Игры с правилами в старшем дошкольном возрасте
презентация

Голубцова Марина Анатольевна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_pravilami.pptx2.94 МБ
Файл opisanie_slaydov.docx40.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры с правилами в дошкольном возрасте .

Слайд 2

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» Н. К. Крупская С точки зрения ребенка, игра - это получение максимального удовольствия от жизни. С точки зрения специалиста, игра- это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться. С точки зрения родителей, игра -это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.

Слайд 3

В чем воспитательная ценность игр с правилами? учат детей договариваться уступать друг другу продолжать действие, начатое другим ребенком вступать как в сотрудничество, так и соперничество способствуют становлению нормативной регуляции поведения – контролю выполнения правил стремлению к успеху в достижении результата способности «пережить неудачу» и принять успех сверстника

Слайд 4

Настольные Подвижные Игры - состязания Командные (коллективные ) Игры с правилами

Слайд 5

Игру с пpaвилами отличает от сюжетной игры ee цикличный, повтopяемый характep . Продолжение процесса игры – это пoвторениe игровoго цикла, внoвь замыкающегося выигрышем. Типы игр с правилами На удачу На физическую компетенцию На умственную компетенцию

Слайд 6

В иды правил Нормативные Установления выигрыша Собственно игровые

Слайд 7

Выбор игры (выбор воспитателя, по желанию детей) Сбор детей на игру (по условному сигналу, с помощью « зазывалок », с помощью посыльных) Обсуждение правил игры Установка на выигрыш (постановка задачи) Распределение функций между участниками ( очередность, жеребьевка, считалка) Игровой цикл (ход игры) Завершение цикла игры, определение выигравшего; Переход к новому игровому циклу Структура игры

Слайд 8

Общaя схема процеcca развертывания игры с пpaвилами 1.Играющие занимают равные исходные позиции. 2. Разворачивается игровой цикл 3. Завершается цикл определением выигравшего. 4. Для повторения игрового цикла вновь определяются исходные позиции играющих.

Слайд 9

Виды жеребьёвок Метка Палка На кулачках С предметом (- ами )

Слайд 10

Виды считалок Считалки – жеребьёвки, с выбором (деление на пары или команды ); Заумные считалки; Считалки- числовки ; Считалки- заменки (замена последней строчки);

Слайд 11

1 этап: начальный этап 2 этап: освоение детьми специфической характеристики игры с правилами-установки на выигрыш 3 этап : создание условий для придумывания детьми правил самостоятельно Этапы формирования игры с правилами

Слайд 12

Становление совместных игровых действий по правилу у детей 2,5 – 4 лет. Задачи формирования игры: - формировать общие схемы взаимодействия, умение произвольно действовать по 1-2 простым правилам. Стратегия поведения взрослого: -втягивать детей в игру выступая заинтересованным участником, задающим образец действий и одновременно ведущим игру, подающим сигнал к действию. Тип игры с правилами : - простые подвижные игры с действиями по правилу (сигналу); игры с поочерёдными простыми результативными действиями с игровым предметом.

Слайд 13

Эффективная тактика формирования игры с правилами в работе с детьми 2,5 — 4 лет: - включать в игру 1-2 детей или небольшие подгруппы (по желанию); - занимать в игре позицию участника, проявляющего интерес к игровым действиям и их результатам; - использовать эмоциональные образцы игрового взаимодействия взрослых или старших детей, усиливающие привлекательность игры для ребёнка. Неподходящая тактика- - включать всех детей группы во фронтальную игру как в обязательное занятие; - занимать отстранённую позицию организатора и контролёра за действиями детей; - использовать только вербальные объяснения правил игры без демонстрации игрового поведения.

Слайд 14

Освоение общей схемы игры с правилами детьми 4 – 5 лет. Задачи формирования игры: -формировать представление о выигрыше, установку на него, умение использовать правила определения выигрыша, умение взаимно контролировать соблюдение правил в игре. Стратегия поведения взрослого: - выступать заинтересованным участником игры, равноправным партнером демонстрируя стремление к выигрышу, задавая образец контроля за соблюдением правил. Тип игры с правилами: - настольные игры на удачу, максимально освобождённые от сюжетного контекста (лото, «гусёк»); - игры с результативными действиями на ловкость с элементами удачи, где легко сопоставляются результаты участников для определения выигрыша.

Слайд 17

Пути усложнения игры с правилами у детей 5 – 7 лет. повышается значимость выигрыша формируется умение придумывать новые правила игры и согласовывать их. Критерием эффективной организации игр с правилами выступает нарастание детской самостоятельности в них, возможности взаимодействовать со сверстниками и организовать свой досуг.

Слайд 18

полифункциональный игровой материал, стимулирующий творческую активность детей (отсутствие существенного элемента в игре); Внесение незнакомого игрового материала; Разнообразить правила действия с дидактическими целями (ход в игре по сумме двух бросков кубика, удваивать сумму выпавших очков, сокращение сроков выполнения действий); Усложнение правила игры за счет внесения в них «запретов» Использовать в игре с правилами новые формы организации ее участников; Вводить в уже известную игру элементы творческой активности (усложнять придуманными детьми новыми правилами). Стимулирование развития « правилотворчества » и создание игр «с нуля». Средства:



Предварительный просмотр:

1.ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Игры с правилами»

Слайд 2

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего»  Н. К. Крупская

С точки зрения ребенка, игра - это получение максимального удовольствия от жизни.

С точки зрения специалиста, игра- это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться.

С точки зрения родителей, игра -это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.

Слайд 3

В чем воспитательная ценность игр с правилами?

В исследовании Е. Е. Кравцовой (1996) определено, что игра с правилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми. Такие игры способствуют становлению нормативной регуляции поведения – контролю выполнения правил, стремлению к успеху в достижении результата, способности «пережить неудачу» и принять успех сверстника (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, 1999).

В исследовании А. В. Третьяк (2006) доказано, что в играх с правилами происходит развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, которое характеризуется эмоционально-положительной направленностью, самостоятельностью организации в соответствии с правилами игры и нормами общения, творческой активностью.

Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером), то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.

Почему детям важно научиться играть в игры с правилами?
В чем особенность игр с правилами?

Сущность данного вида игр составляет наличие открытых правил, состязательных отношений между играющими и результата – выигрыша.
В самостоятельной деятельности детей игра с правилами появляется к старшему дошкольному возрасту, но основа для нее закладывается гораздо раньше.

Слайд 4

В образовательном процессе детского сада используются следующие  игры с правилами:

Настольные

Подвижные

Игры-состязания

Командные (коллективные)

Слайд 5

Типы игр с правилами

игры с правилами «на удачу», в которых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка (по типу лото, гусёк);

игры с правилами, основанные на  умственной компетентности ребенка (например, игры-головоломки, лабиринты);

игры с правилами, основанные на физической компетентности ребенка (например,  подвижные игры соревновательного типа);

Слайд 6

Какие существуют виды правил?

  • Нормативные правила (или нормативные способы регуляции совместной деятельности, реализующие моральный принцип справедливости «играть надо честно») – формы жребия, очередность.
  • Собственно игровые правила (конкретные предписания, определяющие действия участников в каждой игре - регламент действий участников).
  • Правила установления выигрыша — определения победителя, которые позволяют зафиксировать первенство одного из играющих («Тот, кто раньше всех…тот выигрывает», «Кто больше всех…, тот выигрывает»).

Слайд 7

Структура игры

  • Выбор игры (выбор воспитателя, по желанию  детей)
  • Сбор детей на игру (по условному сигналу, с помощью «зазывалок», с помощью посыльных)
  • Обсуждение правил игры

Установка на выигрыш (постановка задачи)

Распределение функций между участниками (очередность, жеребьевка, считалка)

  • Игровой цикл (ход игры)
  • Завершение цикла игры, определение выигравшего;
  • Переход к новому игровому циклу.

Слайд 8

Общая схема процесса развертывания игры с правилами

  • Играющие занимают paвные исходные позиции, то есть функционaльные места в игрe распределяются с paвной для всех вoзможностью.
  • Развopaчивается игровой цикл, то есть реализуются конкретные дeйствия, предполагаемые игpoй.
  • Завершается цикл опpeделением выигравшего.
  • Для повторения игрового цикла внoвь определяются исхoдные пoзиции играющих.

Слайд 9

Распределение функций между участниками

Виды жеребьёвок:

Метка

Палка

На кулачках

С предметом (-ами)

Слайд  10

Виды считалок:

  • Считалки – жеребьёвки, с выбором (деление на пары или команды );
  • Заумные считалки;
  • Считалки-числовки;
  • Считалки-заменки (замена последней строчки);

Слайд 11

Этапы формирования игры с правилами

1. этап: начальный этап, осваиваемый ребёнком в младшем

дошкольном возрасте — реализация поочерёдного взаимодействия со сверстником, например, катание машинки друг другу. Средством формирования на этом этапе является образец, продемонстрированный взрослыми. На этом этапе ребёнок добровольно подражает образцу, ему предложенному, и в этом заключается соблюдение правила.

2. этап: освоение детьми специфической характеристики игры с правилами-установки на выигрыш. Средством формирования на этом этапе служит совместная игра взрослого с детьми, включающая уже полную схему игры с правилами. Играя с детьми, взрослый отчётливо выделяет для детей принципиально важные моменты построения игры: реализация цикла, фиксация выигрыша, переход

к следующему циклу и т. д.

3.этап: создание условий для придумывания детьми правил

самостоятельно, и соглашения относительно их соблюдения, с сохранением при этом всех специфических черт игр с правилами (выигрыш, цикличность и т. д.).

Слайд 12

Становление совместных игровых действий по правилу у детей 2,5 – 4 лет.

Задачи формирования игры:

- формировать общие схемы взаимодействия, умение произвольнодействовать по 1-2 простым правилам.

Стратегия поведения взрослого:

-втягивать детей в игру выступая заинтересованным участником, задающим образец действий и одновременно ведущим игру, подающим сигнал к действию.

Тип игры с правилами:

- простые подвижные игры с действиями по правилу (сигналу);

игры с поочерёдными простыми результативными действиями с игровым предметом. 

Слайд 13

Эффективная тактика формирования игры с правилами

в работе с детьми 2,5 — 4 лет:

- включать в игру 1-2 детей или небольшие подгруппы (по желанию);

- занимать в игре позицию участника, проявляющего интерес к игровым действиям и их результатам;

 - использовать эмоциональные образцы игрового взаимодействия взрослых или старших детей,

усиливающие привлекательность игры для ребёнка.

Неподходящая тактика-

- включать всех детей группы во фронтальную игру как в

обязательное занятие;

- занимать отстранённую позицию организатора и контролёра за действиями детей;

- использовать только вербальные объяснения правил игры без демонстрации игрового поведения.

Слайд 14

 Освоение общей схемы игры с правилами детьми 4 – 5 лет.

Задачи формирования игры:

-формировать представление о выигрыше, установку на него, умение использовать правила определения выигрыша, умение взаимно контролировать соблюдение правил в игре.

Стратегия поведения взрослого:

- выступать заинтересованным участником игры, равноправным партнером демонстрируя  стремление к выигрышу, задавая образец контроля за соблюдением правил.

Тип игры с правилами:

- настольные игры на удачу, максимально освобождённые от

сюжетного контекста (лото, «гусёк»);

- игры с результативными действиями на ловкость с элементами удачи, где легко сопоставляются результаты участников для определения выигрыша.

Слайд 15

Эффективная тактика формирования игры с правилами

с детьми 4,5 — 5,5 лет:

- участвовать в игре, занимая позицию заинтересованного партнёра;

- для формирования установки на выигрыш втягивать детей в совместную деятельность, используя игры на удачу;

- в используемых играх сводить к минимуму сюжетный контекст (сюжетное поле для «гуська», сюжетные картинки в лото), который уводит детей в сюжетную игру и затушёвывает специфические особенности игры с правилами;

- в каждой новой игре специально подчёркивать правила

установления выигрыша, акцентировать момент определения результата (кто выиграл, кто проиграл) в каждом коне игры;

- включаясь в игру, играть с детьми несколько конов подряд, чтобы дети могли усвоить правила перехода от одного цикла к другому с перераспределением функций, а также, чтобы большинство участников побывали в позиции как выигравшего, так и проигравшего и никто не чувствовал себя ущемлённым;

-в игре с детьми использовать при перераспределении функций между циклами главным образом правило: «Кто выиграл, тот... (ходит первым, становится ведущим и т. п.)», подчёркивая тем самым значимость выигрыша для дальнейшей игры, используя его как  внутренне присущую игре с правилами награду победителю, дающую ему преимущественные права в следующем коне.

Слайд 16

Неподходящая тактика:

- занимать позицию лишь организатора игры, предоставляя

детям лишь игровой материал;

- вводить представление о выигрыше, используя сразу

смешанные типы игры с правилами, требующие физической

и умственной компетенции;

- стараться усилить привлекательность игры с правилами для детей не за счёт её самой, а за счёт обрамляющего её сюжета;

- в новых играх останавливать внимание детей на конкретных правилах действия, требовать их соблюдения без выделения правил определения и момента выигрыша;

- прекращать совместную игру с детьми после первого кона,

считая это достаточным и предоставляя их самим себе;

- в ходе перераспределения функций при переходе от одного

цикла игры к последующему предлагать детям только правило очерёдности («Все будут ведущими по очереди» или «Сейчас Петя ходит первым, а в следующий раз Маша будет первой» и т. п.), снижая тем самым установку на выигрыш и его ценность для детей.

Слайд 17

 Пути усложнения игры с правилами у детей 5 – 7 лет.  

На 6 г.ж. у детей  повышается  значимость  выигрыша,  формируется умение придумывать новые правила игры и согласовывать их. Взрослый, участвуя в игре, демонстрирует детям, как можно изменять игровые правила. Необходимость в изменении правил появляется тогда, когда в наборе для настольной игры отсутствует один из необходимых элементов (например, кубика, при помощи которого определяется количество шагов фишки в играх гусёк). Для стимулирования правилотворчества детям может быть предложен новый незнакомый материал, при этом воспитатель занимает позицию «незнающего правил». Эффективным средством является объединение в одном наборе элементов разных игр (например, карточек от лото и кубика от игры гусёк). Придуманные детьми правила являются более ценными для них, чем готовые правила, усиливают взаимный контроль их соблюдения.

В любом возрасте детям должен быть предоставлен материал и время для самостоятельных игр с правилами без непосредственного участия взрослого. Критерием эффективной организации игр с правилами выступает нарастание детской самостоятельности в них, возможности взаимодействовать со сверстниками и организовать свой досуг.

Слайд 18

На этапе  творческого практикования опыта взаимодействия в процессе создания новых игр существуют средства

Средства.

  полифункциональный игровой материал, стимулирующий творческую активность детей (отсутствие существенного элемента в игре);

  • Внесение незнакомого  игрового материала;
  • Разнообразить правила действия с дидактическими целями (ход в игре по сумме двух бросков кубика, удваивать сумму выпавших очков, сокращение  сроков выполнения действий);
  • Усложнение правила игры за счет внесения в них «запретов»
    Использовать в игре с правилами новые формы организации ее участников;
  • Вводить в уже известную игру элементы творческой активности (усложнять придуманными детьми новыми правилами).
  • Стимулирование  развития «правилотворчества»  и создание игр «с нуля».

Систематическая работа по формированию игры с правилами, не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где становятся особенно важными, с одной стороны, умения подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой – проявлять творческую активность, а также умение принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в старшем дошкольном возрасте. Тема с/р игры "Фитнес-клуб"

В разработке подробно описано: планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности, передача игровой культуры ребёнку, создание и обогащение развивающей предметно-простра...

«Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»

«Коммуникативные игрыдля детейстаршего дошкольного возраста, в которые могут играть родители совместно с детьми»...

Доклад «Подвижные игры и игры для прогулок» старший дошкольный возраст

Информация о подвижных играх в режимных моментах с детьми 5-6 лет....

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Своя игра"

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Своя игра"...