Использование игровых форм в процессе обучения дошкольников народному пению
учебно-методический материал

КРЮЧКОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Роль игры в дошкольном возрасте. Условия применения игровой формы в процессе образования детей дошкольного возраста. Виды игр. Использование игровых форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста  народному пению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Актуальность темы. Пение в народной манере доступно детям еще с дошкольного возраста, оно отвечает природе голоса и в значительной мере развивает вокальные данные. В старину специально не учили народным песням. Пели детям колыбельные, потешки, справляли праздники, свадьбы, а детская память все фиксировала. Таким образом, ребенок органично вписывался в мир взрослой жизни. Но жизненный уклад изменился, прервалась цепочка непосредственной передачи традиционного песенного искусства. Сейчас богатые песенные традиции нуждаются в защите и восстановлении. Здесь возникают проблемы: как приобщить детей к традициям, как учить петь и любить традиционные песни, как подобрать интересные, легко принимаемые и результативные формы обучения?

В решении этих проблемважное значениеможет иметь применение игры, как близкого ребенку способа взаимодействия. Кроме того, в современном мире при развитии технического прогресса важно сохранить «духовное начало» в человеке, а легче всего это сделать еще с детского возраста приобщением к истокам родной культуры, которая несет в себе высокие воспитательные нравственные начала.  На основании изложенного, можно сделать вывод об актуальности применения игровых форм при обучении пению детей в дошкольном возрасте.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в дошкольном возрасте.

Предмет исследования - использованиеигровыхформ при обучении народному пению.

Цельданной работы - выявить обоснованность применения игровых форм при обучении народному пению детей.

Задачами даннойработы являются:

  1. проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования;
  2. изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста;
  3. обобщить опыт ведущих педагогов-практиков;
  4. изучить формы игрового процесса;
  5. выработать методические рекомендации. 

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение.
  2. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, обобщение музыкально-теоретического опыта, сравнение.

Практическая значимость.Результаты исследования могут быть использованы учителями, педагогами дополнительного образования, музыкальными руководителями при выборе формы работы, для обучения детей дошкольного возраста народному пению.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, Заключения и списка литературы.

Во Введении раскрывается актуальность темы, формулируются цели и задачи, предмет, объект и методы исследования, представлены практическая значимость и структура работы.

ВГлаве I«Роль игры в дошкольном возрасте. Условия применения игровой формы в процессе образования детей дошкольного возраста» рассматривается понятие игры, роль в развитии познавательных процессов в дошкольном возрасте.

В Главе II «Виды игр.  Использование игровых форм в практике обучения детей дошкольного возраста народному пению» изучается опыт ведущих деятелей в области применения игры для обучения детей пению, описываются виды игр.

В Заключенииподводятся итоги исследования.

Список литературы включает 10 источников.

Глава I.Роль игры в дошкольном возрасте. Условия применения игровой формы в процессе образования детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6-7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает различные учреждения, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития.

По словам  Д.Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый - папа, доктор, учитель и т.п.). Ребенок еще не способен полноправно участвовать в жизни взрослых, но может выразить свои потребности через игру так, как только она дает возможность смоделировать мир взрослых людей, войти в него, и проиграть все интересующие его роли и модели поведения.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия сокращенными.

Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра – это игра, в которой ребенок выполняет выбранную им роль и совершает определенные действия.

Д.Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна (операции сокращены, предметы условны). Известно, что все типы деятельности дошкольника носят моделирующий характер, а сущность моделирования – воссоздание объекта в другом, не натуральном материале. Предметом игры является взрослый, как носитель каких-либо общественных функций, вступающий в те или иные отношения с другими людьми, придерживающийся в своей деятельности определенных правил.

В игре формируется внутренний план действий. Ребенок, играя, делает акцент на человеческих взаимоотношениях. Чтобы их отразить, ему надо внутренне проиграть не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий этих действий, а это возможно только при создании внутреннего плана действий.

Как показал Д.Б. Эльконин, игра – это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он еще мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.

Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов. Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития.

Младшие дошкольники (2,5-4 года) играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление, двигательные функции. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Пример для подражания – это родители и близкие знакомые.

В средний период дошкольного детства(3,5-4 года)ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т.д.В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками.

В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, а игра превращается в символическую, т.е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных – все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры некоторые дети начинают проявлять организаторские способности, становятся лидерами в игре[12, 58].

В ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. Если игра интересует ребенка, то он невольно сосредотачивается на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий в сюжете. Если же он отвлекается и неправильно выполняет отведенную ему роль, то может быть изгнан из игры. Но так как эмоциональное поощрение и общение со сверстниками для ребенка очень важны, то ему приходится быть внимательным и запоминать определенные игровые моменты.

В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности.Ребенок учится действовать с предметом-заместителем, т.е. дает ему новое название и действует в соответствии с этим названием. Появление предмета-заместителя становится опорой для развития мышления. Если сначала при помощи предметов-заместителей ребенок учится мыслить о реальном предмете, то со временем действия с такими предметами уменьшаются, и ребенок научается действовать с реальными предметами. Происходит плавный переход к мышлению в плане представлений.

В ходе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. От замещения одних предметов другими и способности брать на себя различные роли ребенок переходит к отождествлению предметов и действий с ними в своем воображении. Например, шестилетняя Маша, рассматривая фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щеку и задумчиво смотрит на куклу, сидящую возле игрушечной швейной машинки, говорит: «Девочка думает, как будто ее кукла шьёт». По этому высказыванию можно судить о свойственном девочке способе игры.

Игра влияет на личностное развитие ребенка. В игре он отражает и примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, идет развитие чувств и волевой регуляции поведения.

В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально - каждый сам по себе. Обычно в этот период ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установить определенные отношения. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие легкие контакты еще не изменяют самого существа игры - каждый ребенок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния».

В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками (катание машины за веревочку, пересыпание песка из ведерка), взаимодействие ребенка со сверстником носит кратковременный характер. Содержание игры еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Глубже проникая в жизнь взрослых людей, ребенок обнаруживает, что эта жизнь постоянно протекает в общении, во взаимодействии с другими людьми. Мама беседует с папой, подает семье обед, следит за поведением детей за столом. Папа ремонтирует электроприборы, чинит обувь. Продавец обслуживает покупателей. Доктор лечит больных, ему помогает медсестра и т.д. Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Отсюда возникает необходимость договориться с другими детьми, вместе организовать игру, включающую несколько ролей.

В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий.

Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия – это возможность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей. Игра способствует развитию рефлексии потому, что дает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Например, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, исполняя роль пациента. Он получает от этого удовлетворение, т.к. считает, что хорошо исполнил роль.

Возникает интерес к рисованию и конструированию. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности, как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями [14].

В современно педагогике игра активно используется в образовательной деятельности с дошкольниками. С ее помощью учебные задания осваиваются детьми быстрее, что способствует успешному достижению результата. Для дошкольников игра всегда желанна, имеет позитивную эмоциональную окраску, поэтому ее использование позволяет избегать утомляемости детей, формировать у них необходимые навыки, закреплять в сознании слуховые модели, т.е. осуществлять те педагогические задачи, которые требуют многократности повторения определенных действий.

Глава II. Виды игр.  Использование игровых форм  работы в процессе обучении детей дошкольного возраста  народному пению

Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий. Она состоит из огромного количества вариантов. Использование «единственного эффективного метода» таит в себе опасность пойти по пути шаблона, стандарта, что не соответствует педагогике искусства. Каждый специалист может обратиться к разработке идей, которые считает интересными, необходимыми и эффективными для своей работы. В данной работе хотелось бы раскрыть игровые формы при обучении народному пению детей дошкольного возраста.

В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации. Н.А.Метлов с воспитательной точки зрения выделил: игры с пением, развивающие музыкальный слух, голос, ритм и умение правильно передавать мелодию; игры-сказки, для воспитания художественного вкуса и радостных эмоций. Н.А. Ветлугина (продолжатели:А.Н.Зимина, Э.П.Костина, Н.Г.Кононова)научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки (разделяя игры на настольные, подвижные и хороводные). Л.Н.Комиссарова разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении настольных дидактических игр на музыкальном занятии и в повседневной жизни[15; 9].

Практическое знакомство с системой музыкального воспитания К.Орфа зародило идею сделать формирование певческого голоса более интересным и понятным для детей занятием.

Основываясь на положениях теории Б. Асафьева о внутреннем органическом родстве музыки и речи, общих закономерностях речевой и музыкальной интонации, был введен речевой этап на музыкальных занятиях, как подготовительный к певческому этапу[10, 6].

С чего начать, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным, понятным, и легким? Многолетний опыт работы исследователей, педагогов показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку. Т.к. преобладающим мышлением у ребенка является правополушарное, эмоционально-образное, для него характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову.

Накопление и выстраивание обучающих игр не только по пению, но и по всем направлениям музыкального воспитания детей помогает легко справиться с трудностями в работе и сохранить собственное здоровье. Дети просто интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Игровая форма больше, чем другие средства воздействия, соответствует потребностям растущего организма ребенка, т.к. ставит преграду на пути утомления детей – это движение. Физиологическая потребность детей в движении наступает не в строго отведенное время, а постоянно, через очень короткие промежутки времени и, как правило, на занятиях. Т.о. игровое обучение детей пению связано с разнообразными движениями.

Представим себе общую последовательность обучения пению:

  • формирование и развитие подвижности голосового аппарата, снятие напряжения артикуляционных мышц (языка, губ, щёк, неба);
  • формирование и развитие певческого дыхания;
  • формирование и развитие навыков ясной дикции;
  • формирование и развитие певческой интонации;
  • работа над разучиванием песни.

Каждый этап можно провести в игровой форме. Рассмотрим подробнее.

Артикуляционная гимнастика. Для того, чтобы дети не потеряли интерес, ее можно облачить в форму сказки, а дети становятся не только исполнителями упражнения, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Так они знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язык, губы, зубы, щеки, небо. Артикуляционная гимнастика помогает устранить напряжение и их скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечив подвижность, развитие мимики, выразительной дикции (приложение 1).

Игры на развитие речевого и певческого дыхания.От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий).Практика показывает, что опосредованное развитие – через речевое дыхание – позволяет более эффективно проводить эту работу. Навык речевого певческого дыхания развивается постоянно, на каждом занятии, постепенно. Лучше использовать мягкую атаку: спокойный вдох, постепенный выдох. По возможности игры на дыхание соединяем с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т.д. Сначала «разогреваем» мышцы дыхательной системы, помогаем устранению поверхностного, не ритмичного дыхания, нормализуем физиологическое, спокойное, плавное дыхание. В самом начале игры на дыхание без звука, потом удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих), переходим на гласные (у, о, а) (приложение).

Развивающие игры с голосом.  Это подражание звукам окружающего мира. Такие игры помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности. Систематическое использование развивающих игр с голосом дает возможность: почувствовать свой голос, поиграть с ним; выплеснуть излишки энергии; расширить диапазон голоса; развивать интонационный слух и д.р. (приложение).

Речевые ритмо-интонационные игры и упражненияслужат для развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Большое влияние оказывают на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и силой звука. Происходит развитие чувства ритма, темпа, дыхания, дикции, диапазона, формируется естественное звучание голоса. Начать можно с использования самых близких ритмов: имен детей, приветственных слов («Здравствуйте»), названий цветов, деревьев, затем включаем считалки, потешки, пословицы, поговорки и т.д. народные тексты, которые лежат в основе большинства игр, очень удачны для произношения. Текст речевых игр не нужно заучивать, он запоминается в процессе игры, лучше сопровождать одновременными движениями рук, ног, тела (приложение).

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Цель – развитие музыкального, поэтического слуха. Чувства слова, воображения. Главное – каждое слово должно быть произнесено осмысленно, искренне. У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы и д.р.). Работа с речевыми диалогами формирует интонационную выразительность голоса, а с элементами звукоподражаний – развивает дикцию (приложение).[4, 20]

Итак, совокупное применение различных игровых приемов в обучении можно объединить в речевую зарядку. Цель такой зарядки – подготовить голоса детей к речи и пению. На начальных этапах обучения важно соблюдать условия: начинать формирование певческого голоса с простых и протяжных попевок и песенок на примарных (удобных) звуках, постепенно включать бодрые песенки, активизирующие артикуляцию, дикцию, дыхание. Можно использовать игровые имитационные движения.

Разучивание песни. Развитие певческих навыков происходит не только в легких и удобных попевках, играх и упражнениях, но и в песнях с небольшим диапазоном. Разучивание песни происходит , в основном, не традиционным способом – на стульчиках, перед педагогом, а стоя или сидя на полу, ковре в форме круга. Круг несет в себе воспитательные и терапевтические функции (защита). Показ и разучивание песни тоже может проходить нетрадиционно. Обычно происходит прослушивание и последующее обсуждение песни с разучиванием по фразам, так интерес может у детей дошкольного возраста упасть, если время затянется. Можно сделать показ и разучивание песни игровым. Вариантов много, вот некоторые из них:

  1. «превращаем» всех детей в птиц или лошадок, зайцев, медведей и т.д. условно птицы летают по всему залу, но как только услышат раскаты грома (звук барабана), сразу затихают, собираются на своем «дереве». В это время педагог продолжает петь новую песню или ее часть. Как только пение прекратилось, «птицы» вновь полетели.
  2.  Под пение педагога дети отмечают метр песни хлопками, шлепками и т.д.

Во всех вариантах показ без инструментального сопровождения, Дети непроизвольно запоминают мелодию и слова и постепенно начинают сами подпевать. Варианты игрового разучивания песни создаются исходя из ее содержания,  с использованием музыкальных инструментов, образных движений и театрализации [4, 28](приложение).

Образцами для обыгрывания могут быть народные (или авторские) песни с легко запоминающейся мелодией и, как правило, повторяющимся припевом. Дети легко превращаются в различные образы, изображая повадки животных, птиц, явления природы, трудовые действия людей различных профессий, движения транспорта, подражая игрушечным и сказочным героям. При этом со стороны педагога требуется тактичность, стремление поддержать у детей любое проявление творческого начала, что стимулирует их заинтересованность к обучению и веру в свои силы.

Для развития певческих навыков необходимы многократные повторения и многолетняя практика. Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Все это лишний раз говорит о том, что дети особенно охотно поют, находясь в игровой ситуации.Использование игровых форм  работы в процессе обучении детей дошкольного возраста  народному пению не только способствует

лучшему усвоению нужной информации и формированию певческих навыков, но и может стать для ребенка приятным и интересным времяпровождением, принося ему яркость, динамичность и эмоциональность.

Заключение

В современно педагогике игра активно используется в образовательной деятельности с дошкольниками, учитывая их возрастные особенности, интересы, возможности, потребности. Накопление и выстраивание обучающих игр не только по пению, но и по всем направлениям музыкального воспитания детей, помогает легко справиться с трудностями в работе и сохранить собственное здоровье. Проработав различные материалы, использованные в данном исследовании, можно сделать вывод о том, что ига – прекрасная форма приобщения ребенка к истокам народной культуры, форма взаимодействия с педагогом, детским коллективом в процессе обучения народному пению. В ходе игры развиваются психические процессы, умственные способности,воспитание художественного вкуса и радостных эмоций и, конечно же, происходит формирование всех необходимых качеств, влияющих на становление будущего певца. Важное значение имеет роль педагога в процессе подбора и правильного применения форм и методов работы при обучении пению. Богатый практический материал хранится в русских народных песнях, играх, потешках и других жанрах фольклора. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которойможно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку.

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Флинта, 2005. – 230 с.
  2. Выродова И.А. Музыкальные игры для самых маленьких. Книга для родителей / И.А. Выродова. – М.: Школьная пресса, 2007. – 160 с.
  3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей млад-шего возраста: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
  4. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-метод. пособие /  О.В. Кацер. – М.: Музыкальная палитра, 2005. – 48 с.
  5. Комиссарова Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л. Н. Комиссарова. – М.: Просвещение, 1986. – 279 с.
  6. Мельникова Л.И. Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников) / Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 88 с.
  7. Науменко Г.М. Фольклорная Азбука. Методика обучения  детей  народному  пению / Г.М. Науменко. – М.: Современная музыка, 2013. – 138 с.
  8. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции / Г. М. Науменко. – М.: Линка-пресс, 2000. – 224 с.
  9. Науменко Г.М. Этнография детства: сборник фольклорных и этнографических материалов / Науменко Г.М. М.: Белый город, 2013. – 390с.
  10. Равчеева И.П. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве  /  И.П. Равчеева. – Волгоград.: Учитель, 2015. – 41 с.

  1. Шубина О.В. Музыкальное развитие детей на основе народной культуры: планирование, занятия, развлечения. Старшая группа / О. В. Шубина, И. Г. Чайка. – Волгоград.: Учитель, 2016. – 125 с.
  2. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб.заведений / В.С.Мухина. – М.: – Академия, 2006. - 608 с.
  3. Кшенникова Н.Г. Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников / Н.Г. Кшенникова. – Волгоград.: Учитель, 2016 – 48 с.

      Приложение

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «и-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

«Трубочка»

В гости к нам пришёл слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

Игры на развитие речевого и певческого дыхания

Исходное положение (и. п.) — стоя, ноги на ширине плеч.

— Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сто

рону — в другую, «кач» — «кач», вдох — выдох, вдох — выдох и т. д.

И. п. — стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.

— Отведем руку, «как ветку дерева»: вправо — влево, вправо — влево, вдох — вы

дох, вдох — выдох и т. д.

И. п. — то же, только движения выполняем двумя руками.

Затем выполняем опять одной рукой, но той, которую присоединили к первой.

И. п. — тоже. Только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо — закрываем влево, то же самое на вдох — выдох.

Продолжаем это упражнение по аналогии с предыдущим: исполняем двумя кистями, затем одной.

Продолжительность этой работы зависит от детей, их желания играть в наши обучающие игры. Всегда лучше не «доиграть», чем потерять их интерес. Есть много вариантов аналогичных игр.

Перейдем к следующему этапу работы.

Навык речевого и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. Начинаем с игр на развитие трех основных моментов речевого и певческого дыхания: вдох (короткий, задержка и постепенный выдох.

В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звукаНапример: «Все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного)». Или всем раздаем» разноцветные шарики и начинаем их «надувать». Можно «устроить чей-нибудь день рождения»: задуть «свечи на торте».

Затем удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).

Для этого используем различные образы: как играет ветер с листвой, или как звучат пчела, жук, комар, спустился воздух из колеса машины, сердится кошка и т. д. (выдыхание на согласных звуках «ш»«ж»«з»«с»«ф»).

Постепенно усложняем работу дыхательных мышц, переходя на выдох самого закрытого гласного звука «у». Здесь помогут сначала образы самолета, поезда, с которыми можно поиграть: снижать и набирать высоту голоса, используя различные речевые или певческие регистры«удалять и приближать движение поезда и самолета», изменяя громкость звучания голоса.

Далее тренируем выдох более открытых гласных «о»«а» в других играх с голосом«Встреча язычка с жителями удивительной страны».

— цокать язычком

Язычок нарядился в башмачки с каблучками и отправился в путь-дорогу.

произнести с повышением

интонации

произнести с понижением

интонации

повторить вопрос

повторить ответ

Шел он, шел и пришел в удивительную страну, где все говорили не словами, а звуками. Язычок очень хотел понять жителей этой страны и поэтому все внимательно слушал, запоминал и повторял. Какой-то незнакомец обратился к Язычку с вопросом«___/\?»

Язычок не понял и переспросил«___/\?» На что незнакомец ответил«У *** о». Язычок повторил«У *** о». Новый знакомый нашего героя продолжал разговор«у V* о -*" Ы?» — спросил он у Язычка. Язычок снова переспросил«у V" о -*" Ы» На что незнакомец ответил«У "^* о -^ а». Язычок повторил услышанное«У "*** о -*^ а». Постепенно Язычок стал понимать своего нового собеседника и разговаривать с ним.

Развивающие игры с голосом

Развивающая игра с голосом «Пробуждение» С.А.Коротаевой 
(сборник «Игровая методика обучения детей пению», О. Кацер, СПб, 2008г.)

Листочки  на  ветках  шуршали  (шшш-тихим  голосом)

Капельки  в  гости  звали

Капельки  к  ним  прилетели

и  звонкую  песню  запели. (кап-кап-капнисходящим  звуком)

От  звонка  проснулся  ветер (у-у-у с  изменением  звуков,  помочь  рукой)

И  разбудил  всех  на  свете.

Кошку  и  с  ней  котенка, (МУР-мур,  мяу-мяу  в  разных  регистрах)

Спавшего  в  люльке  ребенка (уа-уа-уа)

Болотных  зеленых  лягушек (ква-ква-ква )

И  даже  ворчливых  старушек (бу-бу-бу)

Злую  собаку (гав-гав-гав)

Назойливых  мух (з-з-з-з)

Вскоре  проснулся  петух (ку-ка-ре-ку)

Звонко  пропел  он.

И  заблестела  роса  на  лугу (о-о-отрочечно, отрыисто  на  любых  звуках  в высоком  регистре)

Солнышко  тоже  проснулось,

И  ласково  всем  улыбнулось

(все запели  «А»  каждый  на  своей  высоте  звука.  Улыбнуться  всем)

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения

Реч. Игра «Имена»

Дети располагаются в кругу и выполняют след. Действия:

  • Каждый друг за другом называет свое имя.
  • Каждый называет свое имя, проговаривая каждый слог.
  • Затем проговариваем свое имя, каждый слог его отмечая хлопками.
  • Проговариваем имя и шлепаем по коленям каждый слог.
  • Закрыть глаза и произносить имя друг за другом (можно шепотом, тихо, громко, высоким и низким голосом, медленно и быстро, эхо..).

Закличка «Дождик» (нар.)

«Дождик, дождик, пуще лей, чтобы было веселей!» (проговариваем в размере две четверти)

Радость (фрагмент)   К. Чуковский

Рады, рады, рады                 Светлые берёзы,

И на них от радости              Вырастают розы.

Рады, рады, рады                 Тёмные осины,

И на них от радости              Растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака    И не град,

То посыпался из облака             Виноград.

И вороны над полями                 Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли                 Сладким мёдом потекли.

Куры стали павами,                    Лысые - кудрявыми.

Даже мельница - и та                 Заплясала у моста.

Утром

Утром
Наши уточки с утра: 
– Кря-кря-кря! 
– Кря-кря-кря! 
Наши гуси у пруда: 
– Га-га-га! 
– Га-га-га
А индюк среди двора: 
– Бал-бал-бал! 
– Бал-бал-бал
Наши гуленьки вверху: 
– Грру-грру-у-грру-у! 
Наши курочки в окно: 
– Ко-ко-ко! 
– Ко-ко-ко! 
А как Петя-петушок
Рано-рано по утру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!” 

«Шел мишка к броду…»(активизируется чувство ритма.)

Шел мишка к броду (тяжело переваливаемся с ноги на ногу),
Бултых в воду(с размаху тяжело садимся на стул),
Уж он мок-мок-мок
 (трясем расслабленными кистями рук),
Уж он кис-кис-кис
 (мотаем опущенной головой),
Вымок, выкис
 (встряхиваем руками и головой),
Вылез, высох
 (поднять голову, выпрямиться),
Встал на колоду (подняться, подтянуться),
Бултых в воду
 (сесть с размаху на стул)!

Игровой вариант показа песни:

  1. Педагог ходит внутри круга и поет песню. Как только песня перестала звучать, педагог останавливается. Ребенок, напротив кот. Он встал, берет из рук педагога цветок или шумовой инструмент и продолжает ходить под пение педагога внутри круга. Теперь он ведущий. На след. Паузу в пении педагога ведущий ребенок останавливается и отдает предмет тому, перед кем он остановился. След. Ребенок берет из рук ведущего предмет и идет по кругу дальше..(м.б. и несколько ведущих).
  2. Ходят по кругу и поднимают руки  на первую фразу – вверх, на вторую – вниз…
  3. Подпевают концы фраз или пропевают песню на  слог Ля-ля-ля.. Разделить детей на «птичек» и «рыбок» в зависимости от чистоты интонации. Пока будут петь, «птички», «рыбки» их внимательно слушают и так же работают артикуляционнымаппаратом и дыханием, как «птички», но без звука и т.д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...

«Использование игровых технологий в процессе обучения детей плаванию»

Доклад из опыта работы на тему: "Использование игровых технологий в процессе обучения детей плаванию"...

Использование игровых форм в процессе обучения чтению шестилеток

Одним из основных принципов педагогики сотрудничества - это личностный подход к ребенку, учет его возрастных особенностей. Главная возрастная особенность шестилеток - это действие в игре. В игре дети ...

Использование игровых технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с ОНР на занятиях

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме ...

«Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, вызвать интерес и любовь к музыке, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоцио...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СЧЁТУ

Занатия с применением проблемных ситуаций использованные в процессе коррекции ошибок детей, допускаемых при счете....

Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическо...