"Путешествие в страну Добра"
план-конспект занятия

Осипова Ирина Николаевна

Цикл занятий по социально-коммуникативному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий по социально-коммуникативному развитию

«Путешествие в страну Добра»

Цель: способствовать социально - коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством игр с песком.

Задачи:

-развивать тактильные ощущения, творческое мышление,

- расширить кинестетический опыт,

-повить самооценку дошкольников,

-создать условия для творческого самовыражения.

Занятие 1 Знакомство с песочной страной

Задачи занятия: научить детей отслеживать свои внутренние ощущения при взаимодействии с песком, расширить кинестетический опыт, научить распознавать ощущения других детей в группе при взаимодействии с песком (основа позитивной социализации).

Материал: песочница, книга сказок, аксессуары для украшения, наборы мелких игрушек.

Упражнение «Знакомство с песочницей»

На ровной поверхности песка взрослый и дети по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Воспитатель начинает игру, рассказывая детям о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Далее каждый ребенок пробует сам сделать отпечаток своей руки.

Дети пробуют рассказать о том, что чувствуют.

Далее, воспитатель переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?»

И снова каждый ребенок пробует сам сделать отпечаток руки и проговаривает свои ощущения.

Чтобы разнообразить чувственный опыт детей, можно предложить им:

«поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

«пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.);

«пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и, наконец - мизинчиком);

- далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;

«поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз». Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики детей. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - дети получают первый опыт рефлексии (самоанализа). Учатся понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Рассказ сказки

«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.

Это было не по вкусу Дракону, жившему по соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось.

Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.

Можете ли вы помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуйте!»

Игра «Что же спрятано в песке

Воспитатель и дети вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф.

Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

Всем известна пляжная игра «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.

Воспитатель вместо руки может закапать любую-игрушку (важно, чтобы дети не знали, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, дети пытаются догадаться, что же было закопано.

Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и на ощупь узнавать: что или кто это?

При этом важно так организовать взаимодействие детей в песочнице, чтобы не возникало конфликтов, а при их возникновении дать детям опыт конструктивного взаимодействия. Чтобы не было конфликтов, лучше нацелить детей на то, что важен их совместный результат, и тогда приучать их взаимодействовать сообща, отыскивая «мину» или спрятанные предметы.

Игра «Сказочные задания» (А. Гусышкин)

Отгадка закопана в песок. Дети проверяют себя, откапывая разгадку.

Если отгадал загадку, На розовом облачке феи

Вслух сказать не торопись. Кружились и песенки пели.

Ты, используя разгадку, Даря вновь и вновь

За задание берись Всем мир и (любовь).

Кто колдует; заклинает; И, радуясь, дальше летели.

В ступе по ночам летает? Очень важный дар от фей

У избы на курьих ножках Вслух не прочитался.

Кто хозяйка? (Бабка Ёжка)

*** ***

Спрятал кто иглу в яйце, Леший Ёжке к дню рожденья

А яйцо хранит в ларце? Сочинил стихотворенье.

Кто всех злее и тощей? В нем желал он счастья ей,

Кто не верит всем? (Кощей) Быть мудрее и (добрей).

Отгадал, не называй, Что за слово Леший здесь не написал?

Вылепи (выкопай) и прочитай. Вылепи из песка, если отгадал.

Подведение итогов

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята, вам понравилось знакомство с песочной страной? Чему вы научились сегодня?

Занятие 2 «Путешествие на волшебную поляну»

Задачи занятия: сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия, формирование навыков позитивной коммуникации, снятие эмоционального напряжения.

Материал: песочница, игрушки на выбор для детей

Игра «Путешествие на волшебную поляну»

Воспитатель превращает детей в волшебников и говорит: «Вы – волшебники. Вы задумали отправиться в путешествие, чтобы найти страну, в которой еще никто не жил. Там вы создадите цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете по 3 героя, которых вы хотели бы поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома, - все, что будет вам нужно для создания сказочной страны».

Воспитатель: «Давайте послушаем, о чем говорится в сказке. Итак, где-то далеко-далеко, может быть, и очень близко, например, в этой песочнице, есть удивительная страна. Давайте создадим ее вместе. Есть там реки (дети б песочнице создают реки, разделяя песочный лист на несколько частей, есть и горы (дети создают горы, есть темные дремучие леса (дети в песочнице сажают леса) и залитые солнцем луга (дети разравнивают площадку для луга и сажают цветы). Посмотрите, как быстро у нас появилась сказочная страна на месте пустыни. Мы создали ее своими руками. Мы — творцы этой страны.

В этой сказочной стране на волшебной поляне сказочного леса жили маленькие волшебные жители. У них был домик (в это время предлагается поставить свой домик в любое место песочного листа). В нем они жили все вместе (каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком).

Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли погулять по волшебному лесу, да и себя показать. Но, о Боже! Вся поляна разделена на части бурными реками. Как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?»

Дети, используя своих «песочных» героев, продолжают проигрывать сказку, начатую психологом, который в игре детей не участвует, но при этом фиксирует в протоколе стиль поведения участников. Во время территориальной игры задача участников — построить коммуникации между территориями.

Воспитатель: «Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Они радостно заплясали. Взялись за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса. А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могут видеться друг с другом, когда им захочется.

Сейчас мы прощаемся с нашими героями, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем: мы не знакомы.».

По окончании игры дети сами разбирают песочную картину.

Релаксация «Танец рук»

Воспитатель включает тихую музыку, просит детей закрыть глаза, расслабиться и представить, что их руки стали волшебными и могут превратиться в птичьи крылья, ветви дерева, порыв ветра, капли дождя или стебли трав. Под музыку дети должны позволить своим рукам «танцевать так, как они хотят». Педагог предупреждает детей, что они должны полностью расслабиться и наблюдать за движениями своих рук как бы со стороны. Затем дети рассказывают, что они чувствовали во время танца своих рук.

Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель объясняет, что теперь дети уже не волшебники, а обычные дети, так как вернулись из путешествия, а после просит детей рассказать, что им понравилось, а что не понравилось, что было хорошо и что плохо. Дети, передавая мягкую игрушку, поочередно высказывают свое мнение.

Занятие 3 «Принц без сердца»

Задачи занятия: познакомить детей с эмоциями страха, радости; развивать умение передавать заданное эмоциональное состояние через графическое изображение и с помощью мимики; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: песочница, в ней песок (сухой и влажный, кукла – Песочный принц, кисточки, пульверизаторы, магнитофон, игрушка-сердечко, книга сказок, аксессуары для украшения, наборы мелких игрушек, зеркало.

Рассказ сказки

Воспитатель открывает книгу сказок и читает сказочную историю.

Давным-давно в Песочной стране родился маленький Песочный принц. Три добрых Феи решили сделать ему подарок: одна дала красоту, другая – мудрость, третья - доброе сердце. Но как только она хотела подарить Принцу сердце, поднялась песчаная буря, выхватила сердце из рук Феи и унесла далеко в пустыню. Шло время, принц вырос, стал править Песочной страной. Но без доброго сердца он не мог править по-доброму. Жители страны испытывали страх перед ним.

Игровой блок

Воспитатель: Покажите, как жителям было страшно (дети совместно с воспитателем изображают эмоцию страха перед зеркалом).

Воспитатель: А сейчас нарисуйте страх жителей на сыром песке (совместное схематическое рисование педагогом и детьми эмоции).

Воспитатель: Жители страны устали так жить. Только мы, с добрым сердцем, сможем им помочь. Давайте прогоним страх жителей, проговаривая вместе со мной волшебные слова«Прогоняем страх, приглашаем радость» (дети ладонями, пальцами разрушают песочные рисунки).

Воспитатель: Мы с вами прогнали страх жителей, но нам надо помочь и Песочному принцу, найти его доброе сердце, и тогда радость поселится в Песочной стране. Предлагаю вам отыскать в пустыне сердце и подарить его Песочному принцу (дети ищут «сердце» Песочного принца в песочнице с помощью кисточек).

Воспитатель: Посмотрите сейчас на Песочного принца, его настроение изменилось, его сердце стало добрым и благородным, а глаза радостные и счастливые. Жители страны рады тому, что принц не только красивый и мудрый, но еще и добрый. Они больше ничего не боятся и хотят построить сказочный город. А мы им в этом поможем (строительство сказочного песочного города).

Релаксация «Комплименты»

Воспитатель: Сейчас у жителей Песочной страны есть сказочный город, у них радостное настроение, они дарят друг другу комплименты и улыбки. Давайте и мы с вами скажем комплимент друг другу, но сделать это надо с радостью (дети дарят комплименты друг другу).

Развязка сказки

Воспитатель закрывает сказочную книгу.

Волшебству пришел конец,

Кто сказку слушал - молодец,

А кто с песочком поиграл,

Тот добрее сразу стал.

Воспитатель: Сегодня мы были смелыми и добрыми, помогли жителям Песочной страны и Песочному принцу, прогнали страх, вселили радость в сердца друг друга. Сейчас я предлагаю вам закончить предложение:

Я сегодня узнал… (высказывания детей).

Мне было интересно, потому, что … (высказывания детей).

Занятие 4 «Кваки и зеленый оазис»

Задачи занятия: познакомить детей с эмоцией стыда; развивать умение выражать эмоциональное состояние героя через мимику и интонацию голоса; воспитывать групповую сплоченность и эмпатию.

Материал: песочница, магнитофон, игрушка – лягушонок Кваки, пульверизаторы, игрушки животных и растений, книга сказок, аксессуары для украшения, наборы мелких игрушек, зеркало.

Рассказ сказки

Давным-давно в сказочной Песочной стране был зеленый оазис, в нем цвели чудесные цветы, пели сказочные птицы. И в этой стране жил лягушонок. Звали его Кваки. Его назвали так, потому что он очень любил квакать. Все обитатели оазиса любили лягушонка. Он был очень любопытным и интересовался всем на свете. Однажды Кваки нашел волшебную «Книгу заклинаний»«Какая чудесная книга!» - воскликнул лягушонок. Ему стало очень интересно, и он начал читать книгу, хотя знал, что её могут читать только волшебники. И тут произошло непоправимое: солнце стало обжигать Песочную страну, вода в оазисе высохла, подул песчаный ветер, все обитатели исчезли. Лягушонок Кваки увидел, что случилось с зеленым оазисом и ему стало стыдно.

Игровой блок

Воспитатель: Покажите, как ему стало стыдно (рассматривание пиктограммы, показ педагогом и детьми эмоции перед зеркалом).

Воспитатель: Давайте поможем лягушонку исправить ошибку и позовем дождик, который поможет нам все оживить в оазисе (каждому ребенку выдается пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок).

Дождик, дождик озорной,

Лей, как ливень проливной!

Дождик, дождик, припусти,

Чтоб пустыне прорасти!

Воспитатель: Лягушонок очень хочет восстановить оазис для всех своих друзей, но один он с этим не справится. Давайте ему поможем (совместно с педагогом строят оазис и играют в песочнице).

Релаксация «Танец лягушат»

Под веселую музыку воспитатель с детьми исполняют танец веселых лягушат.

Развязка сказки

Воспитатель закрывает сказочную книгу.

Я в сказке был,

С песком играл.

Лягушонку помогал,

Добра и счастья всем желал.

Воспитатель: Мои маленькие друзья, вы настоящие волшебники! Теперь у жителей Песочной страны снова появился маленький оазис, и они благодарны вам за помощь.

Кому мы сегодня помогли?

Расскажите, какие добрые поступки мы совершили?

Что нового вы узнали?

Занятие 5 «Гномики и сок»

Задачи занятия: познакомить детей со звуками «С»«О»«К»; научить детей разрешать проблемные ситуации через командное взаимодействие

Материал: песочница, книга сказок, аксессуары для украшения, наборы мелких игрушек.

Рассказ сказки

«В одной сказочной стране, где текла река (или озеро, или было море - в зависимости оттого, что захотят построить дети, стоял красивый лес (были поля и долины, жил маленький гномик (или другой сказочный герой)(В это время Вы достаете фигурку и ставите ее в песочницу). У гномика был домик (в это время вы предлагаете детям поставить домик в любое место песочного листа). Он в нем жил (Вы ставите фигурку рядом с домиком). Рядом с домиком росло дерево (прекрасный сад и пр. - Вы просите детей «посадить» деревья). Гномик о них заботился, поливал их, разговаривал с ними, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя - его звали «С-с-с». Он носил курточку с изображением своего имени (Вы прозрачным скотчем наклеиваете на спину фигурки, заранее изготовленную Вами букву «С»). Но самое удивительное было то, что гномик мог произносить, говорить только свое имя«С-с-с»! Когда он радовался солнышку, выходя утром на крыльцо (ребенок в это время манипулирует фигуркой, он произносил радостно«С-с-с!». Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике, разводил огонь в печи и дрожал. А при этом опять произносил только свое имя«С-с-с». Когда он злился, он говорил«С-с-с!». Когда ему было приятно, он ел что-то вкусненькое и получал от этого удовольствие, он говорил«С-с-с!» (Важно вместе с детьми произносить этот звук, с различной эмоциональной окраской, чтобы он «ожил»). Но оставим на некоторое время гномика С и познакомимся с еще одним героем нашей сказки.

На другом конце этой сказочной страны тоже стоял домик (мы ставим еще один домик). И рядом с ним тоже росли прекрасные деревья (дети «сажают» их). А жил в этом домике другой гномик (Вы достаете фигурку и ставите ее рядом с домиком). Звали его - О. Также как и гномик С, гномик О умел произносить, говорить только свое имя. Когда ему было весело, он говорил«О-о-о-о!». Когда он грустил, он тихонько говорил«О-о-о!». Когда он узнавал что-то новое, удивлялся, он говорил«О-о-о-о!» Гномик О носил курточку с изображением своего имени (Вы наклеиваете прозрачным скотчем на спину фигурке заранее изготовленную букву «О»). Но оставим ненадолго гномика О и посмотрим, кто еще живет в этой сказочной стране.

Посмотрите, в нашей стране есть еще один домик (который воспитатель сейчас незаметно поставил на другой край песочницы! Кто же в нем живет? «Кто поливает все эти прекрасные цветы (дети «сажают» цветы около домика? Это еще один житель сказочной страны. Познакомьтесь - гномик К! Он носит курточку с изображением своего имени. И, как и другие жители этой сказочной страны, может произносить только свое имя«К-к-к!» Как он говорит, когда радуется? А когда грустит? А когда сердится? А когда удивляется?

Как-то раз, гномикам наскучило сидеть по своим домикам и они пошли страну посмотреть, да себя показать. Ведь им так хотелось иметь друзей. (В это время, совместно с детьми, Вы начинаете передвигать фигурки гномиков по песочнице).

Вот, на поляне встретились два гномика С и О. Они очень удивились друг другу, и каждый из них, естественно, произнес свое имя (Дети говорят удивленно«С-с-с!» и «О-о-о!»). Наши гномики были очень любопытны, они подходили все ближе и ближе друг к другу. Им даже захотелось прикоснуться к другому, проверить, не сон ли это! И когда их руки соединились, вдруг! Каждый из них произнес«С-о!» и«О-с!». Когда их руки соединялись, они могли произносить не только свое имя, но и имя другого! А когда руки разъединялись, каждый мог произносить только свое имя«С-с!» и«О-о!».

Гномиков очень обрадовало то, что они могут произносить что-то новое. И они, взявшись за руки, пошли по дорожке, весело распевая«С-с-о-о!» и«О-о-с-с!»

В это время гномик К тоже гулял и вот вышел на дорожку, по которой шли гномики С и О.

Когда гномик К увидел весело шагающих и поющих С и О, он очень удивился и произнес«К-к-к!». А С и О уже знали, какие интересные вещи происходят, когда соединяются руки. Поэтому они подбежали к гномику К и взяли его за руки. Но вдруг.

Вдруг все загрохотало, засверкало. Гномики закрыли глаза и плотнее прижались друг к другу. Но все стихло также внезапно и быстро, как и началось. Гномики открыли глаза и удивленно произнесли«СОК!» И вдруг у каждого из них в руках оказалось по стаканчику вкусного сока!

Они выпили сок. И радостно заплясали. Разъединяя руки, они произносили только свои имена. Но когда им хотелось сока, они соединяли руки. Они поняли, что умеют творить настоящие чудеса!

А когда солнышко закатилось, наступил вечер, наши гномики разошлись по своим домам. Но каждый из них теперь знал, что он не одинок, и когда им захочется, они вновь встретятся.

Мы попрощаемся с нашими гномиками, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем мы не знакомы.».

Игровой блок

Теперь мы можем усложнить наши игры-сказки. (Стихи Д. Фролова)

Ночь. Уснула детвора, Чтобы букв они не знали,

Вдруг, в кладовке, из угла Чтобы не было веселья,

Вылез сам Король Мышей, Чтоб их дом стал подземельем.

Выкрал буквы у детей. Побыстрей детей спасайте,

Спрятал тут же их в песок, Буквы мигом раскопайте,

Чтоб никто найти не смог. Назовите все, кто знает,

Чтобы дети не читали, Пусть Король в норе рыдает!

Один из наших принципов - непосредственное, полное проживание процесса. Поэтому в песочнице разворачивается настоящая «пьеса». Сначала дети строят дом, где живут дети-герои сказки. Играют с этими фигурками и знакомыми буквами. Когда наступает «ночь», дети укладывают игрушки и буквы спать в песочнице, а сами закрывает глаза. Тем временем воспитатель, зачитывая стихотворную инструкцию, берет на себя роль Короля Мышей и закапывает буквы в песок. Когда дети откроют глаза, им нужно будет найти и откопать буквы, узнать и назвать их. Таким образом, развивается произвольное внимание, память, мышление. Но самое главное - дети приобретает еще один успешный опыт в разрешении проблемной ситуации, а это делает его более уверенным и способным в дальнейшем преодолевать жизненные трудности.

Подведение итогов

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, научились вместе решать сложные задания. Давайте подведем итоги.

- Скажите каждый, чему именно вы научились сегодня?

- Что понравилось на занятии больше всего? А что меньше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с дошкольниками Занятие по нравственному воспитанию дошкольников Тема: «Путешествие в страну добрых дел»

Продолжить формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.Показать, как приятно дари...

Коррекционно - развивающая программа"Путешествие по стране Добра"

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведе...

Презентация к коррекционно-развивающей программе "Путешествие по стране Добра"

презентация программы по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста...

«Путешествие в страну Добра»

Задачи:- снизить эмоциональное напряжение, создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразит...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» по теме: «Путешествие в страну Добрых дел» (средняя группа). Подготовила: воспитатель Постолова Галина Борисовна

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств является одним из направлений в работе детского сада. Овладение правилами поведения способствует образованию у ребёнка первых нравственн...

Конспект занятия-путешествия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы «Путешествие в страну добрых слов»

Выбор темы диктуется многими и самыми разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием, наличием наглядного материала. Но выбор этот безграничен. Важно – уловить...