Консультация для воспитателей "Декоративно-прикладное искусство"
консультация по теме
Дифференцированный подход при развитии творческих способностей в процессе ознакомления с декоративным прикладным искусством у мальчиков и девочек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход при развитии творческих способностей в процессе ознакомления с декоративным прикладным искусством у мальчиков и девочек
Консультация для воспитателей. Подготовила воспитатель Савина М.Г.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении. Глубокая социальная сущность творчества заключается в том, что оно создаёт общественно необходимые и общественно полезные ценности. Художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства.
Сложность обучения декоративному творчеству детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что интересы мальчиков и девочек к пяти годам индивидуализируются. Уже к году наблюдаются различия в психике мальчиков и девочек, которые проявляются в поведенческих аспектах, в том числе и в игре. Мальчики более предрасположены к поиску нетрадиционных решений и освоению новых пространств, а девочки легче приспосабливаются к новым условиям.
По данным И.С.Кона, уже в 6 – 7 лет дети осознают свою половую принадлежность. Зачастую в группе дошкольников создаются однополые объединения (микрогруппы), в которых осознанно выбираются разные игры и партнёры.
В работах Д. Эльконина, М.Лисиной и других психологов показано, что половые различия влияют и на активность детей в игре: если мальчики предпочитают игры с элементами соревнования и соперничества (военные, спортивные и т.п.), то девочки более пассивны и предпочитают тихие игры.
Изобразительное искусство является наиболее эффективным средством социализации как мальчиков, так и девочек. Именно изобразительное искусство в обобщённой форме раскрывает образ женщины-матери, мужчины-отца, формирует представление о мужественности и женственности. Вместе с тем доказано, что для собственной изобразительной деятельности девочки чаще всего выбирают сказочно-бытовое содержание, а мальчики – военно-спортивное. Следовательно, процесс обучения декоративной прикладной деятельности в старшем дошкольном возрасте должен быть ориентирован на половозрастные интересы детей 5 – 7 лет, т.е. необходимо отобрать эмоционально-значимое для занятий содержание, определить форму организации обучения мальчиков и девочек.
Работа по обучению старших дошкольников декоративному творчеству включает в себя три этапа:
1. Подготовительный:
- чтение литературы;
- рассматривание иллюстраций и репродукций картин;
- знакомство с семантикой народного орнамента.
2. Когнитивный:
- изобразительная деятельность детей дошкольного возраста по народным мотивам.
- Обобщающе-игровой:
- оформление сюжетных сцен;
- настольный театр;
- самостоятельная игра с созданными изображениями.
На подготовительном этапе широко используются иллюстрации из книг. В качестве содержания занятий с детьми 5 – 7 лет могут выступать сказки, былины и легенды русского народа. Рассматривая фотографии и иллюстрации, дети учатся выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции.
Важно ещё и то, что знакомство с семантикой народного орнамента помогает оптимизировать процесс усвоения дошкольниками навыков построения декоративно-орнаментальных композиций. Из предварительных бесед дети узнают, что узор наносится не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи хозяину, владеющему данной вещью. Так, например, знак солнца на щите призван помогать отражать удары врага; знак проросших семян на одежде и посуде всегда говорил о пожелании богатства и благополучия. Чем больше таких знаков, тем надёжнее защита, тем быстрее сбудется пожелание. Дети с интересом воспринимают эту информацию, создавая собственные композиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Исцеление искусством, или волшебство арт-терапии
Консультация для родителей Исцеление искусством, или волшебство арт-терапии Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...
Консультация для родителей «Мнемотехника-искусство запоминания»
Детская память удивительно пластична. Дети действительно необычайно быстро и легко запоминают самый разнообразный материал. Искусство запоминания - мнемотехника позволяет полностью контролировать...
Консультация "Ознакомление детей с искусством"
методика знакомства детей с искусством, дидактические игры...
Консультация для воспитателей «Оригами — искусство складывания из бумаги»
Материал подготовлен с использованием печатных материалов и интернет ресурсов...
Консультация-тренинг для педагогов «Искусство быть счастливым»
Цель: Профилактика «профессионального выгорания» педагогов. Задачи:· Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива с ис...
Консультация на тему «Народное искусство в интеллектуально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»
В результате ознакомления с народным искусством у детей увеличивается запас эмоциональных переживаний, пополняется детский опыт эстетической оценки произведений народного ис...
Консультация для воспитателей "Мнемотехника - искусство запоминания".
Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми....