Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа)
1). Цель проекта
Создание условий для формирования правосознания у детей старшего дошкольного возраста.
2). Задачи для детей:
- познакомить детей с понятием «право»;
- дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;
- обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;
- развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;
- развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.
- ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
- формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
- воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
- разъяснение общепринятых норм и правил поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_vospitanie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
проект «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
выполнил: Олисова Эльвира Рафековна
воспитатель Д/С «Родничок»№460
2018 г.
Актуальность.
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком находится в руках взрослых. Ещё Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»
В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.
С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:
- Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.
- Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» - сироты при живых родителях.
- Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.
- Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.
- Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.
Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.
Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.
Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав. Воспитание гармонично развитой личности – задача не только педагогов, но и родителей. Привлекая родителей к правовому воспитанию детей, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребенка.
Всё чаще у молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребёнка. В то время как у родителей постарше, наоборот, из-за невероятно быстрого ритма жизни остается мало время на воспитание своего ребенка и многие вопросы они скидывают на старших детей, тем самым нарушая права ребенка. Поэтому, необходимо помочь родителям побольше узнать и сформировать знания о конвенции по правам ребенка.
Уникальная положительная характеристика Конвенции по правам ребенка, которая отличает ее о прочих конвенций по правам человека, заключается во всеобъемлющем подходе к правам ребенка. Она формирует комплекс гражданских, экономических, социальных и культурных прав в контексте сохранения человеческого достоинства ребенка. Ребенок в Конвенции характеризуется как «человек с момента рождения до 18 лет».
Конвенция принимает внимание общественности к правовой защите детей от всех форм физического, психического и сексуального насилия. Ребенок, говорится в Конвенции, имеет право быть защищенным от оскорблений, грубого обращения, он имеет право на заботу взрослых. В конвенции подробно говорится о правах детей, неполноценных в физическом и умственном отношении, детей — сирот и беженцев, детей, привлекаемых к уголовной ответственности за правонарушения. Важное место занимают статьи о защите детей от экономической эксплуатации, запрещающие привлечение детей к труду, который опасен для их здоровья.
Ребенок в этой конвенции выступает в роли активного субъекта, т. е. гражданина, который обладает свободами во всех областях и на всех относящихся к нему уровнях. Кроме этого, она вносит новый аспект: право ребенка расти в семье, что рассматривается как наиболее естественная среда для гармоничного развития и нормального существования ребенка.
Проблема.
Проблема защиты прав детей существуют во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. И эта тема не могла оставить меня равнодушной.
Гипотеза.
Предположим, что у детей старшего дошкольного возраста возможно качественно повысить представления о правовой культуре. Закрепить знания и понятия о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи.
С помощью проекта, можно помочь детям закрепить знания о своих правах, гарантированных законами страны, в которой они живут. Помочь детям в накоплении социального опыта.
Объект проектной деятельности.
Организационно — педагогические условия совместной деятельности ДОУ и родителей по формированию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста.
Паспорт проекта:
1). Цель проекта
Создание условий для формирования правосознания у детей старшего дошкольного возраста.
2). Задачи для детей:
- познакомить детей с понятием «право»;
- дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;
- обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;
- развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;
- развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.
- ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
- формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).
- воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
- разъяснение общепринятых норм и правил поведения.
Задачи для родителей:
- улучшение детско - родительских отношений
-повысить правовую и педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.
Анкетирование родителей:
- Буклет «Конвенция о правах ребенка»
- Папка – передвижка «Права детей»
- Памятка «Поощрение и наказание» – правила для взрослых
- Памятка «Не навреди»
- Памятка «Что читать ребенку?»
- Консультация «Нарушение прав ребенка»
- Консультация «Детская ложь за и против»
- Консультация «Здоровый образ жизни в семье»
- Фото - выставка «Моя семья»
- Рекомендации «Секреты успешного взаимодействия с ребенком»
- Памятка «Если ребенок провинился»
3). Вид проекта: Информационно – творческий
4). Время реализации проекта: месяц (апрель)
5). Основные формы реализации проекта:
- Организованная образовательная деятельность.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Создание и решение проблемных ситуаций.
- Непосредственное наблюдение.
- Опытно-исследовательская деятельность.
- Игровая деятельность.
- Драматизация.
- Продуктивная деятельность.
- Трудовая деятельность.
- Физкультурно-оздоровительная деятельность.
- Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).
- Самостоятельная деятельность детей.
- Анкетирование, тестирование.
- Консультирование.
Организация проекта:
- Изучение материалов Конвенции по правам ребёнка, нормативно-правовых документов по правам ребёнка в Российской Федерации; определение статей понятных и доступных пониманию старших дошкольников.
- Анализирование всех разделов Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Подбор необходимой методической литературы, дидактических материалов, материалов для мониторинга родителей, детей и их изучение.
- Организация развивающей познавательной предметной среды (активизирующей).
- Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка
- Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической работы.
- Работа над частями проекта, коррекция; деятельности.
- Коллективная реализация проекта, презентация.
Этапы реализации проекта:
1 этап проекта: подготовительный.
- Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
- Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых).
- Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.
- Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
- Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
2 этап проекта: практический.
- Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
- Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого…).
- Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.
3 этап проекта: заключительный.
- Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
- Анализ, оценка совместной работы.
- Выявление и оформление проблемы на следующий год.
- Презентация проекта "Права ребёнка"
6). Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители
7). План схема проекта:
мероприятие | цель | сроки |
Подбор метод. лит. для реализации проекта, научно-популярной лит., иллюстративного материала и пособий для детей | Повышение профессиональной компетентности по теме проекта | неделя |
Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе. | Доступно донести до детей необходимую информацию о защите своих прав; расширять кругозор детей | неделя |
Оформление информации для родителей о начинающемся проекте( консультация для родителей готовить информационные стенды, папки- передвижки) | Мотивация родителей на сотрудничество в проекте; активизация интересов родителей в области прав и обязанностей. | месяц |
Ознакомление детей с художественной литературой ("Герои сказок – какие права нарушены"); проведение бесед; рассматривание картин/альбомов и беседы по их содержанию | Развивать сообразительность, умение рассуждать и делать выводы;расширять кругозор, развивать словарный запас. | неделя |
Изготовление д./игр: "Узнай и назови свои права» "Угадай вид отдыха" "Если хочешь быть здоров" | Доступно донести до детей необходимую информацию о защите своих прав. | неделя |
Пополнение демонстрационного материала и настольно-печатных игр | месяц | |
Рисование с детьми на правовую тематику; оформление выставки рисунков ("Мой дом"; "Моя дружная семья") | Развитие творчества; повышение знаний детей о неприкосновенности своего жилища; Воспитывать заботливое отношение к близким | неделя |
Совместное развлечение в виде Викторины для родителей и детей "Как я знаю свои права" | Улучшение детско-родительских отношений, детей и воспитателей; вовлечение в жизнь группы; Закрепить знания детей и взрослых о правах и обязанностях ребёнка; создать радостное настроение. | |
Мероприятие с участием педагогов детского сада, родителей и детей театрализованная постановка " Сказка о дракоше" | Закрепить знания о правах на бесплатное медицинское обслуживание; создать позитивный настрой, развивать доброе отношение к друг другу. | |
8). Ожидаемые результаты проекта:
- создание системы работы по правовому воспитанию;
- создание условий для обеспечения реализации прав детей;
- знание детей о своих правах и обязанностях и потребность в получении новых знаний;
- умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права;
- умение соблюдать запреты и исполнять обязанности;
- знание прав и обязанностей детей и родителей
- формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
- формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
- активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
- приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
- наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
- повышение уровня правовой культуры родителей.
- создание системы работы по правовому воспитанию;
- использование правовых моделей поведения в системах ребенок-ребенок, ребенок-взрослый
- умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.
- у детей стали формироваться азы правовой культуры; навыки общения с детьми; чувство уважения к другим людям; развиваться способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- родители стали более внимательно относиться к своим детям, повысился уровень правовой культуры.
- началось формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
9). Итоговые мероприятия проекта:
- Совместное развлечение в виде Викторины для родителей и детей "Как я знаю свои права"
- Мероприятие с участием педагогов детского сада, родителей и детей театрализованная постановка " Сказка о дракоше"
9). Конечные продукты проектной деятельности:
- Оформление выставки рисунков ("Мой дом"; "Моя дружная семья")
- Пополнение демонстрационного материала и настольно-печатных игр
- Разработка дидактических игр "Узнай и назови свои права", "Угадай вид отдыха", "Если хочешь быть здоров"
- Презентация "Права ребёнка"
Итоги:
У детей старшего дошкольного возраста качественно повысились представления о правовой культуре. Появилась возможность обобщить и систематизировать знания детей, а также их родителей о правовом мировоззрении. На протяжении проекта можно проследить развитие нравственных представлений, познавательных способностей у детей и совершенствование способов взаимоотношения с членами семьи. У детей закрепилось понятие о том, что у каждого человека есть не только права, но и обязанности, а также были сформированы у родителей необходимые знания о Конвенции по правам ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование проектной деятельности на тему правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование работы с детьми дошкольного возраста по теме правового воспитания...
Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать себя и свои права, он научится уважать дру...
«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
. Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей яв...
Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание:Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции.Знакомить с конструкциями домов и с разными строительными материалами.Обсудить правила поведения в опасных ситуациях до...
Презентация к докладу на тему: "Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГТ и ФГОС ДО"
На фотографиях презентации представлены игровая, продуктивная, совместная деятельность, НОД, работа с родителями....
Семинар "Гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Цель: Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:1. Создание условий для реализации работы с педагогами, детьми и родителями по изучению прав ребёнка;2. Расширен...
Самообразование педагога старшей группы доу.Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; ...