Методические разработки
методическая разработка

БОЛТЕНКОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего  вида «Брусничка»

(МДОУ «Брусничка»)

КОНСПЕКТ

Мастер-класс

«Оздоровительная работа

 с детьми дошкольного возраста»

        Подготовила и провела:

воспитатель

Болтенкова Татьяна Владимировна

п.Тубинский

2019г.

Цель: Распространение педагогического опыта по оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • раскрыть значение оздоровительной работы в ДОУ;
  • познакомить с направлениями оздоровительной работы;
  • поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников;
  • распространить педагогический опыт по изготовлению оздоровительных браслетиков.

Модель проведения мастер-класса:

Этапы работы

мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность участников

1. Подготовительно-организационный:

Постановка целей и задач.

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия, объявление темы.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая педагогу в организации занятия.

2. Основная часть.

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приёмов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приёмов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование-представление выполненных работ.

3. Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:

- овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;

- развитие способности к рефлексии;

- развитие коммуникативной культуры. 

Организует обмен мнениями присутствующих, даёт оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.

Ход

 проведения мастер-класса

Вступление:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Слайд 1

Федеральный стандарт дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.

 Обоснование этому серьезное. Мы помним, что дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» организма. Поэтому важно именно в этом возрасте (до семи-восьми лет) сформировать у воспитанников практические навыки здорового образа жизни.

Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено именно в детские годы. И педагог может создать условия  для здоровья воспитанника не в меньшей степени, чем врач.

Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии, которые используются в дошкольном образовательном учреждении.

Скажу кратко, что понятие “ здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей.

Слайд 2

Цель  применения здоровье сберегающих технологий:

Обеспечение  высокого  уровня реального здоровья дошкольников, снабжение  их необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитание  культуры  здоровья.

   

  Задачи  вы видите на слайде.

Слайд 3

- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,  в том числе и профилактики нарушений плоскостопия и осанки;

- обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе;

-осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.  

Слайд 4

Все здоровье сберегающие технологии делятся на 4 группы.

Смотрим на слайды.

Слайды 5,6,7-Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

•        динамические паузы

•        подвижные и спортивные игры

•        контрастная дорожка

Слайд 8,9,10- Технологии обучения здоровому образу жизни.

•        утренняя гимнастика

•        физкультурные занятия

•        точечный массаж

•        спортивные развлечения, праздники

•        День здоровья

Слайд 11,12,13 -Технологии музыкального воздействия.

•        музыкотерапия

•        сказкотерапия

•        библиотерапия

Слайд 14-Технология коррекции поведения

Сюда мы вводим систему игр, кинезиологические упражнения.  Напоминаем, что кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Как  видите, я в системе веду работу по оздоровлению в этом направлении.

Основная часть

Этап первый: подготовка материалов.

Сегодня я хочу вам предложить изготовить необычные браслетики для защиты нашего организма от вирусов. Я считаю, что на данный момент эта тема актуальна, так как в зимнее время мы часто болеем простудными заболеваниями.

 Итак, для изготовления браслетиков нам понадобится кусочек ткани фатина, сложенный вдвое и прошитый, силиконовые резиночки, разрезанные дольки чеснока.

Этап второй:  создаем алгоритм изготовления изделия.

  1. Делаем заготовку из фатина (длина от 15 до 20 см), в зависимости от диаметра запястья- отрезаем кусочек ткани шириной до 10 см.
  2. Складываем ткань пополам, сшиваем края, выворачиваем получившуюся заготовку швом внутрь.
  3. Очищаем  чеснок, делим на зубчики, каждый из которых нарезаем кружками.
  4. Силиконовую  резинку прикрепляем к краю заготовки, отступив от него на 3-4 см.
  5. Вкладываем внутрь заготовки кружок чесночного зубчика, снова фиксируем резиночкой. И так до самого края  заготовки, оставляя хвостик в 3-4 см.
  6. Соединяем края заготовки, получившийся браслет надеваем на запястье руки.
  • Данную заготовку можно дополнительно украсить бисером, бусинками, края завязать бантом или в виде цветка.

Рефлексия

Посмотрите, какие красивые украшения у нас получились!  Поднимите руки вверх, покажите браслеты!   Видите, ваши руки так и просятся в пляс!

Музыкальная динамическая пауза для рук!

( «Смотрите-в небе самолет!»)

Заключение

Дорогие коллеги! Как бы ни складывались наши жизненные обстоятельства, пожалуй, нет большей ценности, чем здоровье!

Не секрет, что иногда мы склонны отдать дань скорее моде, чем принять разумное решение. Поэтому беспечно ходим зимой без головных уборов, в тонких колготках. А проблемы со здоровьем не заставляют себя ждать!

Такой вот простенький браслетик станет вполне симпатичным дополнением к образу любой модницы. При этом нужно помнить, что лучше слегка  острый запах чеснока, чем аромат дорогих духов, который вы не в силах почувствовать простуженным носом!

Хочется, чтобы наша с вами жизнь была долгой и здоровой!

Надеюсь, мой чесночный браслет станет вашим талисманом!

 Благодарю вас за внимание!

 

             

 



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Администрация МО «Усть-Илимский район»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Брусничка»

 (МДОУ «Брусничка»)

Мастер – класс для педагогов и родителей

 «Украшение для волос -легко и быстро!»

Подготовила воспитатель:

Болтенкова Татьяна Владимировна,

п. Тубинский

 2018 год.


Вступление

        

   Здравствуйте уважаемые родители и педагоги! Сегодня мы  предлагаем  вам сделать красивые украшения для волос. Уверены, что в семьях, где растут девочки, всегда пригодится возможность сделать украшения своими руками. Тем более, что чаще всего это бывает намного дешевле, а результат оригинальнее.

Подготовительный этап.

Для одного украшения с резиночкой для волос  нам понадобится материал:

  1. Цветные помпоны разных размеров
  2. Резиночки для волос
  3. Основа: кружки из фетра
  4. Ножницы
  5. Клеевой  термопистолет
  6. Разнличные бусины
  7. Атласная лента шириной 1-1,5 мм.
  8. Зажигалка.

Основной этап.

  1. Итак, для начала  берем фетр и вырезаем 2 кружка размером 2 диаметра,    один  понадобится для скрепления основы изделия а второй для закрепления самой резиночки .

Берем 1 кружок, сгибаем его на пополам и делаем 2 надреза, не дорезая до конца.

  1. Следующий этап: теперь  нам понадобится атласная лента длиной 2 см. Опаливаем края зажигалкой, чтобы они не рассыпались. Вставляем один край атласной ленты в разрезанное отверстие, край ленты приклеиваем термопистолетом.
  2. Берем резиночку для волос, нанизываем её на атласную ленту и закрепляем клеем с помощью термопистолета. Убираем в сторону.
  3.  Следующий этап: берем помпоны и формирует на столе цветочек (ромашку или  цветик- семицветик).  На второй кружок наносим клей с термопистолета и приклеиваем ромашку очень быстро, чтобы клей не успел остыть. Зажимаем пальцами со всех сторон и держим до тех пор, пока не остынет клей.
  4. На заключительном этапе берем обе заготовки, склеиваем термопистолетом. Зажимаем и ждем, пока не остынет клей. Не забываем проклеивать помпоны между собой для того чтобы изделие было прочнее. В конце можно использовать бусы, поедки, и.т.д.  

Спасибо за внимание,  носите с удовольствием украшения, сделанные своими руками!



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Администрация МО «Усть-Илимский район»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Брусничка»

 (МДОУ «Брусничка»)

Мастер – класс для родителей педагогов

 «Степ-аэробика в ДОУ»

Подготовили и провели воспитатели:

Болтенкова Татьяна Владимировна,

П.Тубинский 2019г.

Мастер – класс для родителей и  педагогов

 «Степ-аэробика в ДОУ»

Цель моего мастера-класса:   Распространение педагогического  опыта

работы с детьми дошкольного возраста в проведение степ-аэробики.

Задачи:  

- Передать способы методических приёмов в овладение детьми

основных шагов в степ-аэробике;

 -Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в

общении.
Инструктор: Добрый день уважаемые родители и гости ! Я очень рада видеть вас на своем мастер-классе. На своём маленьком островке здоровья .

Вы уже догадались что речь пойдёт о нашем здоровье и здоровье наших детей.
   Ведь самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье.  В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает важнейшее место в современном обществе. У детей именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья и правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям.

   Не секрет, что в век компьютерных технологий всё труднее становиться отвлечь детей от компьютера. Вы, уважаемые родители и гости ,зачастую сами не прочь «посидеть в сетях». У вас у многих еще маленькие дети, и как известно, примером для ребёнка в первую очередь являются мама и папа. В итоге в таких семьях, как у детей, так и у родителей возникает гиподинамия — недостаток движения, что может способствовать развитию хронических заболеваний.
 В нашем детском саду работает система здоровье сбережения дошкольников: физкультурные и музыкальные занятия, спортивные и подвижные игры, динамические паузы, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, и.т.д.

  Сегодня  я хочу вас познакомить с одним из направлений детского фитнеса это «степ-аэробика», которую  я использую в работе с нашими воспитанниками и сейчас  я предлагаю вам, посмотреть часть занятия которое про демонстрируют  наши воспитанники. Возможно и  вам потом захочется  выполнять их дома всей  семьей. 

Встречаем!!! (музыка № 1 включить)

(Дети входят в зал под музыку берут степы ставят их на места музыка затихает дети рассказывают стихи)

Детский фитнес - путь к здоровью!
Крепость рук , сила ног.

Степ тебе во всем помог

Юное тело свое закалять
Буду у степа его укреплять
Силу и волю в себе воспитать
Поможет нам степ бодрость поднять

Хочешь быть здоровым,
Занимайся спортом ты!
И тогда добиться в жизни,
Сможешь очень много ты!

Включается музака №2 выступление детей на степах под песню группы Барбарики  «Что такое доброта»

Посмотрите какие молодцы наши детки .

История создания и польза

Уважаемые родители так кто же мне скажет что же такое степ – аэробика?

«Степ» (англ.) – шаг. Это танцевальная аэробика, которая проводится с помощью специальной платформы – степа. Размер степ – платформы для детей: высота – 10 см, ширина – 20см, длина – 40 см. Для взрослых высота степа от 15 до 30 см.

Степ-аэробика возникла в 1989 году благодаря Джин Миллер.  Травмировав колено Джин  по совету врача-ортопеда занялась укреплением мышц ног, ступая на ящик из-под молочных бутылок и сходя с него, в результате чего разработала первый комплекс упражнений.

 Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений по темпу и интенсивности.  Идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмичную музыку и сочетаются с движениями различными частями тела (руками, головой). Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус. 

6. Структура занятия по степ – аэробике.

Детская степ – аэробика проводится в форме урока – тренировки, продолжительность которого зависит от возраста занимающихся:

-для детей 3-4 лет – 20 минут;

- 5-6 лет – 25 минут;

- 6-7 лет – 30 мин.

 Каждое тренировочное занятие состоит из трех частей:

  • подготовительная – ходьба, бег, прыжки (5-7 минут);
  • основная – комплекс упражнений на степ – платформах, силовые упражнения (20 минут);
  • заключительная – стретчинг, релаксация (4-6 минут).

. Варианты организации занятий степ – аэробикой

для детей различны:

- как часть физкультурного занятия (продолжительность от 10 до 15 мин);

- в форме утренней гимнастики;

- в показательных выступлениях детей на праздниках;

- как степ-кружок.

Плюсы занятий степ - аэробикой 

На занятиях по степ-аэробике у детей идет
              1.
Укрепление здоровья:

  •  Развивается опорно-двигательный аппарат;
  • Повышается работоспособность и двигательная активность;
  • Формируется правильная осанка;
  • Содействует развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем;
  • Развивает потребность в систематических занятиях спортом.
  1. Совершенствование психомоторных способностей:
  • Развиваются двигательные качества: мышечная сила, выносливость, быстрота, гибкость и координационные способности;
  • Развивается чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умения согласовывать движения с музыкой;
  • Способствует улучшению психического состояния, снятию стрессов;
  • Формируются навыки выразительности, пластичности и грациозности движений;
  • Развивается чувство уверенности в себе.
  1. Повышение эмоционального уровня, психорегуляция:
  • Воспитываются умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
  • Развиваются чувство товарищества, взаимопомощи;
  • Воспитываются коллективные движения (синхронность). 

4. Правила техники выполнения степ – тренировки:

  • Выполнять шаги в центр степ – платформы.
  • Ставить на степ – платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде, чем сделать следующий шаг.
  • опускаясь со степ – платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степ – платформы.
  • не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног.
  • не подниматься и не опускаться со степ – платформы, стоя к ней спиной.
  • делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ – платформе ногами.

5. Одежда и обувь для степ-аэробики

     В степ-аэробике очень важно выбрать удобную спортивную обувь. Лучше заниматься в спортивных кроссовках с нескользящей амортизирующей подошвой, которая снижает нагрузку на суставы. Обувь должна плотно сидеть на ноге и поддерживать свод стопы, это поможет уберечь ноги от травмы.

    К спортивной одежде особых требований нет. Самое главное, чтобы она была удобной и не стесняла движения. Лучше выбирать качественный дышащий материал.

                          Ход совместной двигательной деятельности

1 часть  Знакомство с базовыми шагами.

Инструктор: А сейчас я предлагаю всем встать со своих мест, и самим попробовать подвигаться под ритмичную музыку. Мы с вами разучим несколько базовых  шагов из программы «степ – аэробики».

(гости и родители выстраиваются)

  1. Ходьба обычная на месте.

 (Должны почувствовать музыку, уловить темп движения, настроиться).

               2.  Упражнение  приставной шаг

 Волняемый на полу без степ-платформы. Легко сгибая ноги в коленях, выполняются пружинящие шаги из стороны в сторону, приставляя одну ногу к другой. Увеличьте темп шага в два раза. Затем снова снизьте темп.

  1. «Степ-ап» (носок на степ)

Под счет касаемся носком ноги степа попеременно

  1. Упражнение «Пяточка на степ»

Под счет выполняется шаг правой ногой в сторону со степа, левая – на пяточку степа. Далее –перемена ног.

  1. «Бейсик-степ» (шаг на степ)

Самое простое упражнение, заключается встать   на степ-платформу двумя ногами спустится.

  1. «Овер-зе-топ» (шаг в сторону)

Под счет выполняется шаг в сторону со степа поочередно влево и вправо.

  1. «Ви-степ» (галочка)

В этом упражнении ноги на степ ставятся поочередно на противоположные стороны степа и опускаются в том же порядке, но уже ближе друг к другу, так что ход движений напоминает английскую букву V.

  1. «Кик степ» (выброс ноги)

Поднимаясь на степ одной ногой, вторую нужно резко выбросить вперед от колена, изображая удар.

  1. «Ниап» (шаг с коленом)

Под счет выполняется шаг правой ноги на степ, левая – согнута в колене, руки разведены в стороны. Далее производится перемена ног

                        10.«Кик степ» (выброс ноги)

Поднимаясь на степ одной ногой, вторую нужно резко выбросить вперед от колена, изображая удар.

  1.  « Батерфляй» (выброс прямой ноги назад)

Поднимаясь на степ одной ногой вторая назад прямая носочек тянем корпус вперёд руки развести в стороны как бабочка.

  1. 12. Ходьба обычная на месте.

Восстанавливаем дыхание шагаем  1,2,3,4 остановились носом вдох руки развести в стороны,  вдох выдох опустить руки в низ.
Чтобы ловкость испытать, надо срочно поиграть.

Инструктор : Подвижная игра «Самый, быстрый ловкий смелый»

 Молодцы, все старались! А всё ли у нас сразу получалось? Значит надо ещё тренироваться!
Заключение:
Наблюдая за вами в процессе нашей работы, я с уверенностью могу сказать, что вы справились с техникой овладения степ - аэробики. Вы все гибкие, стройные, подтянутые.

А сейчас попрошу вас встать, пожалуйста закройте глаза  представьте что вы на острове своих мыслей своего настроения почувствуйте свое тело как оно напряглось от тренировки вы чествуете как укрепились ваши руки ноги. Вам хорошо. А теперь откройте глаза . Посмотрите вот здесь у меня вот такие маленькие человечки один грустный и всего боится ему не интересно сегодня было . А другой человечек веселый бодрый жизнерадостный ему понравилось все . А теперь возьмите себе по человечку который вам подходит по вашему внутреннему состоянию .  Если вы выбрали грустного человечка то вам на остров невезения, а если  веселого то  вам на остров  удачи.


Самоанализ мастер-класса

Целью данного мастер-класса было :   Распространение педагогического  опыта работы с детьми дошкольного возраста в проведение степ-аэробики.

Были поставлены следующие задачи:

 - Передать способы методических приёмов в овладение детьми

основных шагов в степ-аэробике;

 -Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в

общении.

Словесные: беседы, объяснения, пояснения;

Наглядные: рассматривание было выступление детей ,показ педагога

Практические: овладение техникой основных шагов в степ-аэробике,

Этапы мастер-класса имели логическую последовательность.

Вводная часть состояла из объявления темы мастер-класса и его содержания, были представлены теоретические материалы по данной теме.

В основной части были предложены практические задания. Родители и дети познакомились с техникой и приемами Степ-аэробики.

В основной части использовалась детей дошкольного возраста выступив ших  в начале мероприятия, что обеспечило высокую наглядность, доступность предлагаемого материала, позволило сделать деятельность яркой и увлекательной. Были оговорены требования безопасности во время работы со степом.

В заключительной части был подведен итог, родители выполняли основные шаги на степ платформе.

Вывод. Все поставленные задачи удалось реализовать в полном объеме. Были созданы все условия для участников мастер-класса: Степы стулья, все необходимые оборудования.

Тема мастер-класса не оставила гостей родителей равнодушными, была  возможность узнать что-то новое. Психологическая атмосфера была доброжелательной. Родителям было интересно, они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Выполнение работ сопровождалось музыкальным фоном, что позволило создать веселое настроение у участников.

При организации мастер - класса санитарно-гигиенические условия соответствовали требованиям: помещение было заранее проветрено, освещение достаточное, использовалось практически все пространство спортзала.

Считаю, поставленные задачи были выполнены полностью.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие речи и логического мышления с использованием элементов триз технологий .

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (эмоционалной, волевой). Этот возраст, когда проявляется, способность к творческому решению проблем, возникающей в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умение использование приемов и методов ТРИЗ  успешно помогает развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение и диалектическое мышление.

Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.

Главная задача данной методики – это научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Цели ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности. Способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Подвести его к рассуждению. Помочь наводящими вопросами подвести к тому, чтоб ребенок сам нашел ответ. \

ТРИЗ технология включает в себе следующие методы:

Мозговой штурм;

Нахождение внешних и внутренних ресурсов «Мозговой штурм» игра

«Найди выход»

Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создавать условия расковывающие ребенка

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темами мозгового штурма могут быть:

-как не промокнуть под дождем;

-как выгнать лису из заячьей избушки;

-как потушить пожар, если в доме нет воды;

-Как оставить кусочек лета в зиму и т. д.

Метод «Синектики»  обозначает «объединение разнородных предметов» и делиться на аналогии:

а)личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого - нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Примерные варианты заданий:

- изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

- изобрази мальчика у которого болит зуб;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет-аналогия стрекозы, подводная лодка-аналогия рыбы и т. д). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется. Как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость-возможные варианты: солнце, цветок, изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Системный оператор (надсистема и подсистема); Цель – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родителям, инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. 

Игра «Перевирание сказки».

Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.

Например: «Жила –была девочка, звали ее Желтая шапочка»

Дети: «Не Желтая, а Красная!»

Взрослый: «Ах,да, Красная! Так назвал ее папа …»

Дети: «Не папа, а мама!»

Взрослый: «Как то раз напекла соседка пирожков….»

Дети: «Не соседка, а мама!»

Взрослый: «Сходи, доченька, проведай дедушку….»

Дети: «Не дедушку, а бабушку!»

Взрослый: «Идет Красная шапочка по лесу, а навстречу ей медведь….»

Дети: «Не медведь, а волк!» и т. д.

Изменяя сказку в самом начале, ведем ее за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи

Метод маленьких человечков (ММЧ);

Метод МЧ помогает реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников. На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. В работе со старшими дошкольниками  нужно применять метод «Моделирование маленькими человечками» позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающим для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, надо способствовать его дальнейшему развитию. Поэтому  я считаю важным применение методов и приёмов ТРИЗ, для развития фантазии, речи, научить их мыслить системно, понимать происходящие процессы в природе.

Ведь игры  и упражнения по методике ТРИЗ можно использовать с детьми с 3-х лет.

     Игра на поиск истины. 

В этой игре перед детьми ставиться проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

Называется игра «Да –Нетки» или «Угадай, что я загадала»

Я сейчас загадаю предмет который находиться в этом помещении (часы, чтобы отгадать этот предмет, вы мне задаете различные вопросы о признаках этого предмета, а я буду отвечать «Да» или «Нет». Готовы? ….Да! Молодцы!

Когда дети научаться играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть разные объекты.

 «Тайна двойного» 

Игра для выявление противоречий в объекте, явлении, когда что - то нужно, решения проблемы.

Вопрос «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том предмете, действии плохие и хорошие стороны.

 Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо». Возьмем самое простое хорошо знакомое всем природное явление «снег» и выскажем предположение, снег это хорошо и снег это плохо.

Хорошо «Почему?»: весело кататься на санках, на коньках, на лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу.

Плохо «Почему?»: что холодно, ручки мерзнут, можно простудиться, если скользко, то можно упасть, плохо когда много снега, трудно ходить и т. д.

Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Дидактическая игра

«Речевая карусель» с включением элементов технологий ТРИЗ

Одной из главных задач дошкольного образования является развитие связной речи у детей. Смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Проблема речевого развития в нашей группе стоит наиболее остро, 95% детей имеются отклонения в речевом развитии. В связи с этим была разработана дидактическая игра «Речевая карусель».

Новизна этой разработки в том, что игра построена на основе дидактической игры «Расскажи-ка» с применением технологии ТРИЗ.

Целью дидактической игры «Расскажи-ка» является формирования умения в составлении описательного рассказа, использование технологии ТРИЗ в этой игре позволяет сделать игру наиболее интересной и необычной, дает возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит нестандартному мышлению, способствует повышению речевой активности, расширяет кругозор и словарный запас.

Цель: Развитие связной речи.

Задачи:

• расширять и активизировать словарь по лексическим темам;

• развивать умения правильно строить предложения, самостоятельно задавать и отвечать на вопросы;

• обучать детей составлению описательного рассказа;

• развивать логическое мышление;

• формировать навыки пересказа со зрительной порой и помощью педагога развитие коммуникативных навыков.

Форма организации игры – подгрупповая до 6-7 чел., или индивидуальная. Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического материала можно варьировать исходя из индивидуальных особенностей детей, и с учетом имеющихся речевых нарушений у детей.

«Речевая карусель» - это напольная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста.

Большой круг, диаметром 70 см сделан из клеёнки, расстилаемой на полу. По краю круга расположены 7 лепестков для символов - схем, обозначающие признак или действие.

На каждом лепестке имеется кармашек куда можно вставлять схемы с предметными картинками, по различным лексическим темам.

В игре одновременно используется большой  круг можно добавить  стрелку .

Путем случайного выбора определяется объект, который дети будут использовать при составлении описательного или творческого рассказа. Стрелка съемная .

Перед началом игры дети движутся вокруг большого круга с ускорением и замедлением со словами:

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть.

Ели-ели, ели-ели

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом-бегом.

Тише, тише не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, три, четыре, пять

Рассказ мы будем составлять.

У кого знак вопроса

Тому рассказ и начинать.

Вариант 1. «Рассказ»

Дети должны составить описательный рассказ.

Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса. Он задает вопрос, связывая его с выбранным объектом и сам на него отвечает. Далее по часовой стрелке каждый следующий игрок в соответствии со своей схемой-символом также задает вопрос и отвечает на него (можно использовать вариант без озвучивания вопроса). Последний из игроков повторяет рассказ.

Вариант 2. «Небылица»

Дети должны составить творческий рассказ «Небылицу». Задача каждого ребенка на основе объекта выдумать что-то новое – небылицу (составить предложение).

Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса словами «Жил (а) - был (а) (видоизменяет объект). Каждый последующий ребенок также с опорой на карточку схему придумывает несуществующий признак/действие для данного объекта, составляя предложение. Последний из игроков с помощью педагога повторяет рассказ «Небылицу».

Вариант 3. «Сказка»

В этом варианте игры используется диск со сказочными персонажами, а на напольном круге размещаются предметные картинки.

Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса. Игроки по очереди должны составить одно предложение, связывая его с общим выбранным объектом и предметной картинкой, при этом необходимо соблюдать логическую связь с предыдущим предложением. При этом педагог принимает активное участие, помогая детям логически связывать предложения между собой, используя слова: однажды, вдруг, как-то раз и т. д. по смыслу.

Последний игрок при помощи воспитателя повторяет всю сказку.

C:\Users\User\Desktop\Folie14.JPG

м



Предварительный просмотр:

  

https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/16/12/05/f2e9348c97b021f2d04669cb5b533a96.jpg

Игровая деятельност

https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/16/12/05/f2e9348c97b021f2d04669cb5b533a96.jpg

Освоение окружающего мира продолжает осуществляться посредством игры, меняются лишь ее форма и смысловая нагрузка. Роли в игре распределяются до ее начала, не редко это сопровождается конфликтами, так как появляется осознание иерархии ролей. На этом же этапе выстраивается соответствующее поведение игроков. Важную ступень занимает речь детей в процессе игры, она отличается от реального общения — становится более эмоциональной, интонационно нагруженной в зависимости от взятой роли. Часто в основе игры лежат

«взрослые дела» — дети желают походить на взрослых, занимающих в их жизни значимое положение.

Сенсорика и образное мышление

В этот период восприятие цвета, представления о строении предметов, их величине и форме продолжают совершенствоваться. Накопленные знания систематизируются. Дети с легкостью должны называть основные цвета, оттенки, промежуточные оттенки. Динамично развивается образное мышление. Совершенствуется обобщение, открывая путь развитию словесно- логического мышления (в процессе группировки учитываются несколько факторов: цвет - форма, величина - цвет и


т.д.). Происходит становление знаний о цикловых изменениях (смена времен года, дня и ночи, процесс развития, увеличение и уменьшение).

Изобразительная и конструкторская деятельность

5-6-летний возраст отличается периодом активного рисования — ребенок может создать около 2000 рисунков за год, при этом содержание будет самым разнообразным — воображаемые ситуации, впечатления, иллюстрации, желания. Изображенные        объекты        имеют схематичные очертания, при этом может передаваться динамика движений. В рисунках появляется сюжет, человек наделяется некоторыми пропорциями, вырисовываются простейшие детали. Процесс конструирования значительно усложняется:

  • деятельность принимает аналитический характер — ребенок знает название деталей, может произвести замену недостающей детали на аналогичную, имеющуюся в наличии;
  • способ обследования образца принимает обобщенный характер — ребенок умеет называть элементы построек;
  • в основе конструкторской деятельности лежит замысел, схема или определенные условия;
  • создание        построек        приобретает совместный характер.

Речь и воображение

Совершенствование речи затрагивает, в первую очередь, ее звуковую составляющую        —        улучшается воспроизведение звуков (шипящие - свистящие - сонорные).

Развивается:https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/16/12/05/f2e9348c97b021f2d04669cb5b533a96.jpg

  • грамматический строй;
  • связность речи;
  • фонематический слух;
  • интонационная выразительность;
  • эмоциональная составляющая.

Чтение стихов становится наиболее выразительным — акцентируется внимание на смысловой составляющей текст, обогащается лексика посредством использования синонимов - антонимов. Отмечается активное словотворчество — дошкольникам легко составить пересказ или рассказ по картинке, при этом внимание уделяется и деталям.

Математические представления

Ребёнок может:

  • определять направление (вправо/влево, вперед/назад, вверх/вниз);
  • производить счет в пределах 10;
  • отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?», «Который?»;
  • называть и определять прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб, круг, овал;
  • производить деление круга или квадрата на 2 или 4 равные части, сравнивать эти части.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...