Беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Блокадный хлеб"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский союз (именно так называлась раньше наша страна). Началась жестокая, кровопролитная Великая Отечественная война. Немцы продвигались вглубь страны, уничтожая всё на своем пути. Гибли тысячи людей, горели города и сёла. Люди мужественно сражались, защищая свою Родину. Во время этой войны жителей города Ленинграда (сейчас этот город называется Санкт-Петербург) окружили фашисты. Город оказался во вражеском кольце.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_blokadnyy_hleb.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа для детей старшего дошкольного возраста
«Блокадный хлеб»
Подготовила:
воспитатель МДОБУ № 7
Иваненко Т.Д.
Цели:
Формировать знания о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года.
Задачи:
- Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- Формировать представление о блокаде, трудностях блокадного города;
- Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду;
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
- Рассматривание с детьми иллюстраций блокадного Ленинграда;
- Слушание военных песен;
- Чтение художественной литературы по теме.
Оборудование и материалы:
- Свеча, 125 грамм хлеба.
Ход занятия:
Воспитатель: В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский союз (именно так называлась раньше наша страна). Началась жестокая, кровопролитная Великая Отечественная война. Немцы продвигались вглубь страны, уничтожая всё на своем пути. Гибли тысячи людей, горели города и сёла. Люди мужественно сражались, защищая свою Родину. Во время этой войны жителей города Ленинграда (сейчас этот город называется Санкт-Петербург) окружили фашисты. Город оказался во вражеском кольце. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют «блокадой». Это было тяжёлое время. 900 дней и ночей город был оторван от Большой земли. Очень рано грянули морозы. Было очень холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Не было никакого подвоза продовольствия к городу. А ведь с начала войны еды стало требоваться больше, так как в Ленинград приходили беженцы с захваченных врагом районов.
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом –ни света, ни воды.
Был хлеб –довесочек беды.
Сон превращался в забытьё.
Быт превращался в бытиё.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли тёмный страх.
Мы умирали…город жил,
Исполнен малых наших сил.
В это время самым главным врагом жителей Ленинграда был голод. Самым вкусным и сладким продуктом для них была не конфета, а крошечный ломтик чёрного хлеба, который выдавали по специальным карточкам. Если кто-то терял карточку, то вообще оставался голодным. Осенью 1941 года нормы продовольствия снизились в 5 раз. Рабочие получали по 250 грамм в день, все остальные – по 125 грамм.
Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125.
Только тот, кто на той войне не был,
Вкуса хлеба не сможет понять.
Вы представьте, как детские руки
Прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее
Тех единственных крохотных грамм.
Ребята, как вы думаете, 125 грамм хлеба - это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? (ответы детей). А для того времени это было много, так как маленький кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.
Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. В этом хлебе почти не было муки. В него добавляли жмых, целлюлозу, соду, отруби. Форму для выпечки хлеба смазывали соляровым маслом. Есть такой хлеб можно было, как говорили сами блокадники, «только запивая водой и молитвой». Но и сейчас для них нет ничего дороже блокадного хлеба.
А далеко, за кольцом блокады было продовольствие, масло, мука, мясо. Но достать это было очень трудно. Ведь враг беспощадно бомбил город днём и ночью. Лишь одна только дорога связывала блокадный Ленинград с большой землёй. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, которую прозвали «Дорогой жизни». Как вы думаете, ребята, почему её так назвали? (ответы детей). По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Не все машины доезжали до места назначения. Иногда они проваливались под лёд вместе с провизией и даже вместе с людьми.
Дорога жизни узким коридором
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город,
В том страшном и чудовищном аду.
Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах. А 13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но полное освобождение Ленинграда наступило только через год. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.
Такого дня не видел Ленинград,
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди.
На том месте, где было прорвано кольцо блокады сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание города-героя.
Сегодня, 27 января, мы празднуем освобождение Ленинграда от фашистских захватчиков. Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. Я предлагаю вам зажечь свечу памяти и почтить память всех, кто погиб в то нелёгкое время Минутой Молчания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека тем доверительных бесед с детьми старшего дошкольного возраста.
В детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту,справедливость, честность, вежливость. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других люд...
План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.
План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.Цель: создать условия для урегулирования конфликта;Задачи:Образовательная: Создать условия для формирования ...
Тематическая беседа с детьми старшей группы."Откуда хлеб пришел"
Беседа с детьми старшей группы: «Хлеб – всему голова»...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб-всему голова».
Цель: познакомить детей с новыми пословицами и поговорками русского народа о хлебе;объяснить детям что хлеб является ежедневным продуктом;закрепить знания детей о долгом пути хлеба...
Беседа с детьми старшей группы "Блокадный хлеб"
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда - развивать у детей умение слушать и способность сопереж...
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб — наше богатство»
Цель: формирование у детей представления о ценности хлеба.Задачи:- расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;- углубить и расширить знание детей о хлебе- воспитывать бережное отн...
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Беседа об алфавите"
Дети узнают о том, что такое древнее рисуночное письмо,как возникла азбука, кто является её создателем, сколько всего букв в русском алфавите и в каком порядке они следуют друг за другом ....