Самообразование педагога старшей группы доу.Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
занимательные факты (старшая группа) на тему
Цель: Повысить свой профессиональный уровень;
систематизировать работу по формированию социально-правовых норм и
правил поведения у детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Воспитатель: Галушкина Юлия Андреевна.
Тема по самообразованию:
«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Образовательная область:«Социально –коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Актуальность темы
Сегодняшние дети - это будущее страны.
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового
образования граждан, обусловленная - среди многих причин - общественные
отношения, поведение людей. Они определяют, что « можно », а что
« нельзя », каким образом можно поступать в той или иной ситуации. В
дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные
интересы ребёнка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли,
доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и
Гражданином собственной страны. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в
атмосфере уважения, и не страдали от негативных последствий, поэтому в
трудных условиях не остаться равнодушным, а помочь ребёнку. Ребёнок
приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и
будущее целиком зависит от родителей, от действий других людей.
Цель: Повысить свой профессиональный уровень;
систематизировать работу по формированию социально-правовых норм и
правил поведения у детей старшего возраста.
Задачи:
- Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения;
- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста;
- содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыков его проявления;
- оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
Этапы проведения работы.
1этап- подготовительный.
Основные понятия правового воспитания
Правовое воспитание дошкольников–это именно тот важный момент, который нельзя упустить. Если детям правильно объяснить то, какие именно поступки являются хорошими, а какие плохими, то можно избежать массы проблем в будущем. Именно в столь юном возрасте у ребенка закладываются столь важные понятия, как любовь к порядку, уважение других людей и т.д.
Правового воспитания – это развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами.
Очень важно чтобы ребенок осознавал, что он имеет право на любовь, внимание и заботу со стороны взрослых. Малыш должен быть защищен от любых видов насилия. Очень важно объяснять ребенку, что такие простые вещи, как нормальный уровень жизни и отдых – это то, на что он имеет право.
Был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребенка.
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся защиты прав детей относятся:
- Декларация прав ребенка (1959);
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального право на:
- воспитание;
- развитие;
- активное участие в жизни общества.
2 этап-основной.
Формы и методы правового воспитания детей.
Формы работы с детьми:
- Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
- Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
Методы работы с детьми:
- Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
- Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:
- Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
- Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
- Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.
Для усвоения правового воспитания информации детям презентуют разные рассказы, книги с рисунками или просто интересные буклеты о том, что такое нарушение прав, как правильно и неправильно поступать. С помощью этого дети сами учатся понимать окружающий мир. Герои из сказок учат детей правильно мыслить и действовать по законам современного общества. Такого рода обучение стимулирует детей поступать как можно лучше.
3 этап-заключительный
Формирование у детей элементарных представлений о правах.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Перспективный план работы с детьми по правовому воспитанию
МЕСЯЦ | РАБОТА С ДЕТЬМИ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | ||
ТЕМА | ЦЕЛЬ | |||
сентябрь | 1. "Что такое право?". 2. "У каждого есть имя" | Познакомить детей с понятием “Право”. Воспитывать уважение к правам человека. Способствовать воспитанию правовой культуры. Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст | Акция «Уроки семьи и семейных ценностей» | |
Октябрь | 1."Семья – семь Я. Право ребенка жить в семье" 2. "В гостях хорошо, а дома лучше". | Углубить представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;совер-шенствовать способы взаимоотношения с членами семьи; развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи. Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги. | Папка – передвижка «Права детей» | |
Ноябрь | 1. "Кто где живет?". 2. "Моя Родина". | Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория. | Анкетирование «Понимаете ли вы своего ребёнка» Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы | |
Декабрь | 1. "Хочу или надо?" 2. "Худо тому, кто добра не делает никому". | Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие. Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора ,плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость. | Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых Консультация для родителей "Понимаем ли мы своих детей" | |
Январь | 1. "Чего в другом не любишь, того и сам не делай". 2. "Секреты вежливости". | Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный.. Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидание, здравствуйте и др. | Консультация «Детская лож за и против» | |
Февраль | 1."Дети и взрослые". 2. "Жизнь дана на добрые дела". | Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота. Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела. | Памятка «Жестокое обращение с детьми» | |
Март | 1. "Как дружить без ссоры". 2. "За свое постаю, а чужое не возьму". | Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться. Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть) | Март-Апрель Собрание «Умеем ли мы решать конфликты с детьми» | |
Апрель | 1. "Труд и отдых". 2. "Грамоте учиться всегда пригодиться". | Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых. Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный. | ||
Май | 1. "Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок". | Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено, смерть, травма. | Анкетирование родителей. |
Чтение художественной литературы, где нарушаются чьи-либо права (просмотр предложенных произведений):
- Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди» - право на неприкосновенность.
- «Заюшкина избушка» - право на жилье.
- «Колобок»-право на жизнь, свободу выбора.
- «Маша и Медведь» - право на свободу выбора.
- «Коза и волк»- не оставлять козлят без присмотра взрослых,право на неприкосновенность чужого жилья.
- “Морозко”
- Ненецкая сказка “Кукушка”
- “Золушка” Ш. Пьеро
- «Бобовое зернышко»
- сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - право на жизнь
Работа по формированию правовой грамотности у ребенка должна включать в себя:
1. Вырабатывание у детей представления об своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях и во внеурочное время (тщательное выполнение заданий, внимание к словам взрослых);
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки); данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей;
4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.
Воспитание и обучение детей правам ребенка носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный процесс целенаправленного воспитания.
Ещё важно воспитать в процессе любой деятельности в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя в жизни, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов.
Использованная литература:
1. Буркацкая А. Поощрение и наказание / Ребенок в детском саду. – 2007г.
2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия / Дошкольное воспитание. – 2008г.
3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. 2005г.
4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – 2008г.
5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка 2002г.
6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.2002г.
7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. 2007г.
8. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ 2006г.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.-2007г.
10.Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-853290-1479499700.jpg)
План по самообразованию педагога. Тема «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/24/picture-423419-1464101438.jpg)
Проект по самообразованию в старшей группе "Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста"
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/11/picture-1115771-1549909521.png)
Краткосрочный проект в средней группе по правовому воспитанию детей дошкольного возраста
Проект представляет собой систему мероприятий, которые:- способствуют социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его ответственного поведения по отношению к другим и себе;- включа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/09/picture-1215275-1581262433.jpg)
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-83257-1571496588.jpg)
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
laquo;ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/07/picture-827131-1475860266.jpg)
Перспективный план работы на неделю с 16.11.2020-20.11.2020. с детьми старшей и подготовительной группы Тема: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение правовой грамотности «Я, ребенок, я имею право!»Задачи: - Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;- ознакомление детей в соответствующей их возрас...