом «три». Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками».
Задание 2 добровольцу. У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Чтобы ни происходило, не разжимай кулаки. Для тебя это важнее всего остального.
Задание 3 добровольцу. Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай.
Сейчас я хочу пригласить первого педагога.
- Научите ребенка считать до пяти (дать участникам некоторое время на развитие событий и остановить игру в тот момент, когда недоумение или раздражение будет максимальным).
Задание для следующего педагога.
- Попросите ребёнка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!
Задание для третьего педагога.
- Вы собираетесь на прогулку, вы мирно о чём-то беседуете с детьми и вдруг заметили, что один ребёнок не аккуратно повязал шарф, всё горло открыто. Поправьте шарф!
Рефлексия: А теперь попрошу поделиться чувствами.
• Вопрос педагогам: Что вы испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?
• Вопрос детям: Что вы испытывали, когда педагог пытался заставить вас выполнить вашу просьбу? Расскажите сейчас, какая установка была вам дана?
• Уважаемые зрители что, по вашему мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?
Обсуждение в большой группе.
Ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова.
Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.
4. Упражнение «Погружение»
Ведущий: «Сегодня к нам в гости пришел Боря, ему 4 года. Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза). Он — особый. Он много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то непонятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Боря плохо слышит. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему так хочется этому научиться. В этот мир он пришел таким не понятным и сейчас он с нами. Ведущий укладывает куклу Борю на пол в центр круга. (Пауза) Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из нас ответить на следующие вопросы: Какое чувство родилось у вас при встрече с Борей (или с похожими детьми)? Что вы, как педагог можете сделать для Бори (для таких детей)? Расположите платочек, который у вас в руках по отношению к Боре, именно там, где вам захочется. После того, как все платочки оказались расположенными относительно Бори, ведущий проводит рефлексию, благодарит педагогов за работу.
4. Упражнение «Не сохранённая тайна» (право ребёнка на конфиденциальность)
1. Каждому из вас я раздам листок бумаги, на котором вы должны будете написать какую-нибудь важную информацию. Заверяю вас, что посторонние не увидят написанного. Должно быть написано что-то очень личное, о чём бы вы не хотели, чтобы узнали другие.
2. Сложите лист много раз. Подпишите своим именем и положите под свой стул.
3. Теперь я попрошу вас передвинуться на один стул вправо по кругу. Посмотрите цело ли ваше письмо.
4. А теперь попрошу поменяться местами с тем человеком, который сидит на противоположной стороне. Проверьте, всё ли в порядке с вашими тайнами. Все знают, где находятся ваши письма?
5. Каждый должен достать лежащий под стулом листок и обменяться с человеком, сидящим рядом.
6. Я немного передумала и считаю, что каждый должен открыть конверт, который находится у вас в руках (сделать паузу, чтобы участники успели отреагировать; остановить любого, кто начнёт открывать конверт).
В действительности я не собиралась открывать ваши конверты, просто хотелось посмотреть на вашу реакцию, что вы будете делать (собрать все конверты).
Обсуждение в группе.
Расскажите о своих чувствах.
- Что вы чувствовали по мере удаления от своих конвертов?
- Что вы чувствуете, когда вам нужно открыть чужой конверт?
- Что вы чувствовали, когда оказалось, что кто-нибудь может прочитать то, что вы написали?
Итог:
Чужая тайна всегда кажется нам менее важной, чем своя собственная, ведь чужая тайна – это интересная информация, а своя сгусток чувств, иногда очень болезненных.
Дети имеют такие же права на соблюдение конфиденциальности, как и взрослые. Недопустимо распространять информацию, касающуюся личной жизни ребёнка и его прошлого. Особую важность требование конфиденциальности приобретает в случае детей, переживших жестокое обращение.
5. Упражнение «Котенок» Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу лист бумаги. Потом предлагает представить, что на этом листе уснул маленький котенок, и теперь лист нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
В завершение нашей с вами работы нам бы хотелось поделиться с вами одной историей. «Как-то один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу: — Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!». И вдруг человек услышал: «Кое-что я предпринял — послал ему навстречу тебя». В конце встречи предлагается к просмотру видеоролик мультфильма Игоря Шевчука «Вы имеете право на особую заботу». Рефлексия мероприятия по методике «Рефлексивный светофор». Участники выбирают фишки одного цвета, красного, желтого или зеленого. Если фишка красная — семинар мне не понравился, ничего нового я не узнал. Желтый цвет — мне бы хотелось вернуться к теме семинара для более детального рассмотрения. Зелёный — семинар мне понравился, материал мне пригодится в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Знаю правила дорожного движения сам - научу другого"
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Знаю правила дорожного движения сам - научу другого"...
Семинар-практикум для родителей по теме « «Правила дорожного движения, знай всегда – и не случится с тобою беда!»
Семинар-практикум, проведённый с участием детей, родителей, сотрудников ГБДД....
Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в отношении детей с ОВЗ; выработка внутренней позиции принятия по отношению к воспитанникам с ОВЗ. З...
Семинар-практикум для педагогов "Каждый ребенок имеет право на понимание и заботу"
подготовил:методист МАДОУ ЦРР д/с № 131Луничкина Е.В.Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ.Задачи:Создать условия для развития эмоциональной...
Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в отношении детей с ОВЗ; выработка внутренней позиции принятия по отношению к воспитанникам с ОВЗ. Задачи:...
Семинар-практикум для педагогов и родителей «Каждый ребенок имеет право на понимание»
Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов и родите...
Семинар-практикум для педагогов "Каждый ребёнок имеет право на понимание"
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ...