конспект нод"Народные промыслы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Бубенчикова Наталья Геннадьевна

знакомство детей с изделиями народных промыслов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Народные промыслы»

Цель: Развитие речи воспитанников через знакомство детей с изделиями народных промыслов.

Задачи:
Образовательные:
- Закрепление знаний воспитанников о  видах народного прикладного искусства (гжель,  хохлома, филимоновская, дымковская  и богородская игрушки), с их характерными особенностями;
- Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа;
- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при пении частушек.
Развивающие:
- Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству родной страны, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Материалы и оборудование:
Изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, Филимоново, богородская игрушка, кукла Марья- искусница, сундук, конверты с заданиями, мини- музей «Народные промыслы России»,разрезные картинки с иллюстрациями «Хохлома» и Гжель», презентация «Легенда о мастерах», набор цветочков красного и синего цвета (по количеству детей).

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? (ответы детей)

 А какая наша страна по размерам? (показываю на карте)

Большая, великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки».

 Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу)

Откуда же берутся такие мастера? Хотите узнать, тогда присаживайтесь на стулья, а я вам расскажу.

 Послушайте такую сказку: Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала-залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.

Мастера трудились, их мастерство росло, и повсюду стали появляться их изделия, это были и игрушки, и мебель, и посуда. С годами век технологий вытеснил мастеров, и изделий, выполненных руками мастеров, стало все меньше, они стали дорогими, и в разных городах стали создаваться музеи.

А кто знает, что такое музей? (ответы детей).А для чего они создаются?(для того чтобы сохранить историю русских ремесел и чтобы мы с вами могли  увидеть изделия великих мастеров)

В прошлом году мы с вами с помощью ваших родителей создали свой мини - музей, давайте им полюбуемся экспонатами нашего музея.

Что такое экспонат? (ответы детей) Это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

Воспитатель: - Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

Дети вместе с воспитателем подходят к музею и замечают, что некоторых экспонатов нет, а вместо них лежат конверты с заданиями. Рядом с музеем стоит сундук.

Воспитатель: Посмотрите дети, это коварный Кощей – Бессмертный заколдовал наши экспонаты и поместил их в свой сундук, мы можем их взять, только выполнив его задания. Вы готовы вернуть их. Тогда присаживайтесь.

  1. Чтобы расколдовать первый экспонат нам нужно взять коробку для сенсорики, в ней помещены дымковские игрушки. Вам надо на ощупь определить, что это за игрушка и рассказать о ней. По очереди приглашаются несколько воспитанников, которые рассказывают о дымковской игрушке, называют название, материал, описывают внешний вид.

Молодцы! Вы расколдовали дымковские игрушки, и мы можем вернуть их в наш музей.

Физминутка

  1. Посмотрите, во втором задании мы сможем расколдовать сразу два ремесла. Вам надо разделиться на команды. Каждой команде я дам по конверту, в нем разрезная картинка. Ваша задача собрать ее и определить, какое ремесло на ней изображено.

 Дети собирают картинки, называют ремесло, и один из представителей каждой команды рассказывает об этом ремесле.

Молодцы, вы вернули в музей хохломские изделия и гжель.

Чтобы ваши глазки отдохнули, проведем веселую гимнастику для глаз.

Проводится гимнастика для глаз на презентации.

  1. В третьем задании предстоит расколдовать игрушку. Я буду читать загадку, а вы догадайтесь что это.

 Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая,

Необычная, смешная,

И чуть-чуть пузатая.

-Подожди минуточку

Ты откуда уточка?

Уточка свистит моя:

-Филимоновская я!

 Кто из вас догадался, про какой промысел я говорю. Расскажите, откуда появились эти игрушки.(ответ ребенка)

Издревне весной на Руси устраивались гулянья, пели песни, водили хоровод и пели частушки. Кощею – Бессмертному скучно в своем мрачном царстве, вот он и просит, чтобы вы повеселили его и спели веселые частушки. (Несколько детей исполняют частушки).

Молодцы, осталось совсем немного. Забавные игрушки свистульки вернулись на свои места.

  1. Давайте посмотрим, какого -же экспоната нам не хватает? Правильно –это богородская игрушка. Кто из вас может рассказать о ней. Чтобы ее вернуть давайте немного поиграем в игру «Один много». Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа

Дети встают в круг, воспитатель в середине с мячом, кидает мяч в руки и говорит слово в единственном числе, а ребенок в ответ во множественном. Пример: дымковская барышня – дымковские барыни, хохломской узор…, филимоновский барашек…

Итог Нод. Молодцы вы хорошо потрудились, вернули все экспонаты. Давайте подведем итог.

О чем мы сегодня говорили, что делали, что вам понравилось больше всего (ответы детей).

Рефлексия. Посмотрите в волшебном сундуке еще кто-то. Это же наша Марья – искусница, тоже пришла к нам в гости, посмотреть наш музей, да не с пустыми руками, она принесла вам раскраски «Народные промыслы».

Но она немного опечалена, ее платье за время путешествия немного выгорело, постарело. Давайте его украсим. На тарелочке цветочки: если вам все понравилось, было интересно, то украсьте платье Марьи красным цветочком, а если было скучно, то синим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства"

Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства" для старшей группы...

Конспект занятия «Народные промыслы России»

Программное содержание:- Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве;- Закрепить умение детей использовать народные мотивы и технические приемы в продуктивно...

Конспект занятия "Народные промыслы"

Воспитывать любовь к народному искусству народным промыслам: создающему красоту на радость людям. Познакомить с росписью Гжель, Хохлома, её характерными особенностями, элементами росписи....

Конспект занятия «Народные промыслы, оренбургский пуховый платок» (2023г)

Знакомство с народными промыслами Оренбуржья....

Конспект занятия "Народные промыслы России " в подготовительной группе

ЗадачиОбразовательные:Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.Побуждать к стремлению состав...

Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка"

Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка" в подготовительной группе...

Конспект ООД «Народные промыслы»

Конспект ООД с детьми подготовительной группы«Народные промыслы»Цель: формирование представлений о народных промыслах (Дымка, Хохлома, Гжель, Бирюсинка)Задачи:Образовательные:Расширять и з...