"Разноцветные кирпичики"Обучение дошкольников правилам семейного этикета в игре
проект

ольганиколаевнакостина

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Определить значение семьи и семейного этикета для воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста;
  2. Выявить условия успешного взаимодействия детского сада и семьи; оптимальные формы сотрудничества воспитателей и родителей;
  3. Выделить наиболее эффективные методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста правилам семейного этикета;
  4. Изучить отношение родителей к правилам современного этикета; уровень сформированности культуры поведения в семье у детей старшего дошкольного возраста;
  5. Подготовить и провести родительские собрания, консультации, совместные с родителями досуги и развлечения, Дни открытых дверей, а также наглядно-информационные материалы; разработать игры, занятия, беседы, подобрать художественные произведения, способствующие обучению детей старшего дошкольного возраста правилам семейного этикета;
  6. Проверить экспериментально их эффективность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл img_20200126_0001.docx57.52 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Солнечногорского муниципального района

Московской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10»

Юридический адрес: 141500 Московская область,                                                         телефон 8(4962)64-25-14

г. Солнечногорск, ул. Вертлинская, д. 21                                                                         E-mail: det_sad10@mail.ru; сайт:  10soledu.ru                      

Проект                                                                              

«Обучение дошкольников правилам семейного
этикета в игре.»

Выполнила: Костина Ольга Николаевна

   

Содержание

Введение        3

Глава первая. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

  1. Теоретический подход к проблеме воспитания культуры поведения у

детей дошкольного возраста                        6

  1. Значение семейного этикета в воспитании культуры поведения у детей

дошкольного возраста        14

  1. Методы обучения детей дошкольного возраста правилам семейного

этикета        18

Введение.

В последние годы значительно возрос интерес общества к правилам этикета, в основе которых лежит уважительное и тактичное отношение к человеку. Этикет, являясь регулятором поведения, дает сведения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности.

Этому вопросу уделяли внимание такие педагоги как Н.Е. Богуславская, М.С. Зимина, Н.А. Купина, И.Н.Курочкина, С.А. Насонкина и др. Но в то же время, можно отметить недостаточность необходимой методической литературы, содержащей описание форм, методов и приемов формирования у детей навыков поведения в семье, а также выявления роли и места семейного этикета в жизни дошкольников.

Обучение детей правилам семейного этикета должно начинаться с раннего детства. Это обусловлено тем, что дошкольный возраст является периодом интенсивного развития личности ребенка, его познавательных процессов. Анализ практики работы старшей группы ДОУ «Улыбка» показал, что воспитатель не уделяет достаточного внимания этой проблеме, не полностью владеет содержанием этикета и методикой внедрения его в жизнь ребенка. При этом воспитатель не привлекает родителей к работе по обучению детей правилам этикета или занимает позицию «над» родителями. Такое положение теории и практики обусловило актуальность исследования.

Семейный этикет включает в себя такие правила поведения, которые способствуют приятному и счастливому общению близких людей. Для того, чтобы оценить важность этих правил, необходимо четко представлять себе значение семьи в жизни каждого человека и особенно ребенка.

Известно, что семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания заключена в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Однако современная семья не может воспитывать ребенка в отрыве от других воспитательных институтов - детского сада, школы, различных кружков, секций и т.д. Без взаимодействия, взаимодополнения этих близких ребенку структур, не может быть полноценного воспитания, образования. В семье и в детском саду ребенок получает первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, о ценностных установках, которые осваивает дошкольник. Но, к сожалению, далеко не все семьи уделяют должного внимания воспитанию своих детей. Это связано с различными факторами: некоторые родители слишком увлечены собственной карьерой, некоторые - не умеют и не знают, как правильно это делать. Помочь таким семьям - задача дошкольного учреждения. Поэтому наилучших результатов можно достичь только в совместной работе воспитателей и родителей по формированию этикетных представлений у детей дошкольного возраста. Здесь важно обеспечить единство педагогических требований.

Обучая правилам семейного этикета, мы подчеркиваем необходимость соблюдения искреннего доброжелательного отношения к людям. Современный этикет в своей основе держится на нравственных законах, главные из которых мы можем сформулировать так: «Старайся не ставить людей в неудобное положение» и «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Факт развития нравственной и эстетической воспитанности при формировании основ семейного этикета особо значим в плане того, что современная жизнь сложнее правил, и в ней встречаются такие ситуации, которые не могут быть предусмотрены даже самым полным сводом правил этикета. Поэтому сегодня считается важным не просто заучить сами правила, а понять «дух», суть и смысл этикета, то есть, в конечном счете, усвоить основные принципы, лежащие в основе этикета. Прежде всего, это принцип гуманизма, человечности, который воплощается в ряде моральных требований, обращенных непосредственно к культуре взаимоотношений.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Выявить наиболее эффективные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи при обучении детей старшего дошкольного возраста правилам семейного этикета.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: культура поведения детей старшего дошкольного возраста, проявляемая в семье.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста при обучении правилам семейного этикета, осуществляемый во взаимодействии семьи и детского сада.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Определить значение семьи и семейного этикета для воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста;
  1. Выявить условия успешного взаимодействия детского сада и семьи; оптимальные формы сотрудничества воспитателей и родителей;
  1. Выделить наиболее эффективные методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста правилам семейного этикета;
  1. Изучить отношение родителей к правилам современного этикета; уровень сформированности культуры поведения в семье у детей старшего дошкольного возраста;
  1. Подготовить и провести родительские собрания, консультации, совместные с родителями досуги и развлечения, Дни открытых дверей, а также наглядно-информационные материалы; разработать игры, занятия, беседы, подобрать художественные произведения, способствующие обучению детей старшего дошкольного возраста правилам семейного этикета;
  1. Проверить экспериментально их эффективность.

ГИПОТЕЗА.

Обучение старших дошкольников правилам семейного этикета будет протекать наиболее эффективно, если:

  • воспитатель проводит эту работу в сотрудничестве с родителями;
  • использует разнообразные методы, приемы и формы работы;
  • проводит систематическую работу по ознакомлению детей с этикетными правилами как на занятиях, так и вне их;
  • проводит специальные мероприятия, в которых проявляется соблюдение правил семейного этикета, таких как праздники, совместные праздничные чаепития и др.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

  1. Анализ психолого-педагогической литературы.
  1. Наблюдение и беседы с детьми в детском саду.
  1. Демонстрация (рассматривание) картин, книжных иллюстраций.
  1. Специально организованные занятия по этикету; закрепление знаний на других занятиях (рисование, развитие речи).
  1. Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные игры и представления, игры-инсценировки, народные игры, игровые упражнения.
  1. Чтение художественной литературы.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Исследование проводилось на протяжении января - мая 2005 года. Экспериментальная работа велась на базе ЦО №1681 ДОУ «Улыбка» ЮЗАО г. Москвы в старшей возрастной группе.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА.

  1. Значение семьи и семейного этикета в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для ребенка семья важна, прежде всего, потому, что именно она дает первые и самые важные знания о жизни, в ней он получает полноценное воспитание, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Она создает для его роста материальные и моральные условия, формирует нравственные жизненные основы и полоролевые установки, ориентирующие на мужское или женское начало. У ребенка начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер, что влияет на взаимоотношения детей с родителями и сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми, помогает им ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение.

Становление личности находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально-нравственной атмосферой, существующими семейными традициями и т.д. Поэтому воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания нравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. А от семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Исторически сложилось, что в отечественной педагогике вопросам семейного воспитания и роли семьи в жизни человека уделяется значительное внимание. Еще в Древней Руси появились первые письменные правила поведения в семье, составленные князем Владимиром Мономахом. В «Поучениях к детям» отразилась идея древнерусской педагогики о том, что семейное воспитание связано с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями. Владимир Мономах писал, что воспитание детей должно проходить в любви и уважении к родителям, в почитании предков. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.) Так, князь ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом.

В середине XVI века был создан еще один уникальный труд, полное название которого «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». В «Домострое» представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе», обозначены особенности того времени в отношениях родителей и детей: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей... Воспитай детей в запретах, - и найдешь в них покой и благословение. Не улыбайся ему, редко играя с ним: в малом послабишь - в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою...» (15, с. 159)

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внес Симеон Полоцкий, который одним из первых высказался против применения розог, суровых мер наказания детей. Он создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», где раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д.

В конце XVIII - начале XIX в. сложился новый взгляд на семейное воспитание. Высказывается мысль о том, что домашнее воспитание — нелегкое, серьезное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И. Новиков), давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н. Радищев). Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание многих авторов: В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.И. Пирогова, Н.А. Добролюбова и других. Они критикуют современное им семейное воспитание, которому присущи такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных способностей и дарований, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. В то же время ими высказываются предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

Во второй половине XIX - начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева и других. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие творческой личности, которое основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей.

В педагогических трудах послереволюционного периода проблема домашнего воспитания отходит на второй план и рассматривается в основном в русле взаимодействия с общественным. Исключение составляют работы Н.К. Крупской, которую глубоко волновал вопрос о новой семье, о новых отношениях между супругами, между родителями и детьми. Она страстно возражала против утверждения об отмирании семьи при социализме: все бытовые и дошкольные учреждения создаются в помощь семье, а не для замены ее. Н.К. Крупская критиковала проекты, предлагающие сосредоточить детские воспитательные учреждения в особых городах, в отрыве и изоляции от семьи. Она высказывала мысль о том, что в семье особо велика роль матери как естественной воспитательницы. Принципами домашнего воспитания должны стать разумная забота о ребенке, уважение его личности, раннее вовлечение в дела семьи, сочетание любви и требовательности, организованный быт. Н.К. Крупская неоднократно подчеркивала, что в семье закладываются основы нравственности.

Теория семейного воспитания также занимает особое место среди педагогических проблем, освещенных А.С. Макаренко. Он строит ее в соответствии с идеей о воспитательной роли коллектива. Семья рассматривается как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С. Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрезвычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.

Вторая половина XX в. вошла в историю педагогики и психологии началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано много монографий, сборников научных трудов, содержащих характеристику современной семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Маркова, В.Я. Титаренко и др.), исследования каких-либо конкретных, важных для теории вопросов семейного воспитания: становление начал коллективизма (Л.В. Загик), формирование нравственноволевых качеств (В.П. Дуброва, Н.А. Стародубова, Х.А. Тагирова), заботливого отношения к окружающим (И.А. Хоменко) и др. Предметом изучения стали различные виды деятельности детей в условиях домашнего воспитания: труд (Д.О. Дзинтаре, Т.А. Маркова), игра. Работы современных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике домашнего воспитания (С.В. Ковалев, А.В. Петровский, А.С. Спиваковская, О.А. Шаграева). (25, с. 13 - 18)

Роль игры в формировании представлений о семье (ее членах, их взаимоотношениях, о семейном хозяйстве) изучалась в исследованиях А.А. Анцифировой, Л.А. Арутюновой, Т.Н. Гришиной, Р.И. Жуковской, В.М. Ивановой и др. Так, например, Т.Н. Гришина определяла влияние народной игры на развитие взаимоотношений родителей и детей в семье. Народная игра, по ее мнению, является, прежде всего, источником эмоций, которые стимулируют межличностное общение детей и родителей. Во многом образ семьи у ребенка определяется содержанием общения в семье.

А.Д. Кошелева, занимаясь вопросами семейного воспитания, предложила понятие «эмоциональный образ семьи», обозначающий, что информацию о семье ребенок упорядочивает в своем сознании на языке эмоций и чувств. Поэтому важно, чтобы жизненный опыт ребенка был обогащен общением с родителями в процессе игровой деятельности.

Т.А. Маркова обстоятельно изучала различные проблемы семейной педагогики. Она систематизировала факторы, определяющие силу и стойкость семейного воспитания:

  1. Глубокий эмоциональный, интимный характер воспитания;
  1. Постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день;
  1. Объективные возможности семьи для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

Современные исследования свидетельствуют о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

А.В. Мудрик, занимающийся вопросами современной семейной педагогики, отмечал, что семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

  • Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
  • Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
  • Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
  • Технико-гигиеничесий - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. (34, с. 91)

В зависимости от того, как соединятся эти параметры, будет определен характер воспитания ребенка в семье. Прежде всего потому, что каждая отдельно взятая семья непохожа ни на какую другую. Сколько семей - столько и особенностей ее уклада, свойственных только данной семье. Все это не может не определять и условия жизни ребенка, и особенности его воспитания. При этом неизменным остается тот факт, что главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Семейное воспитание - это более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознаваемая система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом принижении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

При этом цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру. Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие детям гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, области знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности. По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т.д.).

Решающую роль в развитии ребенка, в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, ее нормы, традиции, правила поведения и способы общения. Семейный этикет помогает регулировать взаимоотношения ребенка и близких ему людей, является источником семейного благополучия.

Значение семейного этикета в жизни современного человека очень велико: укрепляются взаимоотношения с близкими и друзьями, создаются условия для приятных эмоциональных переживаний. Зная правила семейного этикета, ребенок правильно строит свои отношения с членами семьи - матерью, отцом, братьями и сестрами, дедушками и бабушками. Тем самым он участвует в создании благополучия семьи. Он эмоционально хорошо, уверенно, защищено чувствует себя в семье, что, в свою очередь, вызывает позитивные ответные чувства других членов семьи. Опыт организации семейных взаимоотношений, наблюдаемый ребенком в дошкольном детстве, во многом определяет, какой будет его собственная семья, какими будут его поведение, его отношения с супругом (супругой), детьми, старшим поколением (родителями, тестем и тещей, свекром и свекровью).

В процессе обучения детей нормам и правилам семейного этикета создаются условия для полноценного развития личности ребенка, решается множество воспитательных и образовательных задач.

  • Задачи умственного воспитания. Знакомя детей с правилами семейного этикета, беседуя об их семьях, мы расширяем кругозор дошкольников, повышаем их познавательную активность. Используя художественную литературу, содержащую проблемы домашнего воспитания, мы влияем на развитие мышления детей, формируем способности к творчеству, к принятию нестандартных решений. Это связано с тем, что дети самостоятельно пытаются анализировать поступки литературных героев, классифицировать их и сопоставлять со своим поведением или поведением товарищей.
  • Задачи нравственного воспитания. В процессе обучения правилам и нормам семейного этикета дети учатся не только любить, но и уважать своих близких, заботиться о них и доставлять им радость, приобретают первые навыки поведения в обществе взрослых и детей. Формируется опыт поведения, соответствующий принятым этическим нормам и традициям, вырабатываются нравственные привычки. С течением времени ребенок начинает приобщаться к моральным ценностям человечества и конкретного общества, постепенно овладевает принятыми в обществе правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, делает своими способы взаимодействия, выражения отношения к людям и лично к себе.

Эмоциональное воспитание ребенка. Чувства играют исключительную роль в жизни ребенка. Они «окрашивают» его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребенка к окружающему миру и самому себе. Беседы с детьми о значении семьи в нашей жизни, о том, как сделать свою семью счастливой, не могут не вызывать у детей глубоких эмоциональных реакций, позитивных чувств, настроений. Обсуждая правила семейного этикета, дети учатся эмоционально предвосхищать последствия своего поведения, регулировать свои действия и поступки.

Задачи эстетического воспитания. Готовясь к семейному празднику, дети учатся украшать помещение, правильно и красиво накрывать праздничный стол, выбирать и упаковывать подарки для своих друзей и родственников, изготавливать своими руками пригласительные и поздравительные открытки, приобретают первые навыки выбора наряда. Таким образом, формируются эстетические чувства, вкусы дошкольников, происходит развитие мотивации (потребностей, интересов) к художественно-творческой деятельности.

Задачи трудового воспитания. Усваивая правила семейного этикета, дети понимают, что внимание и забота к близким проявляется в том числе и в создании чистоты в доме. Один из способов показать маме свою любовь - помочь ей в уборке помещения: дети моют игрушки, протирают полки, подоконники и т.д. У детей появляются постоянные, ценимые другими членами семьи обязанности: поливать комнатные растения, помогать накрывать на стол, убирать свою постель и т.д. Формируется мотивация (потребности, интересы, чувство долга и ответственности), позитивное эмоционально-ценностное отношение к труду, а также система знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения трудовой деятельности.

• Задачи развития речи. В процессе обучения детей семейному этикету активно расширяется словарный запас: дети начинают понимать и использовать в речевом общении добрые, вежливые слова, слова благодарности и извинения, приветствия и прощания. Развивается диалогическая речь: дети учатся не только вести беседу, но и внимательно слушать собеседника, проявлять интерес к теме общего разговора. Дети обсуждают проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, дают аргументированные оценки; участвуют в коллективных разговорах, используют принятые нормы вежливого речевого общения (говорить не громко и не крикливо, а мягко и доброжелательно, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно).

Таким образом, знакомство дошкольников с нормами и правилами семейного этикета, формирование представлений и понятий, соответствующих этой теме, имеет особое значение, так как способствует развитию личностных и социальных отношений, достижению взаимопонимания, помогает установлению доброжелательного контакта, общих интересов, как с близкими взрослыми, так и со сверстниками, а также осознанию дошкольником себя как важной и необходимой части большого мира.

  1. Взаимодействие воспитателя и родителей в воспитании у детей
    старшего дошкольного возраста культуры поведения в семье.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, а также поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Современная наука единодушна в том, что без семейного воспитания невозможно эффективное, полноценное развитие личности ребенка. Но при всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития. Все воспитательные институты (семья, детский сад, школа, студии, секции и др.) призваны содействовать развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, взаимодополнять друг друга в созидании личности растущего человека.

В исследованиях таких педагогов, как Е.С. Бабунова, В.И. Безлюдная, А.И. Захаров, Т.А. Куликова и др. достаточно обстоятельно изучены линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения. В.К. Котырло, С.А. Ладывир указывали на то, что успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны сознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

В воспитании ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне.

Таким образом, взаимодополняемость детского сада и семьи в воспитании ребенка возможна на основе сотрудничества и взаимодействия.

Как отмечала Т.А. Куликова, сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, который осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные отношения личности, представляющие собой не только ее мнения и взгляды, но и взаимоотношения.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Несомненно, что инициатором установления сотрудничества должен быть педагог дошкольного учреждения, поскольку он профессионально подготовлен к образовательной работе и, следовательно, понимает, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

Для того чтобы взаимодействие воспитателей и родителей давало действенные результаты, способствовало установлению единства в воспитании детей, необходимо, чтобы это взаимодействие велось целенаправленно, планомерно, систематически; не менее важны конкретность и дифференцированный подход на основе знания каждой семьи и ребенка. Большое значение имеет и характер взаимоотношений воспитателя и других работников учреждения с родителями.

Целенаправленность в работе с семьей заключается в том, чтобы любое мероприятие - беседа, консультация, оформление стенда для родителей, - было направлено на достижение определенной цели. Например, беседа с родителями о роли бабушек и дедушек в воспитании детей. Цель - обратить их внимание на то, что дети учатся у родителей отношению к старшим. Воспитание в семье уважения к старшему поколению зависит от личного примера родителей, от того порядка, который заведен в семье.

Планомерность и систематичность работы с родителями предполагает ее непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к воспитанию культуры поведения ребенка в семье.

Взаимодействие с родителями наиболее действенно тогда, когда оно носит конкретный характер. Чтобы давать родителям советы и рекомендации, педагог должен хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, условия жизни и воспитания в семьях. Целесообразно проводить беседы с группой родителей, которых объединяет что-то общее (например, наличие одного ребенка в семье), встречи-беседы воспитателей с отцами, бабушками и дедушками; отдельно собирают матерей, которые воспитывают детей одни. Конкретизировать общие требования и рекомендации семье с учетом возможностей, уровня педагогической культуры родителей, подходить к семьям воспитанников дифференцированно - одно из важнейших условий успешного взаимодействия детского сада и семьи.

Немаловажное значение имеет характер взаимоотношений педагогов с родителями. Необходимо позаботиться о гуманизации и демократизации этих отношений, что означает признавать ценность каждого родителя как личности, его права на собственную позицию и ошибки.

Для того чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему воспитания ребенка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, используются разнообразные формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.

День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с работой воспитателя по обучению детей правилам семейного этикета, заинтересовать ею и привлечь к участию. Можно показать фрагмент работы - занятие по этикету, организация сюжетно-ролевых игр, чтение художественного произведения и др. После просмотра педагог беседует с родителями, выясняет их впечатления, отвечает на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. Они могут проводиться утром и вечером, когда детей приводят в детский сад или берут домой. Воспитатель может специально пригласить родителей или других членов семьи для беседы с ними. В обоих случаях четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации для родителей проводятся с целью усвоения ими определенных знаний, умений; оказание помощи в разрешении проблемных вопросов (Например, консультация «Если у ребенка есть братья и сестры...»). Инициатива проведения консультации может принадлежать и воспитателю, и родителям. Положительный результат при этом зависит от знания педагогом системы воспитания ребенка в данной семье, от того, насколько квалифицированными будут советы и рекомендации. По истечению некоторого времени после проведения консультации он интересуется тем, как родители используют полученные знания в воспитании своих детей.

Родительские собрания проводятся раз в два - три месяца. Целью таких собраний является педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры, оказание им помощи в воспитании детей, ознакомление с жизнью и работой детского сада. На обсуждение выносят два - три вопроса: один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям. Например, тема собрания: «День рождения ребенка - праздник всей семьи». Вопросы: как подготовиться к празднику; как организовать встречу друзей ребенка; какие игры можно провести в домашних условиях; предложить родителям поделиться своим опытом в праздновании детских дней рождений.

Вечера досугов и развлечений, проводимые для родителей и других членов семьи, носят тематический характер, например: «Дружная семья». Своеобразие этой формы работы заключается в том, что после краткого сообщения собравшимся предлагается посмотреть художественные выступления детей, сотрудников детского сада, самих родителей (инсценировка детьми русской народной сказки «Репка»).

Наибольшую убедительность и действенность работа с семьей приобретает при использовании комплекса наглядных средств: показа работы воспитателя с детьми, оформления папок-передвижек, фотовитрин и др. В практике дошкольных учреждений широко распространено оформление тематических выставок, знакомящих родителей с творческими работами детей: рисунками, лепкой, аппликацией, поделками из природного материала. Полезно также оформление стендов и витрин, содержанием которых являются текстовые и фотоиллюстративные материалы на определенную тему, например: «Семья в жизни ребенка». Чтобы наглядный материал был активно воспринят родителями, необходимо привлекать к нему их внимание, отвечать на возникающие у них вопросы.

Таким образом, положительные результаты воспитания детей достигаются при выполнении ряда условий успешного взаимодействия детского сада и семьи; при умелом сочетании различных форм сотрудничества; при активном включении в эту работу воспитателей и членов семей воспитанников.

  1. Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста
    правилам семейного этикета.

Методы обучения правилам семейного этикета - это способы педагогического воздействия, с помощью которого осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами современного общества.

В арсеналах педагогики имеются самые разнообразные приемы и средства формирования культуры поведения в семье. Их разработке уделяли внимание многие педагоги: Балинская И.Р., Богуславская Н.Е., Козлова С.А., Куликова Т.А., Курочкина И.Н., Насонкина С.А., Островская Л.Ф., Ядэшко В.И. и др.

В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример взрослого - воспитателя, родителей и других близких ребенку людей. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и, прежде всего, к детям, - важный и действенный пример для подражания. Воспитатель дает детям модели поведения, демонстрирует необходимость в любой ситуации придерживаться норм и правил семейного этикета. Формируя у детей культуру поведения и обучая правилам этикета, воспитатели и родители должны постоянно соблюдать эти правила сами. Очень важно, чтобы дети видели, что у взрослых теория не расходится с практикой. Если ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, отступают от этого правила, то у него закрепится именно такой образец поведения, а также разовьется чувство недоверия к словам взрослых.

Однако одним личным примером всех вопросов обучения не решить. Процесс обучения правилам семейного этикета очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов.

Наблюдения за явлениями окружающей жизни, за поведением родителей и других членов семьи дают возможность обогатить детей яркими, полными и осознанными представлениями, вызвать у них интерес к наблюдаемому, ведут к образованию у ребенка прочной чувственной основы получаемых знаний.

Демонстрация (рассматривание) картин, книжных иллюстраций, видеофильмов дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов, уточняет, расширяет и углубляет представления об окружающем мире. При этом необходима руководящая роль взрослого, который в строгой последовательности выделяет различные стороны и свойства предмета или явления, связывает отдельные знания в целостное представление.

Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре моделируются ситуации общения, осуществляется выбор тех или иных форм этикетного поведения, нравственных установок. Играя, ребенок в яркой, доступной и интересной форме учится правилам поведения. Она заставляет ребенка задуматься над своими поведенческими манерами, например, надо ли стараться в домашней обстановке выглядеть красиво и опрятно, надо ли говорить добрые и вежливые слова близким людям, помогать маме и папе в домашних делах и так далее (сюжетно-ролевые игры «Дочки - матери», «День рождения зайки», дидактические игры «Раз одежка, два одежка», «Младшая сестренка», игровое упражнение «Верно - неверно»).

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми детей дошкольного возраста и занимают значительное место в их жизни. В этих играх дошкольники активно воспроизводят, моделируют в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых и это наполняет их жизнь богатым содержанием, закрепляет на практическом опыте навыки этикетного поведения. Еще известный психолог А.В. Запорожец указывал, что «Игра, как сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих отношений и поступков» (18, с.З)

В игре все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.

Руководство игрой требует от педагога большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен уметь направлять игру, не разрушая ее, сохранять творческий характер игровой деятельности. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая знание жизни детей, дает возможность практически закрепить это знание.

Воспитатель, включаясь в игру, демонстрирует правила этикетного поведения: показывает пример приветливого обращения к близким, умения высказать просьбу, подготовить приятный сюрприз для мамы и т.п. Однако в расширении знаний дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному восприятию этикетных правил и к неустойчивому их применению, т.е. ребенок поступит так, как надо, только в данной игровой ситуации и не перенесет свое поведение в реальную жизнь.

Педагог не должен спешить, побуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время занятий, бесед, чтения художественных произведений. Необходимо стремиться к тому, чтобы эти правила закреплялись и становились реально используемыми вне игры.

Сюжетно-ролевая игра, в процессе которой формируются навыки этикетного поведения у дошкольников, организуется в повседневной жизни детей, а также на занятиях по основам этикета. Занятия, организованные в форме игры, ближе к восприятию детей, вызывают их живой интерес и проходят очень плодотворно.

Наряду с сюжетно-ролевыми играми большое значение в процессе знакомства дошкольников с особенностями семейного этикета играют дидактические игры.

Основная особенность дидактических игр заключается в том, что они специально создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать определенные задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.

Этот вид детской игры используется воспитателем при отработке правил и норм этикетного поведения. Прежде, чем предлагать дошкольникам новую дидактическую игру, воспитатель обогащает их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения конкретной игровой задачи. И лишь затем знакомит детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, правилами игры. Анализ дидактической игры позволяет выявить знание детьми этикетных норм, умение варьировать этикетные правила в зависимости от ситуации (что надеть на прогулку, на День рожденья друга, а что носить дома).

Решению задачи обучения детей правилам и нормам семейного этикета содействуют также игры-инсценировки. Тематика игр-инсценировок должна основываться на личном опыте детей: если ребенок сможет узнать себя и своих товарищей, вспомнит реальную ситуацию недавнего времени, он не останется равнодушным. Но делать это надо тонко и деликатно, имена в инсценировках должны быть вымышленными. Такие игры, как правило, очень короткие; построенные на одном эпизоде инсценировки могут исполняться самими детьми или с помощью кукол.

Для детей дошкольного возраста очень действенным является преподнесения правил поведения в семье персонажами кукольного театра. Такой прием формирует оценочные отношения детей не только к поступкам других, но и к своим собственным. Например, к ребятам обращается Петрушка: «Сейчас я расскажу, как поступают некоторые дети, а вы будете оценивать их действия: если понравятся - хлопайте в ладоши, а если не понравятся - сидите молча».

Освоению правил семейного этикета очень способствуют игры- упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает какую-либо ситуацию, а дети также коротко характеризуют ее последствия или отвечают, как при этом надо себя вести. Если в начале игры дети затрудняются с ответами, воспитатель сам заканчивает два - три первых примера. Но уже вскоре, поняв суть игры, дети включаются в нее очень активно.

Народные игры - это игры, которые веками создавал, отбирал, хранил и шлифовал народ, передавая от поколения к поколению. Их основу составляют действия играющих, так как многие народные игры не требуют никаких игровых предметов (салки, колдунчики, «Бояре»).

В народных играх постоянно подчеркивается связь быта с нравственной культурой каждого человека и всего общества. В игре нравственные требования (честность, справедливость, взаимовыручка и др.) заключены в содержании игры, ее правилах и традициях.

Особая ценность народной игры заключается в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию. Он намерено ведет себя так, как этого требуют правила взятой роли. Подчиняясь правилам поведения в игре, ребенок способен отказаться от желаемого, быть сдержанным. В народной игре более чем где-либо требуется от ребенка умение соблюдать правила. Того, кто нарушает их, дети остро осуждают или даже изгоняют из игры. Так ребенок получает уроки справедливости, честности, учится считаться с другими и следовать нравственным нормам.

С недавнего времени в программу воспитания и обучения стали включать специально организованные занятия по формированию этикетного поведения у детей дошкольного возраста. В занятие можно включить беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, экскурсии и т.п. - все это создает условия для наилучшего усвоения принятых норм и правил поведения.

Обучение дошкольников правилам семейного этикета может проходить и на других занятиях, например, по изобразительной деятельности или развитию речи. Рисуя пригласительную открытку для родителей, разучивая стихотворение к 8 марта, дети закрепляют знание норм и традиций поведения в семье, формируется мотивация обучения семейному этикету.

Рассказ педагога - важнейший словесный метод обучения детей правилам семейного этикета. Он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует. Свободное владение материалом дает воспитателю возможность непринужденно общаться с детьми, замечать их реакцию, усиливать или, наоборот, снижать ее, используя различные средства выразительности.

Этическая беседа как метод обучения детей отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляет в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей, и, прежде всего, самих воспитанников группы. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами этикетного поведения. Этическую беседу целесообразно соединять с чтением художественного произведения, показом иллюстративного материала, демонстрацией фильма.

Эффективно включение в беседы употребленных к месту пословиц и поговорок. Они учат сравнивать и обобщать хорошие поступки, заставляют задуматься о том, удалось ли совершить добрые дела. Например: «Семья крепка ладом», «Братская любовь крепче каменных стен».

Чтение художественной литературы также создает представление о правилах поведения, нравственных нормах, побуждая ребенка искать и находить их проявления в реальной жизни. Оно помогает вызвать у детей положительные эмоции, желание правильно выполнять те или иные поведенческие действия, подражая любимым героям сказок, рассказов, поэтических произведений.

В народной сказке определяется круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, бабушка, дедушка, брат и сестра). Жанры устного народного творчества посвящены теме уважения, почитания старших в семье. В сказках подчеркивается мудрость старшего поколения, которая выручает героев сказки, попавших в беду. Тема послушания младших также затрагивается во многих сказках. Нарушение запрета, ослушание родителей приводит к несчастью, которое можно поправить, лишь пройдя ряд испытаний («Гуси- лебеди»).

Главная задача педагога состоит в том, чтобы в результате чтения и обсуждения дети самостоятельно сделали правильный вывод и поняли, чему учит эта история. Можно предложить детям припомнить или придумать аналогичную ситуацию из своей жизни или жизни литературных героев (Золушка, Буратино, Красная Шапочка и т.д.).

Сказки вводят ребенка в систему взаимоотношений родителей и детей, братьев и сестер. Доброжелательность, уход, забота о старших и младших - такова идея многих народных сказок.

Разъяснения, напоминания, показ - также одни из основных приемов воспитания у детей культуры поведения.

Все рекомендуемые методы и приемы воспитания основ семейного этикета у детей дошкольного возраста целесообразно применять как на специально организованных занятиях, так и в повседневной жизни. Они учитывают специфику занятий со всей группой детей, с подгруппами, а также индивидуальной работы.

Все педагоги, уделяющие внимание этой проблеме, подчеркивали, что осуществлять воспитание культуры поведения дошкольников важно не от случая к случаю, а систематично. А для этого необходимо, чтобы и воспитатели, и родители сами знали и следовали постоянно нормам и правилам семейного этикета, владели разнообразными формами и методами обучения детей дошкольного возраста навыкам поведения в семье.

Приложение

Игра: «Расскажи о семье по фотографии»

Оборудование: семейные фотографии.

Ход игры: Детям показывается фотография, а они должны представить себе, какая это семья: большая, дружная, веселая, в ней все любят друг друга, проявляют заботу и т.д. Игра позволяет задуматься о том, какая у тебя семья, что в ней хорошего, какие есть недостатки и почему, как их можно исправить.

Литература:

Б.В. Заходер «Никто» в кн. «Стихи и сказки»; русская народная сказка «Репка».

Игра: «Расскажи о своей маме»

Оборудование: фотографии мамы; витрина для фотографий.

Ход игры: По фотографии учащийся рассказывает о маме, начиная словами: «Моя мама - самая лучшая мама в мире». Дети характеризуют внешние и внутренние ее качества, учатся видеть лучшее в близких людях и сознательно это оценивать.

Литература:

А.Л. Барто «Мама-болельщица», «Признание», в кн. «Стихи и поэмы ...»

С.В. Михалков «А что у вас?» в кн. «Мы едем, едем, едем».

Игра : «Расскажи о бабушке и дедушке»

Оборудование: фотографии, подарки для упражнения; витрина для фотографий.

Ход игры: По фотографии ребенок рассказывает о том, почему его бабушка или дедушка - самые лучшие в мире.

 Список литература:

А.Л. Барто «Особое поручение», «Две бабушки», в кн. «Стихи и поэмы...»

Ш. Перро «Красная шапочка» в кн. «Волшебные сказки».

Игра: «За что я люблю своего брата (сестру)».

Оборудование: семейные фотографии и иллюстрации по теме.

Ход игры: Учащиеся рассказывают о своих братьях и сестрах, стараясь выявить в них самые лучшие качества, увидеть позитивное в братских отношениях.

Литература:

Г.Б. Остер «Надо с младшими делиться», «Если вы сестру решили только в шутку напугать» в кн. «Вредные советы», русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Игра «Я люблю тебя за то что ты...»

Оборудование: иллюстрации по теме, праздничные открытки, для каждого учащегося - лист красной бумаги и ножницы.

Ход игры: Каждый учащийся проговаривает эту фразу и составляет ее конец. Для этого ему надо представить, кому он может сказать такие слова. Когда все-проговорят, желательно подвести итог: как и кого мы любим, кому и как часто говорим такие слова. Важно, чтобы они часто звучали в семье и произносились искренно, доброжелательно, с улыбкой на лице.

Литература:

Л.П. Васильева-Гунгнус «Азбука вежливости»

                                       Список литературы:

  1. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. - М., 1985.
  1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? - М., 1993.
  1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
  1. Балинская И. Забавный этикет для юных леди и джентльменов. - М.,2002.
  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург, 1997.
  1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. - М., 1997.
  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991.
  1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 1983.
  1. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада/Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М., 1989.
  1. Вместе с родителями дошкольников/ Под ред. Т.А. Марковой. - М., 1961.
  1. Все об этикете. - М., 2004.
  1. Галина Л. Вежливость воспитывается вежливостью// Ребенок в детском саду: 2001 - № 2.
  1. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. - М., 1997.
  1. Даренская Л. Воспитание культуры общения// Ребенок в детском саду: 2002 - № 1.
  1. Домострой. - М., 1971.
  1. Домострой. - СПб., 1994.
  1. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М., 1986.
  1. Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей. - Минск, 1997.
  1. Закон РФ «Об образовании» (1992). - М., 1996.
  1. Запорожец А.В. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.
  1. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений. 16 марта 1999 г. Москва. - М.: МГПУ, 2000.
  1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России/ Под ред. З.И. Васильевой. -М., 2001.
  1. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1988.
  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2001.
  1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. -М., 1982.
  1. Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. - М., 1995.
  1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.
  1. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. - М., 2003.
  1. Курочкина И.Н. Мир общения: уроки этикета для младших школьников. - М., 2000.
  1. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М., 2001.
  1. Курочкина И.Н. Этикет в деятельности педагога дошкольного профиля. - М., 2004.
  1. Курочкина И.Н., Черник Т.В. Этикет в нашей жизни: исторический и методический аспекты. - М., 1994.
  1. Куцакова Л. Когд а семья - коллектив// Дошкольное воспитание: 1990 - №7.
  1. Латышина Д.И. История педагогики. - М., 2002.
  1. Листраткина В. Индивидуальная работа с семьей// Дошкольное воспитание: 1993 - № 5.
  1. Макаренко А.С. О воспитании. - М.,1988.
  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2000.
  1. Насонкина С.А. Уроки этикета. - С.-Пб., 1998.
  1. Нравственное воспитание на современном этапе. Материалы научно - практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов учебных педагогических заведений. 29 февраля 2000 г. - Москва/Научный редактор - Т.А. Куликова. - М.: МГПУ, 2001.
  1. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М., 1987.
  1. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995.
  1. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.
  1. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.,1981.
  1. Пламенное слово. - М., 1978.
  1. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М., 1986.
  1. Ушинский. - М., 1998. - (Антология гуманной педагогики).
  1. Хоменко И.А. Филосовско-психологические модели взаимодействия детей и родителей. - СПб., 1995.
  1. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. -М., 2001.
  1. Школа этикета: Поучения на всякий случай/ Авт.-сост. Л.С.Лихачева. - Екатеринбург, 1998.
  1. Энциклопедия хороших манер / Составитель В.Пивовар. - СПб., 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников правилам этикета

Методика обучения детей правилам этикета на музыкальных занятиях....

«Обучение дошкольника правилам семейного этикета» консультация для родителей

Правила семейного этикета, которые осваивает дошкольник: - Дома желательно быть красивым и приятным внешне; - Проявлять к близким внимание и заботу; - Быть добрым, нежным и вежливым...

" Обучение дошкольников правилам этикета "

консультация для родителей...

Игра в обучении дошкольников правилам этикета

Игра в обучении дошкольников правилам этикета...

Консультация для родителей "Обучение дошкольника правилам семейного этикета".

Консультация для родителей "Обучение дошкольника правилам семейного этикета". ...

Доклад на педагогический совет на тему "Игра в обучении дошкольников правилам этикета"

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей и обучения их правилам этикета. Игра в яркой, доступной и интересной форме дает ребенку представления о том, ка...