Консультация для воспитателей "Декоративно-прикладное искусство"
консультация по теме

Савина Марина Геннадьевна

Дифференцированный подход при развитии творческих способностей в процессе ознакомления с декоративным прикладным искусством у мальчиков и девочек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

 Дифференцированный подход    при развитии творческих способностей  в процессе ознакомления с декоративным  прикладным искусством у мальчиков и девочек

Консультация для воспитателей. Подготовила воспитатель Савина М.Г.

              Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении. Глубокая социальная сущность творчества заключается в том, что оно создаёт общественно необходимые и общественно полезные ценности. Художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства.

              Сложность обучения декоративному творчеству детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что интересы мальчиков и девочек к пяти годам индивидуализируются. Уже к году наблюдаются различия в психике мальчиков и девочек, которые проявляются в поведенческих аспектах, в том числе и в игре. Мальчики более предрасположены к поиску нетрадиционных решений и освоению новых пространств, а девочки легче приспосабливаются к новым условиям.

             По данным И.С.Кона, уже в 6 – 7 лет дети осознают свою половую принадлежность. Зачастую в группе дошкольников создаются однополые объединения (микрогруппы), в которых осознанно выбираются разные игры и партнёры.

              В работах Д. Эльконина, М.Лисиной и других психологов показано, что половые различия влияют и на активность детей в игре: если мальчики предпочитают игры с элементами соревнования и соперничества (военные, спортивные и т.п.), то девочки более пассивны и предпочитают тихие игры.

              Изобразительное искусство является наиболее эффективным средством социализации как мальчиков, так и девочек. Именно изобразительное искусство в обобщённой форме раскрывает образ женщины-матери, мужчины-отца, формирует представление о мужественности и женственности. Вместе с тем доказано, что для собственной изобразительной деятельности девочки чаще всего выбирают сказочно-бытовое содержание, а мальчики – военно-спортивное. Следовательно, процесс обучения декоративной прикладной деятельности в старшем дошкольном возрасте должен быть ориентирован на половозрастные интересы детей 5 – 7 лет, т.е. необходимо отобрать эмоционально-значимое для занятий содержание, определить форму организации обучения мальчиков и девочек.

              Работа по обучению старших дошкольников декоративному творчеству включает в себя три этапа:

1.  Подготовительный:

  • чтение литературы;
  • рассматривание иллюстраций и репродукций картин;
  • знакомство с семантикой народного орнамента.

2. Когнитивный:

  • изобразительная деятельность детей дошкольного возраста по народным мотивам.
  1. Обобщающе-игровой:
  • оформление сюжетных сцен;
  • настольный театр;
  • самостоятельная игра с созданными изображениями.

              На подготовительном этапе широко используются иллюстрации из книг. В качестве содержания занятий с детьми 5 – 7 лет могут выступать сказки, былины и легенды русского народа. Рассматривая фотографии и иллюстрации, дети учатся выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции.

              Важно ещё и то, что знакомство с семантикой народного орнамента помогает оптимизировать процесс усвоения дошкольниками навыков построения декоративно-орнаментальных композиций. Из предварительных бесед дети узнают, что узор наносится не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи хозяину, владеющему данной вещью. Так, например, знак солнца на щите призван помогать отражать удары врага; знак проросших семян на одежде и посуде  всегда говорил о пожелании богатства и благополучия. Чем больше таких знаков, тем надёжнее защита, тем быстрее сбудется пожелание. Дети с интересом воспринимают эту информацию, создавая собственные композиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Исцеление искусством, или волшебство арт-терапии

Консультация для родителей Исцеление искусством, или волшебство арт-терапии      Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...

Консультация для родителей «Мнемотехника-искусство запоминания»

Детская память удивительно пластична. Дети действительно необычайно быстро и легко запоминают самый разнообразный материал. Искусство запоминания - мнемотехника позволяет полностью контролировать...

Консультация "Ознакомление детей с искусством"

методика знакомства детей с искусством, дидактические игры...

Консультация для воспитателей «Оригами — искусство складывания из бумаги»

Материал подготовлен с использованием печатных материалов и интернет ресурсов...

Консультация-тренинг для педагогов «Искусство быть счастливым»

Цель: Профилактика «профессионального выгорания» педагогов. Задачи:·        Предупреждение и снятие психо­логической перегрузки педагогическо­го коллектива с ис...

Консультация на тему «Народное искусство в интеллектуально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

     В результате ознакомления с народным искусством у детей увеличивается запас эмоциональных переживаний, пополняется детский опыт эстетической оценки произведений народного ис...

Консультация для воспитателей "Мнемотехника - искусство запоминания".

Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми....