Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста”
план-конспект занятия по психологии
Мастер-класс для педагогов
«Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста.
Цель: Познакомить педагогов с разнообразием игр с водой в условиях детского сада, с их эффективностью и возможностями в развивающей работе с детьми раннего возраста.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Педагогу необходимо помочь ребенку найти себя, предложить ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя. Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными способами игры.
За все время работы, я открыла для себя много возможностей и способов работы с детьми младшего возраста. Задача моей работы заключается в том, дать возможность ребенку пофантазировать, играя, реализовать свои внутренние желания и потребности. Очень благодатной почвой для реализации данной задачи, является работа с водой.
Вода для малышей — самый любимый объект для игр. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка!
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.
Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем детском саду при помощи различных игр, в том числе и с водой.
Особое значение использования воды в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детском саду, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду
Вода буквально притягивает к себе маленького ребенка. Стоит только наполнить ведерко или тазик водой, как его руки сами туда тянутся. А разве пройдет малыш равнодушно мимо фонтана или лужи?!
Игры с водой вызывают у детей раннего возраста столько положительных эмоций. Например, стоит во время утреннего приема сказать плачущему малышу: «Не плачь, пойдем лучше с водичкой поиграем», слез как не бывало, бежит в группу, забыв даже попрощаться с мамой.
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Первые игры с водой ребёнок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, мы одновременно решаем много разных задач.
- Чему способствуют игры с водой? (ответы педагогов).
Итак, игры с водой:
• Способствуют физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию).
• Знакомим ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).
• Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями: далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т.д.
• Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
• Способствуют расширению и обогащению словаря детей.
Игры с водой делают жизнь ребёнка разнообразнее и интереснее. Каждый ребенок с удовольствием принимает в них участие.
Чтобы организовать игры с водой нужно:
• Установить ёмкость с водой на устойчивый столик. К ёмкости должен быть свободный доступ.
• Верхний край ёмкости для воды должен находиться на уровне пояса ребёнка.
• Уровень воды должен быть не более 7 см.
• Перед игрой закатать ребёнку рукава и одеть фартучек.
• Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки-забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, жёлуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы-заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.
Обязательно знакомим с правилами поведения во время игр с водой:
o играть дружно, не мешая другим;
o не отбирать игрушки;
o аккуратно стряхивать водичку с сачка, чтобы она не лилась на пол;
o учить бережно относиться к воде;
o не выливать воду на детей и пол.
Игры с водой можно разделить на две группы:
o на контактные;
o на игры с предметами – орудиями.
Контактные игры с водой – это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу. Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой.
Контактные игры с водой целесообразно проводить с детьми в адаптационный период, когда дети особенно нуждаются в поддержке взрослого, в его понимании. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.
Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.
Эти игры хороши тем, что в них могут участвовать как дети, так и взрослые.
Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми.
В нашем мастер-классе мы использовали гидрогелевые шарики орбиз.
Раз, два, три четыре, пять!
С шариками будем мы играть!
Сначала мы сделаем массаж пальчиков и ладошек:
Цель: создание позитивного настроения
- Здороваемся с внутренней стороной ладошек и с внешней стороной.
- А теперь давайте поздороваемся пальчиками, кулачками
- А сейчас опустите ладошки чуть глубже, в шарики. И поочередно потрите пальчиками (указательными, средними, безымянными, мизинчиками).
Теперь наши пальчики достали до самого дна и шагают по «дорожке».
-Вот бегут босые ножки,
-Прямо по дорожке.
2. Определить какими свойствами обладают шарики, теплые-холодные, гладкие-шероховистые, цветные, круглые-квадратные и тд.
3. Следующее упражнение с волшебными камушками, вам необходим погрузить их в воду и найти их.
4. Упражнение с предметами-орудиями - это игры, в процессе которых дети овладевают различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т.д. Ловим ложечкой шарики.
5. Приплыла рыбка (обеими руками делаем стрелочку в шариках), плюхнула в правую сторону, плюхнула в левую сторону (сначала правой рукой, потом левой). Развиваем координацию, направление и мелкую моторику.
Таким образом, игры с водой, могут быть мощным ресурсом предметно развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, создавая условия для познания окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ...
Мастер-класс «Игры – эксперименты с водой в период адаптации детей раннего возраста»
Материал содержит описание игр, которые благоприятно и оптимально помогают создать условия для адаптации малышей к детскому саду. Снижается высокий уровень психофизического напряжения малышей в п...
«Роль игры в адаптации детей раннего дошкольного возраста.»
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени забудутся негативные сдвиги адаптационного процесса....
Дидактические игры в период адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Цель проведения игр – помочь детям в период адаптации в детском саду. Задачи:-Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе;-Снять эмоциональное и мышечное напряжения;-Формировать ...
Методический сборник «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду». Из опыта работы
Методическое пособие содержит теоретические аспекты, методические рекомендации и консультации для воспитателей, родителей в адаптационный период детей раннего дошкольного возраста. В нём представлены:...
«Многофункциональные развивающие игры и пособия своими руками, как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»
«Многофункциональные развивающие игры и пособия своими руками, как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» Воспитатель: О.С. Эльмесова первая квалификационная...
Адаптация детей раннего дошкольного возраста. Советы родителям для легкой адаптации.
Детям раннего возраста особенно тяжело привыкать к условиям дошкольного учреждения. Они еще слишком привязаны к матери и боятся всего нового, незнакомого. С первых дней жизни ребенку прививаются особы...