Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа)

1). Цель проекта

Создание условий для формирования правосознания  у детей старшего дошкольного возраста.

2). Задачи для детей:

-  познакомить детей с понятием «право»;

-  дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;

- обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;

- развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

- развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

- ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

- формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).

- воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.

- разъяснение общепринятых норм и правил поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

проект «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

выполнил: Олисова Эльвира Рафековна

воспитатель Д/С «Родничок»№460

2018 г.

                                                   

Актуальность.

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком находится в руках взрослых. Ещё Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.

С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:

  • Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.
  • Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» - сироты при живых родителях.
  • Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.
  • Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.
  • Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.

Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав. Воспитание гармонично развитой личности – задача не только педагогов, но и родителей. Привлекая родителей к правовому воспитанию детей, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребенка.

Всё чаще у молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребёнка. В то время как у родителей постарше, наоборот, из-за невероятно быстрого ритма жизни остается мало время на воспитание своего ребенка и многие вопросы они скидывают на старших детей, тем самым нарушая права ребенка. Поэтому, необходимо помочь родителям побольше узнать и сформировать знания о конвенции по правам ребенка.

Уникальная положительная характеристика Конвенции по правам ребенка, которая отличает ее о прочих конвенций по правам человека, заключается во всеобъемлющем подходе к правам ребенка. Она формирует комплекс гражданских, экономических, социальных и культурных прав в контексте сохранения человеческого достоинства ребенка. Ребенок в Конвенции характеризуется как «человек с момента рождения до 18 лет».

Конвенция принимает внимание общественности к правовой защите детей от всех форм физического, психического и сексуального насилия. Ребенок, говорится в Конвенции, имеет право быть защищенным от оскорблений, грубого обращения, он имеет право на заботу взрослых. В конвенции подробно говорится о правах детей, неполноценных в физическом и умственном отношении, детей — сирот и беженцев, детей, привлекаемых к уголовной ответственности за правонарушения. Важное место занимают статьи о защите детей от экономической эксплуатации, запрещающие привлечение детей к труду, который опасен для их здоровья.

Ребенок в этой конвенции выступает в роли активного субъекта, т. е. гражданина, который обладает свободами во всех областях и на всех относящихся к нему уровнях. Кроме этого, она вносит новый аспект: право ребенка расти в семье, что рассматривается как наиболее естественная среда для гармоничного развития и нормального существования ребенка.

                                                  Проблема.

Проблема защиты прав детей существуют во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. И эта тема не могла оставить меня равнодушной.

                                 Гипотеза.

Предположим, что у детей старшего дошкольного возраста возможно качественно повысить представления о правовой культуре. Закрепить знания и понятия о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи.

С помощью проекта, можно помочь детям закрепить знания о своих правах, гарантированных законами страны, в которой они живут. Помочь детям в накоплении социального опыта.

Объект проектной деятельности.

Организационно — педагогические условия совместной деятельности ДОУ и родителей по формированию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста.

                                       

Паспорт проекта:

1). Цель проекта

Создание условий для формирования правосознания  у детей старшего дошкольного возраста.

2). Задачи для детей:

-  познакомить детей с понятием «право»;

-  дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;

- обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;

- развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

- развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

- ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

- формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).

- воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.

- разъяснение общепринятых норм и правил поведения.

     

Задачи для родителей:

- улучшение детско - родительских отношений

-повысить правовую и педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.

Анкетирование родителей:
- Буклет «Конвенция о правах ребенка»
- Папка – передвижка «Права детей»

- Памятка «Поощрение и наказание» – правила для взрослых

- Памятка «Не навреди»

- Памятка «Что читать ребенку?»
- Консультация «Нарушение прав ребенка»
- Консультация «Детская ложь за и против»

- Консультация «Здоровый образ жизни в семье»

- Фото - выставка «Моя семья»

- Рекомендации «Секреты успешного взаимодействия с ребенком»

- Памятка «Если ребенок провинился»

3). Вид проекта: Информационно – творческий

4). Время реализации проекта: месяц (апрель)

5). Основные формы реализации проекта:

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Создание и решение проблемных ситуаций.
  • Непосредственное наблюдение.
  • Опытно-исследовательская деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Драматизация.
  • Продуктивная деятельность.
  • Трудовая деятельность.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей (праздники, развлечения).
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анкетирование, тестирование.
  • Консультирование.

Организация проекта:

  • Изучение материалов Конвенции по правам ребёнка, нормативно-правовых документов по правам ребёнка в Российской Федерации; определение статей понятных и доступных пониманию старших дошкольников.
  • Анализирование всех разделов Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Подбор необходимой методической литературы, дидактических материалов, материалов для мониторинга родителей, детей и их изучение.
  • Организация развивающей познавательной предметной среды (активизирующей).
  • Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка
  • Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической работы.
  • Работа над частями проекта, коррекция; деятельности.
  • Коллективная реализация проекта, презентация.

Этапы реализации проекта:

1 этап проекта: подготовительный.

  • Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
  • Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых).
  • Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.  
  • Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
  • Разработка программы проекта «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.

2 этап проекта: практический.

  • Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жилище (дом), здравоохранение, образование и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
  • Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого…).
  • Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.

3 этап проекта: заключительный.

  • Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Анализ, оценка совместной работы.
  • Выявление и оформление проблемы на следующий год.
  • Презентация проекта "Права ребёнка"

6). Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители

7). План схема проекта:

      мероприятие

              цель

сроки

Подбор метод. лит. для реализации проекта, научно-популярной лит., иллюстративного материала и пособий для детей

Повышение профессиональной компетентности по теме проекта

неделя

Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе.

Доступно донести до детей необходимую информацию о защите своих прав; расширять кругозор детей

неделя

Оформление информации для родителей о начинающемся проекте( консультация для родителей готовить информационные стенды, папки- передвижки)

Мотивация родителей на сотрудничество в проекте; активизация интересов родителей в области прав и обязанностей. 

месяц

Ознакомление детей с художественной литературой ("Герои сказок – какие права нарушены"); проведение бесед; рассматривание картин/альбомов и беседы по их содержанию

Развивать сообразительность, умение рассуждать и делать выводы;расширять кругозор, развивать словарный запас.

неделя

Изготовление д./игр:

"Узнай и назови свои права»

"Угадай вид отдыха"

"Если хочешь быть здоров"

Доступно донести до детей необходимую информацию о защите своих прав.

неделя

Пополнение демонстрационного материала и настольно-печатных игр

месяц

Рисование с детьми на правовую тематику; оформление выставки рисунков ("Мой дом"; "Моя дружная семья")

Развитие творчества; повышение знаний детей о неприкосновенности своего жилища; Воспитывать заботливое отношение к близким

неделя

Совместное развлечение в виде Викторины для родителей и детей "Как я знаю свои права"

Улучшение детско-родительских отношений, детей и воспитателей; вовлечение в жизнь группы; Закрепить знания детей и взрослых о правах и обязанностях ребёнка;

создать радостное настроение.

Мероприятие с участием педагогов детского сада, родителей и детей театрализованная постановка " Сказка о дракоше"

Закрепить знания о правах на бесплатное медицинское обслуживание; создать позитивный настрой, развивать доброе отношение к друг другу.

8). Ожидаемые результаты проекта:

- создание системы работы по правовому воспитанию;

- создание условий для обеспечения реализации прав детей;

- знание детей о своих правах и обязанностях и потребность в получении новых знаний;

- умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права;

- умение соблюдать запреты и исполнять обязанности;

- знание прав и обязанностей детей и родителей

- формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

- понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.

- формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.

- активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.

- приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

- наработка дидактического материала, конспектов организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.

- повышение уровня правовой культуры родителей.

- создание системы работы по правовому воспитанию;

- использование правовых моделей поведения в системах ребенок-ребенок, ребенок-взрослый

- умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.

- у детей стали формироваться азы правовой культуры; навыки общения с детьми; чувство уважения к другим людям; развиваться способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

- родители стали более внимательно относиться к своим детям, повысился уровень правовой культуры.

- началось формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.

9). Итоговые мероприятия проекта:

- Совместное развлечение в виде Викторины для родителей и детей "Как я знаю свои права"

- Мероприятие с участием педагогов детского сада, родителей и детей театрализованная постановка " Сказка о дракоше"

9). Конечные продукты проектной деятельности:

- Оформление выставки рисунков ("Мой дом"; "Моя дружная семья")

- Пополнение демонстрационного материала и настольно-печатных игр

- Разработка дидактических игр "Узнай и назови свои права", "Угадай вид отдыха", "Если хочешь быть здоров"

- Презентация "Права ребёнка"

Итоги:

У детей старшего дошкольного возраста качественно повысились представления о правовой культуре. Появилась возможность обобщить и систематизировать знания детей, а также их родителей о правовом мировоззрении. На протяжении проекта можно проследить развитие нравственных представлений,  познавательных способностей у детей и совершенствование способов взаимоотношения с членами семьи. У детей закрепилось  понятие о том, что у каждого человека есть не только права, но и обязанности, а также были сформированы у родителей необходимые знания о Конвенции по правам ребёнка.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности на тему правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы с детьми  дошкольного возраста по теме правового воспитания...

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

.  Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей яв...

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции.Знакомить с конструкциями домов и с разными строительными материалами.Обсудить правила поведения в опасных ситуациях до...

Презентация к докладу на тему: "Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГТ и ФГОС ДО"

На фотографиях презентации представлены игровая, продуктивная, совместная деятельность, НОД, работа с родителями....

Семинар "Гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Цель: Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:1. Создание условий для реализации работы с педагогами, детьми и родителями по изучению прав ребёнка;2. Расширен...