Статья К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка
К вопросу о применение средств музыкотерапии в психологическом развитии дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_voprosu_o_primenenie_sredstv_muzykoterapii_v_psihologicheskom_razvitii_doshkolnikov_1.docx | 18.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
СУРМИЛО МАРИНА ВАЛЕРЬЕВНА
Г. НОВОАЛТАЙСК
Музыка и психология имеют общий объект — человека. Не секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции. Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Очень важно пробудить интерес к познанию. Музыка способствует познанию и оценке действительности, вызывает эстетическое наслаждение, эмоции и мысли, активизирует творческие способности, двигательные реакции.
Работая музыкальным руководителем в дошкольном учреждении, музыка и психология показались для меня неотделимыми друг от друга и одинаково важными в развитии маленького человека.
Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни нашего дошкольного учреждения. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.
Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.).
Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.
К слушанию музыки относятся: беседы или занятия, когда музыка звучит фоном; специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного; упражнения на внутреннее слышание.
Так же пассивная музыкотерапия, а в частности слушание может быть представлено следующими видами: музыкопробуждение - включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием в момент приема детей в детский сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна. Музыкосон - прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей. Музыконаслаждение – слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психологического оздоровления.
Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:
- специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
- использовать на занятиях другие виды музыкальной деятельности детей: музыкальное движение, пение, игру в оркестре, дирижирование;
- использовать произведения других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки, а музыкальные произведения вызывают у детей интерес и положительные эмоции[2,с.47] .
Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, - преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).
Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия - ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.
Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оказывает организующее и дисциплинирующее воздействие[2, с.79].
Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми [3, с.48].
Следует отметить, что эти формы музыкотерапии просты и доступны в обстановке любого дошкольного учреждения.
Опыт практики свидетельствует, что с помощью музыкальной психотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей. Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребёнка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.
Таким образом на основании анализа работ известных педагогов – музыкантов (Д.Д.Кабалевского, В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, Б.Асафьева и др.), личного опыта работы можно сделать заключение о том, что музыка украшает жизнь, делает ее более интересной, а также играет важную роль в общей работе по воспитанию наших детей.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.
Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение определённых умений не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
Список литературы:
1. Батова Т.Е. и авт. коллектив. Актуальные проблемы психопедагогики. – М., 1997.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение», 1984.
3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль «Академия развития», 1997.
4.Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Игры и игрушки в жизни и развитии дошкольника»
Игрушки в жизни ребенка незаменимая вещь. Многие дети любят играть в мелкие игрушки и обязательно их должно быть много. Другие наоборот, предпочитают большие, мягкие, шумные и т.д. Есть дети, которые ...
статья "Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников. "
Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников....
Статья "Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента"
В статье раскрыты основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента, задачи, решаемые педагогами при включении нацонально-регионального компонента в учебно-воспитательное и корре...
Статья для родителей "Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника".
Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытн...
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья затрагивает вопрос изучения инновационных практик речевого развития дошокольников в условиях дошкольной образовательной организации. Данная статья будет полезна воспитателям детских садов, а та...
Статья "К вопросу о взаимодействии педагога и родителей дошкольников с нарушением слуха"
В статье раскрываются проблемы взаимодействия со стороны родителей детей с нарушением слуха и со стороны специалистов, работающих с этими детьми. В статье обозначены основные направления и ...
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического р...