Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ безопасности у детей»
консультация

Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ безопасности у детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ безопасности у детей»

Взглянуть в глаза опасности смело и хладнокровно есть лучший способ оградить себя от неё.

Джон Лаббок

    Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появление человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища, террористическими актами.

    Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

 ● идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников;

 ● разработка превентивных или предупредительных мер;

 ● ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо – на помощь позвать.

    Можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. Рассмотрим их.

Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши).

Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения.

Опасности в природе. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например ураганы, наводнения, сели, экстремальные ситуации, растения, животные, грибы и другие явления и объекты. 

Опасности контактов с незнакомыми людьми. Количество насильственных пре

ступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается.

Подавляющее большинство преступающих закон не посторонние, а хорошо знакомые детям люди. Малыши уязвимы для преступников, более всего рискуют дети, чувствующие себя нелюбимыми. Они являются легкой мишенью.  

   

    Формирование безопасности детей дошкольного возраста определяется одной из приоритетных задач в программах развития и воспитания.  Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образованияи науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах указано, что к концу дошкольного возраста ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения. Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования повлияло на существенные изменения в воспитательно-образовательном процессе деятельности ДОУ. Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях разрабатываются свои общеобразовательные программы, соответствуя ФГОС. Но во многих организациях реализуются большое количество уже существующих вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей, которые, в первую очередь, призывают педагогов дошкольного образования способствовать формированию у детей основ безопасного поведения.

    Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей

безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

    Выделяют несколько методов работы для реализации задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности :

Наглядный. Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;

демонстрационный материал; наблюдение; рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;

Словесный. Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок.

Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение.

Исследование предметов, материалов, способов изготовления.

Практический. Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения.

Моделирование –направлено на прогнозирование и моделирование ситуаций и их разнообразных вариантов и способов решения.

Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо.

Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план – карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, "читать" карту. Например, задания "Составим план – карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками". Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай нож, ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили.

Экспериментирование и опыты. Экспериментирование даёт ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он даёт ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приёмы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п.

Формы работы с детьми.

● В группе необходимо организовать центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, уголок ПДД, литература и наглядный материал для детей.

● Провести с детьми беседу по темам «Осторожно, огнеопасно!» (способствовать запоминанию основной группы пожароопасных объектов, представляющих реальную опасность при самостоятельном использовании детьми).

«Дома опасно – безопасно» (уточнять представления детей обопасных предметах дома, на кухне, в ванной комнате, игровой и т.д.).

«Порядок должен быть везде» (расширять представления детей об опасностях дома, о том, какую беду может принести вещь, лежащая не на своём месте, вспомнить правила обращения с особо опасными предметами (ножницы, ножи, мыло, моющие средства), способствовать развитию внимательности во время игр дома).

«Электроприборы не игрушка» (уточнять знания детей о последствиях игры с электроприборами).

«Лекарства» (формировать представления детей о опасности, которую могут представлять лекарства).

«Шампуни, порошки, гели, чем они могут быть опасны» (расширять представления детей об опасности неправильного использования бытовой химии).

«Открытое окно и балкон – источник опасности» (расширять представления детей о наличии дома мест, представляющих опасность).

● Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;  Е. Хоринский «Спичка-невеличка»; И. Тверабукин «Андрейкино дежурство»; Б. Житков «Пожар в море»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Приключения Буратино»; К. Чуковский «Телефон», «Айболит»; Н. Носов «Телефон». Детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках».

● Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок рисование соединяет с игрой. Р.И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин «игра- рисование», обозначив им такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь.

● Перечень игр. Формировать у детей осторожность и умение предвидеть последствия своих действий, дать понятие о том, что спички ни в коем случае не должны служить игрушкой, пользоваться ими могут только взрослые.

Такие игры, как “Опасность – газ”, “Как возник огонь?”, “Огонь – друг, огонь- враг”, “Отчего происходят пожары”, углубляют и расширяют знания детей о безопасном поведении. Игры «Человеку друг-огонь, только зря его не тронь»,

практическое занятие «Служба «01» всегда на страже» способствуют развитию связной речи, а также формируют навыки самостоятельности и умение принимать решения в опасной ситуации. Игра «Спаси куклу» вырабает умение действовать согласованно, дружно. Игры “Безопасность в быту”, “Опасные предметы дома” воспитывают умения быть внимательными при выполнении заданий.

Закрепляют правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами. Игры «Где работает огонь?», «Безопасность на природе» формируют навыки безопасного поведения в быту, учат адекватным действиям в пожароопасных ситуациях.

Обучая детей правилам безопасного поведения, нельзя забывать о взаимодействии с родителями воспитанников. Так, имеется возможность привлечения родителей к активному участию в таких мероприятиях, как создание совместных рисунков и поделок для выставок, создание совместных рисунков для альбомов;

● организация и проведение дней открытых дверей;

● привлечение к помощи в изготовлении атрибутов для игровой деятельности;

● участие в совместных развлечениях и досугах;

● организация совместных прогулок;

● организация родительских собраний (групповых и общесадовских);

● проведение индивидуальных консультации по запросам родителей;

● оформление стендов и родительских уголков;

● анкетирование родителей;

● организация выставок совместных семейных творческих работ;

● проведение цикла консультаций и подготовка информационных бюллетеней.

● постановка спектакля «Кошкин дом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста".

Консультация для воспитателей на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность».

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать...

Консультация для педагогов по теме: «Формирование основ безопасности у детей раннего возраста».

quot;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребёнка- важнейший труд воспитателя" В.А. Сухомлинский.                      ...

Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».

Консультация для воспитателейпо теме«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»....