«Роль игры в адаптации детей раннего дошкольного возраста.»
проект (старшая группа)
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени забудутся негативные сдвиги адаптационного процесса. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32 дня), тяжелую (32-64 дней).
I. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому коллективу.
II. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам.
III. Гнев - порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице.
IV. Положительные эмоции - Обычно впервые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на новизну.
V. Социальные контакты - уже в три года малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта.
VI. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций.
VII. Социальные навыки -под прессом малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома.
VIII. Особенности речи – у некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, вплоть до ее потери, но в процессе привыкания речь восстанавливается.
IX. Двигательная активность - во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.
X. Сон – в начале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
XI. Аппетит - чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем.
Итак, адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу.
Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность.
Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Так как игра – занимает важное место в жизни маленького человека. Использование в адаптационный период игровых моделей поможет ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду, снять эмоциональное напряжение. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Задача воспитателя в этот период для ребенка - стать другом, товарищем по игре, с которым интересно. Постепенно вовлекаем детей в совместную игру с новичками. Игры в адаптационный период формируют эмоциональный контакт, доверие ребенка к воспитателю. Первые дни новичок осваивает игровую деятельность. Знакомится с игровыми уголками группы. Ласково обращаясь к ребенку, поддерживая его интерес к той или иной игрушке, воспитатель в свою очередь побуждает его к общению, ищет свой индивидуальный подход к каждому ребенку.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям, тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Детские игры очень разнообразны. Наиболее распространенные детские игры в адаптационный период детей:
Сюжетно-ролевая игра; Подвижные игры; Дидактические игры; Театрализованные игры; Пальчиковые игры; Сказкатерапия; Музыкатерапия; Сенсорные игры
Методика проведения игр, направленных на сближение друг с другом и педагогом
Игра- давайте познакомимся!
Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что безусловно, привлекает малышей).Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на большие расстояния. Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но её можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.
Игра - раздувайся, пузырь!
Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
- Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
- Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул, и игра начинается сначала.
Игры в работе с детьми в период адаптации:
В возрасте 2-3 лет дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия.
Игры, используемые в работе, подбираются с учетом возрастных возможностей детей, с учетом использования и в повседневной жизни. Игры направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, их целью является:
- осознание собственных чувств и переживаний;
- развитие интереса к сверстникам;
- развития умения действовать согласованно.
Эти игры способствуют снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимому отношению к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе.
Также используются игры, целью которых является развитие:
- слухового внимания, восприятия;
- речи, активного словаря;
А также усвоение сенсорных эталонов и расширение кругозора.
Вывод:
Развитие эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциональными модулями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.
Список используемой литературы:
- Светлакова. – СПб.: ОО «Светлячок», 1998.
- Развитие общения у дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1974.
- Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду». – Ростов-на-Дону., 2005.
- Сертакова Н.М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Игра в коррекции психического развития детей /Под ред. О.А. Карабановой. – М., 1997.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_adaptatsii_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta.na_bally.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидура З.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 22 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
«Роль игры в адаптации детей раннего дошкольного возраста.»
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени забудутся негативные сдвиги адаптационного процесса. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32 дня), тяжелую (32-64 дней).
I. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому коллективу.
II. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам.
III. Гнев - порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице.
IV. Положительные эмоции - Обычно впервые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на новизну.
V. Социальные контакты - уже в три года малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта.
VI. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций.
VII. Социальные навыки -под прессом малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома.
VIII. Особенности речи – у некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, вплоть до ее потери, но в процессе привыкания речь восстанавливается.
IX. Двигательная активность - во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.
X. Сон – в начале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
XI. Аппетит - чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем.
Итак, адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу.
Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность.
Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Так как игра – занимает важное место в жизни маленького человека. Использование в адаптационный период игровых моделей поможет ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду, снять эмоциональное напряжение. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Задача воспитателя в этот период для ребенка - стать другом, товарищем по игре, с которым интересно. Постепенно вовлекаем детей в совместную игру с новичками. Игры в адаптационный период формируют эмоциональный контакт, доверие ребенка к воспитателю. Первые дни новичок осваивает игровую деятельность. Знакомится с игровыми уголками группы. Ласково обращаясь к ребенку, поддерживая его интерес к той или иной игрушке, воспитатель в свою очередь побуждает его к общению, ищет свой индивидуальный подход к каждому ребенку.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям, тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Детские игры очень разнообразны. Наиболее распространенные детские игры в адаптационный период детей:
Сюжетно-ролевая игра; Подвижные игры; Дидактические игры; Театрализованные игры; Пальчиковые игры; Сказкатерапия; Музыкатерапия; Сенсорные игры
Методика проведения игр, направленных на сближение друг с другом и педагогом
Игра- давайте познакомимся!
Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что безусловно, привлекает малышей).Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на большие расстояния. Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но её можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.
Игра - раздувайся, пузырь!
Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
- Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
- Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул, и игра начинается сначала.
Игры в работе с детьми в период адаптации:
В возрасте 2-3 лет дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия.
Игры, используемые в работе, подбираются с учетом возрастных возможностей детей, с учетом использования и в повседневной жизни. Игры направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, их целью является:
- осознание собственных чувств и переживаний;
- развитие интереса к сверстникам;
- развития умения действовать согласованно.
Эти игры способствуют снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимому отношению к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе.
Также используются игры, целью которых является развитие:
- слухового внимания, восприятия;
- речи, активного словаря;
А также усвоение сенсорных эталонов и расширение кругозора.
Вывод:
Развитие эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциональными модулями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.
Список используемой литературы:
- Светлакова. – СПб.: ОО «Светлячок», 1998.
- Развитие общения у дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1974.
- Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду». – Ростов-на-Дону., 2005.
- Сертакова Н.М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Игра в коррекции психического развития детей /Под ред. О.А. Карабановой. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ...
Родительское собрание «Роль игры в развитии детей раннего дошкольного возраста»
Данная методическая разработка будет полезна воспитателям в подготовке и проведении родительского собрания....
Презентация «Роль игры в развитии детей раннего дошкольного возраста»
презентация на тему "Роль игры в развитии детей младшегоо дошкоольного возраста"...
Роль игры в развитии детей раннего дошкольного возраста.
Сухомлинский В. А. писал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – эта искра...
Роль игры в адаптации детей младшего дошкольного возраста
Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и что нужно сделать, чтобы она прошла наиболее гладко и комфортно для малыша...
«Многофункциональные развивающие игры и пособия своими руками, как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»
«Многофункциональные развивающие игры и пособия своими руками, как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» Воспитатель: О.С. Эльмесова первая квалификационная...
Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста”
Мастер-класс для педагогов«Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста.Цель: Познакомить педагогов с разнообразием игр с водой в условиях дет...