Консультация для воспитателей « Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников, по средствам дидактических игр и наглядного пособия» 28.01.2019г.
консультация

Бастрыгина Елена Николаевна

Консультация для воспитателей

« Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников, по средствам дидактических игр и наглядного пособия» 

 

28.01.2019г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АНТОШКА»

(АОУ детский сад №23 «Антошка»)

Консультация для воспитателей

« Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников, по средствам дидактических игр и наглядного пособия»  

https://www.tinylove.ru/published/publicdata/TINYLOVE/attachments/SC/products_pictures/_161h_enl.jpg

Подготовила и провела

воспитатель:

Бастрыгина Елена Николаевна

г.Долгопрудный

28.01.2019г.

Аннотация: Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую очередь выбор самого человека. Тем не менее, ценный базис закладывается в самом нежном, юном возрасте. Мы затронули тему формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.

Ключевые слова: Здоровый образ жизни, организм, факторы жизни.

Учитывая природные, социальные условия мира, в котором мы живем, физкультурно-оздоровительная работа должна стать неотъемлемой частью деятельности дошкольных учреждений. Сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования и основной задачей системы образования в целом.

Малыши все впитывают в себя. Поэтому продолжается формирование здорового образа жизни у дошкольников. В детских садах вся система воспитания строится на основных принципах ЗОЖ, при этом многие вещи происходят сами собой в коллективе. Детки часто копируют поведение и с удовольствием все вместе кушают, гуляют, делают зарядку и прочее. Дошкольный возраст является важным этапом, на котором закладываются привычки и отношение к ЗОЖ. В детских садах малыши обучаются всем необходимым принципам, тем не менее, такое обучение должно проводиться и дома.

Почему же так важен здоровый образ жизни? Удобное и комфортное состояние человека в нашем мире требует от него много труда, времени и здоровья. Плохая экология, нездоровое питание, неправильный распорядок дня, вредные излучения от всевозможных приборов и прочие факторы выбивают из колеи и влияют как на физическое, так и на психическое самочувствие. Из-за этого ухудшается здоровье, портится настроение и в целом жизнь не кажется яркой и интересной. Несмотря на то, что сейчас медицина способна справиться практически с любым недугом, врачи часто сталкиваются с проблемой, когда иммунитет подорван настолько, что организм не справляется с болезнью даже при усиленном воздействии на него медицинскими препаратами и процедурами. Чтобы не сталкиваться с такими трудностями, нужно знать и выполнять специальные правила и методики, в совокупности образующие то, что называется «здоровый образ жизни». Что такое ЗОЖ? Здоровый образ жизни - это динамическая система поведения человека, основанная на выработке линии  поведения, максимально обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, постоянном корректировании своих действий с учетом приобретенного опыта. Как правило, ЗОЖ у большинства людей ассоциируется с запретами. На деле это не совсем так. Здоровый образ жизни — это навыки человека, направленные на выполнение специальных действий или, наоборот, отказ от таковых для сохранения и улучшения здоровья и профилактики заболеваний.

Умение вести здоровый образ жизни означает иметь необходимые знания о том, что полезно, а что нет, как выстроить правильный распорядок дня, что такое правильная пища, какие нужно выполнять процедуры для укрепления здоровья, как вести себя дисциплинированно и не причинять вред организму.

Термин «здоровый образ жизни» применяется все чаше, но толкование его остается неоднозначным. Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: «Это все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на их здоровье». Однако сюда нужно включить все позитивные для здоровья стороны, то есть аспекты, виды активности – трудовой, социальной, интеллектуальной, образовательной, физической и прочей и, конечно, медицинской, действующей на благо индивидуального и общественного здоровья. Поскольку понятие «деятельность» очень широко, и каждый вид деятельности может воздействовать на здоровье, здоровый образ жизни включает в себя все элементы такой деятельности, направленной на охрану, улучшение, воспроизводство здоровья.

Таким образом, здоровый образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей. Такое определение может показаться аналогичным понятию «здравоохранение», которое чаще всего квалифицируется как система общественных и государственных мер по охране и укреплению здоровья населения (профилактике, лечению, реабилитации). Действительно, основания для такого заключения есть, так как здравоохранение – это деятельность государственных, общественных учреждений, органов и организаций по обеспечению условий для охраны и укрепления здоровья населения (в том числе материально-технической базы, кадров, научных исследований), а также сама деятельность учреждений. Здравоохранение является важным, но не единственным фактором здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни формирует образ жизни – все его стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье. Значит, нет такого вида, способа активности, деятельности, которые бы в своих положительных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Значит, в деятельности по охране и улучшению здоровья населения, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, группы людей и населения.

Последнее время перед образованием встает вопрос, какие направления деятельности должны стать приоритетными в работе руководителя и педагога дошкольного образовательного учреждения  в современных условиях? Первым и самым главным направлением  является защита, сохранение и развитие здоровья ребенка. Важно понимать, что имеется в виду его психическое и физическое здоровья. Что первично, а что вторично раскрывает русская поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Цель данного инновационного направления состоит в том, чтобы показать нестандартные методы работы  с взрослыми: педагогическим коллективом и родителями. Возможно, это будет лучший способ показать значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

Формирование здорового образа жизни в детском саду и дома должно начинаться с правильного примера, который подают взрослые. В этом возрасте дети впитывают все как губки и полученные знания для них во многом становятся эталонными во взрослой жизни. Детские дошкольные учреждения предлагают своим воспитанникам уже готовый набор мероприятий, способствующих формированию адекватных привычек. Однако родители не должны забывать о своей важной роли в процессе воспитания ребенка.

У дошкольника необходимо формировать навыки здорового образа жизни путем формирования элементарных знаний о своем организме и факторах, влияющих на него. Чем раньше ребенок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к ЗОЖ.

        Мы предлагаем небольшую часть дидактического материала и пособия, направленные на формирование  здорового образа жизни у дошкольников. Сборник дидактических игр и пособий размещены на сайте МБУ д/с № 49 «Веселые нотки»: http://мбу49тольятти.росшкола.рф

Младший и средний возраст

Игра «Правила гигиены»

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать движения на макете.

Материал: Макет зубов, зубная щетка.

Ход игры: Воспитатель просит  детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают. Закрепление происходит на макете.

Игра «Ты – моя частичка»

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

Материал:  мяч

Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)

Игра «Кто я такой?»

Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

Материалкартинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки; макет человека и набор плоскостных органов.

Ход игры:   воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку. Закрепив знания при помощи картинок, можно перейти на макет человека и плоскостные органы.

Старший дошкольный возраст

Игра «Куб здоровья»

Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна для организма.

Оборудование: Куб на гранях которого изображены части тела человека.

Ход игры:  Детям предлагают поиграть в куб на сторонах которого изображены – мозг, кость, глаз, живот, зуб, кровь. Какая грань выпадает ребенку, он должен назвать те продукты, которые полезны.

Игра «Весёлый человек»

Цель: развивать память, складывать органы человека на макете.

Оборудование: плоскостные органы человека.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку на макете человека по памяти выложить органы.

Игра «Что можно кусать зубами?»

Цель: Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу.

Ход игры:  Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты. (Например: камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д.). Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.

Дидактический материал и пособия, помогают весело, интересно в игровой форме  формировать навыки здорового образа жизни у дошкольников.

C:\Users\Сашуля\Documents\куклы и форма,зубы и тело\зубы и тело\IMG-1471605185029-V.jpg

КУКЛА

        C:\Users\Сашуля\Documents\куклы и форма,зубы и тело\зубы и тело\IMG-1471605231738-V.jpg        

КУКЛА

C:\Users\Сашуля\Documents\куклы и форма,зубы и тело\зубы и тело\IMG-1471605089071-V.jpg

ЗУБЫ

C:\Users\Сашуля\Desktop\кубик.jpg

КУБ ЗДОРОВЬЯ

Список используемой литературы:

  1. Журнал «Воспитатель» № 1, 2012 г.
  2. Калиниченко, В.А. Деловые игры для взрослых – «Здоровый образ жизни» - Москва, 2009 г.
  3. Новикова, И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» – М.: Мозаика-Синтез, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни"

Потребность в здоровом образе жизни зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как личности. Необходимо, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное и в тоже время хрупкое соз...

Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»

Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»...

Консультация для воспитателей «Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры».

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Прави...

Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»

Консультация для воспитателей «Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни»...

Консультация для воспитателей "Формирование представления о величине предметов и измерения у дошкольников"

Теоретическое и практическое формирование представлений о величине предметов и способов ее измерения с помощью условной мерки....

Методическое пособие для воспитателей «Формирование представлений о цвете у дошкольников»»

В пособии  включены дидактические игры и упражнения, на­правленные на овладение детьми системой восприятия эталонов цвета, формирование способов обследования предметов и их изо­бражений, ...