Родительское собрание
материал (подготовительная группа)
Родительское собрание с использованием мнемотехники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
Тема: «Это загадочное слово – «мнемотехника»
Цель. Вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехники.
Оборудование:
воспитатели групп детей 5-го года жизни:
родители групп 5-го года жизни.
Вступительное слово
(Тихо звучит музыка).
Добрый вечер, дорогие родители! Хорошо, что вы нашли время и пришли на наше родительское собрание. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания детей, а наиболее результативными формами общения педагогов с семьями воспитанников могут стать нетрадиционные, неформальные, творческие мероприятия. Наше родительское собрание как раз и является таковым (передать слово)
Эпиграфом к нашей с вами встрече будет высказывание Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».
I. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
С какими проблемами нам педагогам приходится сталкиваться?
Существующие проблемы речи современных детей:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- бедность речи, недостаточный словарный запас.
- употребление нелитературных слов и выражений.
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- плохая дикция
СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ: ЕСЛИ В 1970–1980-Е РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ БЫЛИ У КАЖДОГО 4-ГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ТО СЕГОДНЯ ТРУДНО НАЙТИ ДОШКОЛЬНИКА БЕЗ НАРУШЕНИЙ. УВЕЛИЧИЛОСЬ ЧИСЛО ДЕТЕЙ, У КОТОРЫХ РЕЧЬ НЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ДО 3 ЛЕТ
О чем говорит статистика в нашем ДОУ?
С целью выявления детей с речевыми нарушениями ежегодно в сентябре проводится первичное логопедическое обследование детей нашего ДОУ.
Так, в 2018 году было обследовано 18 детей в группе пятого года жизни и выявлено 16 детей с нарушением речи (почти 100%)!!!
Среди родителей в последние годы весьма популярны мифы, связанные с речевым развитием ребенка. Предлагаю их прокомментировать.
МИФ 1. ЕСЛИ У РОДИТЕЛЕЙ ЕСТЬ РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ (НАПРИМЕР, КАРТАВОСТЬ), МАЛЫШ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЭТО УНАСЛЕДУЕТ.
Наследуется не речевой дефект, а анатомическая предрасположенность к нему (короткая подъязычная связка, массивный язык, укороченное мягкое нёбо и проч.)
МИФ 2. К ЛОГОПЕДУ НУЖНО ВЕСТИ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ С ЯВНЫМИ РЕЧЕВЫМИ ПРОБЛЕМАМИ
Речь не выправляется сама, так как формируется на основе постоянного активного общения. Если, несмотря на постоянные занятия, малыш в 2 года молчит, в 3 года он не научился выстраивать фразы, в 4 года не может сформулировать простые просьбы, пользуется жестами, до неузнаваемости коверкает слова (медведь – тиметь, бегемот – гидоп, обезьянка – мизяка), в 5 лет не сможет понятно рассказать о своих переживаниях, речь будет неразборчивая, нечеткая, будет проглатывать части слов (самолет – малет, виноград – наград, велосипед – сипед), неверно согласовывать слова (пять стулов, много деревов), неправильно употреблять предлоги (кошка вылезла под стола, ложка упала от стола) - это говорит о задержке речевого развития – необходимо обратиться к логопеду!
МИФ 3. С МАЛЕНЬКИМ ГОВОРИТЬ БЕССМЫСЛЕННО, ОН «НЕ ПОЙМЕТ», А В САДИКЕ «ВСЕМУ НАУЧАТ».
Безусловно, в нашем дошкольном учреждении работают заботливые, образованные, любящие детей воспитатели, прекрасные специалисты. И они действительно научат многому! Но каждый родитель для своего ребенка всегда останется главным воспитателем – человеком, на которого малыш равняется.
МИФ 4. КОМПЬЮТЕР – АДЕКВАТНАЯ ЗАМЕНА РОДИТЕЛЬСКОМУ ОБЩЕНИЮ
Чтобы ребенок нормально развивался, родителям с ним общаться. Мало рассказывать что-либо или читать книжки. Необходимо формировать у малыша желание, а затем потребность делиться мыслями, выражать свои просьбы, умение слушать и слышать собеседника, а затем себя. Ни одна компьютерная программа не заменит живого общения (слайд №8).
Как вы думаете, почему детям трудно дается запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов и мультфильмов, рекламы? (высказывания родителей). Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка.
Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?
На помощь приходят сюжетные картинки.
«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит»
Ушинский К.Д.
Память ребенка этого возраста – это его интерес
Поэтому – тем эффективным «крючком», способным зацепить знания и удержать их в памяти и является мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания»).
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева В. К. - сенсорно-графическими схемами
Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Следует еще раз напомнить, что мозгу человека гораздо проще "опираться" на образы, и именно по ним запоминать слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок
Метод мнемотаблиц
Как показала практика, метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Мнемотаблицы:
- являются прекрасным материалом по развитию речи;
- используются для пополнения словарного запаса и развития речи;
- применяются при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть
Значит, с помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
- Развитие речи и пополнение словарного запаса.
- Преобразование образов в символы.
- Развитие памяти, внимания и образного мышления.
- Развитие мелкой моторики
На столах видите Памятки по использованию мнемотехники – это будут ваши «путеводители» в загадочный мир мнемотехники и, надеемся, в дальнейшей вашей работе (передать слово).
Музыкальная пауза
II. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» - К. Д. Ушинский
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.
Выскажите свое мнение, как правильно поступить в этом случае? Что вызывает у родителей трудности при выполнении речевых заданий с детьми дома (Ответы родителей)
- отсутствие наглядного материала,
- не знание методов и приёмов развития речи,
- трудности организации занятий,
- поиск мотивации к речевой деятельности
Поэтому, мы педагоги, считаем вполне обосновано, познакомить вас родителей с методом мнемотехники, который является доступным и эффективным для развития связной речи, даже с учетом выше перечисленных трудностей.
В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Метод мнемотехники один из ведущих способов развития у детей связной речи.
Мнемотехника:
- обеспечивает эффективное запоминание,
- сохранение и воспроизведение информации,
- и конечно развитие речи.
Цель - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становиться более актуальным. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. На ее основе дети эффективнее пересказывают рассказы и сказки, заучивают стихотворения, составляют описательные, сравнительные рассказы и разнообразные рассказы по картине.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы - являются зрительным планом, делают рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными.
Для детей младшего и среднего возраста рекомендуют давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников- чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
Методика использования мнемотехники (показ мнемосхем выставочной зоне).
Начинается работа с простейших мнемоквадратов (работа в выставочной зоне). Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам, например, мнемодорожка о ветре (см. выставочную зону). И позже к мнемотаблицам Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению. Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.
Очень удобно пользоваться методом мнемотаблицы при составлении описательных рассказов о себе
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно.
Составление рассказов-описаний по теме «Игрушки»
(родители группы)
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Для работы над пересказом нужно знать план (алгоритм) работы над текстом.
План работы над пересказом
1. Автор и название произведения.
2. Чтение произведения взрослым.
3. Вопросы по содержанию.
4. Повторное чтение и схематизация (мнемотаблица/дорожка).
5. Пересказ произведения ребёнком с опорой на схематизацию (по цепочке, по частям, по ролям, с использованием драматизации и т.д.)
Можно составить план пересказа текста «Любимый фрукт» (практическое задание для двоих родителей группы ).
Груши- это фрукты. Они растут на деревьях, которые называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша жёлтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов
Составление плана пересказа сказки
Составление рассказов по лексической теме «Весна»
(практическое задание для родителей группы)
Схема описания домашних птиц
Использование мнемотаблиц в дидактических упражнениях «Однокоренные слова»
Алгоритмы действий
Заучивание песен с помощью мнемосхем (работа в выставочной зоне)
В мнемосхемах, мнемотаблицах также используются метод коллажей. Основное назначение коллажа – объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, цифры, геометрические фигуры ... Все они взаимосвязаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь, как раз и предстоит маленькому исследователю. Таким образом, развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка.
III. Практическая часть.
А сейчас, уважаемые родители, мы с Вами попробуем поработать с мнемотаблицами.
Первое задание для родителей.
(Проводят воспитатели групп)
Вы видите перед собой три мнемодорожки для составления предложений. Необходимо придумать к ним предложения и зачитать их.
Второе задание для родителей.
Угадайте, какая детская песенка закодирована в мнемосхеме, и спойте ее своей командой под музыкальное сопровождение.
- «Улыбка»
- «В траве сидел кузнечик»
- «В лесу родилась елочка»
- «Песенка крокодила Гены»
- «Два весёлых гуся»
Третье задание для родителей.
Вы получите текст - стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.
- «Сидит девица в темнице, а коса ее на улице».
- «Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет».
- «Две сестрицы – две руки рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки и друг друга моют».
Подведение итогов
Давайте сделаем с вами вывод и примем решения по теме нашего нетрадиционного родительского собрания. (Высказывания родителей).
Итак, использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса, развитие связной речи детей.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
И, последнее. Нам, педагогам, важно знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты.
Анкета.
- Интересна ли была тема родительского собрания?
- Что полезного для себя Вы узнали?
- Ответы на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?
Минута благодарности
Уважаемые родители! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание стихотворения благодаря мнемотаблице, вашему ребенку и вам доставит огромное удовольствие
Благодарим вас за активное участие в проведении семинара практикума и желаем успехов в воспитании детей!!!
Литература:
- Большова Т.М. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста.
- Ткаченко Т.А. использование схем в составлении описательных рассказов.
- Интернет – ресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Проект родительского собрания в рамках конкурса «Нетрадиционное родительское собрание». Тема: «Место духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в развитии детей»
Цель проекта показать родителям систему поддержки одаренных детей в условиях ДОУ....
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)
ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...