Родительская встреча "Влияние фольклора на развитие речи детей"
методическая разработка (старшая группа)
Цель: Дать представление о значении фольклора в развитии речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_folklora_na_razvitie_rechi.docx | 21.44 КБ |
chto_chtat_detyam_5-6_let.docx | 292.37 КБ |
folklor.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Влияние фольклора на развитие речи».
Цель: Дать представление о значении фольклора в развитии речи детей.
Задачи:
- Приобщать родителей к русской народной культуре через фольклор;
- Учить родителей использовать фольклор в повседневной жизни;
- Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, направленной на развитие внимания, памяти, речи детей.
Участники: воспитатель, родители, дети
Ход работы.
1. Вступление.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас. Сразу должна сказать, что сегодня у нас не совсем обычное родительское собрание. Сегодня мы будем работать по пословице: Делу время, потехе – час. Но прежде чем мы приступим к теме нашей встречи, я предлагаю немножко отвлечься от повседневных забот и настроиться на предстоящее общение.
Игра «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ» Дети и родители становятся в круг, протягивают правую руку вперёд, к центру, соединяя её с руками других участников.
- Левую руку протяните к солнышку, возьмите у него часть тепла и положите в своё сердечко. Пусть это тепло согревает вас и всех, кто рядом с вами.
Я предлагаю вам поразмыслить на такую простую и сложную тему «Влияние фольклора на развитие речи ребенка».
И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, дорогие родители. Итак, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество»? Как вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос родители высказывают свое мнение «открытый микрофон»).
Малые жанры фольклора – это небольшие по объему фольклорные произведения. Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речи детей с живописью, образностью, краткостью, и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей народной мудрости.
К малым жанрам фольклора относятся:
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, руками);
Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру).
Прибаутки – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Сказки с несложным сюжетом.
А что такое устное народное искусство в жизни вашей семьи узнаем из небольшой викторины- опросника. Игра «Волшебный сундучок»:
Знаете ли вы народные праздники и традиции?
Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки, какие?
Поете ли вы ребенку колыбельную песню, напойте!
Необходимо ли сохранять уважение к предметам русской старины?
Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду? Для чего как вы считаете?
Взрослые и дети любят играть и знают много разных игр. А что такое игра?
Игра-это состязание в ловкости, быстроте, находчивости и сноровке, но не только!
Есть игры, где нужно уметь петь и танцевать, и даже исполнять роли.
И мы с вами сейчас проиграем одну из таких игр. А как же проводится жеребьевка в разных играх? (с помощью считалочки).
Нам нужно выбрать водящего. Кто знает из вас считалочку, посчитайте. Мы с вами проиграем интересную игру «Кошки мышки» (водящий в шапочке кошки сидит в круге, остальные ходят на носочках и приговаривают: «Кошка мышек сторожит, притворилась, будто спит, тише мышки не шумите, кошку вы не разбудите. Водящий: «Надоели мне, встаю, всех сейчас переловлю»).
Воспитатель: Ни для кого не секрет, что пальчиковые игры также участвуют в развитии речи наших детей. Развитие мелкой и общей моторики способствует овладению навыкам мелкой моторики, помогает развивать речь ребенка, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимает тревожность.
Сейчас я вам предлагаю прочувствовать волшебство фольклорных пальчиковых игр на себе. Нам придется на время стать маленькими детишками. Пожалуйста, выполняйте игры по нашему показу, будьте внимательны и активны!
Пальчиковая игра « Медведь» (с платком).
( медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Воспитатель: Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим детей на материале народных сказок разнообразным выразительным движениям (как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса и т. д.).
Предлагаю вам, вместе с детьми инсценировать русскую народную сказку «Колобок».
Начинаем сказки,
Катятся с гор салазки.
Бабушка Федора на передке
Едет с мешком в руке.
Завязан мешок завязками,
Ведь мешок со сказками.
Драматизация сказки «Колобок».
Участники: ведущий – воспитатель; старик, старуха, заяц, волк, медведь, лиса – родители; колобки – все дети.
Ведущий: Жили – были старик со старухой. Вот и просит старик у старухи.
Старик: Испеки мне, старуха, колобков.
Старуха: Да из чего испечь – то, муки-то нет.
Старик: Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби- вот и наберешь на колобков.
Ведущий: Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки. Замесила тесто, на сметане, скатала колобков, изжарила их в масле и положила на окошко простынуть. Надоело колобкам лежать, и покатились они в лес.
(Под музыку колобки идут по кругу, музыка останавливается, заходит заяц).
Заяц: Колобки, колобки, я вас съем!
Ведущий: Нет, не ешь нас косой, а лучше потанцуй с нами.
«Танец с платочками»
Заяц: Молодцы колобки, красиво танцуете. Не буду вас кушать.
Ведущий: Покатились колобки дальше.
(Под музыку колобки идут по кругу, заходит волк).
Волк: Колобки, колобки, я вас съем.
Ведущий: Не ешь нас серый волк, а лучше поиграй с нами в игру.
Игра «Затейники»
Волк: Очень хорошо поиграли со мной, не буду вас кушать.
Ведущий: Покатились колобки дальше.
(Под музыку колобки идут по кругу, заходит медведь)
Медведь: Колобки, колобки, я вас съем.
Ведущий: Ну где тебе косолапому съесть нас! Поиграй лучше с нами.
Игра «Золотые ворота»
Медведь: Понравилась мне ваша игра. Не буду вас кушать.
Ведущий: И покатились колобки дальше.
(Колобки под музыку ходят по кругу, заходит лиса)
Лиса: Здравствуйте, колобки! Какие вы хорошенькие, румяненькие, красивенькие. А спойте мне песенку, не то я вас съем.
Песня «Два веселых гуся»
Лиса: Славная песенка, мне понравилась, не буду вас кушать. Несла я в корзинке грибочки, вас ими лучше угощу.
Ведущий: Вот и сказки конец. А кто слушал, смотрел, участвовал - молодец!
В заключении, уважаемые родители, хочется отметить, что детям фольклор любого народа близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.
Рефлексия " Пятерочка "
Участникам предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
- Большой палец – для меня важно и интересно;
- Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
- Средний – для меня было недостаточно;
- Безымянный палец – мое настроение;
- Мизинец – мои предложения.
Поговорим о разном…
Предварительный просмотр:
Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с трубой»; Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал.»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа; Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта».
Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца», пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».
Не отказывайте Вашему ребёнку в чтении любимых книг. Помните, что хорошая книга – это отличный повод для разговора. И, конечно же, она – лучший подарок. Дарите книги своим детям, друзьям, близким!
Детский сад «Алёнушка»,
филиал Детского сада «Светлячок»
«Что читать детям 5-6 лет»
Подготовила: Бачегова Светлана Евгеньевна,
воспитатель
г.Заводоуковск, 2020 г
Уважаемые Родители!
В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом), предлагаем Вам познакомиться со списком, рекомендуемой художественной литературы для чтения 5-6 летним детям. Конечно, это не означает, что Вы должны читать только эти книги. Важно учитывать желания и интересы самого ребёнка.
Русский фольклор
Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-бурка», обр. М. Булатова; «Финист — ясный сокол», обр. А. Платонова.
Фольклор народов мира
Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад.»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил.»; С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится.»; А. Барто. «Веревочка».
Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Б. Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».
Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); В. Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.
Литературные сказки. X. Мякеля. «Господин Ау» (главы из книги, пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной.
Дополнительная литература
Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».
Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.
Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы"»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М алые жанры фольклора Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, руками); Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Прибаутки – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Сказки с несложным сюжетом.
Игра «Волшебный сундучок »
Интернет-источники https:// www.freepptbackgrounds.net/wp-content/uploads/2013/06/Summer-Day-PPT-Templates-900x675.jpg - фон http:// photo.qip.ru/photo/videoediting/3205504/xlarge/68616094.png http://4.bp.blogspot.com/- 5fHWKyV6Jk4/U6KEcdaJOKI/AAAAAAAAOFw/afze0BDVP_c/s1600/j56918_1305740307.png
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...
Значение фольклора в развитии речи детей
Уважаемые родители,если Вы хотите сделать своих детей более эмоциональными,раскрепощёнными,улучшить у них речь,внимание,память,воспитать их гармонически развитой личностью,то приобщайте детей к народн...
«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...
Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»
Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Всё чаще живое общение ...
Родительское Собрание «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Родительское Собрание«Роль русского народного фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»собрание в младшей группеЦель: Показать важность использования фольклора в разви...
Родительское собрание на тему " Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей"
Родительское собрание на тему " Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей"...
Родительское собрание «Значение фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» ( II младшая группа)
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и сво...