Консультация на тему "Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана"
консультация
Консультация на тему:
«Народное декоративно – прикладное искусство Башкортостана»
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?
Думаем, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.
Вопрос в том, как и какими методами, воспитывать нравственность. Мы предлагаем познакомить детей с нашими башкирскими народными традициями и мастерством народных умельцев, воспитать их на материале истории нашей Республики Башкортостан.
А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народно- декоративным искусством. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco- украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и хозяйственными функциями.
Основные виды ДПИ: художественная роспись по дереву, по металлу, по керамике ( гжель, дымковская, филимоновская игрушка, лепка, графика), художественное вырезание из бумаги, художественная обработка кожи, металла, спирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т.д.),оригами, работа со стеклом ( витраж, витражная роспись, мозаика), набойка.
Так же появляются более современные виды ДПИ – батик(ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов), гобелен(стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей), нитяная графика, кружевоплетение, художественная резьба, керамика, бисероплетение, вышивка, вязание, макраме, мозаика, квиллинг(также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.), ковроделие, лаковая миниатюра( это вид живописи при помощи цветных и прозрачного лаков, которые служат не только полноправными материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения), песочное шоу(это искусство рисования песком. Руки художника создают неповторимые песочные картины, которые плавно перетекают одна в другую, создавая волшебную иллюзию просмотра удивительной истории, рассказанной при помощи песка), скрапбукинг(вид рукоделия, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов).
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. А. Васильевой, а так же используются парциальные программы: И.А.Лыковой «Цветные ладошки» и «Оскон» Ф.Г.Азнабаева, З.Г. Нафикова.
В программе «От рождения до школы» уделяется большое внимание художественно – эстетическому развитию детей. Детей знакомят с народной росписью ( хохлома, городецкая, мезенская, жестов и т.д.), с народной игрушкой (матрёшка, дымковская, филимоновская, каргопольская и т.д.), керамическими изделиями, с художественными ремеслами (резьба и роспись по дереву, ткачество, ковроделие и т.п.). Среди современных видов ДПИ детей дошкольного возраста можно познакомить со следующими видами – батик, нитяная графика, бисероплетение, вышивка, макраме, квиллинг.
В процессе изучения основных видов ДПИ мы не забываем и о региональном компоненте, т.к. необходимо изучать декоративно – прикладное искусство и своего родного края.
Народное декоративно-прикладное искусство башкир вбирало в себя особенности культуры разных эпох и донесло до нас свои лучшие традиции, в которые народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.
Декоративно-прикладное искусство народов Республики Башкортостан достаточно многообразно. Детей дошкольного возраста знакомили с орнаментом, ткачеством, выделкой из войлока, вышивкой и многим другим. Все народы украшали узорами предметы быта и хозяйства, одежду, обувь. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, своем роде, об окружающей жизни, природе.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей: игровую деятельность, коммуникативную, познавательно – исследовательскую, изобразительную, музыкальную деятельности, конструирование и восприятие художественной литературы и фольклора.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Оно помогает раскрыть детям мир прекрасным, развивает у них художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_temu_dpi.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Народное декоративно – прикладное искусство Башкортостана»
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?
Думаем, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.
Вопрос в том, как и какими методами, воспитывать нравственность. Мы предлагаем познакомить детей с нашими башкирскими народными традициями и мастерством народных умельцев, воспитать их на материале истории нашей Республики Башкортостан.
А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народно- декоративным искусством. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco- украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и хозяйственными функциями.
Основные виды ДПИ: художественная роспись по дереву, по металлу, по керамике ( гжель, дымковская, филимоновская игрушка, лепка, графика), художественное вырезание из бумаги, художественная обработка кожи, металла, спирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т.д.),оригами, работа со стеклом ( витраж, витражная роспись, мозаика), набойка.
Так же появляются более современные виды ДПИ – батик(ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов), гобелен(стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей), нитяная графика, кружевоплетение, художественная резьба, керамика, бисероплетение, вышивка, вязание, макраме, мозаика, квиллинг(также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.), ковроделие, лаковая миниатюра( это вид живописи при помощи цветных и прозрачного лаков, которые служат не только полноправными материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения), песочное шоу(это искусство рисования песком. Руки художника создают неповторимые песочные картины, которые плавно перетекают одна в другую, создавая волшебную иллюзию просмотра удивительной истории, рассказанной при помощи песка), скрапбукинг(вид рукоделия, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов).
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. А. Васильевой, а так же используются парциальные программы: И.А.Лыковой «Цветные ладошки» и «Оскон» Ф.Г.Азнабаева, З.Г. Нафикова.
В программе «От рождения до школы» уделяется большое внимание художественно – эстетическому развитию детей. Детей знакомят с народной росписью ( хохлома, городецкая, мезенская, жестов и т.д.), с народной игрушкой (матрёшка, дымковская, филимоновская, каргопольская и т.д.), керамическими изделиями, с художественными ремеслами (резьба и роспись по дереву, ткачество, ковроделие и т.п.). Среди современных видов ДПИ детей дошкольного возраста можно познакомить со следующими видами – батик, нитяная графика, бисероплетение, вышивка, макраме, квиллинг.
В процессе изучения основных видов ДПИ мы не забываем и о региональном компоненте, т.к. необходимо изучать декоративно – прикладное искусство и своего родного края.
Народное декоративно-прикладное искусство башкир вбирало в себя особенности культуры разных эпох и донесло до нас свои лучшие традиции, в которые народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.
Декоративно-прикладное искусство народов Республики Башкортостан достаточно многообразно. Детей дошкольного возраста знакомили с орнаментом, ткачеством, выделкой из войлока, вышивкой и многим другим. Все народы украшали узорами предметы быта и хозяйства, одежду, обувь. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, своем роде, об окружающей жизни, природе.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей: игровую деятельность, коммуникативную, познавательно – исследовательскую, изобразительную, музыкальную деятельности, конструирование и восприятие художественной литературы и фольклора.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Оно помогает раскрыть детям мир прекрасным, развивает у них художественный вкус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Декоративно-прикладное искусство"
Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей. Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.
Консультация для родителей . Декоративно - прикладное искусство в детском саду и дома....
Консультация для воспитателей "Декоративно-прикладное искусство"
Дифференцированный подход при развитии творческих способностей в процессе ознакомления с декоративным прикладным искусством у мальчиков и девочек....
Консультация для воспитателей: «Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста»
Данная консультация поможет молодым педагогам увидеть значимость народно-прикладного творчества в жизни детей,а также понять как именно происходит процесс ознакомления дошкольников с декоративно-прикл...
Консультация для родителей. Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.
« …недавно мы старались во всём подражать иностранцам, теперь другая мода.Но, право, нам не мешало бы занять вместо всех прочих,одну черту из западного образования - черту уважения к своему отечеству....
консультация для родителей "Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома"
«Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома» Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит ...
Консультация для родителей "Декоративно - прикладное искусство"
Информация о точ, что такое декоративное искусство и как оно воздействует на всесторонее развитие ребенка....